Функции банковского капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции банковского капитала



Выделяют три основные функции банковского капитала: защитную,

оперативную и регулирующую4.

Защитная функция означает возможность выплаты компенсации

вкладчикам в случае ликвидации банка, а также сохранение платежеспо-

собности путем создания резерва на активы, позволяющие банку функцио-

нировать, несмотря на угрозу появления убытков. При этом, однако, пред-

полагается, что большая часть убытков покрывается не за счет капитала, а

за счет текущих доходов банка. Банк считается платежеспособным, пока

остается нетронутым акционерный капитал, т.е. пока стоимость активов не

меньше суммы обязательств (за вычетом необеспеченных), выпущенных

банком, и его акционерного капитала.

Капитал играет роль своеобразной защитной подушки и позволяет

банку продолжать операции в случае возникновения крупных непредви-

денных потерь или расходов. Для финансирования подобных затрат суще-

4 Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. – М.: КНОРУС, 2010.

– С. 206-209

ствуют различные резервные фонды, включаемые в собственный капитал,

а при массовых неплатежах клиентов по ссудам для покрытия убытков

требуется использовать часть акционерного капитала.

Оперативная функция банковского капитала имеет второстепенное

значение по сравнению с защитной. Она включает ассигнование собствен-

ных средств на приобретение земли, зданий, оборудования, а также созда-

ние финансового резерва на случай непредвиденных убытков. Этот источ-

ник финансовых ресурсов незаменим как на начальных этапах деятельно-

сти банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов,

так и на последующих этапах развития банка – часть этих средств вклады-

вается в долгосрочные активы, в создание различных фондов.

Выполнение регулирующей функции капитала связано с особой заин-

тересованностью общества в успешном функционировании банков. С по-

мощью показателя капитала банка государственные органы осуществляют

оценку и контроль деятельности банков. Экономические нормативы, уста-

новленные ЦБ РФ, в основном базируются на размере собственного капи-

тала банка. К регулирующей функции относят и использование капитала с

целью ограничения ссудных и инвестиционных операций.

Многие специалисты, признавая, что главной целью банковского ка-

питала является снижение риска, делают акцент на следующих функциях:

- капитал служит буфером, позволяющим справится с убытками и

сохранить платежеспособность;

- капитал обеспечивает доступ к рынкам финансовых ресурсов и за-

щищает банки от проблем ликвидности (адекватный банковский

капитал дает возможность уменьшить операционные проблемы,

обеспечивая свободный доступ к финансовым рынкам, позволяет

банку делать займы из традиционных источников по обычным

ставкам);

- капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кре-

диторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно

велик для обеспечения уверенности заемщиков в том, что __________банк

способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если

экономика переживает спад;

- капитал ограничивает риск (сдерживает рост и уменьшает риск ог-

раничением новых активов, которые банк может приобрести через

финансирование с помощью задолженности. Эта функция тесно

связана с устанавливаемым нормативом капитала к активам. По-

этому, если банки решают увеличить размер ссуд или приобрести

другие активы, они должны поддерживать рост акционерного ка-

питала. Это предупреждает спекулятивный рост активов, посколь-

ку банки всегда должны оставаться в пределах своих возможностей

успешного управления активами.).

Названные функции банковского капитала показывают, что собст-

венный капитал – основа коммерческой деятельности банка. Он обеспечи-

вает его самостоятельность и гарантирует его финансовую устойчивость,

являясь источником сглаживания негативных последствий различных рис-

ков, которые несет банк.

В российской практике при разработке нормативных документов

Банком России по оценке достаточности капитала были приняты во вни-

мание рекомендации Базельского комитета с учетом последующих попра-

вок. В настоящее время основными нормативными документами, опреде-

ляющими порядок расчета норматива достаточности капитала для кредит-

ных организаций, расположенных на территории РФ, являются Положение

ЦБ РФ «О методике определения собственных средств (капитала) кредит-

ных организаций» от 10.02.2003 г. № 215-П, Инструкция ЦБ РФ от

16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

В Положении № 215-П определен порядок расчета абсолютной вели-

чины собственного капитала, его распределение на основной и дополни-

тельный в соответствии с рекомендациями Базельского комитета. Инст-

рукцией № 110-И установлены минимально допустимые числовые значе-

ния норматива достаточности собственного капитала в зависимости от его

размера и порядок взвешивания активов по степени риска.

