Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память святого апостола и евангелиста МатфеяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, во второй день Рождественского поста, мы празднуем память апостола и евангелиста Матфея. Первое Евангелие, которое стоит в числе четырех Евангелий — Евангелие от Матфея. И в сегодняшнем евангельском чтении говорилось как раз о призвании будущего апостола Матфея на апостольское служение. Матфей был мытарь, то есть сборщик податей, сидел на мытнице, куда полагалось приносить подати. Ну, нам сейчас труднее понять, как это было и что такое подати. Это примерно то, что у нас налогами называется. Вычитают, например, из зарплаты подоходный налог в зависимости от того, сколько кто получает, налог на строение... Когда перевозят через границу какой-нибудь товар, платят пошлину — таможенный на таможне берут налог определенный... Поскольку у нас в государстве всё общее, то всё это идет государству, и, значит, так подробно теперь уже подати не собирают, как раньше собирали. А в капиталистических странах бывает так: допустим, мост кому-нибудь принадлежит, какой-то компании или даже частному лицу, и вот те, кто по этому мосту проезжает, должны им платить налог. Если не желаешь — значит, добирайся, как хочешь, в объезд, а если хочешь кратчайшим путем — заплати подать. При входе в город полагалось иногда вносить подать. Поскольку всё производство было частное, то на произведенный и проданный товар надо было заплатить подать. Вот примерно то, чем занимались мытари. Это райфо по-нашему, райфинотдел — теперь так называется. Законы тогда, конечно, не все знали, сейчас-то и то говорят: «Вот тут ты должен внести столько-то». Почему, с чего? И сейчас уже, при так называемой полной грамотности, мы многого не знаем: почему мы платим и за что платим? А в то время еще труднее было это урегулировать — почему и за что платить. Поэтому сборщики податей, или мытари, пользовались этим неведением и безграмотностью людей, и иногда в свою пользу. Закхей был старшим мытарем, и многие мытари ему подчинялись. Мытари злоупотребляли своим положением, часть собранных податей сдавали го сударству или правителям, а часть утаивали для себя и богатели на этом. Помните, Закхей, когда Господь пришел к нему, сказал: Се, пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого ним обидех, то есть неправильно взял, возвращу четверицею — вчетверо, значит, возвращу (Лк. XIX, 8).
Вот что такое мытарь, какое положение у него было, какой у него был соблазн. Ну, как теперь, когда люди работают в торговле — там расценки, уценки всякие, и это дело такое скользкое... Я почему это так подробно рассказываю, потому что, когда человек с деньгами работает и эти деньги и так, и этак можно повернуть, то тут большой соблазн, конечно. Поэтому пример апостола Матфея — особый пример действия благодати Божией, изменения души человека, который был связан и с деньгами, и, может, с какими-нибудь махинациями, вольно или невольно — и вот он превращается в апостола, проповедника слова Божия и писателя первого из четырех Евангелий, и свое Евангелие начинает с родословной Спасителя, и эта, первая глава Евангелия от Матфея, читается на Рождество Христово. Вот каков был Матфей и каково было его положение до призвания. Господь Сам призвал сидящего на мытнице Матфея и пришел к нему домой, так же как и к Закхею. И сказано: Мнози мытари и грешницы пришедше возлежаху со Иисусом, и со ученики Его, то есть такие же мытари и грешники, как и Матфей. И здесь опять мы видим непостижимую любовь Божию, которая снисходит к роду человеческому. И тут фарисеи стали укорять учеников: Почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? Господь же сказал им: Не требуют здравии врача, но болящие. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. И вот как раз на примере апостола Матфея Господь прямо показывает и нам, что он пришел спасать грешников. Пришел и вместе с мытарями и грешниками сидел за трапезой. Если мы себе представим это, то можем сказать, что, большей частью, мы и не пойдем в такое место. Часто нас приглашают знакомые или даже родственники, а мы говорим: «А что там делать? Там одни неверующие». И как бы отделяем себя: я, значит — один, а они — другие. Господь Себя так не отделял. Он пришел для спасения всего рода человеческого и вместе с грешниками сидел, ел и пил. И вы знаете, получал за это нарекания: Друг мытарем и грешником, ядца и винопийца. Так вот, часто мы поступаем не так, как нужно, когда говорим: «Ну что я среди них буду там делать?» Потому что не по любви поступаем.
