Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Этот день именуется еще Неделей ваий в связи с тем, что входящего в Иерусалим Спасителя встречали с ваиями — ветвями финиковых деревьев. Вы слышали сегодня в Евангелии от Иоанна, как все это совершилось. Евангелие имеет глубочайший смысл. Все, что в нем написано — это не только повествование о событиях земной жизни Спасителя. Это, прежде всего, наставление для нас и разъяснение того, что совершается в нашей жизни и вообще в мире. И сегодняшнее евангельское событие содержит много наставлений для нас, поводов к размышлению. Оно дает ясное понятие о том, что происходит в жизни каждого человека. А именно, что человек живет сердцем, а не умом. Как говорят святые отцы, ум — рабочая сила сердца. То есть человек прежде всего и чаще всего поступает по велению сердца. Иногда, конечно, он пытается умом что-то объяснить или как- то урезонить себя, но в основном все равно впереди идет чувство, чувство руководит тем, что человек делает. Это чувство часто и не объяснимо умом, или же ум воспринимает все совершенно по-иному. Вот сегодняшний контраст. Мария, сестра Лазаря, не считаясь ни с чем, изливает на Спасителя сосуд с драгоценным миром от полноты любви, благодарности за воскрешение ее брата. И, конечно, выражая свое Богопочитание — Христос есть Сын Божий. А Иуда в это время рассуждает: «Зачем столько мира вылито? На эти деньги сколько добра можно сделать, нищих напитать». Но Иоанн Богослов говорит, что Иуда не о нищих беспокоился, а говорил так потому, что тать был, то есть вор, носил ящик с деньгами и больше думал о деньгах, чем о чем-то другом, духовном. Кстати, во все времена и доныне, и, как ни странно, от так называемых «христиан» разных конфессий, которые ходят везде с Евангелием в руках, можно услышать такие рассуждения: «Для чего этот блеск? Для чего золото на алтарях? Нужно делать добрые дела!» И у нас сейчас такие голоса раздаются: «Для чего восстанавливать и украшать храмы? Такие средства идут! Сколько людей можно накормить, напоить, пенсии прибавить!» При этом забы- на ют о том, что человеку, прежде всего, полагается оказывать почитание Богу. А Господь и кормит, и накормит всех. Если Он пятью хлебами пять тысяч насытил, что Ему стоит насытить всех или просто дать силы человеку, который питается скудно? В жизни человеческой, в истории нашего народа таких примеров сколько угодно. Были времена, когда люди питались, чем только могли, но выживали, по милости Божией. Не говоря уже о тех, кто был в лагерях, кому давали какую-то баланду и заставляли работать. И если ты не мог работать, тебе и этой баланды не давали. Как же они смогли бы там выжить, если бы не благодать Божия, которая давала им силы и сохраняла их? Это ли не свидетельство силы Божией? И после этого говорят: нужны экономические реформы для того, чтобы всех накормить и напоить. Да никакие экономические реформы не накормят и не напоят всех! Потому что человек может есть больше, и больше, и больше. И пить — больше, больше и больше. А вот когда мы, грешные даже, стараемся в меру сил соблюдать телесный пост, то убеждаемся, что в другое время едим в несколько раз больше. А тут не один день, не два, а даже целых семь недель постишься — и, слава Богу, еще и трудишься. Оказывается, даже еще и легче! И откуда-то силы берутся. Откуда? От Бога, конечно. Вот мы сейчас будем отмечать пятидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Конечно, я не историк, тем более не военный историк, и, думаю, ни один историк не знает всего, что тогда происходило. Многое было сокрыто. Или, по крайней мере, сокрыли. А действие благодати в каждой душе какая история может засвидетельствовать? Кем укреплялся дух наших бойцов во время Отечественной войны? Какими такими они питались питательными веществами, что могли день и ночь отражать атаки? Держались на каком-то пятачке, на котором непонятно, как вообще можно было удержаться. И эти защитники еще живы. Один из них, архимандрит Кирилл из нашей Троице-Сергиевой Лавры — участник Сталинградской битвы. Эти живые люди — свидетели того, что не наша земная логика и не наши рассуждения о том, как и какими силами можно всё устроить, а сила Божия дает истинную жизнь и сохраняет всех нас. И поэтому правильно поступила Мария, воздавшая должное поклонение Сыну Божию. Богу — прежде всего. Ну, а тот, кто осуждал ее — кем он был, мы знаем. И имя его стало нарицательным, к несчастью — его несчастью. И все, кто