Противодействие коррупции при государственных закупках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противодействие коррупции при государственных закупках



Противодействие коррупции в данном случае начинается с вопросов реализации антикоррупционной политики на ведомственном и муниципальном уровнях.

Необходимо сформировать у ответственных лиц умения и навыки анализа и оценки данных о состоянии коррупции, ее прогнозировании, выяснения причин и выработки мер по противодействию ей; им необходимо иметь общее представление о состоянии коррупции в мире, национальных государствах и отдельных регионах; сформировать потребность в противодействии коррупции и непринятии коррупции как средства достижения личных либо корпоративных целей.

Профилактика коррупции - это деятельность компетентных на то государственных и муниципальных органов и должностных лиц, институтов гражданского общества, направленная на выявление и устранение причин коррупции (ст.1 ФЗ-273).

Борьба с коррупцией - это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, а так же минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная политика бывает:

Международная политика – это политика, вырабатываемая международным сообществом либо уполномоченными международными организациями, направленная на снижение коррупции в обществе.

Национальная политика - это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения (минимизации, локализации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизнедеятельности.

Региональная политика – это последовательная деятельность региональных властей, общественных и иных организаций (учреждений), связанная с формированием антикоррупционных правовых актов и их реализацией на региональном и муниципальном уровнях.

Ведомственная антикоррупционная политика - это системная деятельность компетентных на то органов, должностных лиц, общественных и иных организаций, направленная на разработку и реализацию антикоррупционных мер в пределах определенного министерства или ведомства.

Муниципальная антикоррупционная политика – это системная деятельность компетентных на то органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных и иных организаций, направленная на разработку, корректировку и реализацию антикоррупционных мер в пределах определенного муниципального образования.

Содержание термина «антикоррупционная политика» шире содержания термина «противодействие коррупции» поскольку противодействие включает в себя только такие элементы как: профилактика коррупции, борьба с коррупцией, виктимологическая реабилитация, а антикоррупционная политика дополнительно к этому еще предполагает планирование противодействия, корректировку и адаптацию мер противодействия, координацию противодействия и контроль за его осуществлением.

Профилактика коррупции включает в себя:

Антикоррупционное образование;

Антикоррупционное воспитание;

Антикоррупционную пропаганду;

Антикоррупционный мониторинг;

Антикоррупционные программы противодействия коррупции;

Антикоррупционные ограничения для государственных и муниципальных служащих;

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

Контроль за антикоррупционной деятельностью и ее координация.

Самой распространенной формой коррупционного поведения в т.ч. и в сфере размещения заказа является конфликт интересов.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Существует определенный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной воз­никновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для профилактики коррупционного поведения существуют ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управ­ления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы указанные требования, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты антикоррупционной политики - это органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, частные лица. Все субъекты антикоррупционной политики обычно подразделяют на: специализированные и не специализированные.

Специализированные субъекты антикоррупционной политики - это межгосударственные, государственные и муниципальные органы, негосударственные общественные организации, предприятия и/или учреждения, наделенные полномочиями по формированию и реализации антикоррупционной политики в пределах своей компетенции

Неспециализированные субъекты антикоррупционной политики - это международные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) органы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специально не занимаются формированием и реализацией антикоррупционной политики, но выполняя свои функции, способствуют снижению коррупциогенности общества, государственных и муниципальных органов власти, коммерческих и иных организаций, предприятий и учреждений.

Основные направления противодействия коррупции:

· единство государственной политики в сфере противодействия коррупции;

· обеспечение взаимодействия субъектов антикоррупционной деятельности;

· формирование негативного отношения к коррупции в обществе;

· совершенствование системы государственного управления;

· создание механизмов общественного контроля за органами власти;

· введение антикоррупционных стандартов (установление единых ведомственных либо региональных запретов, ограничений и дозволений) и их унификация;

· создание открытости (прозрачности) деятельности органов власти; обеспечение независимости СМИ;

· устранение необоснованных запретов и ограничений; повышение уровня оплаты труда государственным и муниципальным служащим;

· передача части функций государства негосударственным организациям; сокращение государственных и муниципальных служащих;

· повышение ответственности государственных органов и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Среди мер профилактики коррупции:

Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8 ФЗ-273)

Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №559).

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №557.

Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Для сферы размещения заказа должен существовать Отраслевой антикоррупционный стандарт – это, система единых для определенной сферы правового регулирования правил поведения, осуществления служебных операций (процедур), ограничений, запретов и т.п., которая делала бы невозможным или существенным образом уменьшала вероятность коррумпирования общественных отношений этой сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.018 с.)