Остановимся на критериях выбора продавца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остановимся на критериях выбора продавца.



Основные критерии для выбора продавца (поставщика) по государственному контрасту. Законом предусмотрено два типа критериев выбора рыночного продавца для любой государственной организации, выступающей в качестве покупателя:

· ценовой критерий: выбор рыночного продавца из всех возможных других продавцов данного товара осуществляется по критерию минимальной из предложенных ими цен. Данный критерий является основой отбора поставщиков при аукционе, запросе котировок и т.д. практически во всех иных ситуациях, когда есть выбор;

· неценовой критерий: выбор рыночного продавца по любым иным, кроме цены товара, критериям, но при обязательном задании единого для всех потенциальных продавцов предельного уровня цены закупаемого товара.

К неценовым критериям может относиться какой-то один критерий, но чаще всего представляет собой целый комплекс критериев, связанных прежде всего:

· с особого рода оценкой каждого продавца товара как участника процесса размещения государственного заказа;

· неценовыми характеристиками покупаемого товара, которые есть его качественные характеристики, или описание его потребительских свойств;

· условиями поставки (доставки) товара, выдвигаемыми государственным покупателем (заказчиком) в части сроков, транспортировки и др.

По форме существования количественной оценки ценовой критерий есть непосредственно количественный критерий как численный критерий, т.е. какое-то число; в то же время неценовой критерий может иметь и сравнительную оценку, т.е. относительную степень чего-то типа: высокий, средний, низкий и т.п. (т.е. в этом случае непосредственная численная оценка полностью отсутствует).

В законе о государственных закупках главным способом размещения государственных заказов устанавливается аукцион, в котором критерием выбора является только цена товара и влияние субъективных факторов на выбор поставщика относительно минимизируется.

Организация выбора (отбора) продавца (поставщика). Выбор продавца осуществляется на основе создания специальных комиссий по размещению государственных заказов, которые как бы завершают конкурентную часть процесса размещения государственного заказа. По сравнению со всеми остальными условиями проведения логистического процесса размещения государственного заказа данный этап есть относительно самый простой с точки зрения его воплощения.

Эта «простота» выбора продавца или поставщика по государственному контракту объясняется тем, что:

· выбор осуществляется при наличии нескольких участников как конкурирующих поставщиков и при наличии критериев их отбора;

· выбор имеет коллегиальный, а не единоличный характер;

· выбор осуществляется «автоматически», ибо предопределен уровнем цены товара или сравнительным уровнем сводной оценки неценовых критериев выбора.

Сложности возникают за счет процедурных и документарных вопросов, имеющих место при работе конкурсной комиссии в процессе отбора одного поставщика из всей группы конкурентов.

С позиций достижения объективности в выборе продавца по государственному контракту Комиссия по размещению заказов есть:

· группа граждан, обеспечивающих независимость процесса принятия решения о государственной закупке как от непосредственного государственного покупателя (заказчика) необходимых ему для выполнения своих государственных обязанностей разнообразных товаров и услуг, так и от возможных рыночных поставщиков, или продавцов этих товаров. Комиссия независима от самих сторон государственного контракта, а потому она более объективна и в части выбора условий этого контракта, которые теоретически должны быть экономически выгодны обеим его сторонам;

· организационная форма, в которой достигается проявление конкурентных (действительно рыночных) начал над совершенно частной, т.е. субъективной, договоренностью сторон договора, особенно характерной именно для государственного договора (контракта).

Комиссия по размещению государственного заказа действует исключительно в рамках своих полномочий, определяемых установленными критериями выбора поставщика, шкалами их оценки и т.д., а потому ее решения, подкрепленные еще и ее коллегиальным характером, теоретически гарантируют рациональность (разумность, оптимальность) государственного заказа.

Сами по себе выборные процедуры Комиссии имеют автоматический характер, так как они должны быть всегда предопределены уровнем принятого для отбора критерия.

Открытый конкурс

Рассмотрим такой способ размещения заказа как конкурс и остановимся на практике проведения конкурса.

