Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пяток 26-й седмицы по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшнем Евангелии сказано: Закон и пророцы до Иоанна, оттоле Царствие Божие благовествуется, и всяк в не нудится. То есть в Царствие Божие можно войти только усилием, только внутренним трудом. Далее Господь говорит: Всяк пущаяй жену свою, и приводя ину, прелюбы деет, и женяйся пущеною от мужа, прелюбы творит. Книжники возразили Господу: Что убо Моисей заповеда дати книгу распустную, и отпустити ю? Господь ответил: Яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша — как еще несовершенным, еще не утвердившимся в добродетели. Изначала же не бысть тако (Мф. XIX, 7-8). И сказал, что иота едина (самая маленькая буква), или едина черта не прейдет от закона (Мф. V, 18). То есть закон был дан вам как детям, он как бы нянчил человечество. Вы знаете, что пока ребенок маленький, ему необходимы всякие забавы, игрушки, его баюкают, рассказывают сказки, чтобы уложить спать, потому что он еще не умеет управлять собою. Так и Моисеев закон, снисходя к немощи человечества, многое попускал и разрешал такого, чего вообще не должно быть. Так, помните, у Моисея сказано: Око за око, и зуб за зуб (Мф. V, 38). Что это значит? Это значит, что, поскольку тогда человечество находилось в таком нравственном состоянии, что люди не могли обуздать свою ярость и не гневаться, то закон требовал, чтобы человек хотя бы не воздавал злом большим, чем ему причинили. В этом младенческом, если можно так выразиться, состоянии человек не способен был воспринять евангельские заповеди, поэтому людям сначала был дан Ветхий Завет, который, по апостолу, был пестуном до Христа, нянчил человечество до принятия Завета более возвышенного. Между прочим, обратите внимание, современный юридический закон имеет основу как раз ветхозаветную. Если ты, например, защищаясь, причинишь нападающему увечье большее, чем причинили (или могли причинить) тебе, то тебя будут судить. Господь говорит, что ветхозаветный закон был дан только как сдерживающее начало, как нравственный минимум. Поэтому и заменяет ветхозаветные заповеди Своими: Яко речено бысть: око за око, зуб за зуб. Аз же глаголю Вам, не противитися злу... любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас, и молйтеся за творящих вам напасть... Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на Небесех (Мф. V, 38-39, 44-45).
Но это — не отмена прежнего ветхозаветного установления, а как бы его продолжение. Ты можешь воздержаться и не ответить таким же злом, какое причинили тебе — это хорошо. Но ты на этом не останавливайся, не думай, что ты уже достиг совершенства, иди дальше, ответь на зло добром, любовью... Господь учит, что после Его воплощения для тех, кто хочет войти в Царствие Небесное, уже недостаточно ветхозаветной праведности, что теперь нельзя не только воздавать злом за зло, но нужно отвечать на зло любовью и вообще прощать все обиды. Но это трудно, вот почему Господь сказал, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. XI, 12). И в этом внутреннем совершенствовании Господь не полагает никаких пределов, а говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершён есть (Мф. V, 48), то есть совершенствуйтесь без конца. И здесь нам, если вдуматься, указан еще один важный духовный закон, закон постепенности перехода от одного Завета к другому. Нельзя вот так сразу взять и стать совершенным, процесс этот очень длительный и трудный. Сначала хотя бы не делать зла больше, чем сделали тебе. Потом стараться вообще не отвечать злом на зло. А затем отвечать на зло даже любовью. Вот что значит прощать до седмъдесят крат седмерицею. Если мы обратимся на себя и посмотрим внимательно на многие моменты своей жизни, то легко можем убедиться, что мы часто были и бываем на уровне ветхозаветных людей и даже ниже. Если кто-нибудь нас огорчит, обидит, мы, если и не ответим ему сразу тем же (потому что не можем), то уж непременно пожелаем ему чего-нибудь нехорошего: «Бог тебя накажет, теперь с тобой случится это и то» или еще что-нибудь в этом же духе. Это и есть как раз то самое состояние ветхозаветного человека, которому был дан закон. И мы еще никакого усилия для стяжания Царствия Небесного не приложили, мы еще только подходим к новозаветным, евангельским заповедям. Нам — обидное слово, мы в ответ — десять. А если не удержимся, то катимся и дальше вниз, отвечаем зложелательством, проклятием даже, доходим до полного греховного падения.
