Б1.В.ОД.3 «Государственная и муниципальная служба» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.В.ОД.3 «Государственная и муниципальная служба»



 

по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация выпускника: бакалавр

Очная, заочная и очно-заочная формы обучения

 

 

Контрольная на стр 35

 

Екатеринбург, 2015 г.

 

Авторы–составители:

к.ф.н., профессор В.А. Антошин

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой регионального и муниципального управления

Протокол 21 мая 2015 г. № 7

 

 

Заведующий кафедрой регионального

и муниципального управления к.с.н., доцент Т.Е. Зерчанинова


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины.. 3

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4

3. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 6

4. Объем дисциплины.. 7

5. Содержание и структура дисциплины.. 7

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 29

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 37

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 44

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 48

9.1.Основная литература. 48

9.2.Дополнительная литература. 49

9.3.Нормативные правовые документы.. 49

9.4.Интернет-ресурсы, справочные системы.. 51

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 52

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Актуальность дисциплины

Государственная и муниципальная служба представляет собой специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных и муниципальных органов, без которых невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.

Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечить единство законодательного процесса и императивов, создать политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав свобод и интересов, призвана обеспечить функционирование органов государственного управления, жизнедеятельность человека и общества.

Одной из актуальных задач в наше время является профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих новой формации, которые сумеют работать в условиях господства плюрализма и рыночных отношений. Важнейшую роль в реализации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих знаний, посвященная исследованию государственного аппарата – «Государственная и муниципальная служба»

Программа по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Кафедра регионального и муниципального управления выражает уверенность в том, что изучение дисциплины «Государственная и муниципальная служба» окажет практическую помощь выпускникам Института самостоятельно и глубоко разбираться в сложных проблемах политической жизни современного российского общества и, при необходимости, делать правильный политический выбор, принимать оптимальные управленческие решения, касающиеся их деятельности и поведения в конкретных политических обстоятельствах, а также руководимых ими коллективов.

 

Цели и задача дисциплины

В рамках дисциплины «Государственная и муниципальная служба» осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление к следующим видам профессиональной деятельности:

- органиционно-управленческая;

- информационно-методическая;

- проектная;

- вспомогательно-технологическая (исполнительская).

Целью учебной дисциплины формирование у студентов мотивации к личностному и профессиональному росту, интеллектуальному развитию и повышению культурного уровня; выработка понимания сущности и особенностей государственной и муниципальной службы; формирование глубоких систематических знаний о сущности государственной и муниципальной службы, их организации и функционировании; знакомство студентов с системой должностей государственной и муниципальной службы, правами, правоограничениями и запретами, вопросами урегулирования конфликтов, а также другими аспектами государственной и муниципальной службы.

Курс «Государственная и муниципальная служба» предполагает изучение административно-правовых норм и регулируемых ими отношений в сфере практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Главная задача учебного курса:

Формирование у студентов системного представления о состоянии, особенностях правового регулирования и реформирования института государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.

Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.

 

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

- понимание: существа методов управления и реформирования государственной и муниципальной службы;

- представление: о классификации государственных и муниципальных должностей;

- о порядке прохождения государственной и муниципальной службы;

- о проблемах соотношения государственной, муниципальной службы и гражданского общества.

- развитие умений по применению законодательных норм к конкретным ситуациям на примере практики государственной и муниципальной службы