начинает вот так, логически рассуждать, они, удаляясь от истинного чувства, постепенно не только уходят в сторону, забывают о вере, удаляются от Бога, но — как это ни страшно — иногда даже начинают идти против Бога. Так и говорят: «Зачем это все?» Эта истина всегда и свидетельствуется в жизни. Не материальные расчеты, не экономические реформы, а духовное возрождение, духовная жизнь народа является источником истинной жизни. Да и жизни вообще. Если происходит нравственное разложение, духовное омертвение общества, то никакие экономические реформы, никакие внешние средства не смогут остановить его падение. Люди не из-за куска хлеба, а из-за миллионов и миллиардов будут друг друга убивать и в конце концов погибнут от собственной злобы и зависти. Так что сегодняшнее Евангелие призывает нас, прежде всего, к тому, чтобы мы твердо содержали свою веру. Чтобы мы прежде всего и во всем имели благодарность к Богу и истинное Богопочитание. Ведь друг друга мы почитаем, мы говорим: «Неудобно обидеть человека. Ну как же я не вкушу торга или не выпью шампанского?» — в угоду тому, у кого день рождения среди поста. У начальника там, или у начальницы, или у кого-то из наших земных друзей. И как легко мы отказываемся от Богопочи- тания, от исполнения заповедей Божиих! «А, Господь потерпит». И вы думаете, это всё — просто так, на этом кончается? Нет! Все это так и идет дальше. Сначала стыдятся своей веры, сначала в угоду всяким земным правилам, условностям отступают от поста, от посещения храма Божия, от молитвы, от ношения креста, от почитания икон, от всех святынь. Потом в угоду своим друзьям, подружкам или кому-то еще пренебрегают родителями, не почитают их. В угоду ложной «верности слову», чуть ли не так называемой «чести» — понятия, вывернутого наизнанку — совершают подлости и скрывают их, чтобы не знали учителя, наставники, потому что: «Как же я продам? Я буду предатель!» А ведь предают Бога! Предают родителей. Предают своих благодетелей. Для того, чтобы быть якобы «верным». Кому?! Как Ирод, который поклялся и за клятву женщине повелел отсечь голову Иоанна Крестителя — потому что иначе он бы нарушил слово. Святые отцы говорят: Лучше бы тебе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути (Минея, 29 августа). А ведь мы поступаем точно так же. Вот так постепенно враг рода человеческого, перемешивая всё, отводя от истины, заставляет людей удаляться от веры, от Бога, от всего святого, даже участвовать в безбожных или антицерковных делах, совершать преступления — в угоду миру. А что потом? А потом с этим человеком случается горе. Господь, любовь Божия, которая ждет покаяния, ждет обращения каждого из нас, каким-то образом показывает, что верность этому миру — мыльный пузырь, который лопнул — и всё, и видно: всё это — ложь и обман. Человек оказывается в болезни, в каких-то сложных обстоятельствах — и выясняется: никому он не нужен. Даже своим родным иногда. И только тогда мы вспоминаем о Боге: «Господи! Прости меня! Господи, помоги! Кому же молебен отслужить? Батюшка, помолитесь, чтобы мне выздороветь». И забыто предательство Бога, предательство веры. Нужно бы покаяться. Вот для этого и был нам дан пост — чтобы мы раскаялись в своем предательстве Бога, своей веры, своих наставников, своих благодетелей, в том числе своих родителей. Прости нас, Господи! Мы поэтому и молимся о прощении, о даровании нам видения своих грехов, и молитва сейчас читается такая. И нужно ее читать чаще — истину эту себе напоминать. Постараемся и мы, по примеру Марии, которая проявила истинную любовь к Спасителю, прежде всего, стяжать любовь к Богу и к ближним. Потому что без этой любви, что бы ты ни делал, все будет бесполезно, как говорит апостол Павел. Будем содержать веру нашу православную. В ней — вся полнота. Вся эта красота, которой мы утешаемся и укрепляемся здесь, в храме Божием, дана нам нашей православной верой. Да, на всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа. Во всех жизненных обстоятельствах, везде можно молиться и прославлять Бога. Но, если есть возможность, то нужно воздавать Ему истинное и полное поклонение, благоговение и благодарность. Не думайте, что обязательно нужно делать то, что сделала Мария — излила миро. Нет! Все, что приносится Богу от благодарного и любящего сердца, принимается Богом. Не в меру внешнего, а в меру внутреннего. Поэтому о вдовице, которая положила две лепты, сказано, что она положила больше всех. Да, все это