Пяток 26-й седмицы по Пятидесятнице 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пяток 26-й седмицы по Пятидесятнице



 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангелии сказано: Закон и пророцы до Иоанна, оттоле Царствие Божие благовествуется, и всяк в не нудится. То есть в Царствие Божие можно войти только усилием, только внутренним трудом. Далее Господь говорит: Всяк пущаяй жену свою, и приводя ину, прелюбы деет, и женяйся пущеною от мужа, прелюбы творит.

Книжники возразили Господу: Что убо Моисей заповеда дати книгу распустную, и отпустити ю? Господь ответил: Яко Моисей по жестосердию ваше­му повеле вам пустити жены ваша — как еще несовершенным, еще не утвердившимся в добродетели. Изначала же не бысть тако (Мф. XIX, 7-8). И ска­зал, что иота едина (самая маленькая буква), или едина черта не прейдет от закона (Мф. V, 18). То есть закон был дан вам как детям, он как бы нянчил человечество.

Вы знаете, что пока ребенок маленький, ему не­обходимы всякие забавы, игрушки, его баюкают, рассказывают сказки, чтобы уложить спать, потому что он еще не умеет управлять собою. Так и Моисе­ев закон, снисходя к немощи человечества, многое попускал и разрешал такого, чего вообще не должно быть. Так, помните, у Моисея сказано: Око за око, и зуб за зуб (Мф. V, 38). Что это значит? Это значит, что, поскольку тогда человечество находилось в та­ком нравственном состоянии, что люди не могли обуздать свою ярость и не гневаться, то закон требо­вал, чтобы человек хотя бы не воздавал злом большим, чем ему причинили. В этом младенче­ском, если можно так выразиться, состоянии чело­век не способен был воспринять евангельские запо­веди, поэтому людям сначала был дан Ветхий Завет, который, по апостолу, был пестуном до Христа, нянчил человечество до принятия Завета более воз­вышенного.

Между прочим, обратите внимание, современ­ный юридический закон имеет основу как раз ветхо­заветную. Если ты, например, защищаясь, причи­нишь нападающему увечье большее, чем причинили (или могли причинить) тебе, то тебя будут судить.

Господь говорит, что ветхозаветный закон был дан только как сдерживающее начало, как нравст­венный минимум. Поэтому и заменяет ветхозаветные заповеди Своими: Яко речено бысть: око за око, зуб за зуб. Аз же глаголю Вам, не противитися злу... любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас, и молйтеся за творящих вам напасть... Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на Небесех (Мф. V, 38-39, 44-45).

Но это — не отмена прежнего ветхозаветного установления, а как бы его продолжение. Ты мо­жешь воздержаться и не ответить таким же злом, какое причинили тебе — это хорошо. Но ты на этом не останавливайся, не думай, что ты уже до­стиг совершенства, иди дальше, ответь на зло доб­ром, любовью...

Господь учит, что после Его воплощения для тех, кто хочет войти в Царствие Небесное, уже недоста­точно ветхозаветной праведности, что теперь нель­зя не только воздавать злом за зло, но нужно отве­чать на зло любовью и вообще прощать все обиды. Но это трудно, вот почему Господь сказал, что Цар­ствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. XI, 12). И в этом внутреннем совершенствова­нии Господь не полагает никаких пределов, а гово­рит: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Не­бесный совершён есть (Мф. V, 48), то есть совершен­ствуйтесь без конца.

И здесь нам, если вдуматься, указан еще один важный духовный закон, закон постепенности пе­рехода от одного Завета к другому. Нельзя вот так

сразу взять и стать совершенным, процесс этот очень длительный и трудный. Сначала хотя бы не делать зла больше, чем сделали тебе. Потом старать­ся вообще не отвечать злом на зло. А затем отвечать на зло даже любовью. Вот что значит прощать до седмъдесят крат седмерицею.

Если мы обратимся на себя и посмотрим внима­тельно на многие моменты своей жизни, то легко можем убедиться, что мы часто были и бываем на уровне ветхозаветных людей и даже ниже. Если кто-нибудь нас огорчит, обидит, мы, если и не от­ветим ему сразу тем же (потому что не можем), то уж непременно пожелаем ему чего-нибудь нехоро­шего: «Бог тебя накажет, теперь с тобой случится это и то» или еще что-нибудь в этом же духе. Это и есть как раз то самое состояние ветхозаветного че­ловека, которому был дан закон. И мы еще ника­кого усилия для стяжания Царствия Небесного не приложили, мы еще только подходим к новозавет­ным, евангельским заповедям. Нам — обидное слово, мы в ответ — десять. А если не удержимся, то катимся и дальше вниз, отвечаем зложелательством, проклятием даже, доходим до полного гре­ховного падения.

