Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России.



Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России.

 

 

Студент: Никифорова Е.В.

Группа: 1073-02

Шифр:13107018

Преподаватель: Павлова Н.И.

 

Псков

Содержание

Введение. 3

1. Государственный долг. 5

1.1 Понятие государственного долга. 5

1.2 Внутренний государственный долг и его сущность. 7

2. Структура и перспективы развития внутреннего долга России. 11

2.1 Структура внутреннего долга РФ. 11

2.2 Перспективы развития внутреннего долга РФ. 16

3. Внутренняя долговая политика. 23

3.1 Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 28

 

 

 

Введение

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Основными целями данной работы являются:

1. Раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ.

2. Рассмотрениеструктуры и перспективы развития внутреннего долга России.

3. Рассмотрениеосновных принципов и направлений внутренней долговой политики в РФ.

 

Государственный долг.

Структура и перспективы развития внутреннего долга России.

Таблица 2.1

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012 - 2015 гг., млрд. руб.

Показатель        
Дефицит федерального бюджета -68,1 -521,4 -143,6 -10,8
Государственные заимствования, в т.ч.: 842,1 606,5 563,4 414,4
привлечение 1 519,90 1 448,80 1 079,30 1 356,40
погашение -677,8 -842,3 -515,9 -942
Государственные внутренние заимствования, в т.ч.: 709,8 448,6 398,5 306,5
привлечение 1 310,20 1 213,20 842,2 1 114,80
погашение -600,4 -764,6 -443,7 -808,3
Государственные внешние заимствования, в т.ч.: 132,3 157,9 164,9 107,9
привлечение 209,7 235,6 237,1 241,6
погашение -77,4 -77,7 -72,3 -133,7
Использование Резервного фонда -830,3 -373,4 -596,3 -818,6
Использование Фонда национального благосостояния 7,5 5,7 7,5 8,9
Приватизация   427,7 330,8 595,1
Исполнение государственных гарантий РФ -109,9 -58,3 -89,6 -160
Прочее -141,3 -86,7 -72,1 -29

 

В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт». В такой ситуации Резервный фонд позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета. В этой связи до 2015 г. планируется продолжить пополнение Резервного фонда за счет нефтегазовых доходов. Предполагается, что на конец 2014 г. и 2015 г. объем Резервного фонда составит 5,2% ВВП и 5,7% ВВП.

По состоянию на 1 октября 2015 г. внутренний государственный долг РФ, выраженный в ценных бумагах, составил около 5 трлн. руб. (см. табл.2)

 

 

Таблица 2.2

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств (на 1 октября 2015 г.), млрд. руб.

В отличие от большинства развитых стран Россия характеризуется низкими показателями государственного долга. Поэтому небольшой государственный долг Российской Федерации, относительно развитых стран, позволяет проводить политику постепенного увеличения объема государственных займов, не боясь за сохранность долговой устойчивости.

Уточнение правил размещения временно свободных средств на едином казначейском счете Федерального казначейства.

В целях совершенствования правил размещения временно свободных средств на едином казначейском счете Федерального казначейства в 2013 году планируется начать осуществлять операции по покупке (продаже) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями.

Переход к операциям покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО необходим для обеспечения безусловной сохранности размещаемых средств, а также для расширения круга кредитных организаций, имеющих доступ к такому постоянному финансовому ресурсу, как временно свободные остатки средства федерального бюджета.

В целях совершенствования правил размещения временно свободных средств на едином казначейском счете Федерального казначейства в 2013 году планируется внедрение механизма размещения указанных средств по сделкам «овернайт».

Механизм размещения средств по сделкам «овернайт» предусматривает предоставление Федеральным казначейством кредитов в конце рабочего дня на срок не более одного календарного дня.

В среднесрочной перспективе государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма оказания государственной гарантийной поддержки.

На долговую политику государства в предстоящем периоде будет оказывать влияние введение «бюджетного правила», ограничивающего расчетный дефицит федерального бюджета одним процентом ВВП. Это правило, с одной стороны, ограничит вероятность резкого увеличения потребности в долговом финансировании и существенного роста государственного долга. С другой стороны, оно не накладывает ограничения на объем заимствований, что даст возможность занимать больше 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре.