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)  
ОК-4   Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы. Знать: З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
Уметь: У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
Владеть: В.12. - Навыками работы с правовыми актами
ОК-6 Данная компетенция состоит в формировании способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Знать: З.1. - основные понятия и категории, закономерности развития общества и личности; З.2. - основные методы и средства познания индивидуально- психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных характеристик личности и группы.
Уметь: У.1. – применять понятийно- категориальный аппарат, основные законы психологии в профессиональной деятельности; У.2. - применять методы исследования и оценки психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы для решения профессиональных задач.
Владеть: В.1. - технологиями развития индивидуально-психологических,личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы в профессиональной сфере
ОК-7   Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков принимать личное участие в определении приоритетов профессиональной деятельности, эффективно исполнять свои должностные обязанности; умении использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля.   Знать: З.17. - Роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
Уметь: У.3. - Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
Владеть: В.19.- Навыками самообразования, самоконтроля, а также саморегулирования в процессе обучения.
ОПК-1 Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы.   Знать: З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
Уметь: У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
Владеть: В.13. - Навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности
ОПК-3 способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия Знать: З1 – основы проектирования организационных структур З2 – технологии организационного планирования З3 - стратегические принципы управления человеческими ресурсами З4 – нормы управления, правила делег
Уметь: У1 – проектировать оргструктуры У2 – осуществлять планирование и организацию мероприятий У3 – применять технологии стратегирования к человеческим ресурсам У4 - делегировать полномочия в соответствии с правилами и нормами ирования полномочий
Владеть: В1 – технологиями планирования и осуществления мероприятия В2 – навыками распределения и делегирования полномочий В3- навыками стратегирования
ПК-13 способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий Знать: З1 – приемы и методы инновационного менеджмента З2 – основные инновационные стратегии З3 – понятие и основные составляющие инновационного проектирования З4 – основные формы организации инновационной деятельности
Уметь: У1 – определять инновационные цели организации и соответствующие им инновационные стратегии У2 – умение определять орг.структуру, управленческие технологии организационных форм инновационной деятельности У3 – составлять план разработки и реализации инновационного проекта, определять участников проекта на каждом этапе Владеть: В1 – навыками отбора методов и приемов инновационного менеджмента В2 – навыками определения и оценки рисков проекта и возможностей их минимизации. В3 – навыки определения типов стратегии, стратегических целей и задач
ПК-15 умение вести делопроизводство и документооборот в ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научно-исследовательских и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях Знать: З1 - структуру службы ДОУ, обязанности, права, ответственность ее работников. З2 - типовой состав систем документации учреждений любой организационно-правовой формы; З3 - правила составления и оформления документов; З4 - критерии и принципы определения научно-исторической и практической ценности документов; З5- порядок организации документов в комплексы.
Уметь: У1 - оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов; У2 - внедрять унифицированные формы документов; У3 - определять историческую и практическую ценность документов
Владеть: В1 - навыками ведения документооборота в органах государственной власти, органах местного самоуправления; В2 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита; В3 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита.
ПК-18 способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности Знать: З1- место, роль кадровой политики в систему государственного и муниципального управления, ее технологию формирования и реализации; З2 - современные концепции управления персоналом на государственной и муниципальной службе; З3 - основы мотивация и стимулирование трудовой деятельности чиновников; З4 - способы оценки результатов труда персонала государственной и муниципальной службы, оценки затрат на персонал; З5 – технологии и формы оценки персонала государственной и муниципальной службы; З6 - формы и методы развития персонала государственной и муниципальной службы, организация процесса обучения и повышения квалификации, современные методы работы с кадровым резервом Уметь: У1 – определять тип, структуру и оценивать кадровую политику органа власти, прогнозировать эффективность ее реализации, корректировать подходы, принципы и мероприятия по осуществлению; У2 - разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников на государственную и муниципальную службу и программы их адаптации к ее условиям; У3 - использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих; У4 – разрабатывать программы индивидуального и группового развития чиновников; У5 - разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.   Владеть: В1 - методами реализации основных управленческих функций: организация, мотивирование и контроль; В2 - современными инструментариями управления человеческими ресурсами, современными методами управления человеческими ресурсами (найм, отбор, прием, деловая оценка персонала; профориентация и трудовая адаптация, обучение аттестация персонала; управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, работа с кадровым резервом). В3 - инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирования карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста персонала. В4 - навыками разрешения конфликта интересов в органах власти.
ПК-19 способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды Знать: З1 – основные механизмы и факторы влияния на процессы групповой динамики в организации; З2 - принципы и технологии командообразования; З3 – корреляции между эффективностью работы в группе и процессами групповой динамики
Уметь: У1 – определять процессы групповой динамики и их влияние на групповую деятельность; У2 – организовывать коллектив на достижение организационных целей
    Владеть: В1 – технологиями групповой работы; В2 – инструментами командообразования

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВО объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление являются:

Федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;

общественные организации;

некоммерческие организации;

международные организации и международные органы управления;

научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.

Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к базовой части профессионального цикла. Изучению дисциплины предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми, гуманитарными, управленческими знаниями, навыками и умениями. Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что законода­тельство, регулирующее государственную и муниципальную службу, по­стоянно совершенствуется. Многие практические положения являются дискуссионными.

