Девиантология: понятие, предмет, место в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантология: понятие, предмет, место в системе наук



 

В недрах социологии зародилась и сформировалась социология девиантного (отклоняющегося) поведения как специальная (частная) социологическая теория, которая со временем получила более точное название – социология девиантности и социального контроля (именно под таким названием – Deviance and Social Control – функционирует 29-й Исследовательский комитет Международной социологической ассоциации). Социология девиантности оказалась той научной дисциплиной, отраслью социологии, которая претендует на изучение и объяснение самых различных проявлений «социального зла». И не только «зла», как мы видели выше.

Пожалуй, основной недостаток названия «социология девиантности и социального контроля» (sociology of deviance and social control) – многословие. Кроме того, девиантность и девиантное поведение изучаются и в рамках естественных наук – биологии, психологии. Наконец, как мы покажем ниже, девиации присущи всем уровням организации материи. Поэтому недавно нами введен в научный оборот новый термин – «девиантология».

Девиантология (deviantology)это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).

Достоинство этого названия – его краткость. К тому же этот термин вполне отвечает принципу наименования научных дисциплин и отраслей науки по формуле: обозначение предмета + «логия» (от греч. λоγоς – слово, учение), например антропология, биология, геология, зоология, криминология и т. п. Девиантология учитывает интересы и других наук, а ряд девиаций изучают комплексные естественно-общественные дисциплины (самоубийства – суицидология, пьянство и наркотизм – наркология). Разумеется, возможны и возражения против предлагаемого термина. Основное из них – непривычность, отсутствие соответствующей научной традиции. Однако любой термин, любое понятие когда-то употреблялось впервые. Насколько жизненным окажется «девиантология» как термин (научное направление давно существует и развивается) – покажет будущее*.

* Заметим, что в 2001 г. вышли книги Е. В. Змановской «Девиантология: психология отклоняющегося поведения» и А. Г. Тюрикова «Военная девиантология: Теория, методология, библиография», а в октябре 2003 г. в Тюмени состоялась научная конференция на тему «Девиантология в России: история и современность».

 

Девиантология в перспективе может стать более общей теорией девиаций в природе и обществе (на физическом, биологическом, социальном уровнях организации мироздания). В широком смысле это наука о тех clinamen (отклонениях), которые, по Лукрецию, являлись conditio sine qua поп (необходимыми условиями) развития, ибо, как говорил Лукреций о «телах изначальных» (атомах):

 

Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать,

Не отклоняясь ничуть на пути в пустоте необъятной,

То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось,

И ничего никогда породить не могла бы природа*.

* Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 68.

 

И здесь мы подходим к теме чрезвычайной важности для последующего изложения. Девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания. В современной физике и химии отклонения обычно именуются флуктуациями, в биологии – мутациями, на долю социологии и психологии выпали девиации.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации, мутации) служат механизмом изменчивости, а следовательно, существования и развития каждой системы. Без девиаций «ничего никогда породить не могла бы природа», а «порождения» природы не могут без девиаций изменяться (развиваться). Отсутствие девиаций системы означает ее не-существование, гибель («а на кладбище все спокойненько»...).

Чем выше уровень организации (организованности) системы, тем динамичнее ее существование и тем большее значение приобретают изменения как «средство» сохранения. Неравновесность, неустойчивость становится источником упорядоченности (по И. Пригожину, «порядок через флуктуации»*). Так что для биологических и социальных систем характерен переход от гомеостаза (поддержание сохранения, стабилизированного состояния) к гомеорезу (поддержанию изменений, стабилизированному потоку)**.

* Приаожин И.. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

** См. статьи К. Уоддингтона и Р. Тома в кн.: На пути к теоретической биологии: 1. Пролегомены. М., 1970.

 

Поскольку существование и развитие социальных систем неразрывно связано с человеческой деятельностью, осуществляется через нее, постольку социальные девиации (девиантность социальных систем, обществ) реализуются, в конечном счете, через человеческую деятельность – девиантное поведение. В этом смысле девиантность есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную форму.

Как любая наука, девиантология (или же социология девиантности и социального контроля) имеет свою историю, немаловажную для понимания и объяснения девиаций и девиантного поведения.

Таким образом, предметом девиантологии являются:

– девиантность как социальный феномен;

– различные виды девиантности;

– девиантное поведение как индивидуальные поведенческие акты;

– генезис девиантности и ее отдельных проявлений;

– механизм индивидуального девиантного поведения;

– реакция общества на девиантность (социальный контроль);

– история девиантологии.