В ближайшие три года планируется использовать эту возможность, занимая в объемах, заметно превышающих бюджетный дефицит. Это позволит накапливать средства в Резервном фонде, реализуя таким образом стратегию «занимай и сберегай». В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике долговой рынок может быть фактически «закрыт». В такой ситуации средства Резервного фонда позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета.

После достижения объема Резервного фонда, установленного Бюджетным кодексом, целесообразно продолжить реализацию стратегии «занимай и сберегай», накапливая средства в Фонде национального благосостояния в целях увеличения резерва для долгосрочной финансовой поддержки национальной пенсионной системы и осуществления антикризисных мер.

Показатели государственного долга Российской Федерации являются весьма низкими и выгодно отличают ее от значительного большинства стран. Вместе с тем, в случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения государственных расходов и заимствований.

В среднесрочной перспективе внутренний рынок капитала сохранит возлагаемую на него роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета. Планируется, что совокупное ежегодное привлечение сохранится на весьма высоком для рынка уровне – в среднем более 1,0 трлн. рублей. Таким образом, преобладающая часть государственных заимствований будет обеспечена за счет внутренних займов, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга Российской Федерации существенно не изменится и составит в среднем 75%, объем ежегодного привлечения средств на внешних рынках капитала составит 7 млрд. долл. США.

Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует дальнейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.

 

Таблица 3.1.

Заключение

Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.

Рынок внутреннего долга в переходный период прошел различные этапы, в процессе развития которых наблюдались как позитивные, так и негативные черты, обусловленные макроэкономическим развитием, постановкой и решением стратегических задач, равно как и текущим управлением рынка федеральных облигаций. В данном контексте систематизация опыта развития рынка внутреннего долга может способствовать дальнейшей эволюции данного финансового сегмента на принципиально иной основе - с учетом позитивных и негативных факторов переходного развития, а также формированию принципиально иной политики управления рынком федеральных облигаций, целью, которой выступает максимальное содействие экономическому росту, финансовой стабильности и всестороннему развитию прочих сегментов национального финансового рынка.

Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах - достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характеристики на современном этапе развития российской экономики.

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", base.consultant.ru.

3. Вавилов А.Б. "Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления: Монография, Изд. Городец 2003 г. - 400 с.

4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", base.consultant.ru/

5. Алехин Б.И. "Государственный долг" учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с.

6. Алексеева И.А. "Ценные бумаги" Ч.3. Облигации: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - 170 с.

7. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. Логос, 2007. - 127 с.

8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, www.minfin.ru.

9. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. www.cbr.ru.

10.Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 527 с.

11.Финансы: Учебник для бакалавров/ Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В.-М.: Юрайт, 2013.-599 с.

12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Ковалева В.В. – 2-е изд., перер. и доп. М.: ПРОСПЕКТ, 2008.- 502 с

13. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, www.consultant.ru.

14. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2016 годы, www. nacles.ru.

 

Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России.

 

 

Студент: Никифорова Е.В.

Группа: 1073-02

Шифр:13107018

Преподаватель: Павлова Н.И.

 

Псков

Содержание

Введение. 3

1. Государственный долг. 5

1.1 Понятие государственного долга. 5

1.2 Внутренний государственный долг и его сущность. 7

2. Структура и перспективы развития внутреннего долга России. 11

2.1 Структура внутреннего долга РФ. 11

2.2 Перспективы развития внутреннего долга РФ. 16

3. Внутренняя долговая политика. 23

3.1 Основные принципы и направления внутренней долговой политики в РФ. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 28

 

 

 

Введение

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Основными целями данной работы являются:

1. Раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ.

2. Рассмотрениеструктуры и перспективы развития внутреннего долга России.

3. Рассмотрениеосновных принципов и направлений внутренней долговой политики в РФ.

 

Государственный долг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.06 с.)