Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем память преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца. И мы слышали апостольские и евангельские чтения, которые именуются преподобническими. В апостольском чтении говорилось о том, что плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. V, 22-23). В евангельском чтении мы вновь слышали заповеди блаженства. Таким образом, Святая Православная Церковь напомнила нам о том, кто блажен, по понятиям духовным. В мирском понимании «блаженство» — это наслаждение покоем, довольством, пищей, развлечениями. Тогда говорят: «Ну, блаженство! Блаженствует человек!» Но вы знаете, что подобными блаженствами человек быстро пресыщается и блаженство кончается. Иногда даже пища приедается. Привыкает человек — и тускнеет блаженство земное. А довольство? Вы знаете: человек сначала начинает благоденствовать, но скоро ему становится этого мало. Так постепенно все понятия земного блаженства тускнеют и превращаются в обыденность. И я могу пример привести: когда попостишься, а потом разговляешься — вот блаженство, все довольны. Но проходит день, второй, и постепенно вся эта еда становится обыденной. Ну, а те, кто не постится, они даже и этого не имеют — ведь у них так каждый день, ничего особенного. Откуда появляются всякие излишества, ненормальности? Потому, что человека не удовлетворяет все это, земное. Единственное непреходящее блаженство — это блаженство духовное. Только оно составляет истинное блаженство, потому что исходит от Бога. Это блаженство оттуда, где несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная, где все неизменно. Только это блаженство во всей полноте насыщает душу человека. Но его, по слову преподобного Серафима, надо стяжать. И если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что внешне это как раз то, от чего все мы, большей частью, бежим, как от несчастья. А в духовном смысле — это оказывается то, к чему нужно стремиться, что нужно стараться заслужить, стяжать. Конечно, я имею в виду не стяжать поношения, но через них — стяжать состояние духа. Оно дается Богом в награду и утешение за временные страдания. Человек пытается временным наслаждением получить блаженство, которое он не может удержать, не может испытывать постоянно. А благодать Божия дается как постоянное состояние души, что засвидетельствовал своей жизнью преподобный Серафим. Когда человек имеет в душе Дух Божий, он испытывает постоянную радость. Потому преподобный Серафим и встречал всех словами: «Радость моя!» Круглый год он приветствовал всех возгласом «Христос Воскресе!», потому что радость Воскресения Христова, радость о Дусе Святе была его постоянным состоянием. Если человек благодушно переносит все земные испытания, поношения, скорби, то они служат ему для стяжания именно такого духовного состояния. Преподобный Серафим и нас учит тому же: торговать в земной жизни товарами скорбей, болезней, подвигов — кому что дано, — чтобы обрести сокровище Духа Свята. Господь посылает для спасения каждому в жизни что-то противу его таланта, то есть согласно его дарованиям: одному — одно, другому — другое. Ведь характер дан человеку для того, чтобы над ним трудиться, а Господь ставит человека в соответствующие его характеру обстоятельства, необходимые для спасения. То, что человек претерпевает в жизни, по-духовному именуется: крест. У каждого — свой крест. Святые отцы говорят: «Древо креста вырастает на почве твоего сердца». Сердце — это средоточие наших чувств. Какие чувства — таким и вырастает древо креста. Когда человек свой крест принимает со смирением, то в награду Господь посылает ему утешение. И если он правильно всё воспринимает, то постепенно сродняется с тем состоянием, которое Господь ему посылает, и уже не стремится избавиться от того, что с ним происходит, а наоборот, даже приобретает некоторое стремление к этому. Потому что уверен: все, что посылает Господь — для его блага, для спасения. Есть такой пример у святых отцов. Один князь, властный, гордый и жестокий человек, пришел в монастырь. Видимо, он чувствовал, что, живя так, как он живет, не спасется. В монастыре он сказал игумену: — Отдаю тебе себя, как железо кузнецу. Делай со мной, что хочешь (то есть бей любым молотом), только чтобы мне спастись. И поставил его игумен рядом с привратником монастыря. И сказал ему игумен: — Вот тебе послушание. Будешь стоять рядом с привратником и каждому входящему кланяться в ноги и просить его: «Помолитесь за меня! Я одержим духом гордыни, властолюбия, жестокости, самолюбия...» Можно себе представить, если бы нам, имеющим тоже