Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Успение Пресвятыя Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем Успение Пресвятыя Богородицы. Праздник называется Успением, потому что кончина Ее земной жизни была именно такова: Она как бы уснула, не умерла. Слово «умерла» не может быть применимо к Той, Которая была Матерью Источника жизни, Матерью Сына Божия. И потому слово «смерть» здесь не употребляется. Не применяется здесь и слово «кончина» в смысле конца, окончания земной жизни, потому что мы поем: В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице... А раз Матерь Божия мира не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так. И жизнь Ее — в полноте, потому что Матерь Божия жива и с душой, и с телом воскресшим. А Ее состояние Успения было сугубо временным, как бы состоянием сна. Поэтому называется этот праздник Успением Пресвятыя Богородицы. Действительно, совершенно непостижимо... То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось, прежде всего, в Ней, в Божией Матери, и исполнилось в высшей степени: Аще кто слово Мое соблюдёт, смерти не имать видети во веки (Ин. VIII, 51). В высшей степени и в первую очередь это относится к Самой Матери Божией. Всё, что Господь сказал, всё — истина, истина абсолютная. То есть, там, где Слово Его было принято во всей полноте, безраздельно, там все это во всей полноте и исполнилось. Если Господь сказал: Веруяй в Мя, дела яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит (Ин. XIV, 12), то это исполняется, опять же, в первую очередь, у Самой Матери Божией, и у тех, кто воспринял евангельскую истину, действительно, во всей ее полноте. И в каждом отразилось что-то свое из того, что сказал Господь, а в Матери Божией — все это вместе. Мы знаем и мы прославляем святителя Николая — он по Бозе и Богородице все наше упование. И, действительно, весь мир знает святителя Николая, прежде всего, потому, что он всем помогает, он — «скорый помощник». Так что некоторые народы, которые только еще начинали воспринимать свет Христовой веры и еще не знали даже о Самом Спасителе, о святителе Николае уже знали. Так же точно это относится и к Матери Божией, потому что Она продолжает оставаться на этой земле. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией.
- А где же, - спросил он, — Матерь Божия? — А Ее, — сказали ему, — здесь нет. Она на земле. И, действительно, о том, что Она по земле ходит, свидетельствуют прямо Ее стопы. На Почаевской горе, например, есть даже след Ее ножки, откуда истекает Почаевский источник. То есть, Матерь Божия, действительно, мира не оставила. Поэтому слово Успение во всей полноте свидетельствует то, что сегодня произошло. Матерь Божия как бы почила — уснула — и словно бы проснулась... Заснула как бы в том теле, в котором Она жила здесь, а проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем. Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И все это, прежде всего — за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. I, 48). И в тот момент, когда Она это говорила, Ее, действительно, уже ублажал род человеческий в лице праведной Елизаветы: И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко быстъ глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем (Лк. I, 43-44). Святой Иоанн Креститель прославляет Ее пришествие радостью, а праведная Елизавета уже ублажает Ее пришествие. А потом некая жена говорит: Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. XI, 27). Ну, а дальше — все больше и больше распространялось прославление Матери Божией. А после Воскресения Христова уже весь мир прославлял Божию Матерь. И здесь как раз, во всей полноте — свидетельство нашей православной веры. Наша православная вера прославляет особенно Матерь Божию. И большее или меньшее отклонение от истинной православной веры заключается, прежде всего, в удалении от почитания Матери Божией и Честнаго Креста Господня. Пост перед праздником Успения установлен святыми отцами по подобию Великого поста. Он маленький, в три с лишним раза короче поста Великого, но по строгости он такой же, потому что Великий пост предваряет крестные страдания, крестную жертву и Воскресение Христа Бога нашего, а Успенский пост предваряет Успение и Воскресение Матери Божией.
