Понятие и функции предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции предпринимательства



Понятие и функции предпринимательства

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). В нем говорилось, что под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В данном Законе были наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии им со стороны государства.

В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;

2 ) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;

5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги);

7) в законодательстве сформулированы пути получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер.

Предпринимательству свойственна творчески-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности..

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательскойфирмы и т.д.

Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда помимо имущественных и правовых аспектов всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

Понятие и предмет предпринимательского права

Предпринимательское право— это совокупность правовых норм, регулирующих возникновение и осуществление предпринимательских отношений. Этот термин можно употреблять в трех аспектах: предпринимательское право как комплексная отрасль права, предпринимательское право как наука, предпринимательское право как учебная дисциплина. Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность юридического лица

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.

Юридическое лицо, в отличие от индивидуального предпринимателя, имеет четыре характерных признака.

Первый - организационное единство. Конечно, юридическое лицо может иметь одного учредителя, и структура его может быть очень простой. Но, тем не менее, даже у такого юридического лица должно быть обязательно указание на то, кто (человек или группа людей) является органом юридического лица. Должен быть выделен высший орган, между структурными подразделениями должны быть распределены полномочия. Организационное единство закрепляется в учредительных документах, которые есть у каждого юридического лица - устав или учредительный договор.
Второй признак - имущественная обособленность. Юридическое лицо обязательно должно иметь закрепленное за ним и принадлежащее только ему имущество. Причем это имущество обособлено не только от имущества учредителей или участников, оно обособлено от имущества и других юридических лиц, государства, субъектов федерации и муниципальных образований. Сегодня для многих видов юридических лиц существуют нормы обязательного минимума имущества, которым необходимо обладать в момент создания или регистрации (уставный или складочный капитал). Для закрытых акционерных обществ, унитарных предприятий, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью минимальный размер уставного капитала составляет десять тысяч рублей, для открытых акционерных обществ – сто тысяч рублей. В случае если такой минимум не установлен, учредители несут дополнительно ответственность по долгам юридического лица (хозяйственные товарищества, учреждения).
Третий признак, отличающий юридическое лицо. Юридическое лицо выступает в гражданских правоотношениях от собственного имени, то есть, как заключает сделки, так и выступает истцом и ответчиком в суде и арбитраже от собственного имени. В то же время, филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами, заключают сделки от имени того юридического лица, которое представляют по доверенности, выданной на имя руководителя филиала или представительства.
Четвертый признак - самостоятельная юридическая ответственность, то есть ответственность своим имуществом. По долгам юридического лица взыскание обращается на его имущество. Только в некоторых случаях, и то при невозможности удовлетворить требования за счет имущества юридического лица, можно обратить взыскание на имущество учредителя. Но это только после того, как исчерпаны возможности удовлетворить требования за счет имущества самого юридического лица.
Юридические лица подразделяются на:

Коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в формах

- Хозяйственных товариществ, существующих в формах

- Полного товарищества

-Товарищества на вере

- Хозяйственных обществ, а именно:

- Общества с ограниченной ответственностью

- Общества с дополнительной ответственностью

- Акционерные общества, а именно:

-Открытые акционерные общества

- Закрытые акционерные общества

- Производственных кооперативов

- Унитарных предприятий, подразделяющиеся на:

- Государственные унитарные предприятия

- Муниципальные унитарные предприятия

· Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К числу некоммерческих организаций относятся: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации (объединения); учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); благотворительные и иные

фонды; другие формы, предусмотренные федеральными законами.

Юридические лица могут обладать общей или специальной правоспособностью. Наличие общей правоспособности позволяет им заниматься любой деятельностью, не противоречащей закону, приобретая в связи с ней

любые гражданские права и возлагая на себя любые гражданские обязанности. Специальная правоспособность предполагает, что юридическое лицо может приобретать права и принимать обязанности, соответствующие цели

его создания и лишь в пределах, указанных в его учредительных документах.

Для подавляющего большинства коммерческих организаций предусмотрена общая правоспособность, Исключение составляют лишь унитарные государственные и муниципальные предприятия, а также казенные предприятия,

которые выступают в гражданском обороте на основе специальной правоспособности.

Ограничение правоспособности юридических лиц может иметь место независимо от наличия у них общей или специальной правоспособности. Речь идет о таких юридических лицах, которые функционируют в сфере, требующей выдачи специального разрешения (лицензии) на ведение избранной деятельности.

Признаки ответственности.

1. Применение мер ответственности всегда носит принудительный характер

2. Выражается в основном в установленных государством нормах права.

3. Всегда сопровождается применением санкций имущественного характера в виде возложения на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), возмещения вреда и т. п. Возможно также применение мер ответственности в виде ограничения или лишения иных прав. К таким мерам ответственности относятся:

1. Ликвидация юридического лица по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

2. Реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 ГК РФ).