Изучению государственной и муниципальной службы пред­шествует освоение дисциплин: «Основы публичного управления» (Ч.1.Система государственного управления), «История государственного управления»

Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» тесно соприкасается с другими науками - правом, социологией, полито­логией, психологией, а также историей.

В тоже время, знания, умения и компетенции, полученные в процессе изучения дисциплины, будут способствовать изучению таких дисциплин как:

«Управление эффективностью деятельности органов государственного и муниципального управления», «Управление изменениями в органах государственного и муниципального управления».

Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Программа подготовки бакалавров предусматривает, что после освоения дисциплины «Государственная и муниципальная служба» бакалавр должен обладать следующим комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

общекультурных (ОК):

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей практической деятельности (ОПК-1);

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
  Очная        
  Заочная        
  Очно-заочная (вечерняя), 3,5 годичная        

 

Форма итогового контроля: экзамен - для всех форм обучения

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание дисциплины

N п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН
1. Государственная служба: теоретико-правовая основа, происхождение и современное состояние Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей. Поступление на государственную службу. Прохождение государственной службы. Государственная служба в зарубежных странах. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации ОПК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7 З.17., З.1., З.2., У.1, У.2.,У.5., У.3., В.1., В.12., В.19., В.13.
2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения Муниципальная служба как профессиональная деятельность. Муниципальная служба как правовой и социальный институт. Прохождение муниципальной службы. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе ОПК-1, ОК-4, ОК-7 З.17., У.5., У.3., В.12., В.19., В..13.

5.2.Структура дисциплины

Очная форма обучения

Форма обучения и кол-во часов Кол-во часов СМР Всего час. по теме Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Наименование разделов и тем Л ПЗ
           
Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние         Тестирование по всем темам раздела 1.
Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России   2(i)       Коллоквиум  
Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности         2(i)         Обсуждение контрольных вопросов по теме. Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара. Тест по темам 1.1. и 1.2.
Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей   2(i)       Дискуссия («Спор рядов»). Решение задач и проблемных ситуаций.
Тема 1.4. Поступление на государственную службу     4(i)     Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
Тема 1.5. Прохождение государственной службы     4(i)     Деловая игра (имитационная игра)
Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах         Коллоквиум
Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации         4(i)         Мозговая атака. Тест по темам 1.3., 1.4., 1.5.,1.6.
Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения         Тестирование по всем темам раздела 2.
 
Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность         Коллоквиум  
Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт. Прохождение муниципальной службы                 Коллоквиум  
Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе     2(i)     Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
Итого по дисциплине:          

Заочная форма обучения

Форма обучения и кол-во часов Кол-во часов СМР Всего час. по теме Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Наименование разделов и тем Л ПЗ
           
Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние         Тестирование по всем темам раздела 1.
Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России   -   -     Коллоквиум  
Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности                 Обсуждение контрольных вопросов по теме. Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара.
Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей   -   -     Дискуссия («Спор рядов»). Решение задач и проблемных ситуаций.
Тема 1.4. Поступление на государственную службу   -   -     Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
Тема 1.5. Прохождение государственной службы   2(i)       Деловая игра (имитационная игра)
Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах   -       Коллоквиум
Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации     -     -         Мозговая атака
Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения         Тестирование по всем темам раздела 2.
 
Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность     -     Коллоквиум  
Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт. Прохождение муниципальной службы     -             Коллоквиум  
Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе   -       Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
Итого по дисциплине:          

Очно-заочная форма обучения

Форма обучения и кол-во часов Кол-во часов СМР Всего час. по теме Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Наименование разделов и тем Л ПЗ
           
Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние         Тестирование по всем темам раздела 1.
Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России   -   -             Коллоквиум  
Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности                     Обсуждение контрольных вопросов по теме. Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара.
Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей   -   -     Дискуссия («Спор рядов»). Решение задач и проблемных ситуаций.
Тема 1.4. Поступление на государственную службу     -     Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
Тема 1.5. Прохождение государственной службы   2(i)       Деловая игра (имитационная игра)
Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах         Коллоквиум
Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации         4(i)         Мозговая атака  
Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения         Тестирование по всем темам раздела 2.
 
Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность   -       Коллоквиум  
Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт. Прохождение муниципальной службы                 Коллоквиум  
Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе   -   -     Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
Итого по дисциплине:          

Содержание лекционного курса

Лекционные занятия проводятся по ключевым темам дисциплины и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем государственной и муниципальной службы. Лекционные занятия проводятся как в класической форме монолога так и с использованием интерактивных форм (i).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.033 с.)