благолепие храмов — на это какие-то средства нужны. Но перед Богом все эти средства имеют свою цену. Не на миллионы или там сотни тысяч, а в меру жизненной возможности и в меру внутреннего устроения человека считает Господь. В известном всему миру, в свое время полностью разрушенном храме Христа Спасителя каждая копеечка всякого человека была учтена, и перед Богом она, может быть, имела большую цену, чем купеческие тысячи. Так всегда было, есть и будет. Мы должны стараться делать то, что можем — по мере сил. Господь знает усилия каждого из нас. Нам не нужно пытаться самим оценить это или измерить, кто что делает, глядя на других. Мы начинаем часто рассуждать об этом — и получается, как в сегодняшнем Евангелии: «Вот лучше было бы сделать так-то и так-то». Как Господь тебе на сердце положил, какие возможности были, что сотворил — то и слава Богу! А судья всему этому — один Господь, Он принимает и воздает. Видите, какова любовь Божия, как всякому человеку дана возможность явить любовь и благодарение Богу? Что бы ты ни делал, кем бы ты ни был, что бы ты ни имел, ты не можешь сказать: «А у меня такой возможности нет». Именно по произволению сердца, а не по тому, что есть у каждого по земным понятиям, Господь принимает его дар. Дан тебе, например, дар голоса — а у другого нет ничего. Но ведь это — дар. Ведь не силу голоса слышит Господь, а силу твоего сердечного чувства. Поэтому, когда Моисей молчал, а народ роптал, Господь сказал ему: «Что ты вопиешь ко Мне?» Господь слышал вопль его сердца. Или, например, Анна, мать пророка Самуила. Ведь только губы ее шевелились — а Господь услышал силу ее молитвы (1 Цар. I, 13). Или кровоточивая женщина, которая только прикоснулась к ризе Господней, а Господь сказал ей: Дерзай дщи, вера твоя спасе тя (Мф. IX, 22). Все это в Писании есть. То есть, каждому из нас дана возможность. А Господь — Один и Тот же, и ко всем всегда относится с одинаковой любовью. От нас только зависит то, как мы Его принимаем. Так что укрепим свою веру. В любых обстоятельствах, прежде всего, будем вспоминать, что все управляется Промыслом Божиим и любовь Божия всем хочет спастись и в разум истины прийти. Аминь. 16 апреля 1995 г.
Над плащаницей
Великий Пяток
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. То, что совершается в Церкви в этот момент, мы переживаем в течение уже почти двух тысяч лет. Каждый год вся Церковь вместе с теми, кто присутствовал при погребении Христа, совершает снятие Его со Креста и погребение. Страстные Евангелия, которые мы слышали все эти дни — о распятии, о страдании Спасителя, — показывают нам, прежде всего, непостижимую и неизреченную Божественную любовь. И как контраст с этим Божественным чувством — злоба мира: «Распни!» Убить. Избить. Надругаться... Как страшно это слышать! И вдвойне непостижимо, что все это совершалось над безгрешным Сыном Божиим... Страдания Спасителя заключались не только в тех поношениях и биениях, в злобе неправды, которая обрушилась на Него в этот момент. Они заключались, прежде всего, в том, что через все это Господь чувствовал злобу, неправду всего мира, всех веков. И потому, когда мы сострадаем Спасителю, мы сопричастны Его страданиям. Когда же мы находимся в злобе, в состоянии греховном, то являемся распинателями, поругателями Сына Божия. Конечно, трудно, по нашей греховности почти невозможно сохранить покаянное чувство, но нужно к этому стремиться. Каждый из нас, православных христиан, носит на себе крест Христов. Нательный крест должен носить каждый христианин. Когда освящается нательный крест, то в молитве читаются такие слова: Да всяк, иже в воспоминание спасительных Твоих страстей и животворный Твоея смерти, и в сохранение и в защищение души и тела на себе носити будет, небесное благословение и помощь в нем прияти сподобится. Вот ответ на вопрос, почему мы в этой жизни, желая помощи Божией, иногда не получаем ее: мы, хотя и носим крест, часто забываем, в воспоминание о чем, во имя чего, какой крест на себе носим. Поэтому вот эти крупицы благодатного состояния, которые Господь сподобляет нас стяжать в дни Великого поста, особенно Страстной седмицы, в те минуты, когда мы находимся в храме, надо постараться бережно хранить в своей душе. Но много ли нас сейчас здесь, в храме? Вот как тогда: на Голгофе столько было народу! И сколько было на погребении Спасителя Господа? И сейчас — то же. Все ли настолько заняты, что никак не могли прийти? Не знаю... Один Бог знает. Но очень вероятно, что многие, наверное, смогли бы это сделать. Так мы бесчувственны к этой бесценной Жертве, которая принесена за всех нас, за весь м!