Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Б1.В.ОД.3 «Государственная и муниципальная служба»
по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация выпускника: бакалавр
Очная, заочная и очно-заочная формы обучения
Контрольная на стр 35
Екатеринбург, 2015 г.
Авторы–составители:
к.ф.н., профессор В.А. Антошин
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой регионального и муниципального управления
Протокол 21 мая 2015 г. № 7
Заведующий кафедрой регионального
и муниципального управления к.с.н., доцент Т.Е. Зерчанинова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины.. 3
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 6
4. Объем дисциплины.. 7
5. Содержание и структура дисциплины.. 7
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 29
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 37
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 44
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 48
9.1.Основная литература. 48
9.2.Дополнительная литература. 49
9.3.Нормативные правовые документы.. 49
9.4.Интернет-ресурсы, справочные системы.. 51
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 52
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальность дисциплины
Государственная и муниципальная служба представляет собой специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных и муниципальных органов, без которых невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечить единство законодательного процесса и императивов, создать политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав свобод и интересов, призвана обеспечить функционирование органов государственного управления, жизнедеятельность человека и общества.
Одной из актуальных задач в наше время является профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих новой формации, которые сумеют работать в условиях господства плюрализма и рыночных отношений. Важнейшую роль в реализации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих знаний, посвященная исследованию государственного аппарата – «Государственная и муниципальная служба»
Программа по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.
Кафедра регионального и муниципального управления выражает уверенность в том, что изучение дисциплины «Государственная и муниципальная служба» окажет практическую помощь выпускникам Института самостоятельно и глубоко разбираться в сложных проблемах политической жизни современного российского общества и, при необходимости, делать правильный политический выбор, принимать оптимальные управленческие решения, касающиеся их деятельности и поведения в конкретных политических обстоятельствах, а также руководимых ими коллективов.
Цели и задача дисциплины
В рамках дисциплины «Государственная и муниципальная служба» осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление к следующим видам профессиональной деятельности:
- органиционно-управленческая;
- информационно-методическая;
- проектная;
- вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Целью учебной дисциплины формирование у студентов мотивации к личностному и профессиональному росту, интеллектуальному развитию и повышению культурного уровня; выработка понимания сущности и особенностей государственной и муниципальной службы; формирование глубоких систематических знаний о сущности государственной и муниципальной службы, их организации и функционировании; знакомство студентов с системой должностей государственной и муниципальной службы, правами, правоограничениями и запретами, вопросами урегулирования конфликтов, а также другими аспектами государственной и муниципальной службы.
Курс «Государственная и муниципальная служба» предполагает изучение административно-правовых норм и регулируемых ими отношений в сфере практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Главная задача учебного курса:
Формирование у студентов системного представления о состоянии, особенностях правового регулирования и реформирования института государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.
Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
- понимание: существа методов управления и реформирования государственной и муниципальной службы;
- представление: о классификации государственных и муниципальных должностей;
- о порядке прохождения государственной и муниципальной службы;
- о проблемах соотношения государственной, муниципальной службы и гражданского общества.
- развитие умений по применению законодательных норм к конкретным ситуациям на примере практики государственной и муниципальной службы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
| ОК-4
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы.
| Знать:
З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
| Владеть:
В.12. - Навыками работы с правовыми актами
| ОК-6
| Данная компетенция состоит в формировании способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
| Знать:
З.1. - основные понятия и категории, закономерности развития общества и личности;
З.2. - основные методы и средства познания индивидуально- психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных характеристик личности и группы.
| Уметь:
У.1. – применять понятийно- категориальный аппарат, основные законы психологии в профессиональной деятельности;
У.2. - применять методы исследования и оценки психологических, культурных, личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы для решения профессиональных задач.
| Владеть:
В.1. - технологиями развития индивидуально-психологических,личностно-деловых и профессиональных качеств личности и группы в профессиональной сфере
| ОК-7
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков принимать личное участие в определении приоритетов профессиональной деятельности, эффективно исполнять свои должностные обязанности; умении использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля.
| Знать:
З.17. - Роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.3. - Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
| Владеть:
В.19.- Навыками самообразования, самоконтроля, а также саморегулирования в процессе обучения.
| ОПК-1
| Данная компетенция состоит в формировании профессиональных навыков применения полученных знаний в сфере нормативно-правовых основ для постановки и анализа теоретических и прикладных проблем, возникающих в связи с формированием осуществлением государственной и муниципальной службы.
