Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя 5-я по Пасхе, о самарянынеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы слышали Евангелие от Иоанна о беседе Спасителя с самарянкой. Господь много учил, беседовал с людьми, сотворил такое множество чудес, что сказано: Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг (Ин. XXI, 25). Все, что записано в Евангелии, записано особым Промыслом Божиим, Духом Святым на все времена и на все случаи жизни, в назидание нам. И если написано так подробно, — а мы слышали сейчас очень подробное повествование о самарянке, — то нужно помнить, что ни одно евангельское слово просто так не сказано, каждое слово имеет особый смысл. Вот укоряют Спасителя и говорят Ему: Самарянин еси Ты, и беса имаши. Господь говорит: Аз беса не имам, но чту Отца Моего (Ин. VIII, 49). Но при этом не говорит, что Он — не самарянин (хотя он и был по плоти не самарянин), потому что Он — Отец всего человечества. Все — Его дети, и как может Отец отрекаться от Своих детей? И потому Господь беседует с самарянкой. Самаряне, как видим, приняли Его с любовью, хотя по правилам им не полагалось сообщаться. Но эти правила являются как бы некой уздой для людей. Вообще все правила существуют для того, чтобы человеку или напомнить о чем-то, или же оградить от чего-то. Но, как известно, — и это истина очень наглядная — правила нужны только тому человеку, у которого нет твердой духовной основы, нет самого главного: смирения и любви. Когда у человека есть любовь и смирение — есть у него духовная основа, — тогда ему все эти правила просто не нужны. Это очень просто: человек, имеющий истинную любовь, не нуждается в том, чтобы для него было написано: «не плюйся», «не сори», «не ломай», «не топчи». Все это говорит о том, что правила стали появляться только тогда, когда человек утерял самое главное. То, о чем Господь сказал, что весь закон и пророки основаны на двух заповедях: любви к Богу и к ближнему. В этих двух заповедях заключено все, и этого достаточно. Когда они исполняются — все остальное не имеет смысла, оно просто не нужно. И здесь человек поступает иногда как бы не по правилам. Но эти правила установлены для грешных людей. Для праведника они не имеют такого значения. (Праведники тоже подчиняются, но другим правилам — правилам, связанным со святостью: с чистотой и духовной силой). Это очень просто. Если запрещалось — потом уже апостольскими правилами — сообщение православных христиан с иноверцами, — как сказано сегодня в Евангелии: «вам же запрещено сообщаться с нами», — то не потому, что это вообще невозможно. А потому, что человек немощной, общаясь с тем, кто заражен каким-либо неправым учением, а еще страшнее — еретическим или богохульным, — может от этого повредиться. Поэтому и сказано, что такое сообщение — вредно, опять же, по слову Священного Писания: со строптивым развратишися. Здесь нет никакого противоречия, а есть полное соответствие: С преподобным преподобен будеши, и с мужем с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. XVII, 26-27). То есть, сообщение с кем-то чревато и последствиями соответствующими. Если ты со строптивым сообщаешься, то ты можешь развратиться — поэтому и было запрещено такое общение. Но если задуматься над этим изречением, сколько в нем сказано! Три правила сообщения — во благо, и только одно — во вред, больше пользы — от сообщения с благом. Конечно, никтоже благ, токмо один Бог (Лк. XVIII, 19). Поэтому общение с Благим только и приносит благо. Господь совершенно спокойно общался с самарянкой потому, что от Него исходит благо, у Него — большая часть, и все то неблаго, что было у самарянки, ничтожно по сравнению с тем благом, которое сообщал Спаситель. Этот пример удивителен по своей глубине. Господь как бы нарушает правило, почему она и укоряет Его: Како Ты жидовин сый от мене пити просиши, жены самаряныни сущей? Не прикасаютбося жидове самаряном. А Господь