Кредитный процесс в коммерческом банке: субъекты, объекты, этапы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитный процесс в коммерческом банке: субъекты, объекты, этапы



Кредитный процесс – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов.

Организация кредитного процесса основывается на разработанной банком кредитной стратегии и кредитной политике и определяется особенностями организационной структуры банка, развитостью филиальной сети и спецификой целевых групп его клиентов.

Субъектами кредитного процесса являются:

▼ банк-кредитор в лице своих подразделений*** и органов, участвующих в процессе кредитования клиентов;

*** подразделения, участвующие в кредитном процессе:

▒ кредитное подразделение (департамент кредитования/управление
кредитования/кредитный отдел);

▒ юридическая служба;

▒ служба безопасности;

▒ операционное управление (ОПЕРУ);

▒ управление бухгалтерского учета и отчетности;

▒ кредитная комиссия (или кредитный комитет) - постоянно действующий коллегиальный орган банка, ответственный за принятие окончательного решения об одобрении или отказе в выдаче кредита заемщику и утверждающий условия кредитования для него; Председатель и члены комитета назначаются приказом правления банка из руководителей и кредитных специалистов банка;

▼ заемщики – физические, юридические лица (в том числе кредитные организации).

Объекты кредитного процесса –объект выражает то, под что выдается кредит или по поводу чего проводится кредитная сделка. Чаще всего кредит используется для приобретения различных товаров (в промышленности - сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и т.п., в торговле - товары разнообразного ассортимента, у населения - товары длительного пользования). В ряде случаев кредит выдается для осуществления различных производственных затрат. Например, в сельском хозяйстве кредит в большей части направляется на затраты по растениеводству и животноводству, в промышленности - на сезонные затраты (ремонт, подготовку к новому сезону производства сельскохозяйственных продуктов и др.).

Объект кредитования может иметь материально-вещественную форму и не иметь ее. Заемщик берет кредит необязательно для накопления необходимых ему товарно-материальных ценностей. Кредит довольно часто берется под разрыв в платежном обороте, когда у заемщика временно отсутствуют свободные денежные средства, но возникают обязательства по разнообразным видам текущих платежей. Это могут быть потребности, связанные с необходимостью платежей по выплате заработной платы персоналу предприятия, различных налогов в бюджет, по взносам по страхованию имущества и пр. В этом случае кредит покрывает недостаток денежных средств или разрыв в платежном обороте.

По объектам кредитования (направлениям использования)кредиты бывают целевые (кредиты на оплату материальных ценностей для обеспечения производственного процесса, кредиты для осуществления торгово-посреднических операций, кредиты на строительство и приобретение жилья, кредиты на формирование оборотных средств и др.) и нецелевые (например, кредиты на временные нужды).

В теории и практике кредитования выделяют, как правило, следующие основные этапы кредитного процесса, управление которыми банк должен тщательно организовывать:

1) рассмотрение заявки заемщика на получение кредита;

2) анализ финансового состояния (оценка кредитоспособности) клиента и составление заключения по кредитной заявке;

3) разработка условий кредита, принятие решения о кредитовании; подготовка и заключение кредитного договора, договоров залога/поручительства;

4) процедура предоставления кредита;

5) контроль за кредитной операцией - кредитный мониторинг;

6) процедура погашения кредита.

Содержание этапов кредитного процесса (на примере кредитования юридических лиц)

▓Рассмотрение заявки заемщика на получение кредита

Любая кредитная операция начинается с рассмотрения заявки заемщика. В ней содержится просьба клиента предоставить кредит на определенную цель, срок и под определенный процент. Если заемщик юридическое лицо, то в заявке дается краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах. Заявка подписывается уполномоченным лицом заемщика (полномочия подтверждаются уставом, документами о назначении на должность или доверенностью) и скрепляется печатью.

Первый этап работы над заявкой - проведение переговоров с заемщиком. В ходе переговоров кредитный инспектор обычно выясняет (уточняет) следующие вопросы.

- Общие сведения о заемщике (продукция, услуги, основные ф/э показатели, основные поставщики, покупатели, каналы и способы сбыта).