Расчет норматива достаточности капитала проводится в следующей

последовательности:

1) определяется абсолютная величина капитала;

2) исчисляется величина кредитного риска по активам, отраженным

на балансовых счетах (активы взвешиваются по степени риска);

3) определяется величина кредитного риска по условным обязатель-

ствам кредитного характера;

4) исчисляется величина кредитного риска по срочным сделкам;

5) исчисляется величина операционного риска;

6) исчисляется величина рыночного риска.

Норматив достаточности капитала (Н1) рассчитывается по следую-

щей формуле:

К

Н1 = ---------------------------------------------------------------------------------------------- * 100%

SUM Kpi (Ai – Pкi) + код 8957 + код 8807 + КРВ + КРС – код 8992 + 10*ОР +РР

где К – сумма капитала;

Kpi – коэффициент риска i-го актива;

Ai – i-тый актив банка;

Pкi – величина РВП или РВПС по i-тому активу;

код 8957 – сумма взвешенных по уровню риска требований к связан-

ным с банком лицам, умноженная на коэффициент 1,3;

код 8807 - сумма кредитных требований и требований по получению

начисленных процентов по ссудам, предоставленным физическим лицам

на приобретение жилого помещения, по которым исполнение обяза-

тельств заемщика обеспечено залогом жилого помещения, умноженная на

коэффициент 0,7;

КРВ – величина кредитного риска по инструментам, отраженным на

внебалансовых счетах;

КРС – величина кредитного риска по срочным сделкам;

код 8992 – резерв по срочным сделкам;

ОР - величина операционного риска;

РР – величина рыночных рисков.

При расчете суммы активов, взвешенных по степени риска, они

группируются в зависимости от степени риска вложений и возможной по-

тери их стоимости. Взвешивание активов производится путем умножения

остатка средств на соответствующем балансовом счете (счетах) или их

части, уменьшенных на сумму созданного резерва по данному виду актива,

на коэффициент риска, деленный на 100. Активы российских банков под-

разделяются на 5 групп с весовыми коэффициентами 0, 20, 50, 100, 150%.

Нулевой риск присваивается: наличная валюта и чеки (в том числе

дорожные), номинальная стоимость которых указана в иностранной валю-

те, золото в хранилищах банка и в пути; средства на корреспондентском и

депозитном счетах в ЦБ РФ, обязательные резервы, депонированные в ЦБ

РФ, вложения в облигации ЦБ РФ, вложения в долговые обязательства РФ,

кредитные требования и требования по получению начисленных (накоп-

ленных) процентов к центральным банкам или правительствам стран,

имеющих страновые оценки по классификации Экспортных Кредитных

Агентств, участвующих в Соглашении стран - членов Организации эконо-

мического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Об основных принципах

предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих офици-

альную поддержку» (далее - страновые оценки), "0", "1" и др.

Во вторую группу (20%) входят: кредитные требования в рублях к

субъектам РФ, муниципальным образованиям РФ; кредитные требования,

то есть требования банка к заемщику (контрагенту), которым присущ кре-

дитный риск, гарантированные субъектами РФ и муниципальными образо-

ваниями РФ; кредитные требования в рублях к банкам - резидентам РФ

сроком размещения до 90 календарных дней; кредитные требования к кре-

дитным организациям - резидентам стран, имеющих страновые оценки "2";

кредитные требования в части, обеспеченной гарантиями (поручительст-

вами), полученными от кредитных организаций - резидентов стран, имею-

щих страновую оценку "2" и др.

В третью группу активов (50%) входят: кредитные требования в ин-

валюте к РФ, федеральным органам исполнительной власти, в том числе

Минфину РФ, субъектам и муниципальным образованиям РФ, а также

кредитные требования к Банку России; кредитные требования к централь-

ным банкам или правительствам стран, имеющих страновую оценку "3" и

др.

В 4-ю группу (100%) входят все прочие активы банка, не попавшие

под определение активов первых трех групп.

В 5-ю группу (150%) входят кредитные требования, а также просро-

ченные требования, к центральным банкам или правительствам стран,

имеющих страновую оценку "7", к организациям и к кредитным организа-

циям - резидентам указанных стран.

