Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика численности заключенных в России (1989-2001)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Миллионы советских и российских граждан проходили через ад ГУЛАГа и его правопреемника – ГУИНа. И выходили (если удавалось выжить) оттуда со сломанной психикой, искалеченные духовно и физически, с тяжелейшей формой туберкулеза, с отбитыми почками, отвыкшие от жизни на свободе, потерявшие за время «отсидки» семью, родителей, обозленные на все и вся. В результате, по экспертным данным, до 20% взрослого мужского населения современной России – бывшие заключенные... Стоит ли удивляться перенесению нравов «зоны» в нашу обыденную жизнь и, что самое страшное, активное ее восприятие обществом, осознанное или неосознанное. Объективности ради необходимо сказать, что после передачи пенитенциарных учреждений из МВД в Министерство юстиции (МЮ), ситуация постепенно меняется к лучшему. Сравнив уровень заключенных (на 100 тыс. человек населения) в некоторых странах, мы увидим, что Россия занимает первое место в мире по этому прискорбному показателю (табл. 17.3)*. На втором месте – США (что также их не красит и лишает меня возможности признать США вполне цивилизованной страной)**. С большим отрывом от них идут Южная Африка (385) и ряд бывших республик СССР. * Barclay et al. (2002) Ibid. P. 7. ** Российские амнистии 2002-2003 гг. на некоторое время выводили США на первое место, а Россия оказывалась на втором.
Таблица 17.3 Уровень заключенных (на 100 тыс. человек населения) в некоторых странах (2000)
Но если от лишения свободы как меры наказания постепенно отказываются даже применительно к лицам, совершившим преступления, то тем более недопустимы репрессивные меры воздействия по отношению к тем, кто совершал «преступления без жертв» – лицам, страдающим зависимостью от наркотиков или алкоголя, проституткам, бродягам и т. п. Общественные санкции. Социальные нормы неправового характера (нормы нравственности, обычаи, традиции) поддерживаются в обществе силой общественного мнения и неформальными санкциями (укоризненный взгляд, неодобрительное покачивание головой, словесный упрек, порицание, «нерукопожатие», бойкот или остракизм и т. п.). П. Кросби, например, называет четыре основных вида неформальных санкций: вознаграждение (поощрение) в виде улыбок, благодарностей, наград за конформное поведение; наказание; убеждение (часто со стороны старших, воспитателей, руководителей); переоценка норм, когда изменяется мораль и ранее деви-антное поведение признается недевиантным*. * Crosbie P. (Ed.) Interaction in small Group. NY: McMillan, 1975.
В некоторых случаях общественные санкции закрепляются в качестве официальных, формальных, правовых. Так, ст. 33 УК РСФСР 1960 г. предусматривала общественное порицание в качестве одной из мер уголовного наказания. Представляется принципиально важным не подменять общественные санкции за нарушение неправовых социальных норм мерами государственного (правового) принуждения. К сожалению, авторитарные и тоталитарные режимы нередко грешат такой подменой. Еще свежи в памяти расправы над «стилягами» (доставляли в милицию, принудительно подстригали), «персональные дела» за «аморальное поведение» и т. п. в годы советской власти. Мягко оппонируя вмешательству государства в сферу морали, нравственности, И. Эренбург в своей книге воспоминаний «Люди, годы, жизнь» приводит сценку из парижской жизни. На улице в прохладную погоду появляется раздетый догола мужчина, парижане не обращают на это никакого внимания, а ажан (полицейский), подойдя к нему, дружелюбно спрашивает, похлопав по плечу: «Не замерзнешь, парень?» и отходит прочь. Для нас, советских людей, это был верх либерализма и демократии... Из личных впечатлений. Сам я оказался свидетелем аналогичной сцены в 1994 г. во время XIII Мирового социологического конгресса в Билефельде (Германия), когда на одном из пленарных заседаний появился обнаженный мужчина, спокойно прошел по рядам и не спеша удалился. Надо ли говорить, что никто полицию не вызывал и не возмущался происшедшим.
