Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память святителя иоанна златоуста; четверток 33-й седмицы по ПятидесятницеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Одно, святительское — памяти святителя Иоанна Златоуста. Второе — сегодняшнему дню. В первом Евангелии Господь говорит: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасётся. То есть это единственный истинный путь, ведущий ко спасению. Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. XI, 29). Все, что Господь сказал, все есть истина. И если что-то у нас происходит не так, то это настолько, насколько мы далеки от того, как нужно поступать. Чем ближе мы к евангельским заповедям, тем больше в нас внутреннего душевного покоя. Вот Господь говорит нам: Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. V, 39). Это евангельская истина, она говорит о том, что так нужно поступать, так поступал Господь. Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молйтеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. V, 44). Но в том же Евангелии Господь образно свидетельствует, что исполнить это — так, как подобает — не всякий может. Главное — стремиться делать что-то в этом направлении. И насколько каждый может что-то, настолько Господь это принимает и еще поднимает. Так святые отцы эту истину и понимали. Преподобный Антоний Великий — столп монашества однажды услышал слова Господни: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждъ нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене (Мф. XIX, 21). Он все раздал, лишился своего имения и пошел служить Богу, стал монахом. К преподобному Антонию приходят некие рабы Божии и говорят: — Отче, дай нам заповедь. Он говорит: — Вам дана заповедь: ударили по правой щеке — подставь левую. Они говорят: — Отче, не можем! — «Ну, бьют по правой — терпи. — Не можем! — Ну, ударили — сразу сдачи не давай. — И это, — говорят, — не можем... Тогда старец говорит: — Они больные, их нужно покормить. Это означало: за них только молиться можно, они сами ничего не могут. Уже восходя к нашим временам — одного из наших пастырей, проповедников в Москве одна раба Божия, девушка, спросила: — Батюшка, ну как быть? — пристают, мол, что- то такое. Он говорит: — Не обращай внимания. — А они, — говорит, — все равно. — Ну, терпи. — Ну, они опять лезут! Что с ними делать? И он, видимо, вспомнив, а может, по Духу просто, сказал то же, что Антоний Великий: — Не давай сразу сдачи! А видя, что и этого она не может, он сказал: — Ну, если будешь давать сдачи, то тогда — с большой любовью. Если есть большая любовь, то, наверное, уже и не дашь... Не сможешь! Поэтому, когда будешь давать сдачи, то хоть будешь чувствовать, что любви- то у тебя нет, хоть будет у тебя покаянное чувство — будешь сокрушаться. Вот это внутреннее произволение Господь и видит. Если ты не можешь делать, как подобает, то хоть что-то сделай. И сегодняшнее второе Евангелие, о двух лептах вдовицы, как бы поясняет, успокаивает нас в этом отношении — в том, что мы не можем. Мы не можем жертвовать Богу много, не можем еще чего-то делать, но вот, как вдовица, которая все, что имела, последнее свое отдала — хоть что-то мы можем. Мы не можем принести Богу истинную чистую любовь. Мы не можем — самопожертвование. Мы не можем — безропотность. Мы ничего не можем Богу принести из того, что у нас есть. Потому что у нас ничего нету! Нам нечего дать... Приближается Великий пост. На первой седмице будут читать Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В последней песне канона, в самых последних его тропарях есть замечательные слова: Достойных покаяния плодов не истяжи от мене — не спрашивай от меня, нет у меня ничего! Ничего чистого, ничего достойного я не могу принести Тебе. Сердце мне даруй присно сокрушённое, нищету же духовную, да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, едине Спасе. Даруй мне почувствовать свое полное ничтожество, свою полную нищету. Вот это хотя бы прими: сознание того, что мне нечего дать Тебе! Святые отцы, видя нашу