Для исчисления величины кредитного риска по условным обязатель-

ствам кредитного характера (обязательства произвести выплаты в случае

невыполнения контрагентами своих обязательств перед другими кредито-

рами; обязательства банка предоставить средства на возвратной основе -

банковские гарантии и поручительства, гарантии платежа по чекам, век-

сельные поручительства, подтвержденные банком непокрытые и покрытые

за счет выданной в пользу клиента кредитной линии безотзывные аккреди-

тивы, неиспользованные клиентами кредитные линии, неиспользованные

лимиты по кредитам «овердрафт») номинальную величину обязательств по

каждому финансовому инструменту приводят к кредитному эквиваленту

путем умножения на соответствующие коэффициенты. При этом финансо-

вые инструменты группируются по степени риска: с высоким риском - 1;

средним риском – 0,5; низким риском – 0,2; без риска – 0. На полученную

сумму увеличиваются рисковые активы.

Для расчета кредитного риска по срочным сделкам определяют те-

кущий кредитный риск и потенциальные риски. Срочные сделки – это

сделки, отражаемые на внебалансовых счетах, исполнение которых (дата

расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабо-

чего дня после дня их заключения.

Текущий кредитный риск представляет собой стоимость замещения

финансового инструмента, отражающий на отчетную дату величину по-

терь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств.

Потенциальный кредитный риск – риск неисполнения контрагентом

своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирова-

ния, в связи с неблагоприятным изменением стоимости актива.

Вопрос

Каждый коммерческий банк в России должен иметь корсчет в ЦБ РФ,

который открывается по месту регистрации банка, т.е. в ближайшем к не-

му РКЦ ЦБ РФ. Отношения между БР и обслуживаемой им кредитной ор-

ганизацией при осуществлении расчетов через расчетную сеть ЦБ РФ ре-

гулируются законодательством и договором корсчета, который заключает-

ся между ними. Схема расчетов следующая. Клиент оформляет платежный

документ, где ему необходимо указать Банковский Идентификационный

Код (БИК) банка-получателя и счет получателя в этом банке. Девятизнач-

ный БИК однозначно определяет конкретный банк. Банк списывает сред-

ства со счета клиента и зачисляет их на свой корсчет в РКЦ. Далее осуще-

ствляется процесс расчетов через платежную систему ЦБ РФ. Прием рас-

четных документов БР осуществляется независимо от остатка средств на

корсчете кредитной организации. Расчетные операции банков через РКЦ

осуществляются в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с уче-

том средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов БР в

случаях, установленных нормативными актами ЦБР и заключенными до-

говорами.

Рис. 1 – Схема расчетов в системе Банка России

РКЦ “А”

(списание средств с корсчета банка

“А” и перечисление в РКЦ банка-

получателя (зачисление на счет

начальных МФО))

РКЦ “Б”

(получение средств и их зачис-

ление на корсчет банка “Б” (спи-

сание со счета ответных МФО))

Передача информа-

ции по платежам

(авизо)

Регулярные свер-

ки

Банк “А”

(списание средств со счета

плательщика)

Отправка

документов

в РКЦ

Банк “Б”

(зачисление средств на счет

получателя)

Отправка

выписки в

банк-

получатель

Плательщик

Платеж-

ное пору-

Поставщик

(получатель)

Получе-

ние

Поставка товара (услуг)

Банк определяет вид платежа (почтой, телеграфом, электронным пу-

тем) и в зависимости от выбранного способа представляет в РКЦ расчет-

ные документы на бумажных носителях и/или в электронном виде. Расчет-

ные документы клиентов, а также по собственным операциям, представ-

ляются банком в РКЦ в составе сводного платежного поручения. Операции

по списанию или зачислению средств на корсчет подтверждаются выпис-

кой из корсчета. При получении выписки из корсчета с приложенными

расчетными документами кредитная организация зачисляет денежные

средства клиенту только при полном совпадении реквизитов, указанных в

выписке, с реквизитами соответствующего расчетного документа.

Платеж, осуществляемый через расчетную сеть БР, считается:

- безотзывным – с момента списания денежных средств со счета пла-

тельщика в подразделении расчетной сети БР;

- окончательным – с момента зачисления денежных средств на счет

получателя в подразделении расчетной сети БР.