Я надеялся, что со времени горбачевской перестройки нам уже не грозят рецидивы тяжелой болезни «борьбы с аморальным поведением» силами полиции и государства. Каково же было мое удивление, когда я прочитал о принятом московским правительством законе, предусматривающем штраф за... поцелуи в общественных местах! Если это не шутка, то тяжелый симптом...
Выход из кризиса
Нам представляется, что современное человечество не готово к принципиальному решению проблем социального контроля над де-виантностью. Слишком они сложны. Слишком тяжел груз прошлого, привычного. Слишком велики надежды на «запретить» и «наказать». Слишком много уверенности в абсолютной правоте «нас» (включенных, inclusive) и «криминальности», «аморальности», «де-виантности» «их» (чужих, исключенных, exclusive). Однако постепенное прозрение, постепенное понимание неэффективности привычных, традиционных форм социального контроля, основанных на ограничениях, запретах, репрессиях, порождают надежды на различные новации в этой сфере. Мы рассмотрим лишь некоторые подходы, обозначившиеся в мировой и отечественной теории и практике совершенствования социального контроля над девиантностью. Community policing. Первыми, кто сталкивается с различными девиациями – от семейных конфликтов и озорства подростков до тяжких преступлений – это полиция (милиция). Мы привыкли к тому, что «у нас» существует милиция (и «моя милиция меня бережет»), а полиция – «у них», за рубежом, в «капиталистических странах». В действительности, милиция – это вооруженные группы населения, обычно создаваемые для самообороны граждан, для поддержания правопорядка в неординарных случаях: мятежи, восстания, гражданские войны, чрезвычайные ситуации. Поэтому после Октября 1917 г. некоторое время наша милиция вполне соответствовала своему названию. Она была сформирована «из рабочих вооруженных отрядов, которые в первые дни Советской власти призваны были охранять революционный порядок и общественную безопасность»*. Но позднее, когда была создана соответствующая профессиональная государственная служба, старое название сохранилось, очевидно, лишь для того, чтобы подчеркнуть отличие нашей милиции от их полиции. В действительности же российская милиция давно уже (свыше 80 лет) суть полиция – по своим функциям, организации, профессиональным кадрам, униформе и т. д., и надо полагать в недалеком будущем приобретет свое подлинное имя. Так что далее, говоря применительно к России «полиция», мы будем иметь в виду милицию. * Юридический словарь. М., 1953. С. 328.
Взаимоотношения власти и населения, полиции и населения – многовековая и мировая проблема. Она обострилась после Второй мировой войны в связи с фиксируемым во всем мире ростом зарегистрированной преступности, «страхом перед преступностью» и «моральной паникой»*. * Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. St. Albans, Paladin, 1973.
В развитых современных странах идет поиск путей совершенствования взаимодействия, партнерства между населением и полицией в целях повышения защищенности граждан, эффективности правоохранительной деятельности, минимизации незаконных действий полицейских. Одна из активно развиваемых стратегий – «Community policing»*. Ее суть: формирование и развитие партнерских отношений между полицией и комьюнити – общиной, ее институтами; организация «соседского контроля» (neighbourhood-watch) при консультативной помощи полиции. Важнейшая идеологема: сервисное обслуживание населения полицией. Полиция служит населению, обеспечивая безопасность каждого налогоплательщика. Основная функция полиции – защита населения, каждого жителя страны от преступных посягательств, защита законных прав и интересов граждан. Кстати говоря, это записано в качестве главной задачи в ст. 1 Закона РФ «О милиции». * Fehervery J., Stangl W. (Hg.) Polizei zwischen Europa und den Regionen. Wien: WUV-Universitatsverlag,, 2001; Kury H. (Hrsg.) Konzepte Kommunaler Kriminalpravention. Freiburg, Edition luscrim, 1997; Skogan W., Hartnett S. Community Policing, Chicago Style. Oxford University Press, 1997; Lab S., Das D. (Eds.) International Perspectives on Community Policing and Crime Prevention. Prentice Hall. Upper Saddle River, New Jersey, 2003. Из личных воспоминаний. В каждом полицейском участке Вены, в Центральном управлении, в кабинете начальника криминальной полиции генерала М. Эдельбахера, на авторучках и плакатах можно прочитать: «Sicherheit und Hilfe – Ihre Wiener Polizei» («Безопасность и помощь – Ваша Венская полиция»). Этому учат детей в школе и полицейских в училищах. В Австрии, как в большинстве европейских стран, полицейский патруль должен прибыть к месту вызова в течение 2-3 минут, чему я однажды был случайным свидетелем, причем на моих глазах две полицейские машины подлетели к правонарушителям с двух разных сторон.
