Проблема коррупция в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема коррупция в современной России



ИССЛЕДОВАТЕДЬСКАЯ РАБОТА

 

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Выполнила: студентка 2 курса МПК

Когутич Ю.

Научный руководитель: Яковлева И.И.

 

 

Мончегорск

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

1.1. Понятие, формы и причины возникновения коррупции…………………5

1.2. Особенности коррупции в России………………………………………………

1.3. Размеры коррупции в России……………………………………………

 

2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

2.1. Правовая и организационная основы противодействия коррупции
……………………………………………………………………………………….

2.2. Статистика экономической преступности (по данным МВД РФ)…………

2.3. Анкетирование студентов колледжа……………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы …………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коррупция, выступающая сегодня одной из глав­ных проблем, осложняющих функционирование отечественной бюрократии, представляет собой сложное по составу явление, включающее соци­ально-психологические, этические, экономические, исторические и ряд других составляющих.

Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.
Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и "кадровый ресурс". Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе масштабы коррупции в системе государственного управления достигли размеров, угрожающих национальной безопасности. По результатам исследований независимых общественных организаций, Россия в последние годы прочно входит в десятку самых коррумпированных стран. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать. Более того, на современном этапе трансформации российского общества появляется больше возможностей для коррупционных действий, а их последствия для социального развития становятся все наиболее опасными. Масштабная коррупция негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе, что препятствует привлечению иностранных инвестиций и создает угрозу социальной и экономической безопасности.

Объектом данного исследования является коррупция как социальное явление.

Предмет исследования – проблема коррупция в современной России

Целью работы является исследование и анализ коррупции в современном российском обществе

Задачи исследования:

1. Раскрыть сложившиеся в научной литературе подходы к определению коррупции как социального феномена.

2.Выявить причины и особенности коррупции в России

3.Проанализировать влияние коррупции на процессы общественных изменений.

 

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

 

Размеры коррупции в России

Последние громкие коррупционные скандалы на самом верху российской власти подтвердили сложившееся в обществе устойчивое мнение: коррупция пронизала все сферы государства. Это мнение сложилось во многом потому, что сообщения о коррупции не сходят со страниц российских СМИ. С одной стороны, это можно расценивать как один из методов борьбы с коррупцией, в другой − как признание данного явления настолько обыденным, что в общественном сознании стирается отношение к коррупции как к преступлению: если берут все − это норма (60% россиян спокойно относятся к проблеме коррупции).

По данным опроса ВЦИОМ в ноябре 2012 года, высоким или даже очень высоким уровень распространения коррупции в обществе считают 75% опрошенных. При этом сегодня наиболее коррумпированной сферой россияне признаются местные власти (36% против 26% в 2007 году). ГАИ/ГИБДД, всегда занимавшая первое место прежде, сейчас фигурирует реже (32%).

В 2012 году средний размер взятки по стране, по данным Генпрокуратуры, составил 65 тыс. рублей, а в коррупционные отношения было вовлечены 63% предприятий.

По данным СК, за 9 месяцев 2012 года преступления, связанные с коррупцией, нанесли ущерб в размере 7,9 миллиардов рублей.
Согласно отчетам Transparency International Россия ежегодно входит в число стран с чрезвычайно высоким уровнем коррупции. Поэтому объявленная борьба с коррупцией, неотделима от изменения освещения этого явления в СМИ, особенно в части результатов наказания коррупционеров.

Коррупция в ЖКХ

Как одна из наиболее непрозрачных сфер экономики комплекс ЖКХ открывает широкие возможности для коррупционных манипуляций на всех уровнях и всех направлениях расходования муниципальных средств. Публикации о коррупции в ЖКХ регулярно появляются в СМИ, особенно в региональных.

В 2013г. бывший советник губернатора Мурманской области Геннадий Шубин задержан по подозрению в причастности к многомиллиардным хищениям, связанным с мошенничеством в сфере энергетики и ЖКХ в регионе.
Гигантские размеры коррупционных махинаций подтверждаются и официальной статистикой. По последним данным Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ достигает 40 млрд рублей в год.

