Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иконы Божией Матери «утоли моя печали»; память святителя григоря богослова; понедельник 31-й седмицы по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы слышали три Евангелия: одно — Богородичное, другое — святительское и третье — сегодняшнему дню, понедельнику. И Апостолы читались соответствующие. Если мы будем вникать умом в то, что читается в храме, и не просто вникать, но и стараться жить духовной жизнью по слову Божию, проходить эти слова опытом, то убедимся, что все слышанные нами тексты говорят об одном и том же: о необходимости стяжания тех качеств, с которыми только и возможно войти в Царствие Небесное — о необходимости смирения и терпения. Но все дело в том, что это стяжание требует от нас внутреннего подвига. Внешний подвиг имеет значение только при внутреннем подвиге, при внутреннем усилии. Внешне каждый из нас находится в определенных обстоятельствах и как-то вынужден трудиться, а вот внутренняя работа уже во многом зависит от нас. И только внутренний подвиг дает разумение того, что содержится в Священном Писании. И если вы будете читать творения святых отцов: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, или близких к нам святителей Тихона Задонского, Игнатия Брянчининова, Феофана Затворника, или Оптинских старцев, — вы увидите, что все они говорят об одном и том же: о необходимости выработки в себе смирения и терпения. Посмотрим письма Оптинских старцев. «Вот ты пишешь, жалуешься, что трудно слушаться, а вот Господь, Творец всего, послушлив быв даже до смерти, смерти же крёстныя (Флп. II, 8)». И в другом месте: «В терпении вашем стяжите душа ваша (Лк. XXI, 19). Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. XX, 26). Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесётся (Лк. XVIII, 14)». Как светится алмаз, грани которого тщательно отполированы, так и Священное Писание, слово Божие со всех сторон светится смирением, везде говорит о смирении. Вот, например, Матерь Божия, которую мы, по милости Божией, так часто ублажаем, говорит о Себе:...яко призре на смирение Рабы Своея (Лк. I, 48). Евангелие, которое читается на все Богородничные праздники — тоже о смирении. Когда Марфа пожаловалась Господу на Марию, что та ничего не делает, Господь сказал Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея. Вот это едино на потребу и есть смирение.
И последнее, третье сегодняшнее Евангелие тоже говорит о смирении: Имейте соль в себе, и мир имейте между собою. Вот эта соль в себе и есть смирение. Почему оно названо солью? Потому что, как соль сохраняет всякий продукт, так и без смирения ни одна добродетель не может состояться, не может иметь в себе целостности и крепости. Без смирения любая добродетель или подвиг — с гнильцой: с тщеславием, упрямством, своеволием, высокоумием и так далее. Всякое дело, даже как бы оно внешне ни казалось необходимым и правильным, без смирения — с гнилью. Вот видите, первое Евангелие говорит о смирении. И второе, святительское, говорит о том же: Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет и пажить обрящет (Ин. X, 9). То есть только тот путь, которым Я шел, говорит Господь, ведет ко спасению: Аз есмь дверь. И в другом месте: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. XI, 29). Из множества Своих Божественных добродетелей Господь отметил только эти две: кротость и смирение. Они и есть та дверь, о которой сказал Господь: Аз есмь дверь. То есть идущий этим путем, путем Христовым, и сам спасется, и других спасет. Другим путем не спасешься. И вот эта соль — смирение — совершенно необходима всем. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что он видел многих людей, которые не были ни особенными постниками, ни молитвенниками, ни чудотворцами и которые вошли в Царствие Небесное, но не видел ни одного, который бы спасся без смирения. Ни одного. Потому что Господь сказал: Аз есмъ дверь и Научйтеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. И апостол Павел сказал: Подобии мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. IV, 16). Там же, где нет этой соли, которая всё сохраняет, которая всем необходима, нет смирения, там на каждом шагу — искажения, извращения, своевольное толкование Священного Писания. Слышат, например: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, — значит, можно жить, не беспокоясь ни о чем, или, мягко говоря, бездельничать. И в оправдание своей лени и беспечности стараются прикрыться ложной духовностью, уподобляясь будто бы Марии.