Мы часто смотрим на историю как на что-то давно прошедшее. На самом же деле история всего человечества часто сжимается в одного человека. То есть в одном человеке от младенчества до его зрелости, как в фокусе, проходит вся история человечества. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова, Библия есть история души каждого человека. Итак, ветхозаветный закон — это как фундамент нравственного устроения. А уж дальше на этом фундаменте должно идти строительство более возвышенного здания: исполнение евангельских заповедей. Поскольку мы уже христиане и в Таинствах Церкви нам дана особая благодать, то нам, конечно, для нашего оправдания недостаточно одного исполнения Моисеева закона. Мы должны равняться на новозаветный закон, иметь перед глазами закон любви, всепрощения, неосуждения. И поэтому отнюдь не случайно в сегодняшнем Евангелии еще говорится о соблазнах: Не возможно есть не приити соблазном; горе же, егоже ради приходят (Лк. XVII, 1). А кто из нас может с уверенностью сказать, что он никогда никого не соблазнял? Все мы вольно или невольно часто являемся для других соблазном. А слово Божие говорит, что горе таковому. Что же нам делать? Как получить прощение в этом, да и во всех других ежедневных, ежечасных согрешениях? И Евангелие указывает нам на такое средство. Это — прощать другим. Более того, Господь поставляет это основным условием убеления души от грехов: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. VI, 14-15). В этих словах — всё. Как говорится, один Бог без греха. Если мы все время согрешаем, то должны стараться и все время прощать, иначе как нам простится наш грех, на что нам тогда рассчитывать? Жизнь — одно мгновение. Вот, у кого тридцать, сорок, пятьдесят, у кого — семьдесят лет уже позади. Человек оглядывается назад, вспоминает годы, месяцы, дни... И вот, их вроде как бы и не было. Память вытаскивает нам всякие неудачи, неурядицы, обиды... Эти воспоминания и показывают, что у нас в душе отсутствует прощение. Нужно простить — и больше не думать. Ну, что теперь вспоминать? Ведь и у тебя в жизни было много такого, что делал не так, как надо — прости, и Господь тебя простит. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный — говорит Господь. То есть если ты не будешь вспоминать о чужих грехах (а наши обиды — это чьи-то грехи), то и Господь тебе все грехи простит, и тебе будет легче, гораздо легче. Если, по милости Божией, будем прощать ближним своим, то вся эта шелуха: обиды, сожаления, огорчения — отстанет, осыплется, истлеет со временем. А мы все никак не можем забыть, тянем за собой все это, и эти воспоминания, как раны, теребят наши души. Как замечательно сказал пророк Давид: Яко возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. XXXVII, 6). Точно, вот эти мои раны душевные возсмердеша, то есть смердят, гниют от лица безумия моего. Пророк говорит: безумие, потому что, когда человек, по апостолу, не живет, задняя убо забывая, в предняя же простирался (Флп. III, 13), а волочит за собой всякие неурядицы, обиды, злобу, то это — безумие. И средство избавления от этого — прощение и покаяние. Сила их, особенно покаяния, неимоверна. Человек может, как разбойник, сказать: «Господи, что я делал всю жизнь? Жил не так, и потому сейчас по делам моим приемлю. Прости меня!» И получит прощение, как благоразумный разбойник, в один час. Но сила раскаяния такова, что она не зависит от того, в чем человек кается. И если человек раскаивается в добром, то и добро пропадает. Следовательно, раскаиваться нужно только в греховном и никогда, ни в коем случае не жалеть о том, что сделали кому-нибудь что-то хорошее. Иначе — как страшно! — и добро пропадет. Поэтому постараемся и мы от всего сердца — по возможности, конечно, потому что трудно прощать от всего сердца — простить всем, кто в чем-то когда-либо нас обидел, а главное, не забывать, что мы-то — грешные. Господи, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Аминь. 2 декабря 1983 г.
Жить, в Бога Богатея
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.) |