р. Мы так мало уделяем времени Божественному богослужению! Так мало уделяем внимания тому, что вечно и бесценно! Нужно постараться нам перестроить свою жизнь. Здесь, у Плащаницы, у Тела Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, нужно нам положить начало изменению своей души. Сам Господь сказал: Нищия всегда имате с собою, Мене же не всегда имате (Ин. XII,8). Той радости от Бога, той полноте, с которой мы имеем возможность соприкасаться в богослужении, особенно в данный момент, нам нужно всегда отдавать первенство. Высшая заповедь: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею — дана нам всем, и ее нужно стараться всегда иметь перед своими очами. Есть возможность посетить храм, есть возможность прикоснуться к святыне богослужения, к Таинствам Церкви — нужно всей душой стараться это совершить. Сейчас есть много людей, которые в этот момент по немощи, по своей телесной ветхости не могут быть в храме. Они только теперь понимают, какая это была бесценная милость к ним, когда они имели возможность прийти в храм, какую радость, какое утешение дает Господь через Свое богослужение! Вторая заповедь, подобная первой: Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Мк. XII, 31). В этих двух заповедях весь закон и пророки. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. XV, 13). Я не говорю о том, что мы способны на такую любовь, чтобы душу свою положить за других, но к этому нужно стремиться и это нужно иметь перед своим взором. Опять же и для смирения, ведь мы часто не можем даже малейшего потерпеть от ближних своих, почти ничего. Даже там, где и нет ничего, мы уже придумываем «что-то». Враг рода человеческого ко всем приступает. Мы не больше апостола Петра, который трижды отрекся от Господа. Мы не больше других девяти апостолов, которые от Него разбежались. И, взирая на апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который все время следовал за Спасителем и у Креста Его стоял, мы можем видеть в нем своего предстателя и молитвенника и просить его об укреплении — апостола любви, который никогда не оставлял Господа. Мы часто поддаемся всему, что нас окружает, страха ради иуде иска (Ин. XX, 19), как сказано, — ради ложного страха, земных тревог, неизвестно даже, чего. Что может здесь, в земной жизни, человека по-настоящему устрашить? Господь нас учит: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. X, 28). Здесь — все преходящее, все временное, это нужно чаще себе напоминать. А мы начинаем часто переживать, волноваться, даже проявлять нетерпение из-за того, что временно. Все устрояемо Богом! В Своей последней беседе с учениками Господь говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. И опять повторяет: Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. И в третий раз повторяет: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы естё, аще любовь ймате между собою (Ин. XIII, 34-35). Апостол и евангелист Иоанн Богослов, приняв эту истину всем сердцем, в последние дни своей жизни только повторял: «Дети, любите друг друга». Все, что против любви, как сказал подвижник уже нашего времени, есть грех. Всё! Только любовь спасет нас. Высший пример этой любви мы имеем перед своими очами, на своей груди. Мы должны его иметь и в своем сердце. Поэтому постараемся всё, что Господь помог нам хоть сколько-то почувствовать в эти святые дни Великого поста, приготовляющего нас к празднику Пасхи, стяжать, и сохранить, и не растерять. Даже враг рода человеческого вынужден был признать, что если бы православные христиане умели сохранять то, что они получают в церкви, в Таинстве Причащения, сохранять ту благодать, которая нам дается, то бесы вообще не могли бы иметь к нам доступа. Сейчас часто говорят о порче, о действии бесов на человека. Да, они действуют, но мы подвергаемся их нападению, падаем под их ударами прежде всего потому, что не сохраняем ту благодать, которая дается нам в Таинствах Церкви. Не своей силой мы можем противостоять этому. Ни в коем случае! Силой Божией, которая дается каждому христианину в Таинстве Крещения, в кресте, который он носит, в Таинстве Причащения. Перед нами совсем недавно был образ преподобной Марии Египетской. В беседе со старцем Зосимой она оградила свои чело, и глаза, и уста, и перси крестом и сказала: «Благодать