Неделя 26-я по Пятидесятнице, о безумном богаче; введение во храм Пресвятыя Богородицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя 26-я по Пятидесятнице, о безумном богаче; введение во храм Пресвятыя Богородицы



 

Во имя Отца и Сына и Святаго духа.

Сегодня мы празднуем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этом году этот праздник приходится на день воскресный. И совпадение сегодняшних Евангелий — воскресного и праздничного — очень знаменательно.

В первом Евангелии, воскресном, вы слышали притчу о том, как у одного человека уродилась нива, и он был в недоумении: куда ему деть такой боль­шой урожай? И рече: се сотворю, разорю житницы моя, и большия созйжду, и соберу ту вся жита моя, и благая моя. И реку души моей: душе, имаши многа

блага, лежаща на лёта многа: почивай, яждь, пий, ве- селйся. Но Господь сказал этому человеку: Безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уго­товал еси, кому будут? И заканчивается это Еванге­лие словами: Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.

Здесь показана печальная участь человека, живу­щего для себя, а не для Бога.

Второе Евангелие — Богородичное, которое чи­тается на все праздники Божией Матери — вам хо­рошо знакомо. Помните, Господь пришел в дом, где Его встретили две сестры: Марфа и Мария. Марфа сразу же бросилась готовить для Господа угощение, трапезу, а Мария села у ног Учителя и слушала Его. И хотя Марфа занималась делом вроде бы и угод­ным Богу — старалась накормить и упокоить Гос­тя, — она заслужила упрек: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потрёбу. Глав­ное — не внешнее, телесное, а духовное. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.

Что же это за благая часть, которая никогда не от­нимется от человека? Это, конечно, богоугождение, делание всего ради Бога, для Бога. И вот сегодняш­ний праздник является как бы лучшей иллюстраци­ей этих слов.

Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар — долгожданное Дитя, будущую Матерь Бо­жию. И вот этого, вымоленного многими слезами ре­бенка, трилетствующую юницу, то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией. Кто имеет детей, знает, как это труд­но — особенно в том преклонном возрасте, в кото­

рый тогда вступили Иоаким и Анна — родителям ли­шиться утешения видеть, растить, воспитывать своего единственного ребенка. В жизни, правда, часто быва­ет, что родителям приходится разлучаться с детьми. Умирают родители, иногда же умирает ребенок. И ес­ли человек не в Бога, а себе богатеет, то есть если он думает только о себе, о своих радостях, то для него это трагедия. А святые Иоаким и Анна добровольно отда­ли Дитя, сами лишили себя родительского утешения ради Бога. И Господь воздал им сторицей за это, пото­му что потом они восприняли Дочь свою как Царицу Небесную, как Матерь Божию. Это даже и предста­вить себе невозможно, какую они получили награду.

В житиях святых есть такой пример. Одна богатая женщина, Клеопатра, привезла к себе в дом мощи мученика Уара и устроила недалеко от дома храм в его честь. По освящении храма она горячо молилась мученику о благополучии своего единственного сы­на, а тот вскоре после этого заболел и умер. В горе, в ропоте на мученика, на Бога, потому что она, как тот богач, себе, а не в Бога богатела, идет женщина в новоустроенный храм и жалуется мученику:

— Мучениче Христов, так-то ты отблагодарил меня за заботу о тебе!

Мученик ей явился и говорит:

— Ты же просила блага для своего сына, а высшее благо — это Царствие Небесное. Вот Господь по мо­ему ходатайству и даровал это твоему сыну. Чего же ты еще хочешь?

И она увидела своего сына в неизреченной славе в Царствии Небесном и успокоилась. Потом она за­творилась у себя в доме, вела богоугодную жизнь и стала преподобной, блаженной.

Богач, о котором говорится в притче, думал толь­ко о себе, о своих удовольствиях, потому богатство и отнялось от него.

Но богатство может и не отняться от человека, пойти с ним в вечную жизнь. Каким образом? Когда человек не прилепляется к богатству, а принимает его как дар Божий и во славу Божию им пользуется. И в Писании мы имеем великий пример тому — Ио­ва Праведного. Вот человек, который имел и боль­шое богатство, и много детей и в один день лишился и того, и другого. Но он в Бога богател, а не себе, не считал богатство своим, потому и отнесся к этому так: Господь даде, Господь отъят... буди имя Господне благословено (Иов I, 21). И за то Господь вернул ему вдвое еще здесь, на земле, и богатства, и детей дал ему — дочерей, как сказано в Писании, равным ко­торым по красоте не было во всей поднебесной.

В Киево-Печерском патерике есть пример и дру­гого отношения к богатству. Один князь, Арефа, по­стригся в монахи, а золото, которое имел, спрятал. Потом это золото у него украли. От великого огор­чения Арефа заболел и уже приближался к смерти. Пришли ангелы за его душой и сказали ему: «Несча­стный, мало тебе того, что ты столько нагрешил, со­бирая богатство, и вместо того, чтобы раздать, при­прятал его, но и после того, как у тебя его отняли, ты нагрешил еще больше ропотом, осуждением, по­дозрением на других братий... Сказал бы: «Ну, и Бог с ним», — и вменилась бы тебе пропажа твоих денег в милостыню». Тогда Арефа закричал: «Господи, ни­чего моего нет, все Твое!» И выздоровел.

Этот пример нам показывает, что мы ничего сво­его не имеем, всё — Божие. Это относится ко всему:

ко здоровью, богатству, способностям... И если в слу­чае какой-либо потери вместо того, чтобы роптать, мы смиримся и скажем: «Бог дал, Бог взял. Твое, Гос­поди», — то и нам это вменится в милостыню.

Один священник рассказывал то, о чем ему пове­дала одна женщина. Отец у нее был простой души, в деревне жил. Там в кафтане ходили, в лаптях. А тут он как-то справил себе обновку: костюм, сапоги. А поносить почти не успел, вскоре у него всё это укра­ли. И он, как Иов, особенно горевать не стал, мах­нул рукой: «Бог с ними, обойдусь и так».

И вот после его смерти дочь видит его во сне. Си­дит он будто бы за столом в украденных у него кос­тюме и сапогах. Она спрашивает:

— Батюшка, так ведь у тебя же всё это унесли!

— Да, но как я пришел сюда, мне всё сразу же вернули, — ответил он.

Вот простой пример того, что значит в Бога богатеть.

Вот и мы, если не так, как праведный Иов (пото­му что для нас это высоковато), но хотя бы так, как этот человек, станем относиться к своим утратам и не будем привязываться ни к чему, что имеем, и ес­ли Господь и возьмет что от нас, а мы смиримся с этим и скажем: «Бог дал, Бог взял. Значит, так Ему угодно», — то Господь еще здесь, на земле, как Ио­ва, утешит нас.

Святые отцы это же самое устроение души выра­зили такими словами: «Когда Господь посылает нам скорби — слава Его праведному суду, ибо Он очи­щает нас скорбями от грехов наших. Если же Он по­сылает нам радость и утешение — слава Его мило­сердию». Аминь.

4 декабря 1983 г.

 

«Благодарим Господа!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.006 с.)