Согласно ст. 849 ГК РФ банк обязан перечислить со счета клиента и

зачислять поступившие на его счет средства не позже дня, следующего за

днем поступления в банк платежного документа. При недостаточности

средств на корсчете банка операции по списанию средств осуществляются

в соответствии с очередностью, установленной законодательством. Рас-

четные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчетных до-

кументов к корсчету банка. Для усиления контроля картотека документов

первой-пятой группы ведется в РКЦ, шестой группы – в банке.

Средством межфилиальных расчетов между РКЦ является авизо по

МФО. На _______бумажных носителях авизо пересылаются посредством спецсвя-

зи или телеграфом. В целях повышения эффективности обработки доку-

ментов, повышения безопасности и надежности технология расчетов меж-

ду РКЦ была усовершенствована посредством кодирования авизо, преоб-

разования их в электронную форму.

Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадени-

ем начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставле-

ния каждого ответного провода с начальным.

Межбанковские расчеты существенно ускоряются, если совершают-

ся с помощью электронных платежей, сфера которых значительно расши-

рена ЦБ РФ и которые стали преобладающими в общем объеме платежей.

Вопрос

Основополагающие нормы, регламентирующие процесс создания

коммерческого банка, содержатся в ГК РФ (гл. 4, § 2 «Хозяйственные то-

варищества и общества»), законах «Об акционерных обществах», «Об об-

ществах с ограниченной ответственностью», «О банках и банковской дея-

тельности».

В последнем из названных законов (ст. 1) имеется запись: «Кредит-

ная организация образуется на основе любой формы собственности как хо-

зяйственное общество». К хозяйственным обществам в соответствии с ГК

относятся: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с

дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (АО). Во

всех общих вопросах создания и последующего функционирования банки

подчиняются нормам общих законов (ГК, законов об АО и ООО), однако

когда речь заходит о специфике их организации и деятельности, то первен-

ство получают специальные банковские законы. К числу последних отно-

сится Закон «О ЦБ РФ», согласно которому Банк России имеет право изда-

вать обязательные для всех кредитных организаций нормативные акты.

Пользуясь данным правом, ЦБ РФ определил, что в России кредитные ор-

ганизации образуются во всех перечисленных в ГК трех формах – АО,

ООО, ОДО (п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010 г. «О порядке

принятия Банком России решения о государственной регистрации кредит-

ных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских опера-

ций»).

(Не стоит серьезно рассматривать возможность создания банка в

форме ОДО в условиях современной российской действительности. В со-

ответствии с ГК РФ (ст. 95) участники ОДО должны будут солидарно не-

сти субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам

такого общества в кратном размере к стоимости их вкладов, причем всем

своим имуществом. При банкротстве одного из участников его ответст-

венность по обязательствам общества распределяется между остальными

участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не преду-

смотрен в учредительных документах общества. Поэтому у данной формы

банков нет практически никаких перспектив.) Таким образом, выбор дела-

ют между формами ООО, ЗАО и ОАО.

Условно порядок создания банка можно разбить на 3 этапа: подгото-

вительный этап, этап государственной регистрации банка в качестве юри-

дического лица и этап получения лицензии.

Подготовительный этап включает организационную и юридическую

части.

В рамках организационной части учредители вновь создаваемого

банка должны продумать и подобрать оборудование банковского помеще-

ния, подыскать само помещение, разработать бизнес-стратегию и рыноч-

ную тактику, систему управления банком. Все эти аспекты должны найти

свое отражение в бизнес-плане, который составляется в порядке и по фор-

ме, установленной ЦБ.

Бизнес-план является документом, составляемым на ближайшие два

календарных года и содержащим предполагаемую программу действий

кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые ре-

зультаты деятельности. Это позволяет Банку России оценить:

1) возможность кредитной организации обеспечить финансовую ста-

бильность, выполнять обязательные нормативные требования, соблюдать

требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и

вкладчиков;

2) способность кредитной организации к долговременному сущест-

вованию как прибыльной коммерческой организации;

3) адекватность системы управления кредитной организации прини-

маемым рискам.