Божия сохраняет нас. Но великая брань ведется против наших душ». Постараемся не ослабевать в этом внутреннем борении. Нужно быть внимательными к себе. В эти дни, вот сейчас, сегодня, завтра, нужно постараться себя как-то утишить... Особенно шутки, празднословие никак недопустимы. «В пятницу святую все должны молчать». И завтра Церковь будет воспевать: Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. А потом будет радость Пасхи, Воскресения. Но в этой радости мы часто забываем о том, что все равно мы еще находимся здесь, в этом мире, на этой земле, что борьба продолжается. И поэтому внутренне и тогда надо стараться безмолвствовать. То есть, не увлекаться мирской суетой, потому что она тут же постарается нас засосать. Начнутся посещения, визиты, гости... Все это, такое, земное — конечно, тоже радость, но нужно стараться не потерять радость небесную. Вот на это внимание к себе и устремим все свои усилия. Как только будет возникать в душе что-то греховное, будем стараться искоренять его с помощью Божией. И тогда, когда Господь сподобит нас и в будущем присутствовать на таких службах, мы будем, действительно, чувствовать себя истинными соучастниками того, что совершается в храме Божием. И это состояние, с помощью Божией, будет переноситься и в наши дома, в наши семьи, в наше окружение. Как говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И тогда, когда мы будем приходить из храма, мы будем не словами только говорить: «Бог милости прислал!» (есть такой православный обычай) — хотя и словами нужно, — но, действительно, приносить с собой то, что мы должны здесь стяжать. А принести-то можно только с такой душой, которая эту милость сохраняет. Так будем стараться сохранять эту милость Божию, которая нам дана, нести ее в себе и сподобиться христианской непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Суде Христове. Аминь. 12 апреля 1996 г.
Имеющий очи да видит
Великая Суббота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И вот мы слышим слова евангельские, которые опять свидетельствуют нам истину Воскресения Христова, истину слов Господних. В Великую Субботу перед праздником Святой Пасхи читается именно это Евангелие, где говорится о том, что, когда жены-мироносицы пришли ко Гробу, где был погребен Спаситель, трус быстъ, то есть земля потряслась, так же, как в момент Его крестной смерти, и с небес сошел ангел, и вид его был, как молния, и одеяние его бело яко снег. И от страха затряслись воины и, как мертвые, упали. Ангел отвалил камень от дверей Гроба, который был очень тяжел, и сказал женам-мироносицам: Не бдитеся вы, вем бо яко Иисуса распятого ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых. И се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите. И вот свидетельство этой истины мы видим до сего дня. Каждый год в Великую Субботу в Иерусалиме около двенадцати часов по тому времени после Литургии сходит Огонь с неба на Гроб Господень. И у нас уже есть люди, которые с этим величайшим явлением благодати Божией, истины Православия, соприкасались. Далее, в Евангелии сказано, воины, когда пришли в себя, то рассказали все, как было — про чудо отверзения Гроба и Воскресения. И тогда было еще одно страшное свидетельство упорства, злобы и неверия. Когда, кажется, уже все ясно, тогда страх обуревает ими — они боялись того, что будет им здесь, на земле, не думали о том, что им придется отвечать перед Богом. Сказано, что дали им сребреников. Если Иуде поскупились, дали тридцать сребреников, то тут довольно дали — как говорится, за свою шкуру, но не за душу, шкура-то здесь еще, может, и осталась у них на некоторое время, а душа- то у них погибла навечно. Им сказали: идите и всем говорите, что, когда вы спали, ученики украли Его. Это воины-то проспали? Одну ночь не могли, значит, сохранить — какие же это часовые, какая же это стража? Это те римские воины, которые во все времена считались образцом военной дис циплины? И сказано: Промчёся слово сие во иудеех даже до сего дне. И до сего дне — как тогда, когда было свидетельство, и не только не поверили, а еще распространили ложь, так и до сих пор люди, там находящиеся, видят — и не верят. И это как раз — свидетельство истины. Здесь раскрывается непостижимый премудрый Промысл Божий: что восприятие истины зависит от самого человека. Истина — она есть истина, а восприятие ее зависит от состояния человека... Ранее мы слышали в Евангелии о том, что иудеи, которые