Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Святое Богоявление. Крещение ГосподнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В Евангелии сказано о том, как Господь посылал учеников Своих на проповедь: Подобаше... про- поведатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех язьцех (Л к. XXIV, 47). То есть, Он особенно выделял покаяние — сознание своей греховности, духовной немощи. И потому все христианские подвижники всегда, от начала и до конца своих подвигов старались стяжать и сохранить покаянное чувство. Начинали они свое подвижничество всегда со смирением и до самого последнего часа пребывали в нем. Так, один из великих святых, преподобный Арсений Великий, будучи в свое время вторым человеком в государстве, воспитателем императорских детей, ушел в пустыню. Когда же он пришел к преподобным пустынникам — в это время у них была трапеза, — то, испытывая его чувство смирения, покаяния, сознания своей греховности, они бросили ему кусок хлеба. И Арсений встал на колени и не руками взял, а, как пес, ртом стал с пола поднимать. И таким образом лучше всех слов засвидетельствовал сознание своей немощи, своей греховности. Примеры преподобных отцов показывают, что именно покаяние, сознание своей греховности, своей немощи является основой всех подвигов. Подвиг преподобных заключался в очищении сердца, в избавлении от греха. И, даже достигнув известных духовных высот, преподобные все равно сохраняли покаянное состояние. Мы же совсем забыли, что нам нужно покаяние, смирение. И осуждаем других, потому что не думаем о том, что нас самих будут судить. Хотя знаем из Евангелия: Не судите, да не судами будете (Мф. VII, 1). Мы не можем кому-то простить, хотя нам самим только на прощение-то и есть надежда, на милость Божию. Сами мы все время требуем снисхождения к своим немощам и у Бога, и у ближних. На немощи же других мы раздражаемся, проявляем нетерпение, хотя нам сказано: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. VI, 2). Тяготы других мы не хотим носить, зато свои тяготы часто перекладываем на других. Если бы у нас было покаянное чувство, то мы никого бы не осуждали, никогда бы не раздражались, не роптали. Зачем роптать — чего же еще мы можем ожидать по нашим грехам? Мы бы не только не проявляли нетерпения в скорбях, а даже радовались бы им, помня слова: Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. СИ, 10). Господь нас наказывает не по грехам, не по беззакониям нашим, а по милосердию Своему.
Если бы мы чувствовали себя виноватыми, то во время искушений мы бы, как разбойник на кресте, сознавали бы: «Да, так мне и надо, достойная по делам наю восприемлева (Лк. XXIII, 41)». Когда некто поносил, позорил всячески царя Давида, насмехался над ним, то Давид сказал: Господь рече ему проклинати Давида (2 Цар. XVI, 10). Видите, у праведников во всем — покаянное чувство. А у нас и истинной христианской жизни нет, потому что у нас нет покаянного чувства, чувства смирения. Потому-то, хотя недавний праздник Рождества Христова есть обещание нам спасения, радости, тут же, вскоре, в праздник Крещения Господня, Церковь нам напоминает о покаянии, чтобы мы не предавались беспечности. Ведь мы, по своей греховности, склонны предаваться беспечности, не можем надолго удержать в себе покаянное чувство. И то покаяние, которое мы приносим на исповеди, большей частью если у кого-то и есть, то только словесное. Если батюшка слово скажет как раз про все, что нужно — тогда совсем хорошо, остается только согласиться: «Да, да, пожалуй, есть...» То есть это только умом признание, а иногда и ум-то противится: «Да нет, это, пожалуй, батюшка не то говорит, у меня этого нет». Хотя многое у нас, в действительности-то, есть, в той или иной мере только, в том или ином виде. Но покаянного чувства, по большей части, не бывает. Или очень редко. И уж крайне редко встречается, чтобы покаянное чувство было постоянно. А именно это постоянство-то и необходимо для духовной жизни, как видим из примеров святых отцов, причем, на протяжении всей жизни — от начала до конца. Евангелие начинается призывом: Покайтеся (Мф. III, 2; Мк. I, 15). И заканчивается словами о покаянии и отпущении грехов. И вся христианская жизнь от начала и до конца должна пронизываться именно чувством покаяния и молитвой. Потому что без покаяния и смирения нет христианской жизни, нет и молитвы. Ведь только тогда, когда человек начинает сознавать свою греховность, он начинает по-настоящему молиться, чувствует, что весь в грехах и сам не может встать, исправиться, и просит у Бога помощи.