Проблема взаимоотношений полиции (милиции) и населения особенно остро стоит в современной России. Это объясняется незащищенностью населения от преступности и иных незаконных посягательств; неэффективностью деятельности органов милиции по защите граждан, их законных интересов; коррумпированностью милиции (наряду с тотальной коррумпированностью всех властных структур и правоохранительных органов); противоправными действиями сотрудников милиции в отношении граждан, включая пытки. Причины сложившейся ситуации: многовековая традиция репрессивной функции российского государства и его органов по отношению к подданным; многовековая традиция коррумпированности органов власти, управления, юстиции в России; состояние аномии (Э. Дюркгейм) как результат коренных социально-экономических преобразований; недопустимо низкая оплата труда сотрудников милиции (что не оправдывает взяточничества, но отчасти объясняет его) и ряд других обстоятельств. В условиях отечественного псевдокапитализма с лозунгами «Обогащайтесь!» и «Все на продажу!», при колоссальном разрыве материального уровня узкого слоя сверхбогатых и массы нищего населения, мизерной оплате труда сотрудников милиции (вариант древнерусского «кормления»?) последние вынуждены решать свои материальные проблемы путем ухода из милиции в коммерческие структуры, включая охранные предприятия; нелегального «совместительства» в коммерческих структурах; откровенного взяточничества. Исследование коммерциализации российской полиции было проведено Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН) в 2000-2002 г., результаты доложены и обсуждены на семинаре, состоявшемся 13-14 февраля 2003 г. в Москве и опубликованы*. Сотрудники милиции подрабатывают посредством как законной деятельности (охранной, преподавательской, научной), так и (в значительно больших масштабах) незаконной деятельности (взятками, частными заказами, предпринимательством, «малым бизнесом», частным извозом и др.). В итоге «общий доход, получаемый правоохранительными органами, скорее всего, существенно больше, чем платит государство» (Л. Косалс). Это еще один довод в пользу утверждения о фактически развитой в России феодальной системе «кормления», когда государство оплачивает труд «бюджетников» заведомо ниже приемлемого уровня существования. Между тем, «активная занятость работников милиции коммерческой деятельностью переориентировала милицию как социальный институт с оказания правоохранительных услуг жителям страны на оказание тех услуг, которые могут быть оплачены. Перегрузка милиционеров как минимум ведет к формальному выполнению ими своих служебных обязанностей, а как максимум – к невыполнению» (О. Коленникова). * Коленникова О., Косалс П., Рывкина Р., Симагин Ю. Экономическая активность работников правоохранительных органов постсоветской России: Виды, масштабы и влияние на общество (на примере милиции). М., 2002.
Милиция поражена коррупцией. Так, по данным исследований Фонда ИНДЕМ, правоохранительные органы занимают четвертое место из 29 структур по степени коррумпированности. «Идет вытеснение милицией криминальных группировок, служащих "крышами" малому и среднему бизнесу, с последующим присвоением себе этих функций вместе с соответствующими доходами»*. * Сатаров Г. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. М., 2002. С. 7, 13.
Не будем лукавить: применение полицейскими физического «воздействия» в отношении задержанных, арестованных, обвиняемых встречается во всем мире. Но в цивилизованных странах такие факты носят ограниченный характер как по частоте, так и по применяемым мерам, а в случае их огласки служат предметом серьезного разбирательства и наказания виновных – от увольнения из полиции до уголовного преследования. В России побои, избиение – обыденное явление, нередко и применение пыток. Об этом свидетельствуют рассказы жертв милицейского насилия, многочисленные публикации в прессе, сообщения правозащитных организаций, результаты национальных и международных расследований*. * См., например: Насилие в органах внутренних дел: иллюстрации к докладу. М., 1997; Пытки в России: «Этот ад, придуманный людьми». Лондон: Международная амнистия, апрель 1997.
