Организация государственных закупок в США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственных закупок в США



В разных странах механизмы государственных закупок, конечно же, имеют свои специфические отличия, обусловленные историческими путями развития капиталистического хозяйства и национальными особенностями этих стран. Однако государственному рынку (государственным закупкам) свойственны и общие черты, которые никак не связаны с национальностью данного рынка. В этом смысле, когда изучается самый крупный, самый развитый во всех отношениях в мире го­сударственный рынок, каковым является рынок США, то неизбежно в нем в наибольшей мере проявляются такие его свойства и закономерности, которые присущи или должны быть присущи и государственным рынкам многих других стран мира, включая и Россию.

Основные черты приобретения товаров и услуг государством в специфике США выглядят следующим образом:

· это государственная хозяйственная деятельность, т.е. государственные закупки всесторонне управляются и регулируются со стороны государства;

· данная закупочная деятельность может осуществляться либо:

· самим федеральным правительством;

· для федерального правительства уполномоченными им организациями;

· приобретение товаров и услуг государственной организацией осуществляется только при наличии у нее бюджетных ассигнований;

· приобретение товаров и услуг юридически осуществляется на основе заключения (и исполнения) особого вида договора - государственного контракта;

· приобретение товаров может осуществляться либо:

· в форме покупки;

· в форме аренды;

· приобретению подлежат товары и услуги, которые либо:

· имеются в наличии;

· должны быть созданы (разработаны, продемонстрированы, оценены) для государственного заказчика.

 

Масштабы государственных закупок в США. Общий объем закупок государством товаров и услуг измеряется величиной расходов государственного бюджета в части его статей, предназначенных на оплату вооружений, товаров, услуг и НИОКР.

В данном случае в понятие государственного бюджета включаются средства федерального бюджета, средства бюджетов штатов и местных органов власти.

В совокупности купля-продажа такого рода товаров и услуг со стороны го­сударства образует огромный государственный рынок, т.е. рынок, обязательным участником которого являются США.

Данный рынок характеризуется примерно следующими масштабами:

1) современная округленная оценка ВВП США составляет примерно 11 трлн. долл., а совокупный размер государственного рынка оценивается примерно величиной 20-25% от ВВП;

2) количество ежегодно размещаемых всеми уровнями государственной власти в процессе своей закупочной деятельности федеральных контрактов США составляет примерно 14-15 млн.;

3) стоимость федеральных контрактов колеблется:

· от 2 тыс. долл. до 15—20 млрд. долл. по годовым контрактам;

· более 100 млрд. долл. по долгосрочным контрактам-программам, рассчитанным на 5-10 лет;

4) на данном рынке (во всех его процессах производства) заняты примерно 15% рабочей силы США, находящейся практически во всех штатах США, а также рабочая сила других стран-партнеров по выполнению государственных заказов.

Данный рынок, с одной стороны, является чисто американским, основным принципом которого является «покупай американское», но, с другой стороны, он открыт для всех стран НАТО, Израиля, Южной Кореи, Египта и Тайваня, т.е. для всех ключевых военно-политических союзников США во всем мире. Тем самым достигается военно-экономическое и военно-научно-техническое единство США с ключевыми союзниками в мире, что в конечном счете и обеспечивает экономи­ческое процветание.

 

Экономическое понятие федеральной (государственной) контрактной системы США. Всамом общем понимании государственная контрактная система США есть важнейшая составная часть государственного регулирования и планирования («программирования») экономического и социального развития американского общества.

Экономические аспекты государственной контрактной системы проявляются в ее связи с развитием:

· рыночной экономики (увеличением частного капитала и частного богатства), ее стабилизацией и обеспечением экономического роста;

· науки и техники;

· военного производства.

Социальные аспекты государственной контрактной системы проявляются в обеспечении на ее основе функционирования:

· государственных учреждений образования и здравоохранения;

· других учреждений социальной сферы.

Федеральная контрактная система США может быть определена как инструмент материальной реализации доходов федерального бюджета США в виде федеральных контрактов или в виде государственных заказов на любые товары и услуги, необходимые для нужд федерального потребления.

Примерный объем всех государственных закупок на федеральном уровне, уровне федеральных штатов и местном уровне составляет примерно 20-25% всего валового национального продукта США, или примерно 2 трлн. долл. ежегодно.

Федеральная контрактная система в силу, с одной стороны, своих огромных количественных масштабов, а с другой стороны, в силу управляемости ею со стороны государства является мощнейшим инструментом реализации стратегических и тактических целей США, как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

Федеральная контрактная система опирается на:

· федеральное законодательство во всех его юридических проявлениях;

· федеральный бюджет и федеральную собственность вообще (включая феде­ральное материальное имущество и интеллектуальную собственность);

· организационный комплекс по осуществлению государственных закупок.

