Память святых мучеников и исповедников гурия, самона и авива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память святых мучеников и исповедников гурия, самона и авива



 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, вс­тавится ему, а на Святаго Духа хулившему, не вставится. Егда же приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецитеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

Эти слова сегодняшнего Евангелия говорят нам о том, что в Церкви Христовой, в Православной Цер­кви все совершается Духом Святым. Благодать Свя­того Духа управляет как всей Церковью, так и дей­ствиями каждого отдельного человека, находящего­ся в ней. Если бы человек не был сохраняем Духом Святым, то уже давно бы погиб, как сказал пророк Давид: Аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас (Пс. СХХШ, 2). И все мученики, все исповедники, все преподобные претерпели мучения, испытания, со­вершили свои вышеестественные подвиги только укрепляемые благодатию Святого Духа.

В житиях святых есть такой страшный пример. Один священник, Саприкий, во время гонений был схвачен и принуждаем к отречению от Христа. Его подвергли многим пыткам, истязаниям, били, коло­ли, строгали его тело ножами, жгли — он всё претер­пел, но от Христа не отрекся. Наконец мучители пове­ли его на казнь. Оставался один удар меча, и он был бы прославлен с мучениками. Но, когда его повели на казнь, в ноги ему бросился сосед его Никифор, с кото­рым он был в ссоре:

— Мучениче Христов, прости меня!

Но тот отвернулся и ответил:

— Никогда не прощу тебя.

И благодать Святого Духа сразу же оставила Саприкия — и он отрекся от Христа. А Никифор, укрепляе­мый этой благодатью, безбоязненно исповедал себя христианином и прославляется с мучениками.

Этот пример ясно показывает нам, что благодать Святого Духа является самым главным, самым ос­новным в нашей жизни, что все доброе: посты, мо­литвы, терпение скорбей — мы можем совершить только с ее помощью, только она дает нам крепость и душевную, и физическую.

Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священнотайне — воспевает Церковь.

Значит, всякая душа живится Святым Духом, и даже

если человек, по греховности своей, отдаляется от Бо­га, Господь и тогда благодатию Своею не оставляет его.

Есть такой пример, вдохновляющий нас, чтобы мы не отчаивались. Один монах увидел дочь языче­ского жреца, и в нем загорелась страсть к ней. Он пошел к жрецу и стал просить, чтобы тот отдал ему девицу в жены. Жрец сказал:

— Я должен спросить у своего идола.

Спрашивает, и бес ему отвечает:

— Пусть этот монах отречется от своих монаше­ских обетов.

Монах, увлеченный своей страстью, отрекся от всех своих обетов. Приходит и говорит:

— Вот, я отрекся и не монах больше, отдай за ме­ня свою дочь.

Но бесу и этого было мало. Он потребовал через жреца, чтобы монах отрекся и от Бога. Тот испол­нил и это бесовское повеление.

— Ну, теперь-то можно отдать за него девицу? — спрашивает жрец у своего идола.

— Нет, подожди еще. Он-то отрекся от Бога, но Бог-то его еще не оставил, он еще может возвра­титься к своему Богу.

Монах, услышав об этом, пришел в себя, умилил­ся сердцем, заплакал:

— Господи, прости меня, я от Тебя отрекся, а Ты все равно меня не оставил...

И, по милости Божией, страсть от него отошла, остальную жизнь он провел в покаянии, став опять монахом.

Вот видите, любовь Божия к людям такова, что даже и при полном, казалось бы, отречении от Бога благодать Святого Духа не оставила этого монаха,

потому что если бы она оставила его, то он потом, осознав свой поступок, пришел бы в отчаяние и, как Иуда, окончил бы жизнь самоубийством. Но он принес покаяние и возвратился к Богу. Так непости­жима любовь Божия к нам, грешным. И нас, каж­дый раз через грехи и грехопадения отрекающихся, как этот монах, от своих обетов крещения, вновь восставляет, воссоединяет, очищает милость Божия.

Священник во время Евхаристии читает молитву, в которой есть такие слова:...и отпадшия возставил еси паки... Когда служил отец Иоанн Кронштадт­ский, то он при этом прибавлял: «Господи, отпад­ших, и каждый час опять отпадающих Ты восстав­ляешь, а мы опять отпадаем, опять Ты нас восстав­ляешь любовию Своею».

Вот это и есть действие благодати Святого Духа. От нас, по греховности нашей — только прегрешения, только нечистота. А помощь Божия все равно нас не оставляет. Поэтому никого нельзя судить, никому нельзя превозноситься. Если у тебя есть твердость в ве­ре, то благодари Бога, ибо это заслуга укрепляющей те­бя благодати Святого Духа, а не твоя заслуга. Если Гос­подь от тебя отступит, то ты не только не будешь испо­ведником, а может быть, и совсем отречешься от Бога.

В Писании сказано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Пр. III, 34). Вот, на­верное, и у того монаха, который сперва увлекся греховным желанием, а затем покаялся, душа была смиренной, потому благодать Святого Духа не оста­вила его. Мы знаем из многих примеров, что благо­дать вполне проявляется только там, где есть смире­ние и чистота сердца. На кого воззрю, только на кроткого и на смирённого сердцем, трепещущего словес Моих. Смирихся и спасе мя Господь. Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших — то есть до тех пор, пока не смирился, всё грешил.

Оставить грех мы можем и сами, и даже должны изо всех сил принуждать себя к этому, но полностью можем освободиться от греховных пожеланий толь­ко с помощью благодати Святого Духа. Без помощи благодати невозможно ни побороть своей греховно­сти, ни даже начать бороться со грехом.

Все, что мы совершаем, совершаем благодатию Святого Духа, и это — заслуги Господа нашего Иису­са Христа. Господь в Евангелии говорит нам об этом так: Аз еемь лоза, вы же рождие. И иже будет во мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже... (Ин. XV, 5). Вот пото­му на исповеди священник каждый раз говорит: Со­едини их Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Гос­поде нашем. То есть нас, отпадших через свои грехо­падения и кающихся, снова присоединяет благода­тью Святого Духа к Церкви, как ветку к лозе, и мы, умершие душою через грехи, снова оживаем и начи­наем приносить плод. Поэтому мы должны как можно чаще прибегать к исповеди и святому При­чащению и все время стараться стяжать благодать Святого Духа, исполняя заповедь преподобного Се­рафима: «Все время смотри: в духе ли ты?»

Каждый день мы читаем молитву, которая нам напоминает о том же самом: Царю Небесный, Уте­шителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

28 ноября 1983 г.

 

Друг мытарем и грешником

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.007 с.)