В житиях святых немало подобных примеров. Приходит как-то один человек в монастырь. Живет он там день, два, братия зовут его с собой работать. А он отвечает: «Я благую часть избрал, я ушел из мира, из суеты и пришел сюда молиться». — «Ну ладно, — говорит мудрый старец, — молись». Тот пошел молиться, а братия отправилась на послушание. Потом, когда подошло время трапезы, братия потрудились и пошли покушали, а его не позвали. А у него желудок подвело, он пришел и спрашивает: «Что, отче, братия сегодня садились за трапезу?» — «Садились». — «А что же меня не позвали?» — «Так ты ведь благую часть избрал, а мы — грешные, мы — как Марфа». И тот вынужден был смириться. Или вот другой пример, из жития преподобного Пимена Великого. Один брат пришел к нему и говорит: «Нужно оставить все земное». Святой отпустил его: «Иди, молись». А ночью мороз был, тот замерз, пришел и стучится в келью. Преподобный Пимен не открывает. Тот продолжает проситься: «Пусти, пусти». Преподобный спрашивает: «Кто это?» — «Брат твой». — «Нет, это не мой брат, это, наверное, бес. А что этому брату нужно?» — «Да он замерз». — «Не может этого быть. Он ведь у меня безплотный, как ангел. Он только молится, и ему ничего не нужно. Ты обманываешь меня». Уж тот умолял, умолял его. Потом преподобный Пимен, конечно, его пустил. Это он так его проучил, чтобы тот не превозносился. Возносяйся смирится. И братья вынуждены были смириться, признать, что они не бесплотные, что им и есть нужно, а когда холодно, и спрятаться нужно где-то от холода. Все эти примеры говорят об одном — о смирении, чтобы мы не забывались. Кто приходил с таким ложным устроением, тот всегда вынужден был смириться. А кто имеет смирение, для того всякое дело, хотя бы и дело Марфы, дает плод Марии, то есть такой плод, который не отнимется никогда. Пример этому мы видим в житии преподобного Евфросина. Он был поваром в монастыре. Вот он как раз и занимался тем, чем занималась Марфа. Но он творил это не с тем чувством, с каким трудилась Марфа: Господи, небрежеши ли... — я вот тут один сижу на кухне, а они вон там только молятся. Занимаясь своим поварским делом, он со смирением говорил себе: «Вот, окаянная душа, не ропщи на свою участь. Господь всё устраивает каждому на пользу. Братия, они достойны, они по жизни подобны ангелам, потому Господь и сподобил их ангельского делания, петь и молиться. А я — грешник, и Господь посадил меня перед печью, пока созерцать этот огонь, а после смерти пойду в огонь вечный. Так еще радуйся и благодари, что сам еще не горишь в огне, а только смотришь на него, и исполняй здесь то, что тебе поручено Богом». И, когда он совершал это послушание с таким смирением, он еще при жизни был перенесен в рай. Три года игумен монастырский молился, чтобы Господь показал ему, кто у него в монастыре спасающийся, и увидел своего повара Евфросина, сидящего в раю на престоле, который был поставлен под райской яблоней. И Евфросин дал ему три яблока с этой яблони. И когда игумен вышел из этого духовного состояния, он, действительно, увидел у себя в мантии три райских яблока. Так вот, если к исполнению любого послушания приложить смирение, то всякое послушание сделается спасительным. Всякий труд, который человек совершает здесь, на земле, если он совершается со смирением, то есть имеет соль в себе, дает плод духовный. И поэтому, когда человек шествует по своему жизненному пути с верой в то, что Господь силен всякого спасти, на каком бы месте он ни был, и со смирением, то он достигает спасения. Почему с верою? Потому что иногда спрашивают: «Как я спасусь?» Как ты спасешься — это не твое дело, это дело Божие. Тебе это кажется невозможным, для Бога же все возможно. Поэтому делай свое дело со смирением, с послушанием — и получишь спасение. Вот о чем говорится во всех сегодняшних Евангелиях, о чем нам постоянно твердит Святая Церковь. Постараемся мы не избегать того, что Господь нам посылает, не тяготиться своим крестом и то послушание, которое Богом дано нам в жизни, проходить со смирением — и, по милости Божией, наследуем спасение. Аминь. 7 февраля 1983 г.
«Имейте веру Божию»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.009 с.) |