ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды банковского кредита и их характеристика.



Кредиты, предоставляемые банками, можно классифицировать по разным признакам. Только комплексный подход к выделению видов банковского кредита позволяет полнее охарактеризовать кредитные операции коммерческих банков.

По срокам пользования выделяют такие виды банковского кредита:

1. - Краткосрочные (до 1 года);

2. - Среднесрочные (до 3 лет);

3. - Долгосрочные (свыше 3 лет).

Каждому из этих видов банковского кредита присущи конкретные признаки, организационные способы предоставления займов и их погашения.

 

Краткосрочные кредиты предоставляются банками заемщикам на цели текущей хозяйственной деятельности в случае возникновения у них временных финансовых трудностей в связи с расходами, которые не обеспечены поступлениями средств в соответствующем периоде.

 

Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, на текущие расходы, финансирование капитальных вложений. Долгосрочные кредиты предоставляются банками заемщикам для формирования основных фондов. Объектами кредитования при этом являются капитальные затраты на реконструкцию, модернизацию и расширение уже действующих основных фондов, на новое строительство, приватизацию и прочее.

 

В западной банковской практике выделяют ссуды до востребования (онкольний кредит), возвращаемых заемщиками по первому требованию банка (с предупреждением). Ставки процента по онкольним кредиту ниже, чем по срочным ссуды. Онкольний кредит рассматривается как разновидность краткосрочного кредита.

12. Кредитный договор, порядок его заключения, содержание.

Банковское кредитование организаций производится на основе кредитного договора. В договоре определяются пра­ва и обязанности организации-заемщика и банка с учетом вида предоставляемого кредита и финансового состояния заемщика, устанавливается ответственность сторон за нару­шение условий договора. В кредитном договоре в качестве необходимых условий определяются: цели кредитования, размер кредита, сроки и основные условия выдачи и возвра­та ссуды, способы обеспечения кредитного обязательства, процентные ставки за кредит, сроки выплаты процентов.

Кредитный договор заключается только в письменной форме.

Для получения кредита заемщик подает в банк следую­щие документы:

· заявку, в которой указывается цель получения креди­та, сумма и срок, на который он испрашивается;

· учредительные документы;

· финансовую отчетность;

· карточку с образцами подписей и печати.

Прежде чем принять решение о предоставлении кредита и заключении кредитного договора, банк анализирует кредитоспособность организации-заемщика. Под кредитоспо­собностью понимается наличие у организации необходимых предпосылок для получения кредита и его возврата в срок: текущее финансовое состояние, возможность мобилизовать денежные средства из различных источников, аккуратность при расчетах по ранее полученным кредитам.

Каждый банк использует свою систему оценки креди­тоспособности организаций, составляющую коммерческую тайну банка. Обычно система оценки предусматривает три категории кредитоспособности заемщика: надежный (креди­тоспособный), неустойчивый (ограниченно- кредитоспособ­ный), ненадежный (некредитоспособный).

Заемщик, признанный надежным, кредитуется на общих условиях; в этом случае может быть применен и льготный порядок кредитования. Если заемщик оказывается неустой­чивым клиентом, то при заключении кредитного договора предусматриваются дополнительные нормы контроля за его деятельностью и возвратностью кредита (например, необхо­димость залога, гарантии, поручительства, ежемесячная про­верка обеспечения кредита, применение повышенных про­центных ставок и т.д.). Если организация судо - заявитель по результатам проверки представленных документов призна­на ненадежным клиентом, то осуществлять ее кредитование банк считает, как правило, нецелесообразным, а если и ре­шит предоставить денежные средства, то только на особых условиях, специально оговоренных в кредитном договоре. Главными причинами, снижающими или полностью исклю­чающими кредитоспособность организации, является накоп­ление избыточных производственных и товарных запасов, наличие просроченной дебиторской задолженности, низкая эффективность хозяйственной деятельности, нарушения финансовых обязательств и т.п.

