Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово перед исповедью вечером в Пяток первой седмицы великого постаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Каждому из нас придется предстать перед Богом, когда Он явится видимо для всех и будет судить весь мир. Об этом нужно вспомнить, потому что мы часто забываем о том, что нам придется дать отчет о своих делах. Для того, чтобы получить прощение и здесь, и там, когда Господь придет судить весь мир, первое условие, которое Господь всем нам заповедал — это прощать самим других: их грехи и обиды, причиненные нам. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Господь нам так и ска- зал: если хотите, чтобы вам оставили грехи, и вы прощайте согрешения. Самое последнее мытарство, которое проходит человеческая душа и с которого низвергается в преисподнюю, даже если человек оказался чист при других испытаниях — это мытарство немилосердна: если не был милосерд, если не прощал другим, если не был снисходителен к немощам других, то не жди себе снисхождения, не жди прощения от Бога. Вот самое главное условие. Поэтому нужно всеми силами стремиться к тому, чтобы ни на кого никакого зла не было в душе, так как это — первый залог погибели. Все прочие грехи, конечно, тоже ведут к погибели, но этот грех... Милосердие Божие неизмеримо, и Господь может простить любой другой грех, если вдруг начнешь рыдать — даже и на Страшном Суде, кто знает — и просить: «Господи, прости меня!» Но ты не получишь прощения, если сам не прощал. Поэтому, прежде чем начать пост, прежде чем положить начало покаянию, Церковь установила такой благочестивый обычай, который введен даже в чин Богослужения — «чин прощения», когда мы просим друг у друга прощения и должны прощать. В этот день мы говорим друг другу: «Прости меня». И обычно отвечают: «Бог тебя простит». При этом, как теперь и многое у нас, не договаривают. Так же, как говорят теперь «спасибо», что значит «спаси Бог», а слово Бог не договаривают. Так же и «Бог простит» — это часть фразы, которая вся звучит очень ответственно: «Да простит тебя Бог, как я тебя прощаю». Значит, ты человеку этому даешь прощение его согрешений уже от милосердия Божия. Мы иногда языком-то говорим: «Бог простит». А потом начинаем все-таки вспоминать: «Да как же это было... Да что же это он?» Так что же, простили мы или не простили? Так как же страшно такие слова говорить: «Бог простит, как я прощаю», — а я-то ведь, получается, не прощаю... Это страшные слова: «Не прощаю». Мы часто хоть и не говорим их, но так поступаем. Упаси Бог кому-то и вправду сказать: «Не прощаю»! Как же ты сам тогда можешь надеяться на прощение? Мы знаем страшные примеры. Так, у нас на Руси, в Киево-Печерской Лавре, поссорились пресвитер и диакон. Один из них заболел и, чувствуя, что скоро умрет, просил позвать другого. Когда тот пришел, умиравший сказал: «Прости меня». А тот говорит: «Не прощу». Я еще с детства помню старинную гравюру в Киево-Печерском патерике: ангел поражает копьем того, кто сказал: «Не прощу». Он падает мертвым, а того, кто просил прощения, Господь исцеляет. Вот как страшно непрощение. Конечно, простить от сердца, действительно, очень трудно. Трудно вырвать из сердца обиду. Но никогда, что бы вы ни чувствовали, не произносите этих слов: «не прощу». Как страшно мы иногда распоряжаемся своим языком, своими словами. Это Господь говорит: От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. XII, 37). Великое значение имеют дела, подвиги. Господь говорит: От плод их познаете их (Мф. VII, 16). По делам судят о человеке, по делам нашим будет нас судить и Господь. Но и слово имеет большую силу. Слово и дело часто отделяются друг от друга только обстоятельствами. Иногда слово имеет особую силу — например, проклятие. Поэтому и в молитве таинства исповеди говорится: или под клятву ведошася, то есть под проклятие. Мы просим в этой молитве, чтобы с падшего человека снялась клятва, потому что слово может человека спасти, но может и погубить. Слова раскаяния разбойника: Достойное по делом наю восприемлева... Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Своем — очистили все его грехи, и он получил ответ: Днесь со Мною будеши в Рай (Лк. XXIII, 41-43). Вот как велика сила слова. Конечно, если при этом в него вкладывается определенное чувство. Чувство, вложенное в слово, может изгладить всю греховную жизнь, как у разбойника, но может изгладить и все добродетели, и даже мученические страдания за Христа. Часто мы говорим, не раздумывая, сыплем словами направо и налево: «Зря я это сделал», — про какое-нибудь доброе дело. Бывает, что в обиде так говорим: «Вот, я этому человеку сделал столько-то, и всё зря». Всё, хоть несколько лет трудов — всё насмарку, всё зачеркнуто. Вот как страшны эти необдуманные слова. Потому и сказано: От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися. Пример тому — в Евангелии, которое читалось в преддверии поста. Фарисей все делал правильно: и постился, и жертвовал, и молился. Но когда он возгордился этим, подумал, что он не как прочие человецы или как сей мытарь, который вот здесь стоит, то все его заслуги пошли прахом, вся его праведная жизнь ни во что вменилась. Мытарь же, который неправильно делал, но в покаянии думал: «Я недостоин проходить в церкви вперед, я недостоин взирать на небо», — опустив очи долу и бия в себя в грудь, только просил: Боже, милостив буди мне грешнику, — получил прощение грехов (Лк. XVIII, 10-14). Мы часто забываем об этом примере. Гордыня наша непомерная везде лезет. Нам сделают замечание — а мы как будто и не помним, что грешные. Покаянное чувство, чувство своей вины, греховности должно быть постоянным. Если его не будет, то все время будет так: сделали доброе дело — и все, а дальше в добре не удержимся. Еще больше грехов набирать будем необдуманными словами, побуждениями, они будут зачеркивать и то малое добро, которые мы кое-как еще сделаем. Поэтому надо следить за своим языком, стараться стяжать и хранить то чувство, которое имел пророк Давид и которое он высказал в своем покаянном псалме: Помилуй мя Боже... Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Выну — значит «всегда». Всегда надо помнить о своей греховности. Не подробности своих грехов — это совсем необязательно, а просто: что грешные. Люди иногда перечисляют подробности грехов, целые «хартии» могут написать, а исправления-то все равно нет, покаянного чувства нет. И ты сам каждый день греховные «хартии» пишешь, и за тебя там бесы пишут, еще больше напишут, чем ты за собой можешь записать, там бухгалтерия ведется поточнее, за нами все записывается: и то, что мы замечаем, и то, чего не замечаем. Сколько бы мы ни писали — это капля в море наших грехов. Это мы только сейчас начали писать. Приходят сюда, когда уже тридцать, сорок и больше лет — и начинают писать. Что писать? С детства, от юности, как сказано, человек прилежен, то есть старателен, на лукавое — столько у нас греха. Мы тут если записываем что- то, конечно, в этом есть некий труд. Но это записывание может ничего не дать, если не будет постоянного чувства своей греховности: будешь одно писать, распутывать, а в это время другое наматывать, и что быстрее — еще неизвестно... А греховность так и будет оставаться. Иногда чувство своей чуть ли не праведности приводит нас к тому, что мы начинаем учить других, обижаться на кого-то. Вот если бы было постоянное чувство своей греховности, покаянное чувство, то мы бы всегда чувствовали себя недостойными ни милости Божией, ни благодати Божией, ни радости. И каждое утешение, которое Господь посылает нам в жизни, мы принимали бы с неизмеримой благодарностью, как недостойные. А каждую скорбь — только так: «Да, вот так мне и надо». И даже радовались бы, что Господь здесь посылает нам потерпеть что-то за наши грехи. Мы знаем множество примеров истинного покаяния: преподобные Мария Египетская, Варвар разбойник... Или разбойник, который пришел в монастырь и просил, чтобы его приняли на покаяние. Игумен велел ему сначала долго поститься, а потом надеть вретище, рваную одежду, что было как бы символом его душевного состояния, истрепанности души; и в таком виде его на веревке, связанного, поволокли в церковь. Когда его втаскивали в церковь, то игумен ударил посохом и сказал: — Стой, ты недостоин переступить порог храма! И он упал и зарыдал. Тогда игумен говорит: — А теперь перед всеми исповедуй грехи свои, прежде чем войти в храм. И он начал перед всеми говорить, так что братия даже ужасались, слыша то, что он за свою жизнь натворил. А после исповеди игумен велел тут же постричь его в монахи. Все были удивлены, потому что раньше монашеский искус проходили много лет. Но игумену было открыто, что ангел изглаждал все его грехи, как только он их исповедовал. Вот как каялись-то... Разве у нас есть такое чувство покаяния, чтобы каждый вышел и перед всем народом так бы и начал говорить? Да мы больше, чем греха, боимся того, что узнают, что мы в чем-то грешны. Наше тщеславие боится: что о нас скажут? что о нас подумают? Да уж, какой есть — куда ты