3. Приостановление действия лицензии.

4. Аннулирование лицензии по решению суда.

5. Применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок (ст. 171 УК РФ).

6. Ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность.

Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда. Гражданская ответственность является имущественной, носит компенсационный характер, так как главной целью ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает из внедоговорных отношений. Она устанавливается соответствующими нормами права, а также является договорной, вытекающей из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны, гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Солидарная обязанность (ответственность), или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Субсидиарной ответственностью является дополнительная ответственность лиц (сторон), которые наряду с должником отвечают перед кредиторами за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором. Смешанной ответственностью является ответственность, возникающая при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон.

Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины. Применяют следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф.

Уголовная ответственность - это (в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ) один из видов юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.

 

Понятие филиала дано в ст. 55 ГК РФ: филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

· микропредприятия — 60 млн рублей;

· малые предприятия — 400 млн рублей;

средние предприятия — 1000 млн. рублей. 19. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может осуществляться в виде:

1) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

2) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;

3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

2) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, может осуществляться в виде:

1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;

3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;

4) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Убытки - это денежное выражение имущественного вреда, причиненного должником кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства. ГК РФ говорит о двух видах убытков - реальном ущербе и упущенной выгоде (ст. 15 ГК РФ).

Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, денежная оценка утраченного или поврежденного должником имущества. Например, в результате длительной просрочки перевозчиком доставки скоропортящегося груза - молочных продуктов они стали непригодны для потребления, их удалось продать на откорм скота. Реальный ущерб грузополучателя составила сумма в виде разницы между стоимостью товара, оплаченного за него продавцу, и ценой, полученной за него в результате передачи на откорм скота. Перевозчик обязан возместить грузополучателю убытки в размере суммы, на которую понизилась стоимость продуктов (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено должником. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ). Например, покупатель отказался от исполнения договора: телеграммой известил продавца, что у него отсутствуют холодильные камеры для хранения цитрусовых. В связи с этим продавец был вынужден искать другого покупателя, которому товар продал, но по более низкой цене. Продавец потребовал от покупателя возместить убытки в виде упущенной выгоды - разницы в ценах, возникших в связи с односторонним отказом покупателя от исполнения обязательства.

Нарушение обязательств в сфере предпринимательства нередко влечет за собой не только возмещение должником причиненных убытков, но и уплату неустойки, установленной законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Штраф — это однократно взыскиваемая неустойка, определяемая в твердой денежной сумме либо в процентном отношении к определенной величине. Пеня — это неустойка, взыскиваемая нарастающим итогом по периодам просрочки исполнения обязательства, например при просрочке возврата кредита, несвоевременном внесении арендных платежей

Неустойка взыскивается с должника независимо от того, возникли ли у кредитора убытки из-за действий должника. Кредитор при предъявлении им требования к должнику о взыскании неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 2 ст. 330 ГК РФ). Неустойка, например, за просрочку исполнения обязательства взыскивается за сам факт нарушения обязательства. Сейчас установление неустойки - в основном дело самих сторон по договору, если ими неустойка, например, за просрочку поставки в договоре не будет предусмотрена, не наступит и ответственность в виде взыскания неустойки.

Если неустойка предусмотрена законом, она взыскивается, если даже в договоре не упоминается. ГК РФ говорит о единственном виде такой неустойки - процентах, взимаемых при неисполнении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).

Существуют определенные правила, определяющие соотношение неустойки и убытков. Если неустойка предусмотрена в договоре, то она является зачетной: убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи:

- когда допускается только взыскание неустойки, но не убытков (исключительная неустойка). Если стороны заинтересованы в установлении исключительной неустойки, это надо отразить в тексте договора словами;

- когда убытки могут быть взысканы сверх неустойки (штрафная неустойка).;

- когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

В зависимости от размера ответственности она может быть полной и ограниченной. Ответственность является полной, если с должника могут быть взысканы все убытки - реальный ущерб и упущенная выгода. Законом или договором может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ст. 400 ГК РФ). Ограниченной в силу закона является, например, ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

В заключаемом договоре (поставки, подряда, об оказании услуг) стороны могут предусмотреть право взыскать в случае нарушения договора только реальный ущерб (упущенная выгода не взыскивается), только неустойку (исключительная неустойка), но не убытки. Соответственно в таких случаях наступает ограниченная ответственность должника. Можно вообще отказаться от применения имущественных санкций (ответственности), определив такое условие в договоре, если на этот счет нет запрета в законе.

Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то можно указать на три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций.

Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

Формы государственного регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности,

а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития.

Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот, государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности, государственная поддержка, защита субъектов предпринимательской деятельности

Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.06 с.)