- Вопросы об испрашиваемом кредите (назначение, вид, форма кредита, график предоставления, способы хранения залога, правовая чистота обеспечения и др.).

- Вопросы о взаимоотношениях с другими банками.

Если в процессе переговоров выясняется, что данный заемщик или существо заявки не соответствует принципам или политике банка в области кредитования, заемщику предоставляется мотивированный отказ.

Если выявляется целесообразность продолжения работы над заявкой, кредитный инспектор истребует от заемщика дополнительный пакет документов. Для различных групп клиентов могут разрабатываться различные пакеты документов. В то же время для заемщиков, имеющих постоянные кредитные отношения с банком, перечень представляемых для кредитования документов может быть банком сокращен.

Для получения кредита юридическим лицом кроме заявки представляются следующие документы:

- Документы, подтверждающие правоспособность заемщика (устав и т.п.).

- Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом всех уровней и внебюджетными фондами.

- годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме;

публикуемая отчетность за три последних завершенных финансовых года;

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

сведения, представляемые в составе форм федерального статистического наблюдения в Федеральную службу государственной статистики (Росстат);

данные по формам налоговой отчетности, представляемым в налоговые органы.

- Документы по технико-экономическому обоснованию возврата кредита.

- Документы по предоставляемому обеспечению.

Для заемщика - юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства и использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности:

сведения о доходах и расходах, подтвержденные данными Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения копия которой может быть представлена в кредитную организацию;

свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход.

Это лишь наиболее важные документы. Банки вправе самостоятельно устанавливать перечень документов для предоставления различных видов кредита. Минимальный перечень документов установлен в Положение ЦБ РФ 254-П «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам…».

Кредитный инспектор составляет перечень принятых документов и копий. Производит проверку документов и сведений, указанных в них и анкете.

При изучении представленных документов большое значение имеет оценка банком способности заемщика заработать средства, достаточные для погашения долга. Эти выводы делаются на основании технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес-плана, предоставленного заемщиком. В ТЭО указывается:

- основные виды деятельности и размер уплачиваемого налога на прибыль;

- цель, на которую испрашивается кредит;

- виды расходов, производимых за счет получаемого кредита;

- предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции, оказываемых услуг с указанием расценок за единицу;

- сумма ожидаемой прибыли от реализации (продукции, услуг).

Далее пакет документов направляется в юридическую службу и службу безопасности банка. Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству.

На основании результатов проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитное подразделение.

Следующий этап работы над заявкойрассмотрение возможных форм обеспечения возврата кредита

Предоставляемые банком кредиты обеспечиваются залогом имущества, ценных бумаг, имущественными правами, поручительствами, банковскими гарантиями и другими способами, предусмотренными законодательством.

· По договору поручительства Поручитель обязан перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Для принятия решения о поручительстве предприятия от последнего кредитный работник должен затребовать:

- все документы, подтверждающие его правоспособность на совершение названной сделки и характеризующие его устойчивое финансовое положение;

- информацию об уже выданных им поручительствах, их суммах и сроках платежа, а также о существующих банковских кредитах и предоставленных залогах.

· Банковская гарантия.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (Гарант) дают по просьбе другого лица (Принципала) письменное обязательство уплатить кредитору Принципала (Бенефициару) в соответствии с условиями даваемого Гарантом обязательства денежную сумму по предоставлении Бенефициаром письменного требования об уплате.

Для решения вопроса о принятии банковской гарантии кредитный работник затребует от Банка-Гаранта соответствующие документы (копии учредительных документов банка и банковской лицензии, документы подтверждающие полномочия должностных лиц, подписывающих Гарантию, баланс банка на последнюю отчетную дату).

▓Анализ финансового состояния (оценка кредитоспособности) клиентаи составление заключения по кредитной заявке

Изучается кредитная история заемщика. Далее проводится анализ факторов рынка. Кредитный инспектор анализирует региональные и отраслевые факторы.

Входе оценки кредитоспособности могут быть использованы следующие методы

- на основе анализа финансовых коэффициентов, рассчитанных по балансовым данным (коэффициенты ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, рентабельности, обслуживания долга);

- на основе совместного анализа качественных показателей (внутренних (качество акционеров/пайщиков, менеджмент и персонал, прозрачность и доступность информации и др.) и внешних (рыночные позиции, кредитная история)) и количественных показателей (коэффициентов).