Успенский пост начинается с выноса Креста, а кончается Успением и чином погребения, который как бы знаменует собой Великую Пятницу Великого поста, за которой следует Воскресение. Не установлено такого особого праздника — Воскресение Матери Божией. Такого праздника нет, потому что Воскресение Христово — главное и самое высшее, всё остальное идет уже по его образу. Праздник Пасхи, праздник Воскресения Христова не входит в число двенадцати праздников, так называемых двунадесятых, он — тринадцатый. И здесь опять — премудрость Божия: показывается, прежде всего, высшее, а дальше выстраивается всё остальное, связанное именно с этим, главным. Святые отцы — Духом Святым, конечно — как бы предостерегли от того, чтобы установить Праздник Воскресения Богородицы, потому что, хотя Православная Церковь особенно, и многократно, и постоянно прославляет Матерь Божию, но однако все-таки самое главное — это Воскресение Христово. А там, где духовные явления начинают понимать по-человечески, там они переводятся на земной план. Там, где уклоняются от истинной веры православной, отвергают почитание икон, святынь, святых, там говорят: мол, важен только Господь. Это одна крайность. Другая крайность — когда пытаются поставить Матерь Божию чуть ли не вровень со Спасителем. Так нельзя, это тоже крайность. Чувство меры и чувство полноты есть только в нашей православной вере. Матерь Божия занимает здесь первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Как Сам Господь сказал, Она превыше всего человечества, вообще всей твари, в этом нет никакого сомнения. Но Сын Божий Единосущен Отцу и Духу. Здесь — особое, высшее, непостижимое для нас. Это то, что святые отцы установили, а мы так и принимаем. Сам Господь Иисус Христос, когда Ему сказали: Се Мати Твоя, и братия Твоя вне стоят, хотяще глаголати Тебе, — сказал: Кто есть Мати Моя? И кто суть братия Моя?.. Иже аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на Небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть (Мф. XII, 47-49). И мати\ То есть, Господь тут сказал, что Матерь Божия, хотя и выше всего творения, но все равно как бы стоит на другой ступени. Православной Церковью не принят католический догмат о непорочном зачатии Пресвятыя Богородицы. Почему в нашей Церкви его нет? Потому что всё должно стоять на своем месте, на твердой основе. И это — самое сложное. Мы все здесь, на земле, на этом все время запинаемся. Мы начинаем судить: «Этот — святее, этот — грешнее, этот — выше, этот — еще выше». Но рассуждаем-то мы по-земному. Один Бог знает, кто у Него выше, кто ниже, и нам об этом судить не пристало. Обо всем, что относится к святым людям, вообще к святыне, сказано: духовное востязуется только духовным. То есть, человек духовный может это понять, человек не духовный этого понять не может. Мы здесь, на земле — грешные. И Господь, Дух, сходит ко грешникам. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба прием, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. II, 6-8). То есть, Господь сходит на землю, чтобы нас, грешных, спасти. Ангельские чины, если бы рассуждали по-нашему, по-земному, стали бы недоумевать: «Что ж такое? Нас оставил и пошел к этим, которые и живут-то как грешно!» А ангелы — наоборот. Они, находясь в любви к своему Творцу, через Его любовь воспринимают и это схождение как проявление любви. Они и к нам пребывают в любви, ангелы- хранители наши. Они так заботятся о наших душах, так ходатайствуют за нас перед Богом, так сострадают нам, так плачут!..
Андрей, Христа ради юродивый, когда хоронили одного человека, увидел среди его родственников некоего юношу, который шел и горько плакал. — Я не видел, чтобы по родному человеку здесь, на земле, кто-нибудь так плакал. Кто он тебе? - спросил блаженный. — Да я — его ангел-хранитель, — ответил юноша. — Сколько раз ему говорил: «Ну, не делай так! Не ходи туда!..» А он меня не слушал. И вот теперь я плачу... То есть, в духовном м!ре, у ангелов нет чувств зависти, или обиды, или злорадства: «Вот, так ему и надо, и пусть получает свое! Не слушал — так теперь пусть поплатится за свои поступки». Это мы можем так рассуждать. А почему? Только потому, что нет у нас любви. Ведь все эти духовные моменты может постигнуть только человек, имеющий любовь. Имеющий такое чувство сострадания, как у этого ангела. Тогда и злоба людей, и всякая их греховность, неисправимость, упорство во зле не будут вызывать ни раздражения, ни озлобления, ни, тем более, зложелательства. Нет, они вызовут только сострадание, боль, скорбь и слезы. И предстательство Матери Божией за людей имеет, прежде всего, именно эту суть, именно это в его основе: непостижимая Божественная любовь. У Матери Божией вся полнота любви, какая только может быть у человека. И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, своим наименованием являют выражение именно этой любви неизреченной Заступницы усердной рода христианского: «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Нечаянная Радость», «Милующая», «Спасение утопающих», «Утоли моя печали»... Все, что только можно выразить словом, выразила в этих наименованиях душа христианская. И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать — любви, тишины, печали, которая светится... Светилен, вы знаете — это такое песнопение, которое поется в конце канона и своим напевом, своим содержанием венчает весь канон. Светилен Успения выражает особую тишину, особый покой. Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. XI, 29).
Вся природа, все творение находится в особой тишине, в покое... И этот покой, он выражается во всем. Праздник приходится на то время, когда все как бы успокаивается. У нас, на нашей земле заканчиваются сельские труды, и уже появляются вокруг все плоды, и душа человека, видя их, успокаивается. То есть, как бы вся природа, все творение приходит к этому празднику. И нужно из года в год, от праздника к празднику стараться почувствовать это и сохранить в себе то состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем. Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила. И настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцов, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном Суде — это будет предстательство Матери Божией. Одна раба Божия, которая много лет болела тяжелой болезнью, еще при жизни в видении проходила мытарства. И когда она почувствовала, что пройти их не может, что уже — всё, дальше — конец, бесовские полки уже смыкаются над ней, не пропускают к вратам Царства Небесного, она возопила: — Матерь Божия! Спаси! И сразу же вся нечисть от нее отступила. Многие примеры говорят о том, что предстатель- ство Матери Божией всесильно и всемогуще. И в празднике Успения, в его тропаре нам об этом постоянно напоминается. Будем же неотступно и неизменно обращаться к Матери Божией в наших скорбях, нуждах и печалях. Она, как малых детей, нас и любит, и балует. В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша. Аминь. 28 августа 1995 г. Всё ли равно как верить?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.014 с.) |