денешься? На Страшном Суде перед всем миром будешь стоять таким, какой есть. Мы совсем забываем о покаянии, когда начинаем ругать кого-то, превозноситься. В иные моменты, бывает, что почувствуешь: «Да, действительно, я грешный». Но это чувство у нас — как пыль, которая от дуновения ветерка моментально отлетает. И мы уже опять смотрим вокруг: кто — какой? Нужно стяжать чувство покаяния, без него невозможно никакое духовное совершенствование. Без чувства покаяния все остальное — только призрак духовной жизни, состояние прелести, то есть ложное духовное состояние. Состояние всегдашнего видения своих грехов стяжали святые. Для нас это непостижимо. Они, действительно, были святы, вели жизнь, до которой нам — как от земли до неба. И при этом имели в душе покаянное чувство. Куда же нам-то тогда деваться? На пятой седмице Великого поста мы будем читать житие преподобной Марии Египетской. Она вела грешную жизнь, но ведь потом-то сорок девять лет провела в пустыне, в подвигах. И после этого все время твердила старцу Зосиме: «Кого ты пришел видеть, грешную жену?» Она себя называла «блудницей убогой», когда на молитве уже на воздух поднималась. Старца Зосиму сразу по имени назвала, когда в первый раз увидела, и сказала, что он — пресвитер, то есть уже и дар прозорливости имела, но при этом считала себя грешной и недостойной женой. Такое у нее было сердечное сокрушение. Если бы у нас было покаянное чувство, разве мы бы осуждали, клеветали? Язык бы не поворачивался про другого что-то плохое сказать: «Как я буду другого судить?» Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф. VII, 1). А ведь все мы нуждаемся в милосердии Божием. Дай Бог каждому, чтобы Господь его не судил. Но сами-то мы все время всех осуждаем, направо и налево, даже не замечая того. Сказано: «Покрой грехи брата твоего, и Господь твои грехи покроет». А мы не можем удержаться, чтобы не рассказать про кого-то: вот, она — такая-то, он — такой-то. Какая в нас, значит, греховность! Страшно даже подумать. Надо обязательно стараться стяжать покаянное чувство, жизнь-то ведь проходит. Сейчас — время Великого поста. Видите, какие сейчас в храме службы, какое настроение. Самое время положить начало благое, начало покаяния. Никого не осуждайте. Что бы человек ни делал. Один Бог Судия всем. Святые отцы говорили: «Видишь кого-то согрешающим — не осуждай его. Потому что ты видишь — и Бог видит. Господь-то его терпит, а ты — нет?» Конечно, если у тебя на работе кто-то из подчиненных плохо исполняет свои обязанности, ты обязан сделать замечание, это твой долг. Так же и родители — детям. Но опять же делать такие замечания нужно с сознанием своей греховности, тогда будет нужный результат. Если мы выступаем как судьи, то все наши поучения, наставления могут принести только вред, а не пользу. Поэтому апостол Павел говорит: Братие, аще и впадёт человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюди себе (то есть, следи за собой), да не и ты искушён будеши (Гал. VI, 1). Человек и сам не знает, что может натворить, если враг приступит. Кто бы он ни был. Вот пример апостола Петра. Как он любил Господа! Готов был за Него на смерть идти. И вдруг его объял такой страх, что он в одну ночь трижды, да еще с клятвой, отрекся. И ведь был предупрежден, но забыл, что Господь его предупреждал об этом. И что же Господь? Он ведь был при этом рядом, всё видел. Что, упрекнул Он Петра? Сказано, что Господь взглянул на Петра (Лк. XXII, 61). Не сказано: с укором, а просто — взглянул. С любовью, конечно, милостиво взглянул: «Петр... как же ты?» Так взглянул, что Петр потом рыдал о своем грехе всю жизнь. Каждую ночь в это время он вставал и плакал. А ведь он уже прощен был, уже Господь трижды возвел его опять в апостольский чин — после того, как Петр трижды отрекся от Него, сам сказал во дворе, своим языком, что он не Его ученик: значит, всё — уже не ученик. И потому Господь потом трижды спрашивал его: Любиши ли Мя? — и Петр трижды отвечал: Ей Господи, Ты веси яко люблю Тя, и Господь трижды сказал ему: Паси агнцы Моя (Ин. XXI, 15-17). То есть, вернул ему апостольское достоинство. И более того, ему была дана великая благодать, так что если только тень проходившего апостола Петра падала на больных, они исцелялись. Но он все равно каждую ночь оплакивал свой грех. А апостол Павел? Сколько он претерпел: кораблекрушения, гонения, избиения, в темнице сидел, на суд к кесарю его тащили... И после всего этого он говорит, что, конечно, я много потрудился, но, впрочем, не я, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. XV, 10). Или еще говорит, что Господь после Воскресения явился многим, последи же всехявися и мне, яко некоему извергу (1 Кор. XV, 18). Яко некоему извергу! Это когда он уже был апостолом, когда от перевязи, которой он опоясывался, уже исцелялись, когда он воскрешал умерших... Что же мы-то тогда должны чувствовать? Где же наше покаянное чувство? Апостол Иоанн Богослов, который ни единожды не отрекся от Господа, был Его любимым учеником, имел откровения велии. Когда один волхв, искушая его, говорил: «Ну, сотвори чудо!» — он сказал: «Господь не послал меня чудеса творить, а послал проповедовать Евангелие». А ведь он, Сын Громов, конечно, мог сотворить чудо, такая ему была дана непостижимая благодать. И — смирение. Он десять или двенадцать лет баню топил у злой женщины, хозяйки дома, в котором жил. А мы? «За кого меня принимают? Я им кто? Я тружусь... Я, я... Мне только великие дела совершать...» Святые же ничего о своих трудах не говорили, они вменяли себя ни во что. А мы часто считаем себя чем-то исключительным, особенным. Вот видите, апостолы, преподобные, мученики — у всех смирение, покаяние. Никто без этого не спасался. Святитель Спиридон Тримифунтский пришел на Вселенский Собор в пастушеской одежде — он пас овец — и говорит привратнику, который не хотел его пускать: — Я — архиерей. А тот: — Какой ты архиерей, смеешься, что ли? И ударил его по щеке. Святитель Спиридон подставил ему другую. Тут воин говорит: — Да, ты в самом деле архиерей, прости меня. Теперь я это увидел. Вот чем засвидетельствовал он свое архиерейст- во. Не стал показывать митру или омофор, как мы сразу: «Ты знаешь, кто я такой! Спроси того-то и того-то!» Нашего преподобного Сергия, когда он уже был игуменом, не могли отличить от простого монаха: подрясничек старенький, с заплатами. Это преподобного-то Сергия не могли отличить от простого послушника! Однажды он, наш молитвенник и заступник, в стареньком подрясничке копал огород у стены монастыря. Подходит к нему человек и спрашивает: — Как найти игумена Сергия? А он: — Да зачем тебе идти к нему? Он — простой человек. А тот: — Как ты смеешь так говорить об игумене Сергии? И ударил его. А преподобный не возмутился, смиренно претерпел такое поношение. И тот человек, увидев такое смирение, понял, что это сам преподобный и есть. Преподобный Серафим Саровский, ближайший к нам святой, в ноги кланялся приходившим к нему. Преподобный, к святой иконе которого, к его святым мощам мы и прикасаться-то недостойны, когда приходили к нему такие же грешные люди, как мы (ну, не такие же — получше нас, пожалуй), кланялся им в ноги. О себе он говорил: «Я, убогий Серафим». Какое во всем смирение, покаянное чувство! А мы, обремененные грехами многими, не имеем ни покаяния, ни смирения. Только величаемся друг перед другом. Сидим все в грязи, один другого глубже, и только думаем: «Я еще не так глубоко, как тот...» Чем бы только не превознестись! Да еще неизвестно, не так ли глубоко: как только оглянулся на других, осудил — так уже и еще больше увяз. Если и не совершил таких же явных грехов, которые другим видны, но одних только внутренних — гордыни и тщеславия — достаточно для того, чтобы погрузить человека в бездну. Вот сатана плотских грехов даже и не совершал: он не объедался, не опивался, потому что он — бесплотный дух. Одна только гордыня превратила его из прекрасного первого ангела в безобразного диавола, низвергла в бездну. Как сказал Господь: Видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. X, 18). А нам — чем превозноситься? Ведь одни грехи. От юности если взять, то страшно подумать. С детства — обман, ложь, хитрость, капризы. Вот сейчас видишь это у детей-то, а ведь мы и сами были такие. И чего только ни делали: и ногами-то стучали, чтобы своего добиться, и ревели для того, чтобы выколотить то, что нам хочется от папы и от мамы. И хитрили, и перед подружками и перед товарищами, и лгали, и хвастали, и фантазировали сколько... Прости, Господи! Сколько без спросу брали, сколько воровали! Прости, Господи! Ведь если не прямо крали, то добивались своего при помощи лжи, лести: «Мне нужно это потому- то, оттого-то...» Обманывали друг друга, преподавателей: в том, что не сделали, обязательно оправдаться нужно. И всё — ложь, ложь... Прости, Господи! А как мы друг перед другом хвастаем! Это непостижимо, прямо болезнь, и у взрослых, как и у детей: «А у меня — это, а у меня — то...» Болтовня, ложь — всё преувеличиваем. Точно не можем даже цену сказать, за сколько что