 

Какое место в системе наук занимает девиантология?

Выше не раз говорилось о том, что сегодня она является отраслью социологии, одной из специальных (частных) социологических теорий. В свою очередь, с нашей точки зрения, социология девиантности является более общей теорией по отношению к наукам, изучающим отдельные проявления девиантности: криминологии (наука о преступности), суицидологии (наука о самоубийствах и суицидальном поведении), «аддиктологии» (наука об аддикциях, пристрастиях, зависимостях – алкогольной, наркотической, табачной, игорной, компьютерной и др.), отчасти сексологии (наука о сексуальном поведении, включая «отклоняющееся» – перверсии), социологии творчества. Сразу оговорюсь – если в криминологии высказанная точка зрения достаточно распространена*, то моя позиция в отношении суицидологии, «аддиктологии», сексологии и социологии творчества, несомненно, вызовет возражения.

* Barak G. Integrating Criminologies. Allyn and Bacon. 1998. P.22; Lanier M., Henry S. Essential Criminology. Westview Press, 1998. P. 8, 22; Muncie E., McLaughlin (Eds.) The Problem of Crime. SAGE Publication. 1996. P. 12; Хохряков Г. Ф. Криминология. М., 1999. С. 82; и др.

 

Суицидологию принято считать междисциплинарной наукой, объединяющей социологический, психологический, медицинский подходы. Об «аддиктологии», насколько мне известно, никто еще не слышал. Употребление и злоупотребление алкоголем и наркотиками традиционно изучает наркология – медицинская наука (точнее, психиатрия, иногда допускающая в свои владения психологию). Социологии творчества, к сожалению, практически не существует (в отличие от бурно развивающейся психологии творчества). Ее предметом занимаются отчасти психология творчества, отчасти социология науки и социология искусства. Вместе с тем, мне кажется, что высказанные соображения имеют определенные основания и вызваны желанием не совершить «революцию», а, во-первых, несколько упорядочить систему общественных наук, включая социологию. И, во-вторых, в ходе дискуссии расширить и уточнить рамки девиантологии и ее «дочерних» дисциплин.

По мере развития девиантологии формируются частные девиантологические науки (дисциплины): военная девиантология, теория социального контроля, подростковая девиантология (у нее двое родителей – девиантология и ювенология*) и др.

* См.: Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2002.

 

Все формы, виды девиантности суть социальные феномены. Они, как будет показано ниже, в ч. II книги, имеют общий генезис (социальные «причины»), взаимосвязаны между собой, нередко влияют друг на друга. Некоторое эмпирическое подтверждение этому мы усматривали в результатах наших исследований и при анализе работ других авторов. Социологический подход к суициду, пьянству и наркотизму, проституции мы находим в трудах Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Мертона, П. Сорокина, М. Гернета да и К. Маркса с Ф. Энгельсом, на которых «не модно» ссылаться в современной России, но чьи научные достижения высоко оцениваются мировой наукой.

Да, при изучении индивидуального преступного, суицидального, аддиктивного, сексуального поведения роль психологии, наркологии, а нередко и биологии несомненна. Но изучение преступности, пьянства, наркотизма, проституции как социальных явлений, а также социальной реакции на них – предмет социологии и, прежде всего, социологии девиантности и социального контроля (девиантологии) и ее подотраслей – криминологии, суицидологии, аддиктологии, сексологии (точнее, той ее части, которая занимается сексуальными перверсиями). Обоснование социологии творчества как подотрасли девиантологии связано с признанием позитивных девиаций, наряду с негативными. Некоторые практические следствия этого будут показаны ниже.

Девиантология, несомненно, связана как с «родительницей» – социологией, так и с «детьми» – криминологией, суицидологией, аддиктологией и др., а также с различными отраслями социологических знаний – социологией семьи, социологией культуры, социологией науки, военной социологией и др. Кроме того, девиантология широко использует достижения психологии, демографии, статистики, применяет математические методы обработки результатов исследований. Зависимость социальных девиаций от экономических процессов обусловливает взаимный интерес девиантологии и экономики. На многие проявления девиантности существенно влияют особенности той или иной культуры. Культурология оказывается важным «соратником» девиантологии (отметим пока, что культура задает «формы» девиантных проявлений, а девиантное поведение служит «средством» изменения культуры). Неравномерность распространения различных форм девиантности в пространстве заставляет обратиться к географии (известно, например, такое направление в криминологии как география преступности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.013 с.)