После заключения кредитного договора банк предостав­ляет заемщику в установленный срок предусмотренную сум­му кредита. При нарушении заемщиком условия кредитного договора о целевом использовании кредита банк может по­требовать досрочного возврата выданного кредита и уплаты причитающихся процентов. Кредитор может отказаться от предоставления заемщику предусмотренного договором кре­дита при обнаружившихся обстоятельствах, свидетельству­ющих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

Предоставив кредит, кредитор имеет право на получе­ние с заемщика процентов на сумму кредита в размере и в порядке, определенных договором. Заемщик обязан возвра­тить кредитору полученную сумму кредита в срок и в по­рядке, которые предусмотрены кредитным договором. В слу­чаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму кредита, на эту сумму начисляются про центы в размере, определен­ном договором. Банк контролирует выполнение условий кре­дитного договора, использование полученного организацией кредита, своевременность и полноту его возврата.

Для этого анализируется хозяйственная деятельность орга­низации-заемщика, ее финансовое положение, при необходи­мости проводится проверка отчетных материалов, денежных и расчетных документов, бухгалтерских записей. Если орга­низация нарушает условия кредитования, банк применяет к ней санкции меры кредитного воздействия: банк вправе прекратить полностью или частично кредитование, досрочно взыскать ссуду в случаях возникновения необеспеченной за­долженности, использования выданных средств не по целево­му назначению, продажи или израсходования заложенных ценностей, неудовлетворительного хранения товарно-матери­альных ценностей, являющихся обеспечением ссуд банка, а также в случае уклонения от банковского контроля.

По инициативе банка в отношении организации-заемщи­ка, не выполняющей обязательств по своевременному воз­врату полученных кредитов, Может быть возбуждено в ар­битражном суде дело о признании ее несостоятельной (банк­ротом). Погашение задолженности по ссудам банка и уплата процентов по ним проводится только путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации-заемщика. Коммерческие банки и другие кредитные организации не имеют права зачислять средства, полученные организация­ми в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг), дохода от внереализационных операций, а также на личные денежные средства на ссудные счета организаций (т.е. на погашение кредитов и процентов по ним). За нарушение это­го Порядка коммерческие банки подвергаются мерам воздей­ствия, вплоть до отзыва лицензий.

13. Построение банковской системы РФ. Задачи и функции ЦБ РФ.

Термин "система" в переводе с греческого(systema) означает "целое, составленное из частей". С философской точки зрения система это целостный комплекс взаимосвязанных элемен­тов, которые, выступая системой более низкого порядка, одно­временно представляют собой элемент системы более высокого порядка. БанковскаясистемаРоссийскойФедерации — совокупность оп­ределенных взаимосвязанныхэлементов, в качестве которых выступают:
Центральный банк Российской Федерации;
российские кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации);
филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций;
группы кредитных организаций.

Кроме того, многие специалисты (например, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, A.M. Экмалян) включают в состав элементов российской банковской системысоюзы иассоциации кредит­ных организаций. При этом отмечается особое положение Ас­социации российских банков (АРБ).
В настоящее время банковская система Российской Федерации имеетдвухуровневоепостроение:
верхний уровень — Центральный банк Российской Федерации;
нижний уровень — все остальные участники банковской системы (российские банки и небанковские кредитные организации, фи­лиалы и представительства в РФ иностранных кредитных органи­заций, союзы и ассоциации кредитных организаций1. При этом общепризнанным является тезис о том, что даль­нейшее качественное развитие российской банковской систе­мы не должно затрагивать двухуровневый характер ее органи­зационного построения2. Отношениямеждуучастниками банковской системы развива­ются по двум векторам:
между ЦБ РФ и иными участниками (в первую очередь кре­дитными организациями);
между кредитными организациями.

К основнымпринципампостроенияифункционированиябанков­скойсистемыРоссийскойФедерации относят, в частности:
единство банковской системы;
двухуровневую структуру;
рациональное сочетание государственного регулирования бан­ковской системой и саморегулирования;
независимость ЦБ РФ от других органов власти;
ответственность ЦБ РФ за развитие и эффективное функцио­нирование банковской системы;
монопольное положение ЦБ РФ в осуществлении денежной эмиссии;
невмешательство государства в оперативную деятельность кре­дитных организаций;

См. подр.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян A.M. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 261—265. 2 См. напр.: Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М., 1996. С. 29.
лицензируемый порядок осуществления банковской деятель­ности;
сохранение банковской тайны;
стабильность банковской системы и др.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основ

ные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-

Исследовательскую

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция

отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;

• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;

• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;

• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.012 с.)