- на основе анализа делового риска - риска того, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом;

- на основе смешанного подхода;

- на основе анализа денежных потоков.

Анализ обеспечения состоит в стоимостной оценке, оценке ликвидности и юридической оценке обеспечения.

При залоге движимого и недвижимого имущества управляющий банком организует выезд на место кредитного инспектора и, если необходимо, экспертов.

 

По итогам переговоров с клиентом, анализа объекта кредитования, финансового состояния заемщика и предлагаемого обеспечения сотрудник кредитного подразделения составляет письменное заключение о возможности или невозможности предоставления кредита (в заключении должна быть четко сформулирована позиция отдела по данному кредитному проекту). Непосредственно за подготовку заключения отвечает начальник отдела. В процессе подготовки заключения сотрудник отдела обращается за консультациями в юридическую службу и другие подразделения Банка по конкретным вопросам, возникающим при рассмотрении кредитной заявки.

 

▓Принятие решения о кредитовании; подготовка и заключение кредитного договора

Вопрос о выдаче кредита рассматривается Кредитным Комитетом. Заключение кредитного подразделения вместе с заявкой и другими документами передаются на рассмотрение Кредитному Комитету. Перед заседанием Кредитного комитета за 1-2 дня членам Комитета рассылаются документы, подготовленные и подлежащие рассмотрению документы:

- заключение;

-дополнительная документация, подготовленная отделом кредитования и другими подразделениями Банка (копии заявления на получение кредита от Заемщика, справки по обеспечению и пр.).

Основываясь на этой и прочей информации, Комитет принимает решение по каждому конкретному кредиту с указанием суммы, срока, обеспечения и других необходимых условий в случае предоставления кредита, либо предлагает доработать вопрос или отказать.

Решение комитета оформляется протоколом. Результаты рассмотрения кредитной заявки (отказ в выдаче, запрос дополнительной информации, положительное решение на условиях, предварительно согласованных с заемщиком или положительное решение на иных условиях) сообщаются Заемщику. При согласии Заемщика с условиями отдел кредитования приступает к подготовке кредитного и обеспечивающих договоров.

После достижения соглашения с Заемщиком по всем существенным (дата выдачи, сумма кредита, дата погашения, процентная ставка, порядок погашения основного долга и процентов за пользование кредитом, величина неустойки за нарушение сроков погашения задолженности перед банком) и необходимым условиям договора, установленным соответствующим решением Кредитного комитета Банка, ему предлагается подписать кредитный договор.

Кредитный договор и договора по обеспечению возврата предоставляемого кредита подписываются Заемщиком, Поручителем и/или Залогодателем в присутствии сотрудника кредитного подразделения.

Кредитный договор регистрируется в журнале учета кредитных договоров и хранится в досье Заемщика.

 

▓ Процедура предоставления кредита

 

Работник кредитного подразделения оформляет и подписывает у Главного бухгалтера распоряжение в ОПЕРУ на открытие ссудного счета, счета по учету Резервов на Возможные Потери по кредитам и внебалансовых счетов для учета обеспечения выдаваемого кредита.

РВПК формируетсяв соответствие с Положением 254-П «О порядке формирования резервов по ссудам…» на основе профессионального суждения кредитного работника. При расчете резерва используют три основных признака: качество обслуживания долга, уровень финансового состояния и характер предоставленного обеспечения. В случае ухудшения качества кредита, резерв доначисляется:

1) стандартные ссуды (1 группа, нулевой риск);

2) нестандартные ссуды (2 группа, риск 1-20%);

3) сомнительные ссуды (3 группа, риск 21-50%);

4) проблемные ссуды (4 группа, риск 51-100%);

5) безнадежные ссуды (риск невозврата 100%).

Операционное управление открывает заемщику ссудный счет на основании распоряжения, подписанного руководителем банка, кредитующего подразделения или другим уполномоченным лицом, выдает денежные средства заемщику, осуществляет бухгалтерский учет кредита, процентов, резерва на возможные потери кредиту (далее – «РВПК»).

