Финансовая система страны. Государственный бюджет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система страны. Государственный бюджет.



Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов в условиях рыночной экономики выполняется в процессе распределения общественного продукта и удовлетворения личных и общественных потребностей через образование и использование фондов денежных ресурсов субъектов хозяйствования, государства и населения.

Контрольная функция появляется в том, что движение денежных средств количественно отображается различными финансовыми показателями, которые показывают, как распределяются и используются финансовые ресурсы. Это позволяет контролировать процесс создания, перераспределения и эффективного использования денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, а финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Финансовая система − это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений (рис.?).

Рисунок? −

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма.

Принцип демократического централизма характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики.

Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. Чаще всего государственный бюджет определяют как финансовый документ, который представляет собой смету (роспись) доходов и расходов государства.

Сущность госбюджета проявляется в выполняемых им функциях:

1. Распределительная. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

2. Контрольная. Движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.

3. Регулирующая. Изменение доходов и расходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходы госбюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой:

· налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) — 75-85%;

· неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли — 5-8%; взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы — 10-12%.

Расходы бюджета – это процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах различных уровней.

Структура расходов государственного бюджета в странах с рыночной экономикой следующая:

· затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей 40-50%;

· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ — 10-20 %;

· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам —10-20%;

· административно—управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиции и пр.) — 5-10%;

· платежи по государственному долгу — до 7-8%.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Если расходы государственного бюджета превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – сумма, на которую ежегодные государственные расходы бюджета в данном финансовом периоде превышают его доходы.

Он может быть вызван различными причинами:

- необходимостью проведения государственных программ развития экономики;

- экономическими кризисами;

- стихийными бедствиями;

- милитаризацией экономики;

- войнами и др.

В зависимости от пpичины образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты.

Структурный бюджетный дефицит образуется, если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ.

Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит в основном за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.д. Равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета называется с еквестрирование м.

Реальный дефицит может превышать структурный (например, в связи со спадом в экономике, завышенными расходами на социальные программы, возросшими затратами на оборону). Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом государственного бюджета.

В настоящее время в большинстве развитых стран существует бюджетный дефицит. Считается, что финансовое положение страны является нормальным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

Государственный долг – это общая сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг состоит из суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков на определенную дату.

В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг − это долг государства своему населению, предприятиям и организациям.

Внешний долг − это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным 6анкам, правительственным институтам, иностранным гражданам.

Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Он является важным инструментом макроэкономического регулирования. Государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее — на экономику в целом. К функциям управления государственным долгом относят определение условий выпуска новых займов, т.е. размера выпуска, срока, курса облигаций, ставки процента.

Современные экономисты считают, что умеренный внутренний долг − явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования(продажа новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций; дополнительное налогообложение, увеличение денежной массы в обращении для оплаты суммы долга с процентами).

Однако рост государственного долга вызывает отрицательные тенденции. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как держателями ценных бумаг являются наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения.

Относительными показателями оценки государственного долга являются:

1. Соотношение ВВП и государственного долга. При увеличении долга над ВВП более чем в 2,5 раза стране сложно решать свои проблемы, и все ее усилия будут направлены только на погашение долга.

2. Сравнение с поступлениями от внешнеторговой деятельности. Она приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20 - 30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится проблематично.

Практика свидетельствует о том, что в современных экономических условиях оценка госдолга с помощью показателя “Госдолг/ВВП” является слишком упрощенной и не отражает реального положения дел в мировой экономике в условиях ее глобализации. Например, согласно рейтингу стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 года, наиболее высоким уровнем долговой нагрузки характеризуются следующие страны (см. таблицу?).Подобная ситуация обусловлена тем, что с позиции участников финансовых рынков важен не только коэффициент Долг/ВВП, но и качество его обслуживания, а также темпы роста и структурные особенности рассматриваемых экономик.