Пытки систематизированы и описаны: «слоник», «растяжка», «распятие», «ласточка», «конвертик»*. Их частота, привычность (если к такому можно привыкнуть!), системность породили рубрику «Пытки как будни России» в бывшей «Общей газете» Е. Яковлева. К числу необходимых реформ известный судья, заслуженный юрист РСФСР С. Пашин относит «прекращение пыток задержанных в "правоохранительных органах" как социального явления»**. У нас «вся страна превращается в пыточную камеру», отмечал в 2002 г. председатель подкомитета по правам человека Государственной Думы***. При этом Госдума отказалась рассматривать законопроект об ответственности за пытки (это понятие вообще отсутствует в действующем Уголовном кодексе!). * См., например: К праву. Информационный бюллетень Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия. 1998. № 5. ** Пашин С. Черная неправда УПК // Terra Incognita. № 3-4, 2001. С. 15. *** Рыбаков Ю. Куда идем... // Terra Incognita. № 1, 2002. С. 4.
Поводом для применения пыток чаще всего служит «выбивание» признания в совершении преступления (часто – у невиновного), недовольство «запиранием» подозреваемого, а то и без всяких «причин». О побоях и говорить нечего – сперва отбить почки, сломать ребра, а потом уже выяснять – у кого и за что... Объектом насилия может стать каждый: в печать просачивались сведения об избиении и причинении увечий аспирантам МГУ, профессору, офицеру-подводнику и даже – не разобравшись – своему коллеге в штатском... Каковы источники преступного насилия со стороны сотрудников милиции? Их много, в том числе: – тяжелое наследие царской полиции (с известной «зуботычиной») и советского репрессивного тоталитарного режима, олицетворением которого были страшные НКВД и ГУЛАГ; – требования «сверху» максимальной «раскрываемости» преступлений любой ценой (справедливости ради следует заметить, что министр внутренних дел Б. Грызлов летом 2001 г. призвал отказаться от этого «показателя» работы милиции, но принципиальных изменений в правоохранительной деятельности пока не наблюдается); – «репрессивный» менталитет законодателей (действующий Уголовный кодекс РФ 1996 г. – самый жестокий по санкциям за весь XX в.), исполнительной власти, работников милиции, прокуратуры, суда; – утрата милицией за годы реформ многих высококвалифицированных сотрудников (в частности, из-за крайне низкой оплаты нелегкого труда), утрата профессионализма, «восполняемая» побоями и пытками; – «опыт» Афганистана и Чечни; – полная безнаказанность за творимый произвол. Все это привело к тому, что светлый образ «дяди Степы»-милиционера, защитника взрослых и детей, померк в глазах бесправных, беззащитных и потерявших всякую надежду добиться справедливости граждан. Это не означает, конечно, что в милиции не осталось самоотверженных, бескорыстных, порядочных профессионалов (автор этих строк лично знает немало таких), но не они, увы, определяют образ сегодняшней милиции в глазах соотечественников. Как же воспринимают граждане свою милицию? Центр девиантологии Социологического института РАН (под руководством автора) совместно с исследовательской группой из Санкт-Петербургского университета финансов и экономики (под руководством профессора И. И. Елисеевой) в течение четырех лет (1999-2002) проводил ежегодный репрезентативный опрос населения Санкт-Петербурга (а в 2001 г. также населения Волгограда и Боровичей) по проекту «Население и милиция в большом городе»*. Опрос носил комплексный характер, включая как вопросы о различных сферах деятельности милиции, так и виктимологический опрос с целью выяснить, какая доля горожан оказывалась жертвами преступлений в течение предыдущего опросу года. Так вот, в течение 1998-2001 гг. каждый четвертый житель Петербурга (в среднем 26% от числа опрошенных) оказывался жертвой какого-либо преступления, причем многие – не по одному разу (28-36% от общего числа потерпевших). В Волгограде жертв было 18%, в Боровичах – 20,5% от числа опрошенных. Это уже значимый негативный показатель «эффективности» деятельности милиции по защите граждан от преступных посягательств. * Зарубежным соисполнителем проекта явился