говорит: Аще бы ведала еси дар божий и Кто есть глаголяй ти: даждь ми пйти, ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу. То есть, если бы ты понимала, сколько от Меня идет блага: преподобен, избран, неповинен, — тебе стало бы ясно, что никакого нарушения закона здесь нет. (Хотя преподобен — здесь не то слово, ведь преподобен — это подобный Богу, а здесь — Сам Источник, Тот, Кому подобает уподобляться). И, конечно, с Ним уже всё — благо. Так это и есть. И самарянка, общаясь со Спасителем, уразумевает сразу же Его духовную сущность. Беседа эта удивительна по своей ясности и прямоте. Если Господь с Никодимом, как с законоучителем, ученым и членом синедриона, ведет богословскую беседу, то здесь Он прямо говорит: «Мессия — это Я!» — Аз есмь, глаголяй с тобою. Он открывает этой простой женщине самое высшее. И открывает прямо, без всяких иносказаний. И она воспринимает истину именно в простоте сердца — напрямую! А вот ученость всякая вынуждена что-то еще домысливать, чтобы понять. Вот сказал ей Господь: Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки. И она не стала спрашивать: «Как это? Какую воду?» — но сразу попросила: Господи, даждь ми сию воду. Когда Господь говорил с Никодимом, тот усомнился, удивился, принялся спрашивать: «Как же это такое, родиться свыше? Опять в утробу?!» Начал, понимаете, рассуждениями о физиологии, об анатомии заниматься: каким же образом он опять родиться сможет? А са- марянка не рассуждала — «Дай мне воду». Просто! Это удивительно, конечно! Каждое слово этой беседы настолько прекрасно, что можно без конца над этим размышлять. И, если Господь открывает, умиляться глубине и ясности всего. И — простота веры самарянки! Это как раз тот самый камень преткновения, о который многие из нас запинаются. Все дело в том, что мы на все, что происходит, смотрим только с одной точки зрения, и одни и те же слова, сказанные человеком, можем понять совсем по-разному — в меру своего духовного уровня. Господь увидел высокое устроение души самарянки и согласно этому устроению с ней беседовал. Он всегда смотрит на состояние, на устроение души. Вот еще один пример. Евангелие от Иоанна кончается тем, что Господь, уже после Своего Воскресения, после троекратного восстановления Петра в его апостольском достоинстве вопросом: Любиши ли Мя? — зовет его с собой: Иди по Мне. И апостол Петр, следуя за Господом, оборачивается, видит идущего Иоанна Богослова и спрашивает: Господи, сей же что? Какая первая мысль может возникнуть у нас? Обычно: «Меня позвали, тебя не звали. Чего ты идешь?» А ведь смысл-то совершенно другой. Апостол Петр был в другом состоянии, не в том, в котором мы находимся. Да, он спросил, зачем тот идет, но совсем по другой причине. Петр верно понял. Иди по Мне означает: «Иди таким же путем, как Я прошел». Значит, путем Креста и страданий. Потому он обернулся и спрашивает: «Господи, а он?» То есть: «Я готов страдать. А он пусть не страдает!». И Господь, отвечая на его внутреннее состояние, сказал: «Он не умрет, не бойся! Ты не думай об этом!» Аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? (Ин. XXI, 15-23). То есть, до Второго Пришествияшествия. Господь ответил на его устроение, на его состояние. И вот здесь тоже — удивительная, конечно, беседа! Ведь по нашим понятиям — ничего себе! — представьте себе эту женщину, у которой пять мужей уже было. О чем там с ней можно говорить? Какие там богословские беседы! «Да у нее одни мужики на уме», — так сказали бы мы. А Господь увидел, что все это совершенно не так. Совершенно не так, потому что не нужны ей были эти мужья. Ей нужна была душа — родная, понимающая. Ей нужно было духовное родство. Этого она не получила. Потому Господь и сказал ей: Пять мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж. Ты не нашла того, кто был бы тебе по сердцу в истинном смысле этого слова. Духовная жажда ее души устремлялась в земном смысле понять: где же, кто