| Знать:
З.17. - Роль, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего
| Уметь:
У.5. - Ориентироваться в системе законов и норм права актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности
| Владеть:
В.13. - Навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности
| ОПК-3
| способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
| Знать:
З1 – основы проектирования организационных структур
З2 – технологии организационного планирования
З3 - стратегические принципы управления человеческими ресурсами
З4 – нормы управления, правила делег
| Уметь:
У1 – проектировать оргструктуры
У2 – осуществлять планирование и организацию мероприятий
У3 – применять технологии стратегирования к человеческим ресурсам
У4 - делегировать полномочия в соответствии с правилами и нормами
ирования полномочий
| Владеть:
В1 – технологиями планирования и осуществления мероприятия
В2 – навыками распределения и делегирования полномочий
В3- навыками стратегирования
| ПК-13
| способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий
| Знать:
З1 – приемы и методы инновационного менеджмента
З2 – основные инновационные стратегии
З3 – понятие и основные составляющие инновационного проектирования
З4 – основные формы организации инновационной деятельности
| Уметь:
У1 – определять инновационные цели организации и соответствующие им инновационные стратегии
У2 – умение определять орг.структуру, управленческие технологии организационных форм инновационной деятельности
У3 – составлять план разработки и реализации инновационного проекта, определять участников проекта на каждом этапе
Владеть:
В1 – навыками отбора методов и приемов инновационного менеджмента
В2 – навыками определения и оценки рисков проекта и возможностей их минимизации.
В3 – навыки определения типов стратегии, стратегических целей и задач
| ПК-15
| умение вести делопроизводство и документооборот в ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научно-исследовательских и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях
| Знать:
З1 - структуру службы ДОУ, обязанности, права, ответственность ее работников.
З2 - типовой состав систем документации учреждений любой организационно-правовой формы;
З3 - правила составления и оформления документов;
З4 - критерии и принципы определения научно-исторической и практической ценности документов;
З5- порядок организации документов в комплексы.
| Уметь:
У1 - оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов;
У2 - внедрять унифицированные формы документов;
У3 - определять историческую и практическую ценность документов
| Владеть:
В1 - навыками ведения документооборота в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
В2 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита;
В3 - критериями и принципами определения научно-исторической и практической ценности документов, проведения документационного аудита.
| ПК-18
| способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно
исполнять служебные (трудовые) обязанности
| Знать:
З1- место, роль кадровой политики в систему государственного и муниципального управления, ее технологию формирования и реализации;
З2 - современные концепции управления персоналом на государственной и муниципальной службе;
З3 - основы мотивация и стимулирование трудовой деятельности чиновников;
З4 - способы оценки результатов труда персонала государственной и муниципальной службы, оценки затрат на персонал;
З5 – технологии и формы оценки персонала государственной и муниципальной службы;
З6 - формы и методы развития персонала государственной и муниципальной службы, организация процесса обучения и повышения квалификации, современные методы работы с кадровым резервом
Уметь:
У1 – определять тип, структуру и оценивать кадровую политику органа власти, прогнозировать эффективность ее реализации, корректировать подходы, принципы и мероприятия по осуществлению;
У2 - разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников на государственную и муниципальную службу и программы их адаптации к ее условиям;
У3 - использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих;
У4 – разрабатывать программы индивидуального и группового развития чиновников;
У5 - разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.
Владеть:
В1 - методами реализации основных управленческих функций: организация, мотивирование и контроль;
В2 - современными инструментариями управления человеческими ресурсами, современными методами управления человеческими ресурсами (найм, отбор, прием, деловая оценка персонала; профориентация и трудовая адаптация, обучение аттестация персонала; управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, работа с кадровым резервом).
В3 - инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирования карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста персонала.
В4 - навыками разрешения конфликта интересов в органах власти.
| ПК-19
| способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды
| Знать:
З1 – основные механизмы и факторы влияния на процессы групповой динамики в организации;
З2 - принципы и технологии командообразования;
З3 – корреляции между эффективностью работы в группе и
процессами групповой динамики
| Уметь:
У1 – определять процессы групповой динамики и их влияние на групповую деятельность;
У2 – организовывать коллектив на достижение организационных целей
|
|
| Владеть:
В1 – технологиями групповой работы;
В2 – инструментами командообразования
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
В соответствии с требованиями ФГОС ВО объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление являются:
Федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;
Органы местного самоуправления;
Государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;
общественные организации;
некоммерческие организации;
международные организации и международные органы управления;
научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к базовой части профессионального цикла. Изучению дисциплины предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми, гуманитарными, управленческими знаниями, навыками и умениями. Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что законодательство, регулирующее государственную и муниципальную службу, постоянно совершенствуется. Многие практические положения являются дискуссионными.
Изучению государственной и муниципальной службы предшествует освоение дисциплин: «Основы публичного управления» (Ч.1.Система государственного управления), «История государственного управления»
Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» тесно соприкасается с другими науками - правом, социологией, политологией, психологией, а также историей.
В тоже время, знания, умения и компетенции, полученные в процессе изучения дисциплины, будут способствовать изучению таких дисциплин как:
«Управление эффективностью деятельности органов государственного и муниципального управления», «Управление изменениями в органах государственного и муниципального управления».