Мы все — падшие создания. Поэтому даже на Пасху, при общей радости Воскресения, поется: Падшим подаяй Воскресение (Канон Пасхи). Самая краткая молитва, которую обычно читают, это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Грешный я, помилуй меня. Грешный, самый последний. Это чувство нам просто необходимо, иначе не будет никакой пользы ни от каких подвигов, не будет никакого духовного плода. Если нет покаянного чувства, то это не христианство, а только мораль, философия, рассуждения, всё только внешнее. Поэтому-то, когда люди приходят к евангельскому учению разумом, но не понимают главного — то есть необходимости покаянного чувства, которое пронизывает все христианство, — то они не могут понять истинной православной веры. Ересь всегда уклоняется от покаянного состояния. Сектанты, баптисты — они считают себя святыми. Знайте, в ком нет сознания своей греховности, чувства беспомощности, немощи, тот не православной веры. Истинная православная вера выражается в духе, в поведении человека. Он чувствует себя грешным и ко всем относится с любовью, потому что знает: «Да я-то — хуже всех». Покаянное состояние души человека всегда, во всех случаях жизни является фундаментом, на котором строятся все его поступки. Один из преподобных, когда у него возникал помысел осуждения кого-то, говорил: «Сегодня он это делает, а завтра я, может быть, хуже сделаю. Неизвестно, что еще я натворю в своей жизни». И, действительно, мы знаем, что Господь попустил апостолу Петру, самому ревностному и любящему Господа, трижды отречься от Спасителя — с клятвою! В ту же ночь, когда он был предупрежден об этом. Это показывает нашу немощь. Как только превознесешься чуть-чуть — ты уже этим готовишь себе падение. Если Господь попустит — то и падешь, падением великим. Само по себе падение уже говорит о том, что человек куда-то залез. Говорят: упал духом. Упал — значит, ты прежде духом уже куда-то вознесся. Потому что, если бы не вознесся, падать было бы неоткуда. Когда человек смиряется, считает себя грешным, немощным, хуже всех, то ему некуда падать. Вот как необходимо нам покаянное чувство. И поэтому сегодня помолимся мы, чтобы Господь, молитвами святого Иоанна Крестителя, учителя покаяния, послал и нам покаянное чувство во все дни нашей жизни, до последнего издыхания. Аминь. 19 января 1984 г., на ранней литургии
Крещение Господне
Святое Богоявление
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем праздник Крещения, или Богоявления Господня. Господь принял Крещение от святого Иоанна Предтечи, но Он крестился не так, как крестимся мы. Внешне это выглядело совершенно так же, но внутреннее содержание было иным. Если мы крестимся во отпущение грехов, то Господь, будучи безгрешен, не нуждался в этом, почему и спрашивает Его Иоанн Креститель: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Но Господь ответствовал ему: Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполните всяку правду (Мф. III, 14-15). Ибо, крещаясь в воде, Господь освятил Собою все водное естество. Поэтому в этот день и воспевает Церковь: Днесь освящается вод естество. То есть Господне Крещение — это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется еще и Богоявлением.
Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов. До этого времени в книгах Ветхого Завета о Святой Троице говорилось очень прикровенно, как бы только в общих чертах и понятиях. Но говорилось. Вот, например, на вечерне читалась паремия о сотворении мира. Уже с первой строки книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, говорится о Святой Троице, о том, что Бог един и троичен в лицах: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1). По тексту первоисточника, то есть того текста, который был написан на древнеарамейском языке, произносится это так: «В начале Боги сотворил небо и землю». Сказано: «Боги» — во множественном числе — потому, что речь идет о трех Лицах Святой Троицы. «Сотворил» — потому что Бог един и троичен в Лицах. Но тогда было только сказано: «В начале Боги сотворил», но что значит — «Боги», и почему «сотворил» — не объяснялось. И только сегодняшний праздник раскрывает эту тайну Святой Троицы. «Боги» — это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, — но это едино Божество, Троица единая и нераздельная. Праздник этот потому и именуется Богоявлением, что Бог является в Троице: Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, принимающий Крещение от Иоанна; глас Бога Отца, свидетельствующий с Небес, что Сей есть Сын Мой Возлюбленный; и Дух Святой, сходящий на Сына в виде голубя. В следующем за сегодняшним евангельским зачалом — у кого есть Евангелие, посмотрите — сказано: Возведен бысть Иисус Духом в пустыню, искуситися от диавола (Мф. IV, 1). Так вот, этот момент — также особый, духовный. С одной стороны, явися Спас, благодать и истина, как воспевает Церковь (светилен Богоявления). А с другой стороны — тут же искушение. Этот духовный закон постоянно действует и в нашей жизни: праздник — и всегда искушение. Дается благодать — и тут же ей или предшествует, или сопутствует искушение. Авва Дорофей, один из духовных наставников монашества, пишет, что это закон, действующий настолько постоянно, что без искушений никакое дело не крепко. Но мы, по своей недуховности и греховности, обычно забываем об этом. И когда нас постигают искушения, вместо того, чтобы утешиться и сказать: «Ну, значит, всё в порядке», — попадаемся на диавольский крючок, начинаем смущаться, раздражаться, враждовать друг против друга, то есть делаем именно то, чего сатана и старается от нас добиться, забывая слова святого апостола Иакова: Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. I, 2), — потому что это значит, что вы на верном пути. И святые отцы то же самое говорят, только другими словами: если какое-то дело Божие делается и при этом нет никакого искушения ни до, ни во время, ни после, то дело это Богу не угодно.
Один духовный писатель, рассказывая о том, что в некоей монашеской обители были всякие трения — и внутри, и снаружи — прибавляет далее: пусть благочестивый читатель не смущается этим, пусть знает, что если он где-либо прочитает или услышит о какой-то обители, что она живет без искушений внутренних или внешних, то тут одно из двух: или это неправда, или эта обитель неистинная. С Божией помощью постараемся и мы, делая что- то благое, помнить это правило и радоваться, когда Господь посещает нас испытаниями. Аминь. 19 января 1995 г.
«Друг друга тяготы носите»
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.153.251 (0.012 с.) |