Минобороны, военные заказы

Коррупция в военном ведомстве начинается со взяток за признание призывников негодными к службе по состоянию здоровья и продолжается при закупках военной техники, оборудования, топлива, строительных работах и пр.

В 2012г. следователи возбудили сразу пять уголовных дел по мошенничеству с землями, акциями и имуществом подконтрольного Минобороны ОАО "Оборонсервис". По предварительным оценкам, ущерб составлял до 6,7 млрд рублей и наверняка увеличится, обещают следователи. 6. Коррупция в сфере образования

До сих пор все шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят либо символический, либо фрагментарный характер. В России по данным Рособрнадзора ежегодно покупается до 500тыс.дипломов о высшем образовании, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой».

Взятки берут и дают за все: за устройство ребенка в детский сад (школу, ВУЗ); за хорошую оценку; за «особое» отношение к ребенку (покровительство), при сдаче ЕГЭ, поступлении в институт, сдаче зачетов, экзаменов и т.д.

Минобрнауки РФ отправило в отставку Сергея Серебрянникова - ректора Московского энергетического института /МЭИ/, где Счетной палатой было выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в размере 34,7 млн рублей. Деньги были выделены на развитие материальной базы, но использовались на выплату зарплат администрации и руководству.[3]

 

 

2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Правовая и организационная основы противодействия коррупции

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

С каждым годом государство совершенствует систему мер по борьбе с коррупцией. В настоящее время развернута большая практическая деятельность по противодействию коррупции. Тенденцию к совершенствованию системы мер по борьбе с коррупцией можно проследить, начиная с 2008 года.

Так, 25.12.2008г. принят Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Принят он в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003г.

Важным шагом в развитии антикоррупционной деятельности является разработка "Национального плана противодействия коррупции" утвержденного Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определил основные понятии и определил принципы противодействия коррупции.[4]

Концепция Национального Плана противодействия коррупции на период 2012-2013 годы.

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 г. Москва "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

Президент подписал указы, которые напрямую связаны с противодействием коррупции. Этими документами, в том числе, окончательно утверждена форма декларации для госслужащих, которые будут отчитываться обо всех приобретенных объектах недвижимости, ценных бумагах, транспортных средствах. Причем, как о личных, так и о принадлежащих членам семьи: супругам и несовершеннолетним детям. Определен также перечень должностных лиц, которые будут раскрывать информацию о расходах наряду с доходами.

«В борьбе с коррупцией у нас неприкасаемых граждан нет и быть не может» - заявил вице-премьер С. Иванов в своем докладе в апреле 2013г.

Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления.

Можно вспомнить о том, как велась борьба с коррупцией при Б. Ельцине и В. Путине. Если вспомнить все факты громких разоблачений, то можно сделать вывод, что борьба была, но вот только реальных изменений все потуги правительства не принесли.

Многие эксперты считают, что в России созданы благоприятные условия для развития коррупции, а не для борьбы с ней. И по существу все законы, которые принимаются, направлены не на борьбу, а на поддержку чиновников, которые, используя свои высокие государственные посты, набивают карманы за счет взяток. О том, как необходимо вести борьбу с коррупцией, стоит учиться у соседнего Китая. Несмотря на то, что их методы борьбы с нечестными чиновниками имеют негативные отзывы в мире, и в качестве наказания за взятку там не налагают штраф, а лишают жизни, в стране с огромным населением коррупции нет. Благодаря этому экономика страны, несмотря на мировой кризис, продолжает процветать, и уже не далек тот день, когда именно Китай станет самым экономически развитым государством в мире.

Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству. Но снизить ее порог до уровня, когда она теряет характер явления, предшествующего угрозу национальной безопасности, и перестает определять облик власти и сущность государства, можно и должно. Этого достигли многие страны, в частности, Англия, Дания, скандинавские государства, Сингапур, Малайзия. Есть очевидные успехи на этом пути в бывшей социалистической Польше.

Вывод: главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе.