немощь, старались сохранить нас, чтоб мы не впали в отчаяние и безнадежность, поскольку ничего не можем делать: ни молиться толком, ни поститься, ни исправляться, ни сдерживаться ни в чем — ничего у нас не получается! Ну, что тогда делать? Чтоб в отчаяние не впасть, как отцы говорят, нужно малое доброделание: хотя бы что-то делать, иметь хотя бы сознание того, что ты не можешь ничего. Вот, нужно говеть, готовиться к причащению Святых Христовых Таин, все это правильно. Но святитель Феофан кому-то пишет: «Напоминаю тебе почаще приступать к таинству Причащения с чувством полного недостоинства, не имея на что опереться». Ну, а на самом деле — на что? Какое тут может быть достоинство? Только ложное состояние и может быть, если закрыть глаза на все, что натворил, и представлять себе, что вот, мол, я вычитал правило, поговел, не ел чего-то такого... И это — всё?! Это та самая жертва? Но это не та самая жертва! Это всего лишь то, больше чего ты не мог принести... А остальное — это: сердце сокрушённо и смиренно Бог не уничижит (Пс. С, 19). То есть, сознание своего недостоинства, своей неисправности. Так что это состояние всегда нужно стараться иметь. И это-то самоукорение, сознание своего недостоинства всегда, во всех обстоятельствах жизни будет та самая жертва, которую Господь принимает с любовью. Поэтому, переступаешь ли ты порог храма, приступаешь ли к таинству Причащения, прикладываешься ли к иконе, вкушаешь ли просфору или святую воду — Боже, очисти мя грешного! — чувствуй, что ты этого недостоин. Получаешь ли какую-то милость Божию, какое-то утешение — чувствуй, что недостоин этого... Все время вот это... А получаешь какое-то оскорбление — чувствуй, что этого, пожалуй, достоин. И даже достоин большего. А Господь тебя, по милости Своей, так только, слегка вразумляет. И вот это как раз и есть те «лепты вдовицы» — от нас, убогих душой и телом, которые ничего не имеют, а всего только эти две лепты. Две лепты: не достоин ни душой, ни телом. Ничем! То есть, ни из телесных, ни из духовных сокровищ ничего не имею... Поэтому постараемся мы, с помощью Божией, сохранить это состояние. Чаще себе о нем напоминать. Это состояние во всем проявляется: читаем ли мы утреннее правило, молитву преподобного Макария Великого: Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою... Повторяем ли мы Великим постом, делая поклоны: Боже, очисти мя грешного Боже, очисти мя грешного! Боже, очисти мя грешного! Повторяем ли в другое время молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Вот это сознание — того, что грешны, и просим милости, и нуждаемся в этой милости — это те две лепты, которые всегда нужно иметь в своей душе. Так что будем стараться во всех обстоятельствах жизни это сохранять, насколько возможно, с помощью Божьей. Ведь смысл всего Евангелия в этом заключен. Господь, выйдя на проповедь, святой Иоанн Предтеча, который шел перед Господом, Сам Спаситель, наконец, посылает Апостолов с одними и теми же словами: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. III, 2). Апостолам говорит, что подобает проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех (Лк. XXIV, 47). То есть, вот это покаянное чувство должно быть постоянно в душе. В разной мере — но все равно постоянно. В эту субботу мы уже опять услышим призывающие нас к этому чувству слова Святой Православной Церкви: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен... Господи! И телесный, и душевный — весь осквернен... Поэтому постараемся мы, еще не дожидаясь поста, когда Церковь едиными усты и единым сердцем будет воспевать эти слова, уже сейчас, с сегодняшнего дня стяжать это чувство в своей душе. И помнить, что оно нужно нам всегда. С покаянным чувством никогда не нужно расставаться, потому что оно, как две лепты вдовицы — единственное, что мы имеем, — будет нас сохранять на всех путях, даже на мытарствах — и доведет до Царства Небесного. Аминь. 9 февраля 1995 г.
«Блюдитеся, да не кто вас прельстит»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.006 с.) |