VERA Institute of Justice (New York), организатором исследования – общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», финансовую поддержку этого трудоемкого проекта осуществлял Фонд Форда. Ежегодные отчеты публиковались ограниченным тиражом и рассылались заинтересованным лицам и учреждениям, включая руководство ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Более того, милиция, систематически скрывая преступления от регистрации и не оказывая реальной помощи населению, «добилась» того, что жертвы преступлений вообще прекратили обращаться в милицию. Так, из всех потерпевших в Петербурге не обращались в милицию от 69,2% до 73,7%. Часть жертв (в среднем 30%) не обращалась в милицию, поскольку причиненный вред был незначительный или не было ущерба, некоторые (в среднем около 4%) «пожалели виновного», «побоялись огласки», «побоялись мести». Основная же масса потерпевших (свыше 60%) не стала обращаться в милицию, ибо она «ничего не стала бы делать», «ничего не смогла бы сделать», «милиция была бы недовольна обращением» (!). В Волгограде и Боровичах не обращались в милицию по 58-59% жертв. Из общего количества жертв в Петербурге, обратившихся в милицию, не дождались какой-либо ее реакции 12-15%, милиция отреагировала немедленно лишь в 29-38% случаев. Мнение населения о работе милиции изучалось по многочисленным показателям. Опишем лишь некоторые из них применительно к Санкт-Петербургу. Данные по Волгограду и Боровичам отражают общие тенденции с некоторыми региональными особенностями. Деятельность милиции по охране общественного порядка в микрорайоне (по месту жительства опрашиваемых граждан – респондентов) оценивается следующим образом: плохая и очень плохая – 46-50% респондентов (с тенденцией к возрастанию); скорее хорошая или очень хорошая – 30-37%; оказываемая милицией помощь жертвам преступлений недейственна или скорее недейственна – 41-48% (с тенденцией к возрастанию); скорее или определенно действенна – 17-26%. Общая оценка изменений работы милиции по сравнению с предшествующим опросу годом: хуже – 8-10% опрошенных (с тенденцией к возрастанию); лучше – 8-12%; не изменилась – 45-59%. Серьезными проблемами в отношениях между милицией и населением с точки зрения жителей города являются: задержание без достаточных оснований – отметили 30-35% респондентов (с нарастанием от года к году); жестокость обращения – 39-41%; необоснованное применение силы – 39-41%; оскорбления при задержании – 39-43%; получение взяток – 36,5-46,5% (с нарастанием от года к году, всего за 4 года – на 10%); участие в подпольной (нелегальной) торговле – 30-32%. Среди задерживаемых милицией невежливость ее сотрудников отметили свыше 60%, несправедливость задержания – свыше 55%. Из числа граждан, обратившихся в милицию по своей инициативе (кроме потерпевших от преступления), получили реальную помощь полностью или частично 66-69%, не получили реальной помощи 25-28%; при этом сотрудники милиции были вежливы в отношении 6-11% обратившихся, не очень вежливы – 67-76%, совсем невежливы по отношению к 11-14% респондентов. Еще одна деталь: поскольку исследование взаимоотношений полиции и населения производилось по единой международной программе в разных странах и городах, в том числе в Нью-Йорке и Чикаго, можно было сравнить некоторые результаты. В частности, оказалось, что в этих американских городах-миллионерах жители сами обращаются по различным вопросам в полицию в два раза чаще, чем петербуржцы (явно признак доверия), а задерживаются жители Петербурга милицией в два раза чаще, чем жители Нью-Йорка и Чикаго полицией. А ведь в США полиция не самая добрая в мире... Результаты наших исследований 1999-2002 гг. по тенденциям совпадают с итогами аналогичных исследований, проводимых Санкт-Петербургским университетом МВД РФ. Так что же делать? Кардинальная либерально-демократическая реформа отечественной милиции (впрочем, как и прокуратуры, фсб, иных «силовых структур», а также судебной системы) совершенно необходима, если общество и государство не хотят скатиться к тоталитарному режиму, всевластию «спецслужб», ужасам 1937 года и Гулага. Теоретически