Общие положения. Конкурсы бывают открытые и закрытые. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Открытый конкурс проводится среди неопределенного круга лиц. Закрытый конкурс проводится среди заранее определенного круга лиц. Он может проводиться, только если в тексте документации или проекта контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закрытый конкурс проводится при наличии согласования с федеральной антимонопольной службой России. Извещение при этом не требуется, утверждается только конкурсная документация. Такие конкурсы проводятся среди организаций, допущенных к государственной тайне, и по предмету, включающему в себя необходимость работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

До начала объявления о конкурсе заказчик может опубликовать сообщение о заинтересованности в проведении конкурса. Такое сообщение публикуется, если есть потребность в определении подробных спецификаций товаров, или характеристик сложных работ или услуг. В этом сообщении заказчик определяет срока предоставления предложений участников. Представившие такие предложения лица в дальнейшем не имеют никаких преимуществ.

В каких же случаях заказ размещается путем открытого конкурса?

Действовать здесь следует методом исключения. Из всего перечня существующих товаров работ и услуг исключаем те товары, работы, и услуги которые включены в распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №236-р, которым утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона и подробный классификатор товаров работ и услуг (для расшифровки перечня можно пользоваться ОКПО 005). Все товары, работы, услуги, имеющиеся в этом перечне, размещать по конкурсу нельзя, следовательно, все остальные можно. Однако перечень аукционных товаров столь велик, что на конкурс остается немного. Например, по конкурсу может размещаться заказ на финансовые услуги (страхование), освещение улиц, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, охранные услуги, стирку белья, услуги связи и так далее.

Далее публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Извещение размещается:

· федеральными заказчиками - на федеральном сайте;

· региональными заказчиками - на областном сайте;

· муниципальными заказчиками - на местном сайте, на региональном сайте и в официальном печатном издании. С 01.01.2011 все извещения о торгах публикуются только на едином федеральном сайте www.zakupki.gov.ru.

 

Конкурсная документация

Заказчиком издается конкурсная документация. Она должна содержать требования, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Конкурсная документация должна содержать:

· требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению (подробнее - ниже);

· требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик; данные требования фактически являются техническим заданием (или спецификацией товаров) и включают в себя те функции и параметры, по которым будет производиться сравнение предложений участников размещения заказа и определение эквивалентности товара;

· требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости); в данном пункте особенно важен параметр «срок предоставления гарантий качества». Он не всегда однороден. Например, вроде бы гарантия на автомобиль - 2 года, но срок гарантий различается: некоторые детали автомобиля в гарантию не входят вообще (например, стеклоочистители), на некоторые детали гарантия 1 год (например, на систему торможения), а на остальное - два года. Следовательно, если мы покупаем автомобиль, то в документации нужно указать, какие узлы и агрегаты входят в срок гарантии 2 года, какие в срок 1 год, а какие вообще в гарантию качества не входят.

Объем же гарантий качества рассчитывается в рублях и представляет собой некую виртуальную сумму, которую поставщик гарантирует потратить на гарантийный ремонт в случае его проведения.

Следующий аспект - расходы на эксплуатацию. Можно указать максимальный размер расходов на эксплуатацию и что входит в эти расходы;

· место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; в данном пункте описывается место поставки товара, выполнения работ, услуг, условия поставки, в том числе: доставка товара, шеф-монтаж, пусконаладка, сервисное обслуживание и прочее;

· начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. В случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене указанных запасных частей; данный пункт позволяет проводить торги как по начальной цене контракта, так и по цене за единицу товара, услуги. Если проводить конкурс по цене за единицу, то, конечно, общую цену контракта (исходя из ассигнований) нужно указывать;

· форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг; данный пункт позволяет вносить предоплату в размере, определенном нормативными актами (как правило, не более 30% от цены контракта), описывает форму оплаты: наличные или безналичные средства, порядок оплаты: после подписания документов (акта приемки работ, услуг, накладной по поставке товара);

· источник финансирования заказа; указывается соответствующий бюджет. Деньги от предпринимательской деятельности заказчика также считаются бюджетными;

· порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); в этом же пункте указываются расходы на дополнительные услуги: доставку, вывозку строительного мусора и демонтированных объектов, шеф-монтаж, пуско-наладку и прочее;

· перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, к оборудованию - в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, необходимый объем работ, услуг;

· сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

· порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного государственного или муниципального контракта; если имеется;

· сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг. Однако данные изменения законом ограничены. В настоящий момент заказчик вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем следующих работ, услуг:

· научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культу­ры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг.