завидовали славе Спасителя и которые всячески противились Ему, говорили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. И когда, наконец, Он воскресил четверодневного Лазаря и это свидетельство обличало их неверие, тогда они решили убить свидетельство — чтобы не было свидетеля. Такова сущность злобы. Злоба не может предпочитать полезного. Когда человек находится в злобе, в духовном ослеплении, он не может рассуждать нормально. Поэтому здесь и для нас пример. Это, конечно, состояние страшное — ослепление, озлобление даже прямо против Бога, против истины. Но такое ослепление бывает у каждого человека в разные моменты жизни и, в сущности, оно тоже против Бога, против истины. Человека, который ослеплен своими страстями, прежде всего злобой, всяким зложелательством, свидетельства, доказательства истины приводят в еще большую ярость. И это было потом не раз с мучениками. Когда они являли чудеса, их всячески терзали, их бросали в огонь и в воду, а они, несмо- гря на это, оставались целыми и невредимыми. Кажется, нужно было после этого обратиться — а нет, не обращались. И так на все времена осталось это. И вот даже сейчас — Господь каждый раз являет свое особое благоволение к вере христианской, православной, истинной вере: схождение Благодатного огня на Гробе Господнем, там, где Господь воскрес. И все люди это видят. И мусульмане после этого идут в свою сторону, католики — в свою сторону, иудеи — в свою, протестанты — в свою. И никто не считает, что да, значит, нужно все-таки принять ту истину, которая в Православии. Кажется, доказательство есть, и доказательство не человеческое. Если против человеческого доказательства всегда можно пытаться найти какие-то ходы — логические, не логические, — то здесь — свидетельство свыше. Как и было всегда в православной вере, в истинной — она есть свидетельство от Бога, Богооткровенная истина. Когда Гроб Господень захватили не православные, то Огонь сошел, но там, где стоял православный патриарх, в ту колонну ударила молния, то есть именно эти слова буквально исполнились: сошел ангел, и опалил эту колонну. Так было всегда в вере, которая была дана людям, избранным от начала, то есть патриархам, дана была Аврааму, его потомкам в духе. Все это было свидетельством — так же, как отроки, которых бросили связанными в горящую печь. Тех, кто их бросил, попалил огонь, они умерли от жара, от ожогов. А те, которые были брошены, ходили в жерле раскаленной печи, и не только сами они, но даже одежды их не опалялись. Было свидетельство Ильи пророка, когда Израиль уклонился в идолопоклонство. Тогда пророк Илья возвел очи свои и сердце свое к Богу и воззвал, чтобы Господь явил Свою силу и послал огонь с неба на его жертву, во свидетельство истинной веры. И огонь пал с неба и попалил всё: и дрова, и жертву, и жертвенник, и даже воду. И вот так точно, как свидетельство истины, сходит Огонь на Гроб Господень. Как тогда Господь поворачивал древний Израиль от поклонения Ваалу к истинной вере, так и теперь для всего человечества в мире происходит это свидетельство. И, несмотря на это, что же? Те-то все-таки обратились. Не все, конечно, и тогда тоже не все обратились. И еще искали пророка Илью убить. Потому что через него Господь показал это свидетельство. Итак, противники Бога и истины — они во все времена как были, так и остались. Тогда искали Илью убить, хотя видели огонь. Потом Лазарь воскрес из мертвых — его убить, чтобы не было свидетельства. И, наконец, Самого Господа, что и совершили. Но совершили они тогда, сами того не зная, то, что должно было совершиться. Господь пострадал. Не потому, что они это сделали — потому что такова была воля Отца Небесного, Который принес в жертву Своего Сына, как некогда Аврааму было сказано, чтобы он принес в жертву сына своего. Но там был прообраз, а здесь — первообраз. И искупление всего рода человеческого совершилось на Кресте, хотя те, кто это как бы внешне совершали, сами того не знали. Как Каиафа, который в злобе, но будучи первосвященником, изрек, что, мол, лучше пусть Один умрет, чем все люди погибнут. И, действительно, так это и совершается. И вот сегодня мы свидетельствуем, что, действительно, истина Господня на все времена одна. И гот, кто, как Господь сказал, от истины, тот слушает голос истины. Овцы Моя слушают гласа Моего (Ин. X, 27), так сказал Господь. И когда Пилат спросил Спасителя: Что есть истина? — Господь не ответил ему (Ин. XVIII, 38). Святые отцы объясняют