Логика программы и тематического плана дисциплины «Государственная и муниципальная служба» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Программа подготовки бакалавров предусматривает, что после освоения дисциплины «Государственная и муниципальная служба» бакалавр должен обладать следующим комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
общекультурных (ОК):
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей практической деятельности (ОПК-1);
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№
| Формы обучения
| Лекции
(часы)
| Практические
занятия (часы)
| Самостоятельная
работа (часы)
| Всего часов
|
| Очная
|
|
|
|
|
| Заочная
|
|
|
|
|
| Очно-заочная (вечерняя), 3,5 годичная
|
|
|
|
|
Форма итогового контроля: экзамен - для всех форм обучения
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание дисциплины
N п/п
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компетенций
| Коды ЗУН
| 1.
| Государственная служба: теоретико-правовая основа,
происхождение и современное состояние
| Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей. Поступление на государственную службу. Прохождение государственной службы. Государственная служба в зарубежных странах. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
| ОПК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7
| З.17., З.1., З.2., У.1, У.2.,У.5., У.3., В.1., В.12., В.19., В.13.
| 2.
| Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
| Муниципальная служба как профессиональная деятельность. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
| ОПК-1, ОК-4, ОК-7
| З.17., У.5., У.3., В.12., В.19., В..13.
| 5.2.Структура дисциплины
Очная форма обучения
Форма обучения и
кол-во часов
| Кол-во часов
| СМР
| Всего
час.
по теме
| Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
| Наименование
разделов и тем
| Л
| ПЗ
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 1.
| Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России
|
2(i)
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности
|
|
2(i)
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме.
Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара. Тест по темам 1.1. и 1.2.
| Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей
|
2(i)
|
|
|
| Дискуссия («Спор рядов»).
Решение задач и проблемных ситуаций.
| Тема 1.4. Поступление на государственную службу
|
|
4(i)
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
| Тема 1.5. Прохождение государственной службы
|
|
4(i)
|
|
| Деловая игра (имитационная игра)
| Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах
|
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
|
|
4(i)
|
|
| Мозговая атака. Тест по темам 1.3., 1.4., 1.5.,1.6.
| Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 2.
| | Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность
|
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы
|
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
|
|
2(i)
|
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
| Итого по дисциплине:
|
|
|
|
| |
Заочная форма обучения
Форма обучения и
кол-во часов
| Кол-во часов
| СМР
| Всего
час.
по теме
| Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
| Наименование
разделов и тем
| Л
| ПЗ
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 1.
| Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России
|
-
|
-
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности
|
|
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме.
Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара.
| Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей
|
-
|
-
|
|
| Дискуссия («Спор рядов»).
Решение задач и проблемных ситуаций.
| Тема 1.4. Поступление на государственную службу
|
-
|
-
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
| Тема 1.5. Прохождение государственной службы
|
2(i)
|
|
|
| Деловая игра (имитационная игра)
| Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах
|
-
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
|
-
|
-
|
|
| Мозговая атака
| Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 2.
| | Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность
|
|
-
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы
|
-
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
|
-
|
|
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
| Итого по дисциплине:
|
|
|
|
| |
Очно-заочная форма обучения
Форма обучения и
кол-во часов
| Кол-во часов
| СМР
| Всего
час.
по теме
| Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
| Наименование
разделов и тем
| Л
| ПЗ
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Государственная служба: происхождение и современное состояние
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 1.
| Тема 1.1. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ. История развития государственной службы в России
|
-
|
-
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.2. Становление современной российской государственной службы как особого вида профессиональной деятельности
|
|
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме.
Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по вопросам семинара.
| Тема 1.3. Правовой статус государственного служащего и иерархия должностей
|
-
|
-
|
|
| Дискуссия («Спор рядов»).
Решение задач и проблемных ситуаций.
| Тема 1.4. Поступление на государственную службу
|
|
-
|
|
| Обсуждение контрольных вопросов по теме в форме выступлений с презентациями.
| Тема 1.5. Прохождение государственной службы
|
2(i)
|
|
|
| Деловая игра (имитационная игра)
| Тема 1.6. Государственная служба в зарубежных странах
|
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 1.7. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации
|
|
4(i)
|
|
| Мозговая атака
| Раздел 2. Муниципальная служба: природа и особенности обеспечения
|
|
|
|
| Тестирование по всем темам раздела 2.
| | Тема 2.1. Муниципальная служба как профессиональная деятельность
|
-
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.2. Муниципальная служба как правовой и социальный институт.
Прохождение муниципальной службы
|
|
|
|
| Коллоквиум
| Тема 2.3. Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
|
-
|
-
|
|
| Интерактивное занятие в форме выступлений студентов с презентациями по теме.
| Итого по дисциплине:
|
|
|
|
| |
Содержание лекционного курса
Лекционные занятия проводятся по ключевым темам дисциплины и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем государственной и муниципальной службы. Лекционные занятия проводятся как в класической форме монолога так и с использованием интерактивных форм (i).
|