это еще возможно, хотя потребует много усилий и времени. Начинать следует с «политической воли», без которой все благие пожелания ими же и останутся. А далее должны последовать: – переструктуризация служб и перестановка кадров (общая идея – меньше генералов и начальников, больше лейтенантов и сержантов, работающих «на земле», ибо сегодняшние пропорции абсолютно недопустимы); – жесткий подбор, обучение и расстановка кадров (не надо жаловаться на их нехватку – Россия занимает первое место в мире по количеству сотрудников МВД на 100 тыс. человек населения – 1224,6, за нами следует Сингапур – 1074,7, тогда как в Уругвае – 830,9, в Австрии – 367, в США – 300, в Испании – 128*); – внедрение в сознание всех сотрудников МВД – от рядового до министра сервисного характера полицейской службы: мы, налогоплательщики, их содержим, они нам служат, обеспечивая нашу реальную безопасность; – оценка деятельности милиции не по легко «регулируемым» показателям, таким, как «уровень преступности», «уровень раскрываемости», а по реальной защищенности населения от преступных посягательств (количество жертв, скорость прибытия наряда милиции по вызову, результаты систематического опроса населения об удовлетворенности работой милиции и т. п.); – резкое увеличение оплаты труда сотрудников МВД при резком же сокращении их количества (особенно за счет управленческого персонала и «внутренних войск»: чем лучше, честнее, эффективнее будет работать милиция, тем меньше нужны «ВВ»...); – жесткая ответственность каждого сотрудника милиции, независимо от должности и звания, за нарушения законности, превышение полномочий; – взяточничество и применение незаконных методов расследования (насилия, пыток по отношению к задержанным, арестованным, подозреваемым, обвиняемым) должно стать безусловным основанием для немедленного увольнения из милиции с привлечением виновных к уголовной ответственности. * Newman G. (Ed.) Global Report on Crime and Justice. NY: Oxford University Press, 1999. P. 124.
Разумеется, это далеко не все. Необходимо оснастить милицию современной техникой, повысить качество подготовки милицейских кадров всех уровней и служб, формировать чувство профессиональной чести и достоинства и т. д. Хотелось бы обратить внимание на взаимосвязь вышеназванных мер: без сокращения числа сотрудников милиции невозможно повысить оплату труда; без принципиального изменения расстановки кадров невозможно сократить численность милиции; без повышения оплаты труда невозможно повысить требовательность («Буду я за гроши вкалывать!»); без прекращения насилия над людьми, кем бы они ни были, невозможны нормальные, партнерские отношения между милицией (предоставляющей услуги) и населением (потребителями услуг); без партнерских взаимоотношений между населением и милицией невозможна ее эффективная работа по обеспечению правопорядка и предупреждению преступлений. Наконец, без последовательного и настойчивого противодействия коррупции вообще ничего невозможно, ибо все сведется к одному: кто, кому и сколько платит. Restorative justice. Одним из направлений сокращения пределов уголовной юстиции и уголовного наказания служит идея восстановительной юстиции (restorative justice) в отличие от существующей «возмездной» юстиции (retributive justice). Суть восстановительной юстиции заключается в добровольном, с помощью незаинтересованного посредника, примирении преступника и жертвы на условиях возмещения ей вреда*. Предполагается, что потерпевший может быть больше заинтересован в восстановлении нарушенного права, в возмещении понесенных потерь, нежели в мести преступнику. А последний скорее заинтересован избежать уголовного суда и соответствующего наказания путем добровольного возмещения ущерба, причиненного им жертве. Ясно, что восстановительное правосудие на первоначальном этапе применимо преимущественно к имущественным преступлениям (против собственности). * Подробнее см.: Зер X. Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание. М., 1998; Consedine J. Restorative Justice: Healing the Effects of Crime. Lyttelton (New Zealand): Ploughshares Publications, 1993.