достаточно страстей, дать хотя бы такое послушание: каждое утро своим домашним делать по поклону с такими словами: «Помолитесь за меня! Я одержим духом гордыни, своеволия, лени...» Представляю себе, что бы было! Вряд ли, конечно, кто из нас такое послушание смог бы понести. Этот же князь нес его около десяти лет. А ведь монастырь этот был недалеко от Александрии, где этот князь ранее жил, и среди приходящих были, вероятно, и его бывшие слуги, и рабы, и все это происходило на людях, в присутствии народа. И когда игумен потом сказал ему: «Теперь можешь с этого места уйти!» — он упал игумену в ноги и просил: «Оставь меня на этом месте! Я не могу уже теперь с этого места уйти!» Ибо великое утешение получал он от Бога за добровольное уничижение. Наверняка кто-то над ним смеялся, может быть, и его бывшие слуги. И какая внутри его тогда бушевала вначале буря помышлений сумнительных. А он все это переносил. Представьте себе: когда на нас только иронически взглянут, у нас дух захватывает! И уже настроение наше падает, уже не разговариваем, и вообще жизнь почти не мила. Мы так немощны и грешны, что ничего в духовном смысле не можем перенести. Ничего! Не говоря уж о поношениях. Где уж нам стоять у ворот монастыря или храма. Или домашним своим кланяться или просить помолиться за нас. А князь кланялся в присутствии всех. А в заповедях блаженства сказано: Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына Человеческого ради. Значит, еще и везде пронесут, будут везде бесчестить вас. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на Небеси. По сим бо творяху пророком отцы их. Это состояние, конечно, только святые испытывали. И это есть истинное блаженство. И тот князь, о котором я рассказывал, он стал святым, конечно... Кстати, он недолго прожил после того, как просил, чтобы его оставили на том послушании. Душа его уже была готова для вечного блаженства, и Господь взял его душу в райские обители. Мы, конечно, только умом можем понимать подвижников, пустынников, Христа ради юродивых. Душою же далеко отстоим от них, душа наша их не чувствует. Иногда Господь дает нам хоть сколько-то соприкоснуться с состоянием смирения или терпения. Но часто мы сами лишаем себя этого состояния истинного блаженства и промениваем его на самооправдание, гнев, обиду. Не принимаем дары Божии. Я помню из личного опыта такой случай, когда еще работал в миру. Получилось так, что меня обвинили перед всем отделом в пропаже каких-то продуктов. У меня, конечно, все внутри возмутилось, но я не нашелся, что сказать. И промолчал. Не потому, что смирился. Просто тщеславие, гордыня удержали мой язык. А потом я думаю: «Ну, ладно. Значит, так мне и надо». Я свои деньги отдал, еще и ругали меня... И вдруг так хорошо стало на душе... И так легко! Я думаю: «Господи! Слава Богу, что я ничего не сказал! Как хорошо-то! Ну, наговорил бы я... И остался бы горький осадок в душе. Как говорят, сладко в устах, а горько во чреве. А здесь: горько в устах (была горечь-то!), а зато сладко в душе. Это Господь как пример мне дал. Даже никаких подвигов не потребовалось — всего лишь промолчал, потому что не смог ничего ответить. Ведь на самом деле и со многими так бывает. Иногда чего-то очень хочется... И не получается. А через некоторое время понимаешь: «А может, даже и хорошо, что не получилось». Это Господь дает почувствовать, что существуют другие утешения, о которых мы постоянно забываем. Мы в основном «земляные и плотяные», поэтому и стремимся за этими земными миражами, за этими призраками. Эти миражи, призраки люди даже невольно называют тем, что они есть на самом деле — так всё в мире премудро устроено. Вот была в свое время работа такая, чуть ли не философская, в которой говорилось: «Призрак бродит по Европе...» Действительно, призрак, то есть привидение. Потому что реально-то этого нет. Призрак этого самого общества. И как он призраком был, так и остался. Или вот сейчас многие тратят время на просмотр сериалов. А ведь в то время, когда весь этот кинематограф только появился, он назывался: иллюзион. Иллюзия! А теперь начальное, истинное название этому забыто и люди впустую тратят на него время... И действительно, жизнь показывает, что все земные удовольствия и блага, за чем люди так гоняются всю свою жизнь, — все это иллюзии, призраки. Все это проходит! А внутреннее, духовное состояние не отнимается. Господь сказал: И возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. XVI, 22). Ее невозможно отнять! Люди, стяжавшие Духа Святого, не только в поношениях, но и в страшных испытаниях, гонениях сохраняли эту радость — мир