же?.. И — всё не то! Она не находила того, к чему стремилась, чего жаждала. И теперь многие люди устремляются и туда, и сюда, всё ищут чего-то, душа жаждет — и не находит. Существует духовное состояние молитвы, умиления сердечного — но ведь многие этого не знают! Просто «наелся-напился» — это не удовлетворяет человека. Почему люди и ищут каких-то «состояний». Почему сейчас распространилось, к несчастью, это бедствие: наркомания. Что это такое? Это та самая жажда души, которая чего-то ищет, «состояния» какого-то — чего нет в этой жизни. Ведь они же стремятся испытать состояние внутреннее, когда они «садятся на иглу». Да, действительно, когда отняли веру, когда отняли понятие молитвы, человек все равно продолжал стремиться к чему-то высшему. Душа требует этого, душа чего-то жаждет. И в стремлении, где бы найти утешение, чем успокоиться, люди начали, например, заниматься «аутогенными тренировками». Но там нужно все-таки какие-то усилия делать. А здесь — когда просто безвольные — втыкают иголки. С особой-то любовью мало кто относится к уколам, которые в медицине делают. А ведь здесь люди причиняют себе такую временную боль для того, чтобы потом получить что-то особенное... То есть видно, как люди стремятся к чему- то. Но совсем не в ту сторону идут. Враг ловит человека на этом пути. И большая часть людей оказывается обманутой, на ложных путях, в таком вот состоянии. Потому и беседа с самарянкой описана в Евангелии особенно подробно. Потому что во все времена у людей бывает такое состояние: стремление души. А в жизни получается, что это выливается в нечто совсем иное. Самарянка думала, что вот, наконец, с очередным мужем у нее устроится жизнь. А кто-то пытается утолить эту жажду в какой-то деятельности: что-то строит, другой еще что-то делает. Одним словом, все эти увлечения связаны, в конце концов, именно с этим стремлением, с жаждой духовной. Жаждай да грядет ко Мне и да пиет (тропарь преполовения Пятидесятницы). Блажени алчущии и жаждущий правды (Мф. V, 6). А когда человек свою жажду начинает утолять только чем-то земным, он неизбежно начинает опускаться. Даже те, кто пытается здесь придумывать всякие «системы». Конечно, какое-то значение это имеет, но полностью оно не удовлетворяет человека. Мирская суета не утоляет духовной жажды. Человек суетится-суетится, а еще в древности премудрый Соломон сказал: Се вся суетство и произволение духа (Ек. I, 14). Суета и томление духа. Вот это томление духа, когда человек томится, все ждет чего-то, все жаждет. Вот! вот! вот!.. Вот-вот будет, кажется... И, как сказано в сегодняшнем Евангелии, только тогда, когда он встречается со Христом, тогда обретает полноту жизни. Тогда душа успокаивается. И после того, как вдумаешься в эти евангельские истины, когда постараешься почувствовать их сердцем, тогда все эти несчастные люди: пьяницы, наркоманы — становятся видны совсем другими. Начинаешь видеть больные души этих людей, которые дергаются, чего-то ищут и не могут найти. Конечно, разобраться в полноте во всех в них трудно, но сущность там одна и та же. По крайней мере, душа того, кто начинает это понимать, в какой-то степени это прочувствует, сохраняется от озлобления, от осуждения, от всевозможного недовольства, какой-то желчности, потому что к таким людям просыпаются жалость, сострадание и сочувствие. Между прочим, сейчас многое даже напечатано. Вот тут мне как раз прочитали отрывок из одной книжечки: «Беседы о нравственности». Там есть очень интересный пример — кажется, это Андерсен. Он был христианин, все сказки его — о душе. Так вот, жил-был один невоспитанный принц. Он был капризный такой. В общем-то, неплохой, но он и съязвить мог, и вообще ни с кем не считался. Ну, он был принц! И вот объявляют, что некий богатый король из соседнего государства ищет своей внучке жениха. И с тем, кто ему понравится, он ее обручит, и тот будет его наследником, и потом, со ответственно, королем. И