Проблема коррупции в России далеко переступила этические и правовые границы. Коррумпированное чиновничество стало ключевым фактором экономических отношений в Росси.

Главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Законодательство должно быть ориентировано на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на федеральном и региональном уровнях с наделением их особыми полномочиями.
Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях.

Должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.

Неотъемлемой частью антикоррупционной политики должна стать также ратификация и исполнение международных договоров и конвенций.

В последнее время мы часто слышим о коррупционных разоблачениях в высших эшелонах власти и бизнеса. Если это, действительно, развитие курса на снижение коррупции, а не следствие борьбы между властными группировками, можно ожидать не менее серьезных расследований и, как следствие, улучшение ситуации в целом. Однако, пока мы оцениваем происходящее в этой сфере со сдержанным оптимизмом, учитывая, что многие случаи, которые выявляются сегодня, не являются чем-то новым.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.

3. "Национальный план противодействия коррупции" утвержденный Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

5. Аржибаева О.Р. Меры предупреждения коррупционной преступности: проблемы и возможные пути решения // Чиновник. 2006, № 6 (42).
6. Банных Г.А. Управленческие аномалии в государственной гражданской службе.// Чиновник. 2005, № 6 (40).

7. Иванова С.А. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия. // Чиновник. 2006, № 6 (34).

8. Кардашова И.Б. Развитие МВД России как субъекта национальной безопасности» // Административно право и процесс. 2006, № 3.
9. Кудрявцев В.Н. Лекции по криминологии. М.: Юристъ, 2005.
10. Собянин С.С. Высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // Журнал российцского права. 2006, № 10.

11. Трунов И.Л. «Антикоррупционная политика в России //Право и политика. 2006, № 11.

12. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М., 2008. – 180с.

13.Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий эффективности управления обществом: Монография/ Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008. С. 34.

 

 

Приложение1

Таблица 1. ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Критерии типологии коррупции Виды коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя
Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных отношений Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)
Степень регулярности коррупционных связей Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

 

 

 


[1] Трунов И.Л. «Антикоррупционная политика в России //Право и политика. 2006, № 11.

 

[2] Иванова С.А. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия. // Чиновник. 2006, № 6 (34).

 

[3] МОСКВА, 15 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС

[4] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

ИССЛЕДОВАТЕДЬСКАЯ РАБОТА

 

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Выполнила: студентка 2 курса МПК

Когутич Ю.

Научный руководитель: Яковлева И.И.

 

 

Мончегорск

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

1.1. Понятие, формы и причины возникновения коррупции…………………5

1.2. Особенности коррупции в России………………………………………………

1.3. Размеры коррупции в России……………………………………………

 

2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

2.1. Правовая и организационная основы противодействия коррупции
……………………………………………………………………………………….

2.2. Статистика экономической преступности (по данным МВД РФ)…………

2.3. Анкетирование студентов колледжа……………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы …………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коррупция, выступающая сегодня одной из глав­ных проблем, осложняющих функционирование отечественной бюрократии, представляет собой сложное по составу явление, включающее соци­ально-психологические, этические, экономические, исторические и ряд других составляющих.

Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.
Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и "кадровый ресурс". Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе масштабы коррупции в системе государственного управления достигли размеров, угрожающих национальной безопасности. По результатам исследований независимых общественных организаций, Россия в последние годы прочно входит в десятку самых коррумпированных стран. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать. Более того, на современном этапе трансформации российского общества появляется больше возможностей для коррупционных действий, а их последствия для социального развития становятся все наиболее опасными. Масштабная коррупция негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе, что препятствует привлечению иностранных инвестиций и создает угрозу социальной и экономической безопасности.

Объектом данного исследования является коррупция как социальное явление.

Предмет исследования – проблема коррупция в современной России

Целью работы является исследование и анализ коррупции в современном российском обществе

Задачи исследования:

1. Раскрыть сложившиеся в научной литературе подходы к определению коррупции как социального феномена.

2.Выявить причины и особенности коррупции в России

3.Проанализировать влияние коррупции на процессы общественных изменений.

 

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.058 с.)