Возможно, идея примирительного производства восходит к традиционным обществам, где сильны общинные формы социального контроля, когда многие конфликты, включая те, что в современном обществе квалифицируются как преступление, решаются на сходах или старейшинами (при посредничестве старейшин). Может быть, именно поэтому показатели многих видов преступности самые низкие среди национальных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Так, в 2001 г. уровень зарегистрированных убийств в Дагестане и Ингушетии был 10,2, в Кабардино-Балкарии – 12,5, в Адыгее – 16,4 при среднероссийском – 23,2*. Уровень причинения тяжкого вреда здоровью в том же году был в Ингушетии – 6,1, Дагестане – 6,2, Кабардино-Балкарии – 17,3, Карачаево-Черкесии – 17,4 при среднем по России – 38,5. Уровень разбоев составлял в Ингушетии – 7,6, в Дагестане – 8,5, в Кабардино-Балкарии – 16,3 при среднероссийском – 30,9. * Здесь и далее: Преступность и правонарушения. 2001. Статистический сборник М МВД РФ, МЮ РФ, 2002.
Очевидно по этой же причине восстановительная юстиция развивается в Австралии и Новой Зеландии, где еще не исчезли традиции аборигенов. (Автору довелось быть в одной из деревень маори – аборигенов Новой Зеландии и слышать подробные рассказы о внутриобщинном разрешении конфликтов, «примирительном производстве»). Идеи восстановительной юстиции активно обсуждаются и внедряются на практике за рубежом. Первые шаги делаются в России*. Первоначальной правовой базой развития ресторативной юстиции могут стать ст. 76 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) и ст. 25 УПК РФ (прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон). Однако необходима более тщательная правовая регламентация различных вариантов примирительного производства в рамках восстановительной (не уголовной!) юстиции. * Восстановительное правосудие в России: технология взаимодействия общества и государства. М.: Судебно-правовая реформа, 2001; Восстановительное правосудие, ресоциализация и городская политика. М.: Судебно-правовая реформа, 2002; Вестник восстановительной юстиции. Вып. 1, 2000; Вып.2, 2001; Restorative Justice: The Old Civilization in the New Russia. Moscow, 2001.
Помимо собственно восстановительной юстиции существуют многочисленные институты альтернативных лишению свободы мер социального контроля («субтюремные меры»), включая электронное наблюдение и домашний электронный арест*. * Криминология / Под ред. Дж. Шели. Указ. соч. С. 575-600. Ювенальная юстиция. Девиантность подростков широко распространена в различных формах: правонарушения, преступления, потребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, вандализм, правый и левый экстремизм, проституция и др. При этом подростки особенно чутки к санкциям – как позитивным, так и негативным. Они с благодарностью отзываются на ласку, поощрения, гордятся достижениями, но болезненно реагируют на наказания, тем более – несправедливые. Стигматизация явно вредна и может осуществляться лишь в крайних случаях (совершение тяжкого преступления, многочисленные правонарушения). Если «преступления без жертв» – потребление наркотиков, алкоголя, занятие проституцией, добровольный гомосексуализм – вообще не должны быть криминализированы, то тем более недопустимы негативные санкции за такие виды девиантности подростков. Они нуждаются в психологической, медицинской, социальной помощи. В Преамбуле «Правил правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила», утвержденные Ассамблеей ООН) говорится: «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка, таковым считаются лица в возрасте до 18 лет. Особенно негативные последствия влечет наказание в виде лишения свободы. Вот почему во многих европейских странах эта мера не применяется в отношении несовершеннолетних. Все это приводит к необходимости создания специальных институтов и процедур для расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. Российское законодательство предусматривают особый порядок расследования и рассмотрения уголовных дел по обвинению несовершеннолетних (ст. 420-432 УПК РФ), особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, возможность применения к ним принудительных мер воспитательного характера (ст. 87-96 УК РФ). Однако отсутствие специализированных органов расследования и рассмотрения дел несовершеннолетних, социального (педагогического, психологического) сопровождения не могут обеспечить в полной мере права подростков с учетом возрастных особенностей. Отсюда – идея создания системы ювенальной юстиции*. * Подробнее см.: Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Слуцкого. СПб., 2002; Bartollas С. Juvenile Delinquency. Fourth Edition. Allyn and Bacon, 1997. P. 356-389.
