Исторические предпосылки возникновения коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки возникновения коррупции



Исторические предпосылки возникновения коррупции

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в корыстных интересах. В традиционных патриархальных обществах считалось признаком хорошего тона одаривать чиновников только за то, что они обратили свой благосклонный взор на посетителя, а тем более, – если они совершили какое-нибудь действие в связи с обращением к ним. Однако со временем подношение подарков «от души» превратилось в уголовно наказуемую дачу взяток. С появлением первого в мире чиновника появилась и сама коррупция. «Мздоимец» – чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и жрецом – главные фигуры, упоминаемые на ряду с воинами (богатырями) в народном фольклоре. В древнейшем индоевропейском языке понятия «давать» и «брать» были слиты в едином жесте, когда человек хватается за предмет и тянет его к себе. Толковый словарь русского языка определяет коррупцию как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». Большой толковый словарь иностранных слов дает еще одно определение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей». Коррупция различалась и по тому, происходило ли получение взятки за совершение законных действий (мздоимство) или незаконных действий (лихоимство). Мздоимство упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III, а его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Самым скандальным коррупционным делом в XVIII веке было дело князя А.Д. Меньшикова – одного из приближенных императора Петра I. Он воровством, взятками и шантажом в России и на завоеванных террито риях Польши и Украины создал значительное по тем временам состояние. Согласно имеющимся историческим сведениям, после смерти Петра I у опального князя было изъято 4 млн. наличной монетой, 9 млн. руб., вложенных в банки Голландии и Англии, бриллиантов и драгоценностей на1 млн. руб. и 1,5 т золотой посуды. Кроме того, у него было конфисковано 90 тыс. крестьянских душ и отобрано 8 городов. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. Этими документами регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки. Во второй половине XX века коррупция начала становиться международной проблемой. Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназира Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

 

Понятие коррупции

Термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "коррупция" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще древней Спарте.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности в осуществлении экономических реформ.

Коррупция как угроза национальной безопасности гос-ва.

Коррупция - социальное зло, которое пока не удалось преодолеть ни в одной стране мира. Можно ограничить коррупцию, создать условия для предельно возможной чистоты социальных отношений, от злоупотребления возможностями в корыстных целях и в ущерб обществу. Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, в религиозной и юридической литературе Египта, Индии, Китая, Греции – во всех древних цивилизации.«Коррупция возникает, прежде всего, там, где чиновники имеют широкие полномочия при слабом контроле и подотчетности. Политики, чиновники и судьи контролируют доступ к благам и пользуясь этим положением, могут причинить населению и предприятиям дополнительные расходы.

Можно выделить две основных причины неудач противодействия коррупции.

Первая причина — это отсутствие действительной политической воли.
Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция — это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос — как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована?

Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Ни одну из представленных сегодня классификаций проявлений коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению.

 

Законодательство о борьбе с коррупцией

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Способы борьбы с коррупцией

С момента, когда коррупция стала тормозить развитие не только отдельных стран, но и всей мировой экономики (примерно с 1980-х гг), вышли на первый план и стали серьезно разрабатываться способы и подходы борьбы с этим явлением. При этом цели, которых стремились добиться, были разными – от стремления ускорить рост экономики до стремления восстановить социальную справедливость. Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить реформы законодательства, которые включают в себя как ужесточение наказаний, так и меры для уменьшения количества ситуаций, предполагающих возникновение коррупции (например, снижение налогов или меньшее количество проверок). Безусловно, одни государственные реформы без поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения зависимости государства от граждан. Для этого требуется проводить долгосрочные реформы по сокращению бюрократического аппарата, создавать независимые институты для расследования обвинений в коррупции, а также повышать саму этическую культуру госслужащих. Кроме того, одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является полное (или частичное снижение) выгоды от не выполнения своих прямых должностных обязанностей, а так же повышение оплаты или вознаграждения за их успешное выполнение. Эксперты отмечают так же необходимость общественного контроля за выявлением случаев взяточничества в институтах государственной власти, освещение случаев раскрытия дел, связанных с коррупцией должностных лиц, а так же принятие общегосударственных программ, направленных на борьбу с этим явлением. Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения. В тех органах государственной власти, которые имеют распределительные функции (скажем, распределение земельных участков или контрактов), следует ввести аукционный способ распределения. Таким образом, можно существенно снизить интерес чиновников к объекту распределения. Опыт борьбы с коррупцией в других странах говорит о том, что существенным способом борьбы есть конфискация имущества у лица, которого осудили за этот вид преступления, а так же заснятие депутатской неприкосновенности. Способов много, однако, эксперты склоняются к мысли. Что на сегодняшний день пока нет стопроцентный методов борьбы с коррупцией.

 

 

Причины коррупции

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.

Исторические предпосылки возникновения коррупции

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в корыстных интересах. В традиционных патриархальных обществах считалось признаком хорошего тона одаривать чиновников только за то, что они обратили свой благосклонный взор на посетителя, а тем более, – если они совершили какое-нибудь действие в связи с обращением к ним. Однако со временем подношение подарков «от души» превратилось в уголовно наказуемую дачу взяток. С появлением первого в мире чиновника появилась и сама коррупция. «Мздоимец» – чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и жрецом – главные фигуры, упоминаемые на ряду с воинами (богатырями) в народном фольклоре. В древнейшем индоевропейском языке понятия «давать» и «брать» были слиты в едином жесте, когда человек хватается за предмет и тянет его к себе. Толковый словарь русского языка определяет коррупцию как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». Большой толковый словарь иностранных слов дает еще одно определение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей». Коррупция различалась и по тому, происходило ли получение взятки за совершение законных действий (мздоимство) или незаконных действий (лихоимство). Мздоимство упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III, а его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Самым скандальным коррупционным делом в XVIII веке было дело князя А.Д. Меньшикова – одного из приближенных императора Петра I. Он воровством, взятками и шантажом в России и на завоеванных террито риях Польши и Украины создал значительное по тем временам состояние. Согласно имеющимся историческим сведениям, после смерти Петра I у опального князя было изъято 4 млн. наличной монетой, 9 млн. руб., вложенных в банки Голландии и Англии, бриллиантов и драгоценностей на1 млн. руб. и 1,5 т золотой посуды. Кроме того, у него было конфисковано 90 тыс. крестьянских душ и отобрано 8 городов. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. Этими документами регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки. Во второй половине XX века коррупция начала становиться международной проблемой. Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназира Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

 

Понятие коррупции

Термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "коррупция" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще древней Спарте.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности в осуществлении экономических реформ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.036 с.)