душевный, полное внутреннее спокойствие, умиротворенность. Есть такой пример в недавней истории нашей Церкви, когда один из священников на допросах засыпал. Следователь бесился, а тот спокойно спал, потому что все это его совершенно не касалось, было внешним. А внутренняя умиротворенность его была такова, что он ничего не боялся — ни пыток, ни расстрела. Такое у него было устроение души. У этих людей, когда на них обрушивалась злоба, было обезоруживающее, светлое, радостное лицо. И терялись истязатели, они не знали, как на это реагировать. Им это было совершенно непонятно! Вот что такое — внутреннее состояние! Когда преподобного Серафима до полусмерти избили, он сказал, что если тех, кто его избил, накажут, он уйдет из монастыря. Это святое незлобие, прощение. Мы только в житиях святых об этом читаем. Но что это за состояние, нам большей частью непонятно. Мы малейшее замечание воспринимаем как оскорбление, как унижение, чуть ли не как позор. Господи! Какая же у нас непомерная гордыня... Какое больное самолюбие! О таком состоянии преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Его только тронут — а он уже кричит: кожу дерут!» Это показывает нашу удаленность от духовного состояния, от состояния действительно блаженного. И все подвиги, которые несли святые, нам понять невозможно, потому что мы не только подвигов, но и никаких движений в духовном направлении почти не совершаем. Но Царствие Небесное силой берется. Отец Сергий, служивший в этом храме, часто говорил: — А без подвига-то — не спастись... А для спасения-то нужен подвиг... Наш подвиг — в малом. Святые отцы нашего времени говорят: «Великие подвиги — для великих, наш подвиг — маленький!» Не нашей меры подвиг стоять перед храмом, каждому кланяться и просить, чтобы он помолился об одержимом гордыней. Или просить об этом же всех входящих и выходящих сотрудников на работе, или всех домашних. Нам хотя бы, когда нас выводят из терпения, как мы говорим, — не взрываться. Кто-то еще только рот открывает, а мы уже готовы к оправданиям, к отпору. Нет, даже, наверное, и это — не наша мера. Нам хотя бы не придумывать самим себе, что где-то что- то есть против нас. Потому что мы настолько уже обезумели, что не только не переносим каких-то оскорблений, но даже и придумываем их. Мы, как иллюзионисты, создаем себе видимость ополчения вокруг нас, «дискомфорта» — особых каких-то своих подвигов, то есть у нас гордыня наизнанку. Мало того, что мы ничего не терпим, так мы еще и придумываем, будто бы тут есть, что терпеть, будто вокруг нас такое «обстояние», мы этакие «борцы», «подвижники» уже... Как нам хочется быть в подвижниках, ничего не совершая! Мы даже себе придумываем «особое состояние», которое на нас будто бы наваливается! Имеем некоторое понятие о том, что, действительно, нужно что-то терпеть, но мы настолько немощны и настолько слабы, что даже от своих «миражей» избавиться не можем. Сами себе придумываем обстоятельства и сражаемся с ветряными мельницами. Сражаемся в мечтаниях! Это еще большее безумие. Нет, нужно жизнь упростить. «Где просто, там ангелов со сто». Ничего себе не придумывать. Нечего из себя делать «невинных страдальцев»! Или «мудрецов», которые будут с кем-то там дискутировать в мечтах. Когда кто-то что-то резкое скажет нам, нужно, прежде чем ответить, сначала помолиться: Господи! Иисусе Христе! Сыне Божий! Помилуй мя, грешного! Если мы в ответ не сдержались — смириться: «Ну, что же? Такой и есть, куда деваться?» И больше не думать об этом, не сражаться в мыслях «задним числом», иначе уже над нами бесы будут насмехаться. Духовная жизнь — действительно, внутренняя жизнь. Но не наша мера рассуждать о духовном. Не наша мера! Сказали о тебе что-то? Не думай и не вспоминай. Сказал ты что-то не так? Ну, что ж теперь делать? «Прости» сказать только надо, больше ничего. Есть в Псалтири такие слова: глумляхся во оправданиях Твоих (Пс. СХVIII 48) — то есть «размышлял о Твоих заповедях», так это переводится. Но это слово — глумиться — теперь у нас имеет другое значение: кощунствовать. И когда мы начинаем рассуждать о чем-то духовном, то это наше рассуждение и есть глумление, так как у нас на самом деле нет никакого духовного опыта. И поэтому такое занятие — трата времени, да еще греховная! Большей частью нужно поступать проще: еже писах, писах (Ин. XIX, 22). Что получилось, то получилось. Такой уж есть. А когда мы тащим за собой что- то, мы, по греховности своей, в себе выращиваем злопамятство. И начинаем помнить обиды. А нужно стараться забывать их. Просто не думать об этом. Священномученик Сергий Мечёв говорил: «Старайся воспринимать каждого человека так, как будто видишь его в первый раз». А мы, когда кто-нибудь из домашних только еще рот открывает — ну, мы уж сколько лет его видим - то! — сразу думаем: «Я знаю, почему он говорит то- то и так-то!» Вот этого как раз и не должно быть. Надо так: если он говорит что-то хорошо, а ты его в первый раз видишь — «добрый человек». Если же он что-то говорит не так, ты его опять в первый раз видишь — ну, ты же не знаешь, что это значит. Мало ли что... То есть, восприятие должно быть простым, детским. Дети так воспринимают. Приобрести такое состояние — значит, получить духовный опыт. Мы говорим о высоких вещах, о плодах духовных. Да, все это истина. Но начинать нужно с малого, с простого. И стараться в обычных жизненных, повседневных обстоятельствах, домашних, служебных поступать так: сказали — сделал, не так — переделал. Одна раба Божия, Елена, Царствие ей Небесное, монахиней была и рассказывала про одного старичка, который всё говорил: — Да что ж вы так мучаетесь все? А жить-то нужно просто. Вот пришел. Говорят: «Давай вот это сварим». — «Ну, давай сварим». — «Ну чего же ты так сварил?!» — «Ну, так получилось». — «Ну, так это вылить только!» — «Ну, давай выльем». — «Да что ты делаешь?!» — «Выливаю». — «Ну, не выливай!» — «Ну, давай тогда оставим». И всё, — говорит, — и никаких проблем нет. «Мебель, — говорят, — ну что это за мебель? Давай выкинем!» — «Ну, давай выкинем». — «Да что ж ты выкинул? Нужна же!» — «Ну, давай вернем». И назад опять принесли. И всё. И проблем-то нету! «Ну что, пересолил?» — «Так водички добавить — будет пожиже». А недосолил — так еще проще: посолили, и всё. Подгорело что-то? Ничего. Активированный уголь ешь же когда-то? Ну, ничего, ну поешь. Ведь так просто всё. Можно в любом положении всё упростить. А можно изо всего сделать проблему. Понимание этого есть та основа, с которой начинается духовная жизнь. Мы же хотим сразу достигнуть духовных высот: умиления, непрестанной молитвы, чуть ли не «видений»! Не дай нам Бог видения! Если мы в горшках запутались, а уж в видениях — это как дважды два четыре, не туда залезешь. И будет явная прелесть. С простого надо начинать. Вот отец Сергий рассказывал, как он в Глинской пустыни бывал у отца Андроника, отца Серафима — Царствие им Небесное. Очень просто у них все там было. Чайник такой закопченный... «Ой, какая посуда!» — «Ну, какая посуда? Чего там, ты ее снаружи, что ли, лизать будешь? Изнутри же пьешь чай-то!» Спокойно они к этому всему относились. И отец Сергий говорил: «Как просто, когда так вот...» Отец Сергий, помню, говорил просто и кратко — ну, это уже совершенство, конечно: «Душу свою нужно перестраивать на евангельский строй». Но перестраивать нужно с фундамента, с основания — то есть с простых вещей. Вы только посмотрите вокруг: из-за чего ссорятся? В церкви — могут из-за тряпки поссориться: не той тряпкой вытерла, не то ведро взяла. Или кто-то что-то не так сказал, не так повернулся... Дома — там тоже найдутся поводы. Ну, совершенно пустые! Если посмотреть, вдуматься — на самом деле, какая разница? Стяжание того блаженного состояния, которое имели святые, начинается с простых вещей. С обыденных вещей! До тех пор, пока мы в обыденной жизни не научимся всё упрощать, нечего и думать ни о каких духовных состояниях. Это не наша мера. А дай нам Бог хоть в самом простом-то сдвинуться с места. Молитвами преподобного Серафима постараемся в простоте сердца начать духовную жизнь. Нужно ее начинать. И прежде всего, стараться всё не усложнять, а наоборот, упрощать, стараться смиряться. Без навыка смирения, без навыка упрощения не может быть никакого духовного движения. Потому что истина — проста. Но высота простоты духовной начинается с простоты обыденной. И эта обыденная простота, с Божией помощью, постепенно дает духовное возрастание. И, действительно, иногда даже до смешного доходит, до чего все просто! Мы хотим начать с чего- то духовного. А в простоте — хочешь смиряться, хочешь терпения? Ну, сегодня же и получишь. Поэтому и в праздники часто бывает такое: или когда домой придем, или еще по дороге получим что-нибудь для смирения, для начала. Поэтому будем все эти поводы ко смирению принимать как милость Божию. И тогда — по милости Божией, опять же — всё наше пребывание в этой земной жизни будет окрашиваться в более радостные тона. И всё нам будет напоминать о том, что Господь близ нас, Он Сам заботится о том, чтобы каждый из нас принес плод духовный в свою меру. Аминь. 15 января 1996 г. «Радость моя!..»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.011 с.) |