Федеральная контрактная система США с экономических позиций обеспечивает превращение части государственных доходов в необходимые государственным ведомствам товары и услуги.

Сам по себе указанный процесс смены формы стоимости с денежной на товарную сопровождается и обеспечивается большим кругом разнообразных общественных отношений, которые можно объединить в следующие группы:

· административно-управленческие отношения, или отношения властного подчинения между государством и его ведомствами как заказчиками товаров и услуг и корпорациями как подрядчиками государства;

· рыночные отношения как отношения на государственном рынке товаров и услуг между государственными ведомствами как покупателями и корпорациями как конкурентными продавцами;

· юридические отношения как отношения между государственными заказчиками и корпорациями-подрядчиками по поводу контрактных прав, патентов и лицензий, прав интеллектуальной собственности на результаты исполнения государственных контрактов и др.;

· материальные отношения, или отношения по поводу предоставления из ресур­сов государства различных предметов государственной собственности корпорациям - подрядчикам для выполнения ими федеральных (государственных) контрактов.

 

Общий порядок приобретения товаров и услуг. В самом общем и предварительном виде государственное приобретение товаров и услуг в федеральной контрактной системе США включает следующие процедуры:

· предторговый процесс между государственным заказчиком и корпорациями - потенциальными поставщиками;

· выбор исполнителя - корпорации-поставщика (подрядчика) посредством механизма государственного торга;

· выдача государственного (федерального или иного) контракта;

· обеспечение финансирования государственного контракта;

· выполнение контрактов или их досрочное прекращение в случае необходимости.

Весь указанный порядок сопровождается широкой гласностью всех его этапов и процессов, прежде всего проводимых государством торгов и всех параметров любого государственного контракта.

Вся информация по государственным закупкам публикуется в специальном издании Министерства торговли США и на интернет-сайтах.

 

Государственное ведомство-заказчик, или государственный заказчик. Государственным заказчиком в соответствии с федеральным законодательством США является орган федерального правительства США, наделенный правом самостоятельной хозяйственной деятельности в части присуждения, размещения, организации, управления и прекращения федеральных контрактов на любые товары и услуги для государственных нужд в пределах устанавливаемых ему федеральным бюджетов лимитов финансовых (и иных) средств.

В настоящее время США как федеральный заказчик представляет собой пример 13 федеральных министерств и 61 федеральное агентство или управление (администрация).

Федеральный орган в качестве федерального заказчика имеет свою внутреннюю структуру, которая включает:

· главное управление по федеральным контрактам - обособленное подразделение в федеральном ведомстве, образуемое приказом его главы в соответствии с типовой структурой федерального ведомства. Основные права и обязанности этого управления связаны с хозяйственной деятельностью ведомства на рынке или с государственной контрактацией, т.е. прежде всего с приобретением всех видов товаров и услуг для нужд данного федерального ведомства в рамках действующей федеральной контрактной системы;

· департамент организации и управления контрактами - структура федерального ведомства, которая отвечает за:

· подготовку, размещение и присуждение (выдачу) федерального контракта;

· организацию и управление контрактами после их выдачи и размещения на государственных торгах;

· государственного представителя (контрактного офицера) должностное лицо (или лица) в данном федеральном ведомстве, ответственное за все функции, связанные с управлением и организацией поставок товаров и услуг для нужд данного ведомства.

Понятие «государственная контрактация» в своде федерального законодательства США по сути охватывает все виды хозяйственной деятельности федерального ведомства, т.е. это не только покупка, но и аренда, сдача в наем, а также иные формы хозяйственной деятельности федерального ведомства для получения поставок товаров и услуг негосударственных нефедеральных фондов.

Государственная контрактация включает:

· все вопросы хозяйственного регулирования в данной организации;

· описание заказываемых поставок товаров и услуг;

· отбор корпораций подрядчиков и переговоры с ними;

· подготовку контрактов;

· присуждение контрактов;

· все этапы организации и управления контрактами.

 

Вопросы к теме:

1. Что такое «правовая природа размещения заказа»?

2. Каковы общие положения о нормативном регулировании закупок?

3. Каковы международные нормы и нормы иностранных государств в области закупок?

 

Литература:

1. Антонов Д.Г. Организация и проведение подрядных торгов в строительстве. М., 2006.

2. Бурдаева Е.С. Коммерческие закупки. Взгляд изнутри. Спб., «Питер», 2008. - 336 с.

3. Управление государственными и муниципальными заказами. Под ред. С.В. Матковского. Киров, изд-во «АСА», 2011. - 320 с.

 

Интернет-ссылки:

1. www.mari-tendex.ru

2. www.94-fz.info

3. http://aetp.ru/

4. http://ca.skbkontur.ru/

5. http://uc.voskhod.ru/

6. http://www.lissi.ru/uslugi_ca/

7. http://www.nucrf.ru/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.02 с.)