через десять дней должны быть смотрины. Сразу же к этому принцу король-отец приставляет воспитателей. И вот они начинают его учить: не плюйся, не кричи, не толкайся, тарелками не бросайся, не груби, того не делай, этого не делай. И столько этих правил, что у принца голова кругом идет, он раздражается, он запомнить ничего не может, тем более, что запоминать что-либо он вообще не привык. Тогда король обращается за помощью к мудрецу. И мудрец приходит и говорит, что правила эти, хоть их тысячи, вообще-то не нужны. А необходимо соблюдать только два: считать себя хуже других и всех любить. — Вот эти два правила только запомни, — говорит, — и больше ничего. — Как же, — спрашивает принц, — я смогу любить какого-то шута, например? Он такой горбатый... — Да вот, представь себе, — отвечает мудрец, — что он только телом такой, а душа-то у него другая. И после этого наставления задумался принц. Вышел из покоев, запел. И тут же вспомнил, что, может, другим это неприятно. И говорит: — Простите, что-то я громко... Я забыл, что я не один. Пошел дальше. Кто-то что-то уронил — он поднял. Потом увидел этого шута. Тот стал перед ним кривляться. Принц присмотрелся к нему и говорит: — Ведь ты не такой. Шут сначала не поверил, подумал, что принц над ним смеется. И вдруг видит принц, что шут вместо прежнего игривого взгляда смотрит на него грустными и умными глазами — не такими, как обычно. И он понял, что в шуте есть что-то, чего он раньше не замечал. А шута волшебница заколдовала, сделала внешне таким уродливым, на самом-то деле он тоже был принц, красивый и умный. Я вам расскажу то, что относится уже не к притче, а прямо к жизни. Вот сюда, в этот храм, однажды вошла группа молодежи. Молодые девицы, раскрашенные, намазанные, в соответствующих нарядах. Они небрежно так смотрели на всё... Отошли... А одна — как самарянка, задержалась около меня. Взглянул я на нее (подружки отошли в сторонку) и говорю: — А эта краска — зачем всё это? Ведь ты совсем не такая... И она заплакала. Несмотря ни на что. Один человек, наш прихожанин, ныне покойный, его тут некоторые еще помнят, — однажды сделал замечание пьянице, что тот ругается в магазине. Когда он вышел, тот схватил его и потащил, чтобы избить. Прихожанин ему говорит: — Ты меня, конечно, побьешь. Тебе не трудно, ты сильней меня. Ну, а скажи вот: ты меня изобьешь, ты получишь от этого наслаждение. Сегодня ты пьешь-бьешь. Завтра пьешь-бьешь. Скажи, для чего ты вообще живешь? Тот отпустил его и сказал: — А ты знаешь, я не знаю, для чего я живу. Со мной еще никто так не говорил. Пойдем, — говорит, — я тебя провожу... Это всё — жизнь уже. А в той притче принц поехал к королю на смотрины. И когда всем что-то давали, он встал самым последним, потому что считал: «Другие лучше меня, конечно, пусть они вначале, а я уж потом». Уступал другим место. А король видит все это и спрашивает свою внучку: — Ну, кто тебе больше всех нравится? Она говорит: — Вот этот принц! И получилось, что принц двумя этими правилами: смирением и любовью — в сущности, христианскими — превзошел все правила «высшего тона». В духовных книгах говорится, что все правила хорошего тона: как себя вести, уступать другим место, оказывать им уважение, — это просто правила православного христианина. Православный христианин, имеющий такое устроение души, это есть человек высшего общества — по своему поведению. Теперь, когда некоторые люди имеют достаток, виллы, машины, это не значит, что они — люди высшего общества. Потому что, когда нет самого главного: любви и смирения, — то все внешнее — просто бутафория, а настоящего, духовного человека нет. Господь может коснуться сердца человека неожиданно для него, как неожиданно встретила Христа самарянка у колодца Иаковлева. Но духовная жизнь, утоление духовной жажды требуют очень большого труда. Потому что, когда речь идет о любви и смирении, то тут мы сразу же на что-то натыкаемся: или наша гордыня