купили. На работе все время смотрим на других: этот — такой, этот не разбирается, этот бестолковый, у этого слуха нет... Если дан нам Богом талант, то мы им превозносимся, а других укоряем, обижаем. Везде — гордыня, гордыня... Прости, Господи! А своеволие? Оно — тоже с детства. «Своя воля — царя боле». «Мечта жизни» — ведь это почти у каждого: «Вот вырасту — я себе куплю то-то, поеду туда-то. Я вот этому докажу, этому покажу». И везде — только свое «я», наше тщеславие, пропитаны мы им! Не греха боимся, а того, что о нас скажут, что подумают. А это — тщеславие. Если грешен — так пусть скажут, и слава Богу, что скажут. «Ой, узнают!» Куда ж денешься, если такой есть? Только кайся. Прости, Господи! То есть, мало того, что мы грешные, мы при этом еще хотим другим казаться хорошими. Совершенно не понимаем, что если мы здесь понесем за свой грех какое-то поношение, оскорбление, то Господь простит нам там. Помните блудницу, которую привели ко Господу и которой Господь сказал: Никто тебя не осудил? И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши (Ин. VIII, 10-11)? Но ведь нужно учесть, что прежде чем Господь простил ее, она-то, бедная, какой позор претерпела! Перед всеми людьми тащили ее: вот она, грешница! И ведь какое состояние у нее при этом было — на смерть привели: «Побить камнями ее нужно!» Она-то ведь слышала все это, значит, и страх смерти у нее был, и чего только она не испытала. И внутренне она очень страдала за свой грех. Конечно, это не какой-то баланс: столько согрешила — столько и пострадала. Не то. Господь, конечно, с избытком покрывает наши грехи Своим милосердием. И уже только за то, что она такой позор претерпела здесь, на земле, Господь простил ей всё. Но все-таки она пострадала... Так же — и разбойник, которому Господь сказал: Днесь со Мною будеши в Рай. После этого он еще долго висел на кресте, мучился, потом ему голени перебили. То есть, и он все-таки пострадал. Или та грешница, которая отирала ноги Христа власами своими, омывала слезами. Она же слышала, как вокруг говорили: Се аще бы был пророк, ведел бы, кто и какова жена прикасается Ему: яко грешница есть (Лк. VII, 39). Она знала, что недостойна к Нему прикасаться, и боялась, что Он может ее оттолкнуть. Мы вот не задумываемся над этим, а ведь в ее душе, может, какие страдания-то были! Она исповедуется Ему. А вдруг бы Он перед всеми отверг ее, как хананеянку — помните? Несть добро отьяти хлёба чадом, и поврещи псом. А та говорит: Ей, Господи, ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих. То есть: Боже, милостив буди мне, грешной. Видите, и здесь какое переживание, страдание. И Господь говорит ей: О жено, велия вера твоя. А Закхей, начальник мытарей? Когда он залез на дерево, чтобы лучше видеть проходившего мимо Господа, Господь сказал ему: Закхее, потщався слёзи: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся. И видевше вси роптаху, глаголюще: яко ко грешну мужу вниде витати. Закхей тоже, наверное, слышал, как о нем говорили: «О, жулик, торгаш!» И слыша это, он, конечно, душою болел: а вдруг Господь правда прислушается к этим словам, скажет: «И в самом деле, как это Я к такому пришел?» Он, конечно, не понимал, что это — Господь, он думал, что это — пророк, великий святой человек. И, чтобы умилостивить Его, сказал: Пол-имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею... (Господи, Ты не сомневайся, Ты не ошибся, что пришел ко мне). И Господь говорит ему: Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк. XIX, 5-10). Вот видите, везде — труд, терзания, мучения, такие порывы, через которые приходит прощение. И у нас часто бывает: «А как же я батюшке на исповеди это скажу, а вдруг он меня отвергнет, уважать перестанет?» Да нет, тут совсем не так! Господь с любовью принимает каждого кающегося. Покаяние необходимо. И не было такого, чтобы покаяние не дало благого плода, не дало радости, утешения. Господь Сам принимает наше покаяние, потому не бойтесь каяться. Аминь. 9 марта 1984г.