Кредиты юридическим лицам согласно Положению ЦБ РФ 54-П предоставляются и погашаются только безналичной форме (путем зачисления на банковский счет).

▓Контроль за кредитной операцией - кредитный мониторинг

 

В период действия кредитного договора кредитный работник контролирует исполнение заемщиком условий договора; осуществляет постоянный контроль за целевым использованием кредита и финансовым состоянием заемщика. Кроме того, кредитный работник совместно с подразделением безопасности осуществляет мониторинг текущего состояния заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя с учетом имеющейся оперативной информации, а также сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации и иных источников.

Кредитный работник заблаговременно готовит извещение заемщику о сумме предстоящего платежа по кредитному договору, в т.ч. по основному долгу, процентам, а также другим платежам, предусмотренным условиями кредитного договора.

Оценка кредитного риска по каждому выданному кредита (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о заемщике, в том числе о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Профессиональное суждение кредитной организации должно содержать:

информацию об уровне кредитного риска по ссуде;

информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение;

заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, включая обоснование осуществления заемщиком - юридическим лицом реальной деятельности;

заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;

информацию о наличии иных существенных факторов, учтенных при классификации ссуды или неучтенных с указанием причин, по которым они не были учтены кредитной организацией;

расчет резерва;

иную существенную информацию.

 

▓ Процедура погашения кредита

Погашение кредита и процентов производится в соответствии с утвержденным графиком платежей. Юридическое лицо осуществляет погасительные платежи в безналичном порядке, путем списания средств со своего банковского счета.

При получении информации от Заемщика о невозможности исполнения обязательств в срок разрабатываются возможные пути решения сложившейся ситуации (новый график погашения задолженности по процентам и основному долгу, соглашение о пролонгации договора; пути реализации заложенного имущества; возможные варианты решения сложившейся ситуации разрабатываются отделом вкладов и депозитов и представляются на рассмотрение Кредитного Комитета).

В случае возникновения просроченной задолженности по предоставленному кредиту либо по неуплаченным процентам более, чем на 5 дней и невозможности провести устные переговоры с Заемщиком сотрудник кредитного подразделения готовит и направляет Заемщику письменное уведомление о ее наличии за подписью Председателя Правления банка.

Если в сроки, установленные в правилах кредитования, Заемщик не урегулировал имеющуюся просроченную задолженность и не представил убедительной информации о причинах ее появления и принятых им мерах по ее устранению, сотрудник кредитного подразделения обязан подготовить заключение по кредитному делу с указанием причин ее не возврата, принятых им после возникновения первоначальных затруднений с возвратом кредита и выплатой процентов, мер по погашению возникшей задолженности. В записке также должен быть указан предлагаемый план действий по скорейшему возврату кредитной задолженности.

Может быть принято решение о пролонгации кредитного договора без изменения условий договора либо с изменениями условий, например, с изменением процентной ставки.

Закрытие кредитного договора предполагает два варианта прекращения кредитных отношений:

1) заемщик своевременно вернул сумму долга и уплатил все проценты;

2) кредит и проценты могут быть перенесены на счета по учету просроченной ссудной задолженности и впоследствии списаны с баланса банка (если кредит признан нереальным для взыскания.

В первом случае клиент предоставляет платежные документы, на основании которых оформляется возврат основной суммы долга, списывается учтенное обеспечение, закрывается ссудный счет и кредитный договор.

Во втором случае сумма основного долга и проценты переносятся на счета просроченной задолженности.

 

В случае признания задолженности безнадежной для взыскания, она подлежит списанию с баланса банка за счет сформированного резерва на возможные потери по ссуде, а при недостаче резерва – за счет прибыли банка.

Согласно Положению Банка России от 31.08.1998 №54-П списание непогашенной задолженности по предоставленным (размещенным) денежным средствам, включая проценты, с баланса банка-кредитора не является ее аннулированием, она отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

Задолженность признается безнадежной в случае, если банком предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и(или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности за счет сформированного под нее резерва, а также когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и(или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата.

Списание безнадежной задолженности и процентов по ней является обоснованным при наличии документов, подтверждающих факт неисполнения заемщиком обязательств перед его кредиторами в течение периода не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.023 с.)