вылезает, или враг все время старается озлобить, раздражить, расколоть — одним словом, посеять всякий раздор. Так много заключено в этих евангельских чтениях, которые мы постоянно должны читать дома! Почему нужно читать Евангелие? Некоторые говорят: «Что мне Евангелие читать? Я не понимаю!» Если не будешь читать, то ты и не поймешь. Нужно читать. А вот понимать — это, во-первых, от Бога, а во-вторых, это требует прохождения опытом. Душевным опытом, начиная с отношения к своим близким. Отец Алексей Мечёв, святой батюшка, говорил: «Нужно из своих близких делать ближних». То есть, заповедь: Возлюбиши... блйжняго своего яко сам себе (Лк. X, 27) — это о наших близких. Это о наших семейных, наших родственниках, о тех, с кем мы живем, общаемся, работаем. Словом, это о всяком человеке, рядом с которым мы поставлены Промыслом Божиим. Вот с этого нужно начинать. Это и есть как раз тот самый «самарянин», о котором Господь говорит в притче о милосердном самарянине, отвечая на вопрос: Кто есть ближний мой? (Лк. X, 29). Человек некий шел, впал в руки разбойников, и самарянин проявил к нему милосердие. Видите: опять самарянин. Сколько раз в Евангелии это встречается. В другом месте мы слышали, как Господа укоряли, называя самарянином. И здесь — беседа с самарянкой. Это всё говорит о том, что важно не то, какого происхождения человек в земном смысле, из каких он «слоев общества», а все зависит от его внутреннего содержания. И обратите внимание — ну просто каждое слово в Евангелии значимо! — Спаситель говорит: Отец таковых ищет... Там есть такие слова! Почитайте еще раз. Его нужно все время читать, Евангелие. Читать и читать. Господь говорит: Грядет нас, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною, ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. То есть, во всяком народе, во всяком слое общества, во всяком положении, в каждый момент жизни Господь ищет таковых, которые воспринимают Его слова душой, которые поклоняются духом и истиною. Что значит — духом и истиною? Дух — это внутреннее состояние человека, а истина — это его жизнь. Когда есть дух, то должно быть соответствующим и всё остальное. Если в тебе Дух Божий, то ты не будешь ни кричать, ни ругаться. У тебя и слова будут кроткие, сдержанные, с любовью, с теплом. Если таков Дух, вот тогда это истина. Когда же говорят: «Я в душе верую, у меня Бог — в душе», — а в жизни — «Р-р, р-р...», — то это ложь, здесь истины нет. Не знаю, как насчет духа, а истины тут явно нет. Духом и истиною поклоняющихся — таковых, сказано, Господь ищет. Это значит: в каком бы положении человек ни был, кто бы он ни был, даже в какой момент жизни бы он ни был, Господь все равно ищет такового. И если в нем есть хоть что-то от истины, Господь старается его извлечь. Примеры пастырской жизни показывают, что люди приходят к Богу из разных положений, состояний, разного пола — кто угодно. Одним словом, Господь выбирает пшеницу по зернышку. Плевелы — те в снопы связывают, их много, а пшеницу по зернышку собирают. Отец Сергий — Царствие ему Небесное — говорил кратко: «Душу свою нужно перестраивать на евангельский строй». Душу перестраивать. Видите, когда он еще говорил насчет перестройки-то! Мы только не тем занялись. Перестройка-то — это правильно. Только — души. А когда «перестраиваются», пересаживаясь, то об этом Иван Андреевич Крылов уже сказал: «Квартет» там был у него. Они как ни «перестраивались», как ни пересаживались, а так и остались: осел, козел, мартышка и косолапый мишка. А ведь все это не просто так, Иван Андреевич Крылов был глубоко верующим человеком. Мартыш ка — это та, которая всё обезьянничает, у других всё перенимает, с Запада, еще откуда что. Осел — ну, его качества тоже известны. Качества козла тоже не нужно объяснять: ни молока от него, ничего... Медведь — тот, соответственно, всё ломает. Еще преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Теория — это придворная дама (помните, мы говорили о поведении?), а жизнь, практика — медведь в лесу». В Библии еще хлеще есть примеры. Валаам был мудрец. И его не осел даже, а ослица (женский пол был в древности на втором месте) вразумила. Мудреца — вразумила ослица! Так что, если внимательно ко всему относиться, то кто знает, может, и от осла поучиться можно. Ну, не от всякого, у Валаама одна такая ослица была. Истина никогда не бывает за большинством... ослов. А если не ослов большинство — то там может быть истина. Вот как Евангелие дает нам пищу для размышлений — прямо о жизни. Поэтому, когда говорят: «Да чего там читать, да что там!» — ответ простой: там — всё. Сказал об этом, кстати, Белинский, когда его еще не занесло к революционным идеям. Он писал: «Есть книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги... Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и благодати». Да, всё там есть. Так что ни для кого оправдания нет — это дано всем. Если желаешь... Вот, как самарянка желала, душа ее стремилась — и Господь пришел туда, где она жила, и беседовал с ней. И сказал ей, что Он — Мессия. А кто не желал этого, как книжники и фарисеи, которые утверждали свое, те так и не смогли Его узнать, и не сказал Он им этого, когда они спрашивали: Аще Ты еси Христос? Рцы нам. Он отвечал им: Аще вам реку, не имете веры (Лк. XXII, 67). Потому что у них не было искреннего желания найти истину. Искреннее желание ведь что влечет за собой? Как сказано? Господь говорит: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядёт (Мф. XVI, 24). То есть, нужно от чего-то отказываться, чего-то себя лишать. А тут уже начинается подвиг, а мы от подвига все в разной степени бежим. Потому и немного спасающихся. Сказано: Пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу... Большее число идет этим путем: «О, свобода! Ничего не требуется, можно делать, что хочешь!» И узкий путь: узкая врата и тёсный путь вводяй в живот (Мф. VII, 13, 14). Вот ответ. Не потому идут широким путем — как обычно говорят, всякие оправдания начинаются: потому-то, оттого-то... Нет! Всё очень просто: там, где подвиг, там путь спасения. Там, где нет усилий, там путь погибели. Как-то сидели мы тут, беседовали, приехал один архимандрит, ныне уже покойный, и отец Сергий говорит: — А для спасения-то нужен подвиг. А без подвига-то — не спастись. И так несколько раз повторял. Посидит — и опять: — А без подвига-то не спастись... И вот потому-то наша Православная Церковь всем: и богослужением своим, и постами, и стоянием на молитве — приучает нас к посильному подвигу. И подвиг этот, то есть преодоление каких-то даже малых трудностей, уже в этой жизни дает плод. Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Для того, чтобы научиться свободе, нужно преодолеть страдание». Ну, для нас это высоковато, конечно, — хотя бы преодолеть дискомфорт. Вот стоишь, спину ломит, нога затекла, еще что-то такое — мелкие какие-то вещи. Преодолеть это — ну и всё: меньше раздражения, меньше расстройства, меньше всякого недовольства. Так что путь — один. Это путь креста, путь труда, путь преодоления. В мире скорбны будете (Ин. XVI, 33). Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. X, 22). В терпении вашем стяжите душа ваша (Лк. XXI, 19). Царствие Небесное нудится (Мф. XI, 12). Это всё — одно. Как ни возьмешь, всё об одном и том же говорится: нужно трудиться. Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. IX, 62). Наш наставник, профессор Московской Духовной Академии отец Иоанн Козлов (Царствие ему Небесное!) как-то вышел перед семинаристами говорить проповедь (он долго не мучил, потому что умел говорить — не так, как я...) и сказал только: «Вот, вы решились трудиться на ниве Христовой (сегодня о ниве, кстати, был разговор), — так вот: возложите руку свою на рало и не озирайтесь, пашите глубже!» Аминь. 12 мая 1986 г.
Ищите и обрящете
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.044 с.) |