Сведения о возможности по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Сведения о возможности заказчика заключить контракт на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд с несколькими участниками размещения заказа;

Сведения о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта. Данный пункт так же ограничен, в данном пункте при заключении контракта заказчик по согласованию с поставщиком вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной поставщиком, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если таксе право заказчика предусмотрено конкурсной документацией. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса.

Таким образом, право «докупить» товары на сумму экономии есть только ПРИ заключении контракта, но никак не при его исполнении.

Сведения о возможности заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, составляющих один лот (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества таких контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота.

Порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса. Извещение об открытом конкурсе публикуется не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов; указывается период (с даты публикации извещения до даты вскрытия конвертов), в который выдается документация и принимаются конкурсные заявки.

Требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона 94-ФЗ; данный пункт расширительному толкованию не подлежит, в п. 1 ч. 1 ст. 11 имеется в виду лицензия (подробнее мы рассматривали выше).

Порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки; срок отзыва заявок на участие в конкурсе до момента вскрытия конвертов с заявками.

Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации (о чем подробно скажем ниже).

Место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Порядок вскрытия конвертов: вскрытие осуществляется конкурсной комиссией, имеющей кворум, комиссия ведет аудиозапись заседания, на котором оглашает документы, предоставленные участниками конкурса. На этой процедуре участникам разрешается вести аудио-, видеозапись.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе; в законе установлены следующие критерии: цена контракта (или цена запасных частей и так далее) как обязательный критерий, кроме того, могут быть следующие критерии:

· функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

· качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг - весомость данного критерия не более 20%, а в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа - 45%;

· расходы на эксплуатацию товара;

· расходы на техническое обслуживание товара;

· сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

· срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

· объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Могут быть заявлены как все, так и один дополнительно к цене контракта. Иные критерии оценки не допускаются;

· порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; - в данном пункте указывается значение каждого критерия оценки и его весомость. Порядок оценки регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 “Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд”.

Победитель при этом определяется путем составления рейтинга. Рейтинг же представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям.

Каждому критерию оценки определяется значимость. Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Естественно сложенная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Для исчисления по каждому критерию применяется соответствующая формула оценки. По каждому критерию указывается, какое предложение считается лучшим, чем заявленное.

В документации устанавливается не менее 2 критериев оценки заявок, одним из которых является критерий «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), значимость которого не может быть менее 35 процентов.

Значимость критериев: расходы на эксплуатацию товара, расходы на техническое обслуживание товара, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, и объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг не может составлять более 10 процентов, при этом сумма значимостей при одновременном использовании указанных критериев не может составлять более 20 процентов.

Значимость каждого из критериев, функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также совокупная значимость указанных критериев не может составлять более 20 процентов.

В случаях указанных в 94-ФЗ (например, проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ и проч.) совокупная значимость, а также значимость каждого из критериев:

· функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, не может составлять более 45 процентов;

· размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе; размер обеспечения не более 5% от начальной цены контракта, вносится только деньгами, зачет встречных требований невозможен;

· размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса; форма обеспечения избирается участником размещения заказа из следующих вариантов: страховка, банковская гарантия, внесение средств на депозит;

· срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем 10 дней и не более чем 20;

· если приобретаемый товар входит в перечень товаров, утвержденных приказом МЭР РФ № 427 от 5.12.2008 г., то дополнительно указывается требование о декларировании участником конкурса страны происхождения товара, в случае неуказания страны участник до конкурса не допускается, ответственность за достоверность таких сведений несет участник размещения заказа.

К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Иные приложения: техническое задание, дефектная ведомость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.049 с.)