Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память преподобного Феодосия ВеликогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня — день памяти преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника, то есть того, кто начал основывать первые общежительные монастыри. Ранее в пустыне каждый монах подвизался в своем месте, в отдельной пещере. Иногда могли вместе жить двое или трое. А при Феодосии Великом сложились первые монастыри. Совместная жизнь — это особый подвиг. Когда человек подвизался в пустыне один, он боролся со своими страстями. С нечистой силой, конечно. Но жил он, прежде всего, сам по себе. А когда ты живешь с кем-то, то ведь у каждого свой характер, свои особенности. И тут уже человек соприкасается не только со своими страстями, но и со страстями другого человека, с его недостатками. Поэтому, когда ты борешься только с самим собой, со своими страстями — это один подвиг. А когда тебе нужно иметь дело еще и с тем, что есть в другом, то приходится жить так, как говорил апостол Павел: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. VI, 2). И это не менее сложно, чем быть в пустыне. А ведь нужно еще и сохранить в отношениях с людьми мир и любовь. А это бывает очень трудно, потому что, когда человек один, на кого ему обижаться, на себя? А если вас двое? Вот человек — сам с собой. Ну, что он там? Привык так вроде — и живет с этими своими привычками. А если ты привык так, а другой — этак? Или вообще — совсем не так? И тогда как быть с этим своим «я»? А если вас трое? Когда вместе живут два человека — ну, со вторым как-то можно поладить, у него такой характер, куда денешься. А у третьего — уже иной характер. А у них между собой тоже какие-то отношения. Здесь появляется ревность, там — зависть. И тут еще сложнее, еще шире поприще духовной борьбы. А если четверо? А если пятеро? А если шестеро? Тогда и с этим, и с тем соприкасаешься, и с этим. То есть у человека, который в общем житии старается сохранять мир, есть больше возможностей для духовного труда. Если одного твои особенности не задевают, то другому — не все равно. А третьего они вообще раздражают. И, значит, больше возможностей, чтобы все их выявить. В общежительном монашестве, в общем пребывании людей есть такой замечательный момент: чем больше людей, чем больше их особенностей, характеров, привычек, тем больше возможностей, значит, человеку трудиться над своей душой, больше возможностей для аскетики. Аскеза — это духовный труд, духовные упражнения. Если ты выдерживаешь человека, который только иногда ругается, это еще ничего. А вот выдержать того, кто каждый день и даже каждый час всем недоволен — тут уже больше возможностей для труда. С этим ты, скажем, попривык, поладил — вроде, ничего, — а вот с этим как? То есть эти обстоятельства жизни дают очень большую возможность выявить, увидеть, на что ты способен, и дать тебе возможность духовно совершенствоваться. Часто мы считаем, что мы в общем-то люди хорошие. Ну, когда вокруг нас люди хорошие, спокойные, нас терпят, тогда — да, мы вроде ничего. А вот попадаем в другую среду — и вдруг кого-то из людей начинают наши привычки раздражать, и мы начинаем раздражаться, злиться даже. И оказывается, что мы не такие уж хорошие, если нас, как говорится, поглубже ковырнуть, зацепить за живое. Почему так ублажается преподобный Феодосий Великий? Потому что ему удалось создать общежительные монастыри, хотя жить в монастыре в мире и любви очень трудно. Вспомните, каждый, хотя бы свою семью: чтобы всё было мирно и с любовью, это ведь очень редко бывает. А если взять всё общество? Это еще труднее. Когда из этих семей составляется целое государство. Попробуй их всех удержать! Тут путь только один: каждый должен начинать со своей души. Вот будешь держать мир в себе — и будет мир в семье. А будет мир в семье — тогда и между семьями может быть мир. И так далее: с этим миром можешь дальше шествовать. Поэтому так ублажается преподобный Феодосий Великий, именно как общих житий начальник. Потому что он решился на это дело — конечно, благодатию Божией. Мы знаем из его жития: прежде чем основать монашеское общежитие, то есть первый монастырь, он старался узнать волю Божию об этом. И когда собралось уже много братии и он стал искать место, где бы им вместе жить — если Господь благословит, — он