Тема 3. Процедуры размещения заказов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Процедуры размещения заказов



Введение.

В теме рассматриваются нижеследующие вопросы.Планирование размещения государственных и муниципальных заказов. Порядок формирования начальной цены контракта.

Выбор способа размещения заказа, порядок проведения конкурсов, аукционов, размещения заказа способом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), порядок подготовки документации для проведения конкурса, аукциона (ее содержание), порядок ее предоставления, внесения в нее изменений, работы с конкурсной документацией.

Порядок и требования к составлению технического задания, права и обязанностями заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при размещении заказа, содержание процедур размещения заказа, условия допуска к проведению торгов участников размещения заказа, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, котировочных заявок участников размещения заказа, оценка эффективности размещения заказа, возможные типичные ошибки участников торгов, необходимые действия по минимизации рисков при подготовке предложений, процедура обжалования действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

 

Логистика и планирование закупок

Логистические действия любой государственной организации предписываются ей со стороны государственной контрактной системы, которая в России существует в форме государственной системы размещения заказов. Таким образом, указанные действия представляют собой некую совокупность «стандартных», или обязательных, действий, предписываемых государственной организации - покупателю со стороны законодательства о государственных закупках и контролируемых со стороны уполномоченных на это органов государства.

Государственная контрактная система - это государственная система закупок, основанная на законе и находящаяся под контролем со стороны налогоплательщиков (общества).

Общая структурная модель государственной контрактной системы - единство нормативной базы, государственных и негосударственных участников и отношений по поводу государственных закупок между ними.

Планирование размещения государственных и муниципальных заказов включает в себя процесс, начинающийся с планирования закупок, результатом которых становится документ о формировании заказа на очередной год. В нем поквартально указывается, какой заказчик, сколько и какой продукции покупает. В соответствии с ним заказчики планируют размещение заказа с учетом необходимости закупки товаров, работ и услуг, максимально объединяя аналогичные закупки. Планирование учитывает сроки проведения каждой процедуры, сроки заключения и исполнения контрактов.

С позиций всего логистического процесса закупки товара или услуги государственным заказчиком как единого целого указанные его стандартные процедуры могут быть последовательно сгруппированы следующим образом (этапы планирования):

· определение государственных нужд (потребностей) в товарах и услугах;

· размещение заказов на поставку товаров (услуг, работ) на основе конкурентного выбора поставщика;

· заключение государственного контракта на поставку товаров и услуг;

· исполнение заключенного государственного контракта (прием поставки);

· обязательное информационное обеспечение и внешний контроль.

Рассмотрим подробнее перечисленные стандартные логистические процедуры, которые обязана выполнять государственная организация-покупатель в ходе всего процесса размещения своих государственных заказов.

Определение потребностей государственной организации, или государственных нужд. Государственные нужды – это функциональные потребности государственной организации в материальных и нематериальных благах в виде разнообразных товаров, работ и услуг, которые удовлетворяются за счет денежных Средств, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников.

Понятие государственных нужд задействовано в законе о государственных закупках - Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Кратко понятие государственных нужд можно определить как государственные потребности, определяемые по государственным (бюджетным) нормативам и обеспеченные государственным финансированием.

Расчет государственных нужд в государственной организации. Количественное, качественное (натуральное) и денежное определение государственных нужд в товарах (услугах, работах), как и определение любых непроизводственных потребностей участника рынка, всегда имеет две противоположные стороны:

· определение денежных возможностей для их удовлетворения;

· определение необходимых (желаемых) потребительских благ в натуральном выражении, т.е. по их потребным видам и количествам.

Денежные возможности государственной организации задаются ее сметой расходов и представляют собой общий объем поступающих в ее распоряжение денежных доходов и их целевого распределения, выражающегося в ежегодно утверждаемых видах и соответствующих им объемах государственных расходов.