Кроме того, следует грамотно разрешить вопросы структуры соб-

ственности в создаваемом банке:

если одно юридическое или физическое лицо, либо группа юридиче-

ских и/или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо

группа юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по от-

ношению друг к другу (ст. 105 и 106 ГК РФ), намерены приобрести более

1% долей уставного капитала (УК) банка, то они должны в предваритель-

ном порядке уведомить об этом Банк России, а если речь идет о приобре-

тении более 20% долей УК – предварительно получить на это его согласие,

для чего в территориальное учреждение Центрального банка (ТУ ЦБ) по-

дается ходатайство установленного содержания. ТУ ЦБ письменно сооб-

щает ему о своем согласии или отказе.

Подготовка юридической части включает проведение общего собра-

ния учредителей. Итоговый документ такого собрания – протокол – дол-

жен содержать ряд обязательных решений:

- о создании банка (решение обязательно единогласное);

- об утверждении наименований банка (краткое и полное, которые

должны быть предварительно согласованы с Банком России);

- об утверждении устава банка;

- об избрании совета банка и его председателя;

- об утверждении кандидатур для назначения на должности руково-

дителей исполнительных органов (руководитель, его заместители и члены

правления), главного бухгалтера и его заместителей;

- об утверждении бизнес-плана.

Следующий этап – это государственная регистрация. Кредитная ор-

ганизация как юридическое лицо считается созданной со дня внесения со-

ответствующей записи в единый государственный реестр юр. лиц. Целью

регистрации, как и лицензирования, является предотвращение выхода на

рынок финансово неустойчивых, подверженных высоким рискам органи-

заций с сомнительной репутацией учредителей.

В процессе регистрации подтверждаются:

а) правомочность учредителей банка на его создание, в т.ч. отсутст-

вие по отношению к учредителям установленного законодательством за-

прета на участие в кредитной организации;

б) наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения

устойчивой работы банка;

в) квалификация kネ __8_и деловая репутация руководителей будущего бан-

ка.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи

лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позд-

нее чем через месяц после утверждения устава представляют в ТУ Банка

России следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации и выда-

че лицензии на осуществление банковских операций;

2) устав;

3) бизнес-план;

4) протокол общего собрания учредителей;

5) документы об уплате государственной пошлины за государствен-

ную регистрацию (4 000 руб.) и государственной пошлины за выдачу ли-

цензии (0,1% от объявленного УК, но не более 80 000 руб.);

6) копии документов о государственной регистрации учредителей –

юридических лиц, аудиторское заключение о достоверности их финансо-

вой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения

учредителями-юридическими лицами обязательств перед бюджетом за по-

следние 3 года;

7) документы, подтверждающие источники происхождения средств,

вносимых учредителями-физическими лицами в уставный капитал кредит-

ной организации;

8) анкеты _+€ユкандидатов на должности руководителя кредитной органи-

зации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на

должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалте-

ра, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Срок рассмотрения документов ТУ Банка России не должен превы-

шать трех месяцев с даты их поступления. Если к представленным доку-

ментам имеются замечания или пакет документов неполный, то они воз-

вращаются учредителям с письменным заключением. Исправленные и по-

вторно представленные документы считаются вновь поступившими. При

отсутствии замечаний ТУ направляет в центральный аппарат Банка России

свое положительное заключение с пакетом подлинных документов, пре-

доставленных учредителями. В центральном аппарате Банка России рас-

сматривают полученные документы в сроки, не превышающие 6 месяцев с

момента поступления документов в ТУ ЦБ, и принимают решение о воз-

можности регистрации банка.

Внесение в единый Государственный реестр юридических лиц све-

дений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций

осуществляется уполномоченными органами на основании решения ЦБ

РФ. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных

функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организа-

ций. С момента государственной регистрации банк получает статус юри-

дического лица и получает два регистрационных номера: основной госу-

дарственный (в уполномоченном регистрирующем органе) и порядковый

(в ЦБ РФ). Права проводить банковские операции у него пока нет.

ТУ ЦБ направляет учредителям уведомление о состоявшейся регист-

рации, в котором указывает также реквизиты корреспондентского счета,

открываемого в расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России для оплаты

100% объявленного УК банка. Такая оплата должна быть завершена в ме-

сячный срок с момента получения уведомления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.23 с.)