«Блажени слышащии слово Божие, и храняще е» Суббота Акафиста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня Святая Православная Церковь прославляет Матерь Божию, воспевая Ей Акафист, именуется эта суббота — Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста. Этот праздник был установлен после избавления Константинополя предстательством Матери Божией, Покровом Ее от нашествия иноплеменников....Яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице... Избавлыиеся от злых — это от наших предков, они нападали тогда на Константинополь. Сегодняшнее второе Евангелие — это Богородичное Евангелие, которое читается во все праздники Пресвятыя Богородицы и Ее икон, и каждый раз оно заканчивается таким назиданием нам — словами Спасителя: Блажени слышащий слово Божие, и храняще е. Блажени слышащий — то есть блаженны те, кто слышит слово Божие. Услышать слово Божие — это уже блаженство. Слышание слова Божия — это прикосновение к вечному блаженству, потому что в слове Божием есть то, что, как говорит Господь, потребно всегда: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея. И действительно, кого Господь сподобил слышать или читать слово Божие, тот знает это удивительное состояние души, когда ты впервые читаешь эти слова, а чувствуешь, что тебе тут все понятно, что это то, что душа твоя чувствовала, чего она желала. Почему нам нужны молитвы святых, почему мы молимся их словами? Можно ведь молиться, просить о чем-то иногда и своими словами, но преимущественно, как и полагается, мы читаем молитвы, составленные святыми. Потому, что в этих молитвах отразилась их душа, их духовное состояние, и они выразили его именно этими словами, святыми и ясными, насколько возможно было выразить это словом. И когда мы молимся их молитвами, читаем жития святых, души наши соприкасаются с состояниями их святых душ и испытывают умиление, блаженство, так что иногда, по милости Божией, нас посещает во время молитвы такое состояние, что и слезы подступают. Ублажаются слышащие слово Божие и — сказано — хранящие его. Второе от первого неотделимо. Как неотделимы друг от друга две заповеди о любви к Богу и к ближнему, так неразделимо должно быть и это: когда человек слышит слово Божие и хранит его, то есть сохраняет в сердце своем и постоянно его себе напоминает. Эти состояния в Евангелии отражены. Скажем, состояния апостолов. Они слышали слово Божие, но потом часто забывали его. Поэтому, когда Господь после Воскресения являлся им, то напоминал им то, о чем говорил. О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаше прордцы. Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою? И начен от Моисея, и от всех пророк, сказаше има от всех писаний, яже о Нем (Лк. XXIV, 25-27). В сегодняшнем евангельском чтении как раз и говорится о том, что Господь предупреждал Своих учеников: Подобает Сыну Человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день воскреснути. А когда все это совершилось, то, как ни странно, некоторые апостолы забыли, что обо всем этом было сказано. Это как раз тот самый момент, то самое состояние души, которое и к нам имеет отношение. Хотя нам многое сказано в назидание, но, когда что-то совершается в жизни, мы забываем слова об этом. Господь Сам говорит: Не сия ли подобаше пострадати Христу? Не так ли подобало пострадать Христу? А вы забываете об этом и начинаете роптать, выражать недовольство. И вот сегодняшнее чтение нам всем — постоянное напоминание. Матерь Божия каждый раз напоминает нам Своим Евангелием: слушайте, то есть внимайте слову Божию, и храните его. Внимайте, храните... Внимайте, храните... Одно и то же вроде бы повторяется, но нам это, действительно, нужно постоянно. Больше того, Сам Господь слово Божие назвал семенем, которое падает иногда при пути, и птицы уносят его. Это означает, что дьявол похищает слово (Мф. XIII, 3-23). И действительно. У человека в миру, в земной жизни может быть и остроумие, и сообразительность, и он может всё помнить. А как только дело доходит до духовных вопросов, так — стоп машина. Как говорят, дуб дубом: острота мысли притупляется, ничего не может сообразить, память теряется, и он постоянно забывает то, что нужно постоянно помнить. И это говорит о том, что не случайно — не то слово! — а именно потому, что мы, действительно, все время нуждаемся в этом, Матерь Божия постоянно напоминает нам о том, как важно слышать слово Божие и хранить его. Апостол Петр на себе это испытал. Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, как он исповедал Господа: Ты еси Христос. А затем, когда Господь сказал, что Ему подобает пострадать, апостол Петр тут же начат претити Ему — не делай Себе этого, не страдай. Тут же он начал здесь рассуждать по-мирскому: зачем это все? Господь говорит ему: Иди за мною сатано, яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческа. Не так ли и мы поступаем на каждом шагу? Вроде бы, всё понимаем, когда читаем о том, как христианину должно терпеть, смиряться — и тут же думаем: «А зачем это все нужно?» Не об этом ли самом ты только что прочитал? Не с этим ли ты только что внутренне соглашался: да, действительно, все это правда, все это прекрасно, все это нужно? А как только обращаешься к жизни, сразу же начинаешь говорить иное? И ведь этот же апостол Петр, который сказал Господу: Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся, который говорил: Аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе, — и после того, как Господь предупредил его: Аминь глаголю тебе, яко в сию нощь, прежде даже алектор не возгласит, трикраты отвержешися Мене, — и ведь петух, действительно, напомнил ему, как бы прокричал: «Ну что же ты делаешь-то, Петр?!» — а он никак не мог вспомнить слов Спасителя — и точно: с клятвой трижды отрекся (Мф. XXVI, 33-35). И потом только, когда обращься Господь воззре на Петра — как есть у одного евангелиста, — он сразу вспомнил слово Господне, якоже рече ему... и изшед вон, плакася горько (Лк. XXIII, 61-62). И поэтому и сказано нам апостолами: Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. V, 15). Диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотйти (1 Пет. V, 8). Потому что они, апостолы, на себе все это испытали. Дьявол похищал слово, сказанное им Учителем. И так же похищает у каждого из нас. Только три дня назад мы слышали последний раз в этом году весь Канон преподобного Андрея Критского, в котором есть такие слова: Писание изнемогло, Пророцы изнемогли! Праздно Евангелие. Всё тебе говорят, а ты — ни с места! Всё такой же! Всё забываешь. Результата нет, толку никакого нет от нас. Не суща врачу исцеляюще, то есть ничто тебя не может исцелить. Всесильные Божественные словеса в тебе не действенны. То есть, мы ведем себя так, как будто не для нас все это написано. Мы слышим о пророках, которые терпели, мы слышим об апостолах: они все пострадали, только апостол Иоанн не пострадал до смерти, Господь сохранил его как предтечу Своего Второго Пришествия, Он сказал: Аще хочу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? (Ин. XXI, 22) — то есть апостол Иоанн останется. Мы слышим множество примеров из житий святых. Мы слышим и о Самом Сыне Божием, Который был предан, оклеветан, поруган, распят, умер на Кресте. Все это говорит нам о том, что иного пути ко спасению нет. И апостолу Петру Господь говорит: Иди по мне (Ин. XXI, 19), — то есть следуй тем путем, которым Я иду, путем несения Креста. Возьмите иго Мое на себе и научйтеся от Мене (Мф. XI, 29), — все это сказано. И все это мы забываем, когда нам что-нибудь приходится терпеть. «Ой, почему, за что мне?» Как Господь говорит? Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. XVI, 24). Если ты идешь за Господом, значит, должен нести крест. А крест есть крест — это распятие, страдание. Какой уж он у кого — это как Господь даст, но что-то каждый должен нести. Сын Человеческий, сказано, не имел, где главы подклонити (Мф. VIII, 20), а ты ропщешь, что тебе мало спать приходится или еще какие-то неудобства терпеть. Господь сорок дней постился, вообще ничего не вкушал, а ты не хочешь каждый день вкушать постную пищу, говоришь: «Ну, зачем это?» Ты даже этого не можешь... Для кого же это написано? Кому дан этот пример? Господь всю ночь в молитве пребывал, а ты совсем не можешь молиться, говоришь: «Зачем молиться?» Точнее, не ты говоришь — бес тебе говорит. Он подсказывает, а ты думаешь, что это твое. На самом деле, это действуют дьявольские силы, действуют тайно и тонко в нашем духовном естестве. Поэтому в Евангелии сказано, что то, что происходит в сердце твоем, это может быть и от лукавого. Такого рода мысли — они явно оттуда. Потому что сей род ничймже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. IX, 29). И если твой помысл восстает против молитвы и против поста, то ясно, кто его автор! А о том, что что-то входит в наше сознание, в Евангелии написано: Что смущени есте и почто помышления входят в сердца ваша? (Лк. XXIV, 38). Это Господь сказал апостолам, Он видел это, видел, как залезают помышления в их сердца. Действительно, часто помышления входят в сердца. И это значит, что, когда помышления только еще «витают» вокруг нас, можно их не принимать в сердце, и нужно не принимать! Затворить сердце! Мы об этом часто забываем, отворяем сердце, они и залезают туда, а уж там хозяйничают. Святые отцы так и говорят: если ты откроешь дверь, то и залезут, а если, как только их увидел, захлопнешь, то и не будут хозяйничать, будут лишь снаружи кричать, может, стучать, а в сердце не войдут. Закрой дверь сердца своего! — это нам говорит слово Божие. И со всем этим мы сталкиваемся