это так: вопрос был задан неверно. Кто есть истина? — а не что есть истина? На этот вопрос Господь ответил в Евангелии: Аз есмь путь, и истина, и живот (Ин. XIV, 6). И свидетельство тому, что Господь Иисус Христос есть истина, и путь, и жизнь, мы имеем в настоящий день. То, что совершалось и совершается до сих пор, есть свидетельство этой истины. Кажется, всё уже, по-человечески, было направлено на то, чтобы от веры ничего не оставить. Почти все тут, пожалуй, за редким исключением малолетних, слышали такие слова: что через двадцать лет, мол, я покажу последнего попа по телевизору. И прошло двадцать лет — и, действительно, по телевизору начинают показывать попов. Только не последних, а новых и новых. Для того, чтобы проповедовали. Всё было решено закрыть, ломали, закрывали — все, что только могли. Теперь все, что можно, открывается. Там, где хоть одно основание осталось, всё заново восстанавливают. Разве это не свидетельство силы Господней? Господь всё может сделать. Так и делает. Это истина. И против этого кто-то может спорить, но факты, говорят — упрямая вещь. Восстановить здание — нужно усердие, нужны люди, нужен материал. Сложнее восстановить души человеческие. Разрушенные, отравленные, затуманенные, онаркоманенные опиумом безбожия. Все это повернуть к Богу, действительно, может только сила Божия. И сила Божия это совершает. Как и в те времена, кто-то ищет убить, а кто-то кричит: «Осанна, благословен Грядый во имя Господне». Так это было, так это есть, так это будет до тех пор, когда небо и земля воскликнут: «Осанна», когда явится Сын Божий судить весь м!р. Тогда одни восплачут и возрыдают, другие возрадуются. Там будет та радость, которую никто не отнимет. И здесь еще не могут отнять эту радость, когда она в душе человеческой. Мученики шли за истину, страдая, радуясь, как Иоанн Креститель, как все мученики за веру Христову. Вот эта радость внутренняя во все времена была, есть и будет. Она дается Богом, и никто из творения не может ее отнять, она во власти Божией... Господь сказал Пилату: Всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего (Ин. XVIII, 37). И всякий, кто ищет истину, тот слышит голос истины. Это нам дано. И мы — те, кому Господь, по Своей милости, открыл эту истину, и мы, по милости Божией, сподобились принять ее — должны эту истину верой своей сохранять до смерти. То есть — что бы ни было. Нужно помнить, что свидетелями истины были мученики. Они-то и засвидетельствовали истину. Высшее свидетельство — это есть исповедание истины до смерти. Но этого сподобляются единицы. До такого состояния, чтобы сподобиться быть мучеником за имя Христово, нам далеко. Евангелие дает нам в этом отношении назидание, что тот соблазн, который приходит к людям, начинается с простого. Исповедание истины — это не лишение сразу жизни, а лишение хотя бы некоего чего-то. Мы проверяемся по малому. Первое, самое легкое — пища. Простейшим испытанием нашей веры является простой пост. Можем мы ради Бога даже не то чтобы не есть, а есть постное? Вот твоя вера. Можешь ли ты ради своей веры не стыдиться ее и исповедовать, где-то сказать о ней, не думая о том, что это повлияет на твое положение в обществе? Тебя еще не убивают, просто ты можешь не получить продвижения по службе. Или же мы стесняемся перекреститься: ну как, неудобно вроде. А что неудобно? Ты стыдишься своей веры — что, если ты перекрестишься, тебя будут распинать или тебе отрубят голову? Нет, этого еще нужно сподобиться — за имя Господне... Слава Богу, что мы православные. И веры своей не будем стыдиться. И лучше начать это исповедание веры с простого исповедания: соблюдения поста во имя Господне. Кто не соблюл пост, тому, думаю, будет стыдно, потому что это так несложно. Это так просто на самом деле, только дьявол отводит, и вот человек сеет соблазн: съешь получше, можно и без этого. Что без этого? Без помощи Божией — действительно, не сможешь. А без скоромного — сможешь. Примеров этому тысячи, и мы сами не раз убеждались в том, что, кажется, и постишься, и себя вроде плохо чувствуешь, а с помощью Божией, смотришь, и ходишь, и трудишься даже, и, слава Богу, достигаешь Светлой Христовой Пасхи. Так что возблагодарим Господа за тот дар святой православной веры, который нам дан. Прославим Господа, величие Его, явленное и в празднике сегодняшнем, в сошествии святого Благодатного огня, как мы сегодня воспеваем: Поим Господеви, славно бо прославися. Аминь. 30 апреля 1994 г.