Таблица?‒ Страны, характеризующиеся наиболее высоким уровнем долговой нагрузки по итогам 2011 года по показателю Долг/ВВП

 

Место в рейтинге Страна Долг/ВВП, в %
  Япония 229,8
  Греция 160,8
  Сент—Китс и Невис 153,4
  Ямайка 139,0
  Ливан 136,2
  Эритрея 133,8
  Италия 120,1
  Барбадос 117,3
  Португалия 106,8
  Ирландия 105,0
  Соединенные Штаты 102,9
  Сингапур 100,8
  Исландия 99,2
  Бельгия 98,5
  Мавритания 92,4
  Кот—д`Ивуар 90,5
  Ирак 86,9
  Гренада 86,6
  Франция 86,3
  Канада 85,0

http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg2012.pdf — официальный сайт Рекламно—информационного агентства «Новости»

В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливается лимит его абсолютной величины, во Франции и Великобритании — лимит прироста за год.

Налоги и их виды

Основным источником пополнения доходов государства служат налоги.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства.

Налоги в рыночной экономике выполняют следующие функции:

ü фискальную (распределительную),

ü регулирующую,

ü социальную.

Фискальная функция проявляется в том, что налоги обеспечивают поступление в государственную казну средств, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и финансирование государственных расходов.

Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот, с помощью которых государство влияет на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности, расширяет или сокращает совокупный спрос населения.

Социальная функция налогов реализуется посредством дифференцированного налогообложения, которое способствует сглаживанию неравенства между доходами различных социальных групп населения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах.

Налоговая система – законодательно закреплённая совокупность налогов, принципов построения и способов взимания налогов.

В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы налогообложения:

- всеобщность: охват налогами всех субъектов хозяйствования;

- равнонапряженность: нейтральностьпо отношению ко всем плательщикам и зависимость уровня налоговой ставки от уровня доходов (реализуется через дифференцированные налоговые ставки);

- простота и доступность: плательщикам должны быть заранее известны способ и время взимания налогов;

- однократность: недопущение двойного налогообложения объекта;

- гибкость: через систему льгот создание предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

- стабильность: устойчивость нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

- обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательныхактах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налоговой системы:

субъект налогообложения (или налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность оплачивать налог;

носитель налога лицо, которое фактически уплачивает налог.Часто субъект и носитель налога не совпадают. Иногда налог фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.).

объект налогообложения — доход или имущество, с которого начисляется налог. Это может быть заработная плата, прибыль, доходы от недвижимости и т.д.

ставка налога — величина налога на единицу обложенияобъекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения);

источник налога — это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента).

единица обложения единица измерения объекта налога (рубли, метры, тонны и пр.).

На практике используется несколько подходов к классификации налогов.

По принципу построения выделяют:

- пропорциональные налоги – ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода. К ним относят, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц;

- регрессивные налоги – ставки уменьшаются по мере роста дохода плательщика. Они используются для стимулирования роста объема крупных покупок. Например, по мере роста расходов на покупку определенных товаров снижаются акцизные сборы;

- прогрессивные налоги – ставки которых возратают по мере увеличения дохода и уменьшаются при его уменьшении. В этом случае обладатели больших доходов уплачивают большие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги это платежи, взимаемые непосредственно с субъектов налога и выплачиваемые с их дохода.Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты,наследство и пр.

К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность, подоходный налог с физических лиц.

Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены, и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги – это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги.

По сфере распространения выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти, их взимание является обязательным на всей территории страны, независимо от того, в какой бюджет (государственный или местный) они зачисляются. В Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят подоходный налог с граждан, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, экологический налог и др.

Местные налоги поступают в распоряжение региональных органов власти. В нашей стране существуют следующие местные налоги: налог на право торговой деятельности, на рекламу, на продажу алкогольных напитков, сбор за пользование автостоянками и др.

По источникам средств для выплаты налогов различаются: платежи из прибыли (налог на прибыль, таможенные пошлины); платежи, включаемые в издержки (налог на имущество, экологический налог);платежи, входящие в цену товара сверх издержек и прибыли (акцизы, НДС).

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис.?) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Рисунок?. Кривая Лаффера

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.046 с.)