взял кадило с холодными углями и пошел по пустыне. И в том месте, где это кадило само возгорелось, там и была основана первая обитель, ставшая позднее великой Лаврой Феодосия Великого. Святые отцы имели в виду, прежде всего, волю Божию. Если есть воля Божия на такое общежительное монашество, если есть спасение в большом собрании иноков — значит, так нужно. И надо помнить, что каждому — свое. Когда мы в своей жизни, в каких-то обстоятельствах стараемся сохранить мир, любовь, согласие и это не получается, то нужно знать: или это не наша мера, или же, если есть на то воля Божия, значит, нужно просто терпеть. Преподобный Пимен Великий жил в пустыне еще с двумя монахами. И вот с одним у них был мир, а с другим — никак не получалось. Он и говорит тому, с которым жил в мире: — Ну что ж я никак не могу с ним ужиться — только грешу? Пожалуй, мне нужно уйти. А тот говорит: — Я тоже никак не могу с ним ужиться. Пойдем вместе. — Да, мы, наверное, не можем... И они пошли. А третий увидел, что они уходят — и за ними следом: — И я — с вами. Тогда они остановились и говорят: — Значит, нужно терпеть. Раз он с нами идет, тут уж никуда не денешься, значит, это подвиг. Да, спасаться с кем-то вместе — это подвиг. Когда мы встречаемся друг с другом — это одно. А жить вместе — это совсем другое. Навестить больного — это одно. А служить больному, ежедневно быть с ним — это другое. И дистанция тут очень большая! И это говорит о том, насколько, значит, совместное жительство высоко перед Богом. Настолько, что апостол Павел даже сказал: если в совместном жительстве — в семье или еще где-то — будешь стараться сохранять любовь и мир и покрывать любовью недостатки ближних своих, друг друга тяготы носить, то исполнишь закон Христов. Но этот закон невозможно исполнить без смирения и, естественно, без помощи Божией. Без помощи Божией вообще ничто невозможно. Но от нас нужно смирение. То есть, все время себя смирять. Учиться смирять. В этом — великая школа. Совместная жизнь, как говорят святые отцы, требует, прежде всего, двух качеств, для души необходимых. Дом души — терпение, а пища для души — смирение. Когда пищи не хватает, то человек выходит из дома за пищей — то есть выходит из терпения. Если выходишь из терпения, значит, не хватает смирения. А где ж его занять? А его только Господь может дать: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. XI, 29). Но кто просит у Бога смирения, тот должен помнить, что смирения без терпения не бывает. Просто так его не приобретешь. Если желаешь иметь смирение, имей в виду, что тебя ожидают какие-то скорби, что-то придется терпеть. Если хочешь быть сильным, то нужно трудиться, упражняться. Лежа на постели, сильным не будешь, у тебя мышцы атрофируются. Так и в духовной жизни. Если никто тебя не будет трогать, никогда ты смиренным не станешь. А как еще ты смирение приобретешь? Никак. Вот возможность для приобретения смирения как раз и дает совместная жизнь. И монашеская, и семейная. Пустынножительное монашеское житие — оно, конечно, высоко, но человек не может стать настоящим пустынником, если он не пройдет прежде общежительного монашеского жития. Один человек пришел в монастырь, пожил немножечко и решил: «Нет, тут не то — надо идти спасаться в пустыне». Старец ему говорит: — Тебе еще рано, нужно сначала здесь приобрести смирение, терпение. А тот говорит: — Нет, пойду. — Ну, иди. Пошел. Молился там один, тихо, никто не мешает. Потом время пришло — все-таки поесть надо. Он стал горшочек с едой подогревать, горшочек раз — и опрокинулся. Он поправил его. Стал шевелить — опять опрокинулся. Он уже стал раздражаться. А горшок снова опрокинулся и залил огонь. Он как дал по этому горшку! И разбил. А есть-то не из чего. Вернулся в монастырь. Ему игумен говорит: — Ну, раз ты с горшком не ужился, то уж лучше живи в монастыре, а не в пустыне. Вот это как раз и есть пример того, что совместная жизнь с кем-то — это духовная школа. Так что будем помнить заповедь Господню, заповедь апостольскую. Господь говорит: Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирён сердцем. А иго Господне какое? Господь взял наши грехи на Себя. А апостол нам заповедует: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Аминь. 24 января 1995 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.012 с.) |