ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирование капитальных вложений



В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные работы (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земель (участков) и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий, корпораций и др.) Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика-инвестора. Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.

Капитальные вложения обеспечивают воспроизводство основных фондов в заранее выбранной форме и составе. Оцениваются капитальные вложения с позиций конечного результата, т.е. по фактическим затратам для застройщика. Неверный подход к оценке капитальных вложений в корпорациях приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, увеличению сроков их окупаемости.

Капитальные и финансовые вложения дополняют друг друга и формируют общий портфель инвестиций. Капитальные вложения осуществляются за счет накопленных финансовых ресурсов, фонда накопления, целевого финансирования и поступлений. Создание для этих целей фондов денежных средств в корпорациях гарантирует нормальный процесс воспроизводства.

Раньше в плановой экономике капитальные вложения осуществлялись в пределах утвержденных лимитов за счет средств предприятий и бюджетных ассигнований. Лимиты капитальных вложений представляли собой предельные размеры государственных централизованных капитальных вложений для финансирования предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов. Предприятия и объекты, включенные в государственный план, автоматически обеспечивались источниками финансирования, им выделялись необходимые материальные ресурсы. Это сводило на нет инициативу предприятий, не стимулировало накопление капитала и решение всего комплекса вопросов, относящихся к расширенному воспроизводству основных средств. Тем не менее запланированные мероприятия, получившие поддержку государства, способствовалиразвитию экономики. Образовавшийся вакуум производственных инвестиций отрицательно влияет на воспроизводственные процессы. Поэтому без государственного регулирования, поддержки инвестицийэкономический рост невозможен.

В настоящее время прямое государственное регулированиеинвестиционной деятельности, государственная поддержкаинвестиционных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение государственных целевых программ и на другие государственные нужды. Суммы ассигнований на указанные цели ежегодно включаются в объемы государственных централизованных капитальных вложений. Государственные централизованные капитальные вложения представляют собой инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансируемых за счет средств государственногобюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, а также средств местных бюджетов, и обеспечивающие структурную перестройку, реализацию экономической политики государства, развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение социальных проблем, которые невозможно решить за счет других источников финансирования. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов из средств государственного бюджета, определяются Министерством экономики и бюджетного планирования и с участием других государственных органов исполнительной власти.

Кредитование капитальных вложений. Под кредитом в узком смысле понимается предоставление денег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности).

Кредит возникает при определенных условиях. В ходе кругооборота товарных ресурсов и денежных средств происходит накопление денежных средств у государства, предприятий, организаций и у населения. Это накопление происходит в виде амортизационных отчислений, выручки, образования денежных фондов предприятий, отложения средств населением на счетах Сбербанка и других коммерческих банков. Накопленные денежные средства до момента расходования их владельцем временно свободны. Это создает основу для возникновения кредитных отношений.

Кредит в экономическом смысле и представляет собой форму экономических отношений, с помощью которых используются временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, предприятий, государства и населения. Кредит как экономическая категория имеет несколько форм: банковский, коммерческий, потребительский, межбанковский, государственный, международный, ипотечный. В рамках каждой из форм кредита могут возникать свои виды кредита.

Сущность кредита проявляется в его функциях. Кредит выполняет следующие две функции:

1. Перераспределение денежных средств. С помощью кредита временно свободные денежные средства предприятий и населения аккумулируются в банках и перераспределяются в соответствии с потребностями предприятий.
2. Замещение наличных денег кредитными операциями.

Банки организуют кредитование предприятий на основе определенных правил, которые разрабатываются ЦБ. Предоставление банками кредита на капитальные вложения осуществляется при соблюдении общих принципов кредитования. К принципам кредитования относятся: целевой характер кредитования, возвратность и срочность, обеспеченность кредита и платность.

Метод кредитования обусловливает форму ссудного счета. Для выдачи и погашения кредита банки открывают предприятиям ссудные счета: специальные, обычные (простые), а также контокоррентные. Специальные ссудные счета открывают предприятиям, имеющим постоянную потребность в банковском кредите. К таким предприятиям относятся: государственные предприятия, розничные и оптовые торговые организации, сбыто-снабженческие, организации потребительской, кооперации.

Предприятию может быть открыт только один спец-ссудный счет. И, кроме того, ему можно открыть параллельно простые ссудные счета, если есть необходимость прокредитовать какие-либо инвестиционные проекты и другие затраты. Простые ссудные счета используются в банковской практике обычно для выдачи разовых ссуд.

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Кредитоспособность клиента в мировой практике является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности кредитных отношений.

Банковское законодательство РФ предусматривает, что кредиты коммерческими банками могут выдаваться под различные формы обеспечения кредита.

Важнейшими формами кредитного обеспечения являются:

- залог имущества;
- поручительство;
- страхование кредитного риска.

Заемщик в качестве кредитного обеспечения может использовать одну или одновременно несколько форм, что закрепляется в кредитном договоре.

Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.

- Подготовка проекта кредитного договора.
- Рассмотрение руководством банка составленного проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита.
- Совместная корректировка проекта кредитного договора клиентом и банком до взаимоприемлемого варианта.
- Подписание кредитного договора обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа.

Следует отметить, что конкретные процентные ставки за кредит сейчас устанавливаются в кредитном договоре по соглашению между банком и предприятием с учетом спроса и предложения на кредитные ресурсы. В порядке исключения могут выдаваться кредиты на льготных условиях с низкими процентными ставками либо беспроцентные.

Кредиты служат основным источником доходов банка и одновременно главной причиной риска. Поэтому все коммерческие банки, отвечающие современным требованиям или стремящиеся им соответствовать, осуществляют кредитный мониторинг. Кредитный мониторинг включает в себя систему наблюдения за погашением кредита, а также разработку и принятие мер по погашению кредита.

Внутренний аудит кредитования осуществляется отделом банка (как негласно, так и открыто). Контролер находится в непосредственном подчинении председателя (президента) банка либо лица, его заменяющего. В случае непогашения кредита дело передается в юридический отдел банка с целью предъявления иска о невозврате ссуды и передаче дела в суд.

36. Финансовая система РФ, ее элементы

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.


Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена:


- бюджетная система;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.


Каждое из звеньев в соответствии современному государственному устройству РФ подразделяется на 3 уровня, соответствующие уровням государственной власти.


Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.


Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.


Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.


Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.


Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:


А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.


Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.


Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В зависимости от методов формирования доходов экономических Субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).


Финансовая система, как форма организации денежных отношений, может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

(а) у хозяйствующих субъектов,

(б) у населения,

(в) у государства и органов местного самоуправления.


В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.


Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).


Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.


Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).


Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.


Централизованные финансы представлены бюджетной системой, также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетной» кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

41. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
Причины, которые приводят к бюджетному дефициту:
чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями;
кризис экономики, который выражается в спаде производства и высокой инфляции;
осуществление крупных государственных вложений в экономику.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источниковфинансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
В соответствии со ст.94 БК РФ установлены следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
В соответствии со ст.95 БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.95 БК РФ источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источникамифинансирования дефицита бюджета.

42. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.

Cостав и структура доходов федерального бюджета.

Основной источник доходов - это налоги.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.009 с.)