Если хотя бы один человек, у которого есть внутри истинная вера, придет и будет сидеть среди других людей, то даже одно его присутствие, и то будет иметь большое значение. Конечно, у священника, допустим, особое положение, но и у каждого верующего человека положение в этом смысле тоже особое. От того, какие мы, как будем себя вести, зависит то, как люди будут относиться и к нам, и к вере православной. Когда человек отделяет себя от других: «Я — одно, а ты — другое», — то он, таким образом, хотел бы того или нет, большей частью ставит себя в исключительное положение, это уже какое-то превосходство, что, в общем-то, гордыней называется. Он уже не просто так. И потому получается, что люди не воспринимают его трудностей, а смотрят, по немощи своей, прежде всего, на греховную сторону и говорят: «Он вот такой гордый, не хочет нас почтить». Это не значит, что нужно вместе со всеми плясать или всё подряд есть постами. Но если, не выделяя себя, а просто с любовью к людям приходишь, то действие совершенно иное. Насильно никого не заставишь ни веровать, ни следовать Уставу церковному — это внутреннее произволение. Но если есть в другой душе что-то родственное, то душа отзывается. Мы, конечно, не знаем, все ли эти мытари и грешники, которые с Господом сидели за одним столом, стали христианами, потом мучениками, проповедниками. Но мы знаем, что один из них, бывший мытарь, Матфей, стал апостолом и евангелистом, и можно с уверенностью сказать, что часть из них, может, большая часть, если не все, уверовали во Христа, стали Его последователями. Потому что невозможно не откликнуться душе на ту любовь, которую Господь им явил. Ведь они же слышали, как поносят Спасителя, и они понимали, чувствовали, что Он из-за них терпит поношения, как друг мытарей и грешников. И мы в подобных жизненных обстоятельствах, бывает, думаем: как поступить? А у нас это часто бывает: часть родственников — такая, а часть — другая. И когда человек не отделяет себя от других как праведник (он хоть и не называет себя так, но выступает, выходит, в этой роли, в отличие от них), то си ла воздействия в этих случаях бывает очень велика. В истории Церкви, в житиях святых много таких примеров, когда святые к любому человеку, какого бы он ни был вероисповедания и каким бы ни был сам по себе, относились просто, и в результате имели могучее воздействие на души людей. Вот один из примеров. Ученик преподобного Макария Великого встретил языческого жреца, который нес бревно, и говорит: — О, бесовский работник! То есть, он видел его заблудившимся, а себя — другим. И, таким образом, озлобил его. Тот бросил бревно и избил ученика так, что тот лежал еле живой. Потом этот жрец взял бревно, пошел дальше и встретился с Макарием Великим, который поклонился ему в ноги и сказал: — Спасайся, трудолюбец. Тот спрашивает: — Что ты во мне нашел, что ты мне так кланяешься? А он говорит: — Я вижу, что ты трудишься, и это дело хорошее, значит, есть в тебе что-то доброе. И жрец был так тронут его смирением, — ведь старше его был Макарий и вид имел почтенный, а поклонился ему, — что стал христианином и монахом. И точно такая же история была, когда разбойники схватили однажды пустынника, и ему атаман сказал: — Выпей за мое здоровье!