Мы часто смотрим на историю как на что-то дав­но прошедшее. На самом же деле история всего че­ловечества часто сжимается в одного человека. То есть в одном человеке от младенчества до его зрело­сти, как в фокусе, проходит вся история человечест­ва. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова, Библия есть история души каждого человека.

Итак, ветхозаветный закон — это как фунда­мент нравственного устроения. А уж дальше на этом фундаменте должно идти строительство бо­лее возвышенного здания: исполнение евангель­ских заповедей.

Поскольку мы уже христиане и в Таинствах Цер­кви нам дана особая благодать, то нам, конечно, для нашего оправдания недостаточно одного исполнения Моисеева закона. Мы должны равнять­ся на новозаветный закон, иметь перед глазами за­кон любви, всепрощения, неосуждения. И поэтому отнюдь не случайно в сегодняшнем Евангелии еще говорится о соблазнах: Не возможно есть не приити соблазном; горе же, егоже ради приходят (Лк. XVII, 1). А кто из нас может с уверенностью сказать, что он никогда никого не соблазнял? Все мы вольно или невольно часто являемся для других соблазном. А слово Божие говорит, что горе таковому. Что же нам делать? Как получить прощение в этом, да и во всех других ежедневных, ежечасных согрешениях? И Евангелие указывает нам на такое средство. Это — прощать другим. Более того, Господь постав­ляет это основным условием убеления души от гре­хов: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, от­пустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпу­щаете человеком согрешения их, ни Отец ваш от­пустит вам согрешений ваших (Мф. VI, 14-15). В этих словах — всё. Как говорится, один Бог без гре­ха. Если мы все время согрешаем, то должны ста­раться и все время прощать, иначе как нам простит­ся наш грех, на что нам тогда рассчитывать?

Жизнь — одно мгновение. Вот, у кого тридцать, сорок, пятьдесят, у кого — семьдесят лет уже поза­ди. Человек оглядывается назад, вспоминает годы, месяцы, дни... И вот, их вроде как бы и не было. Па­мять вытаскивает нам всякие неудачи, неурядицы, обиды... Эти воспоминания и показывают, что у нас в душе отсутствует прощение. Нужно простить — и больше не думать. Ну, что теперь вспоминать? Ведь и у тебя в жизни было много такого, что делал не так, как надо — прости, и Господь тебя простит. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный — говорит Господь. То есть если ты не будешь вспоминать о чужих грехах (а наши обиды — это чьи-то грехи), то и Господь тебе все грехи простит, и тебе будет легче, гораздо лег­че. Если, по милости Божией, будем прощать ближним своим, то вся эта шелуха: обиды, сожале­ния, огорчения — отстанет, осыплется, истлеет со временем. А мы все никак не можем забыть, тянем за собой все это, и эти воспоминания, как раны, теребят наши души.

Как замечательно сказал пророк Давид: Яко возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. XXXVII, 6). Точно, вот эти мои раны душев­ные возсмердеша, то есть смердят, гниют от лица бе­зумия моего. Пророк говорит: безумие, потому что, когда человек, по апостолу, не живет, задняя убо за­бывая, в предняя же простирался (Флп. III, 13), а во­лочит за собой всякие неурядицы, обиды, злобу, то это — безумие.

И средство избавления от этого — прощение и покаяние. Сила их, особенно покаяния, неимовер­на. Человек может, как разбойник, сказать: «Госпо­ди, что я делал всю жизнь? Жил не так, и потому сейчас по делам моим приемлю. Прости меня!» И получит прощение, как благоразумный разбойник, в один час.

Но сила раскаяния такова, что она не зависит от того, в чем человек кается. И если человек раскаи­вается в добром, то и добро пропадает. Следова­тельно, раскаиваться нужно только в греховном и никогда, ни в коем случае не жалеть о том, что сде­лали кому-нибудь что-то хорошее. Иначе — как страшно! — и добро пропадет.

Поэтому постараемся и мы от всего сердца — по возможности, конечно, потому что трудно про­щать от всего сердца — простить всем, кто в чем-то когда-либо нас обидел, а главное, не забывать, что мы-то — грешные. Господи, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Аминь.

2 декабря 1983 г.

 

Жить, в Бога Богатея

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)