Особенности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь



На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003 г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990 г. В связи с этим в 2004 г. имел место профицит госбюджета.

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси направлена на обеспечение устойчивости и бездефицитности бюджетов всех уровней.Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволяет выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики и банковскую систему.Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.

По итогам 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 189,2 трлн. руб. И увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 1,3%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 % (в 2012 году – 29,8 %).

Расходы консолидированного бюджета в 2013 году профинансированы в сумме 187,8 трлн. руб., что на 2,3% выше уровня 2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п.,составив 29,5% ВВП. Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Консолидированный бюджет в 2013 году исполнен с профицитом вразмере 1,5 трлн. руб., или 0,2% ВВП (в 2012 году – 0,5% ВВП), что вопределенной мере было обусловленонеобходимостью сдерживаниябюджетных расходов с целью сниженияинфляционных процессов.

За время существования Республики Беларусь ее денежно-кредитная политика прошла несколько эволюционных этапов, для каждого из которых были характерны свои проблемы, встававшие перед национальной экономикой и свои особенности решения данных проблем.

В первой половине 1990-х гг. национальная денежно-кредитная система проходила стадию формирования. Появились такие признаки суверенного государства, как белорусский рубль и национальная денежно-кредитная политика. Кризисные явления, характерные для экономики того периода, в денежной сфере выражались высокими темпами инфляции и нестабильностью денежного обращения. Кредитные ресурсы были относительно дешевыми, так как уровень ставки банковского процента был ниже уровня инфляции.

С середины 1990-х гг. процесс денежного обращения был упорядочен, а денежно-кредитная политика ужесточена. Темпы инфляции снизились, однако оставались все еще очень высокими по сравнению с показателями стран со стабильно функционирующими экономиками, в результате чего государство вынуждено было неоднократно реформировать денежную систему (проводить деноминацию денег, выпускать наличные денежные единицы новых образцов и т.д.). Курс белорусского рубля по отношению к другим валютам административно регулировался государством. Вплоть до конца десятилетия денежно-кредитную политику Беларуси можно было охарактеризовать как ярко выраженную стимулирующую.

С 2000 г. денежно-кредитная политика была вновь ужесточена, в результате чего уровень инфляции начал снижаться (вплоть до однозначной цифры в 2007 г.), а реальная ставка ссудного процента (за вычетом уровня инфляции) стала положительной. С данного периода и вплоть до настоящего времени официальными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются: создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; повышение надежности и безопасности функционирования платежной системы. Современная политика может быть охарактеризована как умеренно жесткая.

В 2014 году приоритетом процентной политики оставалось поддержание положительного уровня в реальном выражении процентныхставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранностьсбережений в национальной валюте. Ставка рефинансирования поддерживается на уровне,необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментомрегулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основойдля установления процентных ставок по операциям предоставленияликвидности банкам. Операции Национального банка обеспечат приближение процентнойставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставкирефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками попостоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты пофиксированной ставке). Национальный банк продолжит регулировать ликвидность вбанковской системе посредством использования стандартныхинструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы исвоевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условияпредоставления денежных средств банкам. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходяиз спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резкихколебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме. Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся на 0,2–0,5 млрд. долларов США.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.006 с.)