А тот — какое там вино, он воду-то, наверно, несколько раз в неделю пил. Но он взял эту чашу с вином и всю ее осушил. И разбойник был так поражен тем, что тот ради него это сделал (разбойник ведь знал, что тот — постник), что сказал: — Прости меня, отец, что я тебя заставил такое сделать. Сделай и меня тоже монахом. Бросил свое разбойничье дело, стал монахом — и всё из-за того, что тот не сказал ему: «Что ты мне предлагаешь! Я — пустынник, а ты — пьянь какая- то», — но взял и выпил. Тяжко ему, может быть, было это делать, но он так поступил. И таким образом душа разбойника была спасена. Господь — Он-то, конечно, Святейший, но и Его называли: ядца и винопийца — значит, и вино Ему предлагали. Там-то это было принято, конечно, но Ему-то это не нужно было. Господь ради нашего спасения сидел вместе со всеми, ел, пил. В этом отношении Господь дает нам пример правильного поведения. Мы часто забываем об этом. Потому Господь и сказал: Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. Что это значит? Как только человек перестает чувствовать себя грешником, начинает считать себя праведником, отделяет себя от других: «Я — нечто, а вы что тут понимаете?» — всё, готово, значит, уже удаляется человек от спасения. Господь Сам был Бог, а Ему говорили: О князе бесовстем изгонит бесы (Мф. IX, 34). Или говорили: Самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. VIII, 48). Это Богу говорили! Страшно даже, как язык только может повернуться сказать такое. Потому, когда нам говорят: «А что там ваши попы, они пьют, они едят все...», — смущаться не надо. Или говорят: «А что там эти верующие, у них там то-то...» Мы иногда начинаем расстраиваться, стараемся оправдаться: «Да нет, у нас не так!..» А нужно просто ответить: «Да, мы грешные... Может, что и не так делаем, конечно». Один человек с чистой душою, который уже на склоне лет крестился и всем сердцем воспринял нашу веру православную, однажды встретился с баптистами. И так получилось, что разговор зашел о Троице-Сергиевой Лавре. — Что вы, — говорят баптисты, — поклоняетесь чему-то? — (Имелось в виду — мощам преподобного Сергия). — Надо Богу кланяться Единому! А он говорит — Господь вразумил его, конечно: — Это правильно, что нужно Единому Богу поклоняться. Но мы — грешные, мы недостойны к Нему Самому обращаться, вот и молимся тому, кто к Нему поближе — преподобному Сергию. А он, может, за нас будет Бога молить. Потому что куда уж нам к Самому Богу-то... А один сектант опять вывернулся, говорит: — Что ж вы такие грешные, что ж у вас за вера, если вы такие грешные-то?
Раб Божий отвечает: — А вера-то наша как раз истинная вера, потому что Господь говорит: «Я пришел спасать не праведников, а грешников». Вот, значит, именно к нам Господь и пришел, как к самым грешным. Видите, он не стал спорить, согласился: да, действительно, мы грешные, но Господь к нам и пришел. Этот человек, по милости Божией, правильно ответил. Мы же часто этого духа смирения не имеем и, когда нас укоряют, сразу стараемся оправдаться: «Я — не грешник!» Почему? Надо ответить: «Да, я — грешник...» Твой есмъ аз, спаси мя, Господи. Грешный, но Божий... Один Бог без греха. И вот такие примеры нужно себе всё время для утешения напоминать. Как и тот пример, когда Матерь Божия явилась игумену, толкнула его в бок и говорит: — Вставай, что ты спишь? Пойди, вон там две Мои свиньи замерзают. Два монаха напились, и где-то там валялись... И все равно сказала: «Мои свиньи». Вот, видите, и Матерь Божия грешников тоже принимает... Вот в этом и заключается смысл слов: Милости хощу, а не жертвы. Милость-то простирается на всех грешников, но, конечно, спасаются не все, а только те грешники, которые именно считают себя, чувствуют себя грешными — как оно и есть на самом деле. Вот такой грешник — спасется. И наоборот, каких бы добродетелей мы ни имели, но если не чувствуем себя грешными, то мы далече от спасения. Как только человек начинает чувствовать себя праведным, он удаляется от Бога. А святые, чем больше достигали святости, тем более чувствовали себя грешными. Нам это трудно понять — но это так! Потому не бойтесь, если вас кто-то укорит, как угодно назовет, обзовет каким-то словом поносным. Помните заповеди блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. V, 11 -12). Аминь. 16 ноября 1983 г. О Ветхом и Новом Заветах
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.01 с.) |