Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III роль государства в мирохозяйственных связяхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 14 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Цели регулирования ВЭД
Либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России создала условия для выхода на внешние рынки большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные внешнеэкономические операции. ВЭД реализуется в следующих основных формах: внешняя торговля, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество, совместное предпринимательство на территории страны и за рубежом, привлечение иностранной рабочей силы и капитала, участие в работе международных организаций и объединений. Интенсивность ВЭД, ее структура, географическая направленность в значительной степени зависят от методов государственного регулирования, в том числе и от национальных правовых режимов в этой области. В условиях рыночной экономики меняется характер воздействия государства на ВЭД — происходит переход от непосредственного управления ею путем централизованного, жесткого планирования и директивных указаний сверху к методам индикативного (не обязательного для исполнителей) государственного регулирования, использования по преимуществу косвенных рычагов воздействия и установления "правил игры" для участников ВЭД. На практике на разных этапах реформирования российской экономики часто в силу сложившихся обстоятельств использовались отдельные, между собой не увязанные инструменты регулирования ВЭД, разрозненные элементы тарифных и нетарифных мер. Цели государственного регулирования ВЭД в России — защита ее экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение.условий эффективной интеграции страны в мировую экономику. Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (1995 г.) определено, что в этой области именно государством должны решаться следующие задачи:
• формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики страны; • обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов государства в целом, а также экономических интересов субъектов РФ и российских лиц; • государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; • установление на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и(или) безвредности для человека ввозимых товаров и правил контроля за ними; • определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения и т. п.; • определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ и др.; • определение порядка вывоза и ввоза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них; • установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории РФ; • предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам; • формирование и использование официальных золотовалютных резервов государства; разработка платежного баланса РФ; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства РФ; • установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом; • заключение международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей; • создание и функционирование торговых представительств РФ за рубежом.
Органы регулирования ВЭД. В России сложилась система государственного регулирования ВЭД, охватывающая все иерархические уровни управления — федеральный и региональный. На федеральном уровне высшим органом, осуществляющим регулирование ВЭД, является Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), которое вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России. В регулировании ВЭД России принимают участие Министерство внешних экономических связей (МВЭС), Минэкономразвития, Государственный таможенный комитет (ГТК), Центральный банк РФ и другие органы исполнительной власти. Так, например, на МВЭС возложены следующие функции: выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами России; разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; осуществление контроля за соблюдением всеми участниками ВЭД законов и условий международных договоров; сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; координация и согласование ВЭД с Минэкономразвития, Министерством иностранных дел, Центральным банком, Минфином и др.; осуществление нетарифного регулирования ВЭД. Государственные органы осуществляют и оперативное регулирование ВЭД. Например, Правительство РФ, МВЭС, ГТК могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями. Центральный банк проводит все виды валютных операций, разрабатывает условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс рубля по отношению к валютам других стран, издает нормативные акты, выдает лицензии банкам на валютные операции. В отраслевом разрезе государственное регулирование ВЭД осуществляется соответствующими федеральными министерствами, которые определяют экономические интересы государства в той или иной области, занимаются вопросами освоения российскими компаниями мирового рынка, а также межправительственного сотрудничества. Специальные подразделения в составе министерств ориентированы на привлечение инвестиций в Россию и сопровождение инвестиционных проектов. В условиях экономической реформы центр тяжести регулирования ВЭД переносится на региональный уровень. В пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и другими законодательными актами (например, Законом РФ 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), каждая из ветвей региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная) контролирует деятельность участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории региона, и управляет ими. Наибольшее значение в оперативном управлении ВЭД на уровне региона имеют администрация региона и ее структурные подразделения, созданные для этого. Департамент (или управление) внешнеэкономических связей при администрации региона призван содействовать интеграции производственного, финансового, интеллектуального потенциалов территории, а также ресурсов и возможностей предприятий в^сферу международной кооперации, обеспечивать защиту интересов и эффективность иностранных инвестиций на территории региона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.011 с.) |