В узком понимании ювенальная юстиция сводится к системе специальных (ювенальных) судов, которые рассматривают только дела по обвинению несовершеннолетних. Соответственно предполагается специализация судей, их психологическая и педагогическая подготовка, участие в процессе профессиональных психологов и/или педагогов. В широком смысле ювенальная юстиция – система расследования, рассмотрения уголовных дел и исполнения приговоров в отношении несовершеннолетних. Это означает, что как только в качестве подозреваемого возникает фигура несовершеннолетнего, так все производство по делу – дознание, следствие, судебное разбирательство, исполнение приговора – осуществляются специализированными органами и должностными лицами. При этом обязательно участие адвоката и сопровождение социальным работником. Реализация системы ювенальной юстиции в широком смысле предполагает принятие соответствующих законодательных актов и формирование органов, осуществляющих всю процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетнего. Возможны, конечно, и промежуточные, компромиссные варианты. Например, суды по делам несовершеннолетних и обязательное сопровождение со стороны социальных работников, включая процесс отбывания наказания*. * См., например: Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказания, социальной адаптации и их совершенствования. М., 2002; Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции: Материалы курса. СПб., 2003.
В России первые ювенальные суды были созданы еще в 1910 г. – сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове. В 1917 г. Временное правительство подготовило законопроект о введении таких судов по всей России, но Октябрь 1917 г. прервал этот процесс. Определенные шаги в направлении создания ювенальной юстиции предприняты и в современной России. В Концепции судебной реформы 1991 г. предполагалось создание в стране ювенальных судов. В Законе о судебной системе РФ предусмотрена возможность создания федеральных специализированных судов. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам несовершеннолетних» признается необходимость специализации судей по этой категории дел. Однако до реализации всех этих рекомендаций пока еще далеко. Принципы восстановительной юстиции могут быть, прежде всего, реализованы в рамках ювенальной юстиции. Социальная помощь. Одним из важнейших и эффективных направлений социального контроля над девиантностью является предоставление социальной, психологической, медицинской помощи «исключенным», «униженным и оскорбленным» – страдающим наркотической и алкогольной зависимостью, бездомным и безработным, жертвам преступлений и семейного насилия, суицидентам, беспризорным, беженцам и вынужденным переселенцам, лицам, освободившимся из заключения и т. п. И дело не только в элементарной гуманности. Все эти группы населения – реальный или потенциальный резерв девиантного поведения. Их реадаптация и ресоциализация – лучшее профилактическое средство, о чем и пойдет речь в следующей главе. Сегодня в мире, включая Россию, действуют тысячи и тысячи организаций, оказывающих целевую помощь жертвам насилия, лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью, заключенным и тем, кто только что освободился из пенитенциарных учреждений, бездомным, беспризорным детям и подросткам, суицидентам. В каждой стране, в каждом крупном городе публикуются справочники для лиц, нуждающихся в том или ином виде помощи (например, Берлинский «Drogen. Rat und Hilfe» с предисловием сенатора по делам молодежи и семьи Т. Крюгера; польский «Sto-warzyszenie Monar: Informator»; российско-финский подробный справочник «Сотрудничество негосударственных организаций Финляндии и Санкт-Петербурга в сфере социального обеспечения и здравоохранения»). Издаются газеты и журналы для бездомных, а их распространение осуществляют сами бездомные, имея при этом легальный заработок (например, петербургские газета «На дне» и журнал «Путь домой», шотландский журнал «The Big Issue»). Выходят журналы для страдающих наркотической и алкогольной зависимостью (например, немецкий «Sucht Report»). Существует немало междуна
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.91 (0.013 с.) |