Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура российского бизнеса

Поиск

Каждое государство в зависимости от национальных особенностей экономики, производственных градаций, отраслевой культуры устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В нашей стране, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих.
Средними предприятиями согласно критерию занятых в производстве можно считать предприятия, в которых заняты от 100 до 2000 работников, а крупными являются предприятия, насчитывающие свыше 2000 работников. Выделение таких критериев связано с тем, что плановое ведение экономики в советский период тяготело к укрупнению предприятий. Поэтому к началу рыночных преобразований экономики национальное хозяйство России было представлено, в основном, монопольным сектором в большинстве отраслей экономики. Помимо существования естественных монополий, существовали монополии, возникшие на основе государственного решения.
Крупный бизнес в России представлен предприятиями-монополистами или крупными олигополистическими предприятиями. Наиболее привилегированное положение на рынке занимают естественные монополии, которые существуют в добывающих отраслях. Эти предприятия могут формировать свои прибыли, воздействуя на уровень цен, т. к. спрос на ресурсы (в основном, это энергоносители) является неэластичным. В условиях крупного машинного производства доля механизированного труда достаточно велика, поэтому производящие предприятия вынуждены использовать различные источники энергии для совершения процесса производства (работа станков, освещение, перевозки ресурсов и готовой продукции). Монопольно высокие цены на сырье и энергоносители делают деятельность предприятий не слишком выгодной, а иногда и убыточной. Это связано с удорожанием их продукции, а низкий уровень доходов населения приводит к низкой покупательной способности населения, поэтому объемы промышленного производства ограничены из-за ограничения спроса. В результате получается ситуация, при которой наиболее успешно на рынке могут существовать предприятия, производящие промежуточный продукт, востребованный не населением, а производителями конечной продукции. Значительную долю потребительского сектора обслуживают предприятия, относящиеся к среднему бизнесу. Эти предприятия, производящие предметы личного потребления, рассредоточены по регионам и не являются крупными предприятиями, скорее это средние предприятия. Их рынок территориально ограничен. В советский период они обслуживали отдельный регион, поэтому экономические связи с другими регионами, как потенциальными рынками сбыта их продукции, весьма ограничены.
Кроме того, такие предприятия являлись градообразующими малых периферийных городов. Повышение издержек, а затем и цен, приводит к сокращению объемов производства. Следствием сокращения производства является высвобождение части работающих на предприятии и их обнищание, что еще больше ухудшает и так низкую покупательную способность населения. Таким образом, средние предприятия оказываются в худших экономических условиях по сравнению с монополистами. Для сохранения устаревающих производственных мощностей они вынуждены перепрофилировать свое производство, иногда даже выходя из отрасли. Выживание средних предприятий в России в значительной степени зависит от государственной политики в отношении этих предприятий. Целесообразность их существования связана с тем, что не все виды бизнеса экономически выгодно осуществлять в условиях крупного производства или на основе малого предпринимательства. Государственная политика по обновлению материально-технической базы таких предприятий могла бы дать им возможность занять свою нишу в структуре российской экономики.
На базе стагнации средних предприятий развивается малое предпринимательство. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Малые предприятия при сравнительном насыщении рынка находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, а не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это инновационная деятельность, освоение новой технологии, новых видов изделий.
Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости лежит на малых предприятиях.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением значительной доли ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий такие предприятия дают значительную отдачу.

43. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной
конкуренции. Стратегия развития фирмы.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

 

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

· однородность и делимость продаваемой продукции;

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

· высокая мобильность факторов производства;

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

· наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

· стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

· отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.

 

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

 

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

 

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

 

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

 

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

· значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

· неоднородность продукта;

· наличие барьеров для входа в отрасль;

· несовершенство информации;

· участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

· производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

· присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.009 с.)