«Русь Святая, Храни веру православную!»
Великая Суббота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В евангельском чтении вы слышали сегодня о том, что в этот день совершилось: Господь явился ученикам и женам-мироносицам, которые пришли ко Гробу Его. Но прежде этого они увидели ангела, который сошел с неба и отвалил от дверей Гроба камень, что был очень велик, и сел на нем. И сказано: Бе же зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег. В знамение этого события священники сегодня облачаются в белые ризы. И священник, читающий Евангелие, знаменует собой ангела, сошедшего с неба и отвалившего камень от дверей Гроба. Истина Воскресения Христова, истина евангельская засвидетельствована двумя тысячелетиями и будет свидетельствоваться всегда, до скончания века, во веки веков. В сегодняшний день на Гроб Господень сходит Огонь с неба. И свидетели этому — тысячи людей разных вероисповеданий. Факт Воскресения и схождения Божественного огня — это свидетельство истины. Там собираются и мусульмане, и иудеи, и католики, и протестанты — представители многих религий, и неверующие наверняка тоже, и все они это видят. И, как ни странно, никто из них не обращается к православной вере. Кстати, Огонь сходит только тогда, когда там присутствует православный патриарх, и это — свидетельство истинности православной веры. И об этом мы слышали сегодня в Евангелии. Когда Христос воскрес, стражникам, которые были свидетелями Его Воскресения, дали денег довольно и сказали: Рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его... И промчеся слово сие во иудеех даже до сего дне. И каждый раз, когда читаются слова: до сего дне, — это и есть сегодняшний день. И, действительно, так там и продолжается сегодня: те, которые не приняли тогда факта Воскресения Христова, так же не принимают его и сегодня. И удивляться этому нечего. Если тогда видели и не приняли, то неудивительно, что и в последующие времена находятся люди, которые этого не принимают, хотя и видят всё. Причем, книжники и фарисеи сами себе подписали смертный приговор. Мало того, что они, зная, что Иисус Христос — Сын Божий, распяли Его. Ведь, заклиная Господа именем Божиим сказать, Кто Он, первосвященник знал, что Христос скажет истину, и Он сказал истину. В другое время Господь молчал, а здесь отверз уста Свои и на вопрос:Аще Ты еси Христос Сын Божий? — ответил: Ты рече(Мф. XXVI, 63-64), Аз есмь (Мк. XIV, 62). «Да. Я - Сын Божий». То есть, первосвященники уже тогда знали, что Он — Сын Божий, — и восстали на Него, предали Его на распятие. И потом еще раз подписали себе смертный приговор, сказав: Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со Креста, и веруем в Него (Мф.XXVII, 42). Но Он не со Креста сошел — на котором Он был еще жив, хотя и изранен, — а Он сделал неизмеримо большее: воскрес из Гроба! Какие же еще нужны были им доказательства?! И тут уже ложь сама себя изобличила: даже и тогда не уверовали! Не веруете?! Ну, тогда уже всё. И так всегда во всей жизни и происходит. Да, факт этот — страшный. Часто люди требуют каких-то свидетельств: вот, если бы нечто совершилось... Свидетельства им даются: одно, и другое, и третье... И все еще мало. И все безполезно, они от истины отворачиваются. И на Страшном Суде им нечем будет оправдаться. Тогда каждому это вспомнится... Да, не каждый человек испытал всё на себе. Но Господь и сказал, когда Ему поведали о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их: Мните ли, яко галилеяне сии грешнейши паче всех галилёан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Или они осьмнадесяте, на нихже паде столп силоамский, и поби их, мнитё ли, яко тии должнейше бяху паче всех живущих во Иерусалиме?Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лк. XIII, 1 -5). И если Содом и Гоморра были поражены огнем с неба, то и другие города не были праведнее их, к несчастью. Господь сказал еще: Отраднее будет земли содомстей и гоморрстей в день судный, неже граду тому (Мф. X, 15). И, действительно, множество городов и людей за все эти минувшие времена были достойны наказания и смерти. Но Господь оставил их до Страшного Суда — ради остальных, чтобы они не говорили, что у них не было примера для покаяния. Все это есть. Есть свидетельства силы Божией. Правда, больше — свидетельств милосердия Божиего. Так что все это нам дано для то<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.019 с.) |