Государственные нужды государственной организации обусловлены характером и масштабом ее деятельности и определяются, с одной стороны, нормативами расходов в расчете на принятую единицу функциональной деятельности и объемами этой функциональной деятельности, а с другой стороны, в конечном счете - выделенным бюджетным финансированием.

Процесс определения и обоснования самих государственных нужд, или профинансированных государственных потребностей, есть начальное и одновременно достаточно самостоятельное звено общего логистического процесса в государственной организации, но оно, конечно, неразрывно связано с общими целями государства и путями их достижения.

При рассмотрении данного этапа планирования госзакупок следует остановиться на таком вопросе, как эффективность использования бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа.

Проблема эффективного расходования средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий жизни денежных средств, а еще ранее - иных весомых материальных средств их экономное расходование являло собой необходимость, вызванную ограниченностью даже самых серьезных ресурсов.

Все расходы, осуществляемые государственными или муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями производятся за счет средств соответствующего бюджета. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) - является главным источником финансирования государственного и муниципального заказа. Являясь специальной сферой общественных отношений, формирование и расходование его регулируется бюджетными правоотношениями. Это те отношения, которые возникают между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ).

Соответствующий документ о государственном или муниципальном заказе на соответствующий год принимается на основании и в рамках закона (решения) о бюджете на текущий год. Исполнение решения о государственном или муниципальном заказе входит составной частью в исполнение соответствующего бюджета.

Форма государственного или муниципального заказа определена ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ как заключение государственного или муниципального контракта, договора бюджетного учреждения.

Расходы на государственные и муниципальные закупки проводятся с учетом одного из главных принципов бюджетной системы РФ - эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ). Понятие принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств:

«Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств».

Таким образом, существует два варианта эффективного расходования бюджетных средств.

По первому варианту достижение необходимого результата происходит с использованием наименьших средств. Примером может служить запрос котировок цен, при котором все параметры товара, работы, услуги определены и в расчет принимается только цена поставщика. Чаще всего такому способу соответствует аукцион. При проведении конкурса экономия возможна, только если этот параметр будет задан изначально как главенствующий (например, весомость критерия оценки «цена» будет более 50%). Заданный результат достигается наименьшим расходованием средств.

По второму варианту происходит достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Этот принцип иногда реализуется в проведении конкурса, где оценка предложений происходит по различным критериям и целью является заключение контракта на лучших условиях. Поясню на примере: формируя конкурсную документацию, заказчик, имеет право включить цену в перечень критериев с минимальным значением 35%. Таким образом, 65% весомости будет отнесено на иные, неценовые, критерии.

Поэтому толкование термина «эффективности» как «экономии» неверно, эти понятия различны по объему, «экономия» входит в понятие «эффектности расходования бюджетных средств».

Однако при наличии экономии бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа возникают следующие практические проблемы: экономия средств влечет за собой неосвоение средств, выделенных по статье финансирования, если заказчик вовремя не сможет изменить ассигнования или изменить смету. Для заказчика это может повлечь уменьшение финансирования в следующем году по данной статье, тогда как экономию спланировать сложно, и понять, какова она, будет в следующем году невозможно.

На уровне межбюджетных отношений эту проблему регулирует ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой недопустимо изъять в течение финансового года дополнительные доходы, экономии по расходам бюджетов, полученные в результате эффективного исполнения бюджетов.

Учет проводится ежегодно, поэтому величину экономии можно увидеть лишь по итогам года. Поэтому все сэкономленные в течение года средства заказчики стремятся потратить в конце года, не допуская сколь-нибудь существенной экономии средств по итогам года. Наличие практических проблем при экономии сумм при размещении заказа тормозит более эффективное использование бюджетных средств.

После того как государственные нужды в натуральном и денежном выражении определены (рассчитаны), наступает следующий логистический этап действий - задача их воплощения в конкретные товары и услуги (покупка товаров, работ и услуг).

Одним из важнейших составляющих на данном этапе является порядок формирования цены контракта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.012 с.)