на каждом шагу. Стоишь — мысли начинают лезть. Они все время, все время так или иначе крутятся около нас, под разным видом. Или воспоминания о чем-то, или планы: что-то нужно сделать... Как часто бывает, что вроде бы читал молитву, и вот глаза уже в конце страницы — и то ли читал, то ли не читал. Может, и читал, конечно, но открылся — и враг похитил то, что ты прочитал. Или стоишь в храме — и вдруг начинаешь волноваться: выключил я утюг или не выключил? Дверь запер или не запер? Это, конечно, действие дьявольское, которое иногда действует настолько явно, что человек даже вообще забывает, о чем он сам говорил вначале. Совершенно — как отрезает. Начал говорить — вдруг отвлекается, и уже забыл. Что-то вроде хорошее... Настолько ловко это действует... Зная об этом, преподобная Мария Египетская сказала: «Да сохранит Господь нас от козней дьявола, ибо люта его война на нас». Уж она-то это на себе испытала. Зная это, святые отцы установили правило: священник не может служить без служебника. Вот, годы проходят, уже, конечно, наизусть знаешь службу, но вдруг бывает: какой-то момент — и отрезает! То ли говорил, то ли нет — не помнишь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно пишет в своих дневниках о том, как враг приступал к нему. К тому, который молился за многих людей, совершал множество чудес, по его молитвам люди исцелялись, он соединял души людей с Богом. И вот бывало, что человек такой духовной силы, когда надлежало перенести Чашу с жертвенника на Престол, не мог двинуться с места. Не мог передвигаться по алтарю, пока не умаливал Господа. Благодать Божия помогала ему разорвать эти оковы, и только тогда он мог идти к престолу. Это в алтаре! Во святая святых! Мы думаем: да как можно? Вот, как — это уже другой вопрос, это, видимо, нам не дано знать. Но мы знаем, что даже там, в таком святом месте, и такого святого человека враг мог связывать так, что он не мог шагу ступить. А мы думаем, что в храме на нас не может нападать враг. Да только тут и дело ему! За стенами храма один из их рода повелевает миллионами при помощи телевизионной дирижерской палочки или иного какого- нибудь бесовского изобретения. А в храме-то около каждого молящегося бесы сотнями стоят, нападая, стараясь уловить каждого. Потому около храма-то и искушений всяких больше всего — здесь передовой фронт у бесов, тут они прежде всего и воюют. Когда происходят какие-то земные мероприятия, это им ничего, а вот когда люди собираются в церковь идти, исповедоваться и причащаться — тут они мешают, тут у них самая работа. Или самих людей не допускают, или нападают на родственников — как угодно. И обо всем этом в слове Божием есть. Но мы это совершенно забываем. И начинаем удивляться: «Ой, что получается!» А что получается? Все так и должно получаться, иначе и быть не может. А если не так получается, значит, что-то не так делается. У святых отцов так прямо и сказано: если делается какое-то дело и вокруг него не мутится ничего, то это дело, наверно, не Божие, оно Богу не угодно. Вроде все сказано, все ясно, а когда в жизни начинаются какие-то искушения, мы сразу теряемся. Чего ж ты теряешься? Слава Богу — значит, попал в точку. Вот сейчас идет Великий пост — две недельки всего осталось. У кого еще не было особых искушений — значит, будут, не может быть, чтобы пост прошел просто так, что-нибудь да произойдет: или заболеешь, или дома что-нибудь перенесешь, или козни тебе устроят соседи, или на работе. Да что там перечислять! У бесов — свои компьютеры, там программы разные заложены: как кого увести и куда. Прежде всего, они стараются в смущение привести, в раздражение, озлобление. Поэтому, когда постигнет нас такое состояние, надо, прежде всего, обращаться к молитве, спешить к исповеди, покаянию, причащению — укреплять душу. Не будем во всей этой кухне бесовской разбираться. Как отец Алексей Мечёв говорил, нечего там особо разбираться: «А это окаяшка мудрит... У него ведь тоже работа...» Главное, стараться в душе добро сохранить, мир душевный, не озлобиться. Против зла нужно бороться. Какой бы повод ни был, старайся не потерять мир душевный. Мир Мой даю вам (Ин. XIV, 27), — говорит Господь. Вот этот мир старайся не потерять. Все остальное — преходящее, а это — вечное. На алтарь мира, на алтарь внутреннего покоя нужно всё положить. Когда кто-то старается тебя зацепить, раздражить, старается, чтобы ты озлобился — помни, что Господь попускает это. Господь попускает это нападение для
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.022 с.) |