Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сергей Эйзенштейн: Карта семейного пространства и психо-биография↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898- 1848) - кинорежиссер, теоретик искусства. Родился в семье инженера, главного архитектора Риги. По проектам его отца Михаила Осиповича построено более 50-ти рижских зданий. Получил солидное и разностороннее образование. Октябрьскую революцию принял, вступил в студенческий отряд народной милиции, затем ушел добровольцем в Красную Армию. В 1920 году был отправлен на учебу в Москву в Академию Генерального штаба на восточное отделение для изучения японского языка, но военным переводчиком не стал. Поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства, считал своим духовным наставником Всеволода Мейерхольда. Неисчерпаемые возможности Эйзенштейн увидел в кино. Фильмы «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный» стали классикой мирового кинематографа. А за «Броненосец» Эйзенштейн получил еще одну награду. В 1925 году домовой комитет дома на Чистых прудах, где режиссер жил в одной комнате с семейным Максимом Штраухом, побывав на премьере, собрал жильцов и присудил Сергею Михайловичу отдельную комнату, тут же было произведено добровольное переселение. Эйзенштейн умер от инфаркта в 50 лет, так и не успев переработать, согласно указаниям Сталина, вторую серию «Ивана Грозного». Оставил огромное творческое наследие - статьи, сценарии, лекции, письма, мемуары.
Аlter ego Андрея Белого – так назвали гениального кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, сравнив воспоминания о детстве двух мальчиков из «приличных» семей, где разыгрывались нешуточные драмы и трагедии – тоже вспоминает, какой болезненной для него была граница на карте семейного пространства. «Грозный папенька держал меня в большой строгости. В гостиную меня, например, просто не пускали, а так как столовая соединялась с аркой, то арка заставлялась от меня шеренгой стульев, по которым я ползал, заглядывая в обетованную землю гостиной» (С.М.Эйзенштейн. «Мемуары»). Сюда мальчик попадал лишь тогда, когда отец хотел продемонстрировать важным гостям таланты «первого ученика». Гостиная – земля обетованная, кабинет пап а – комната, куда доступ был категорически закрыт, там творились лучшие образцы «проимперской» архитектуры в стиле позднего модерна. Родительская спальня – самое таинственное место в доме, пространство раздора и борьбы между родителями, боевая линия семейного фронта. Это место «жгучей тайны» - отсюда доносились ужасные звуки непостижимой родительской жизни, крики, брань, рыдания. Здесь – ключ ответа на мучительный вопрос: почему мама и папа не любят друг друга. Разрешения конфликта взрослые искали в детской, разрывая на части впечатлительного мальчика. «Каждый из родителей считал своим долгом открывать мне глаза на другого. Маменька кричала, что отец мой – вор, папенька, что маменька – продажная женщина. Надворный советник Эйзенштейн не стеснялся и более точных обозначений. Первой гильдии купца дочь Юлия Ивановна обвиняла папеньку еще в худшем» (С.М.Эйзенштейн). Через детскую проходила граница недетского напряжения, куда с раннего детства была ввергнута психика маленького Сережи. Как говорят знатоки творчества великого мастера, семейная топография причудливым образом зафиксирована в траекториях его взрослой жизни и в самых потрясающих сценах его киношедевров. Взрослый и великий Эйзенштейн так и не стал обладателем собственного «отцовского» кабинета, как если бы его ранний жизненный опыт зафиксировал лишь путь от гостиной в детскую и обратно, где места кабинету просто не было. А в фильме «Октябрь» знаменитый режиссер как будто попытался раскрыть кинематографическими средствами тайну самой загадочной комнаты – материнской спальни. Восставшие матросы врываются в Зимний дворец и растекаясь по самым отдаленным его закоулкам, путаясь в лабиринте комнат, залов и переходов, вступают наконец на территорию семейной спальни – кажется, что посланцы из эйзенштейнова детства исполняют мечту. Мы намеренно оставляем в тексте «как если бы», «как будто», «кажется», опасаясь слишком однозначных аналогий и ассоциаций. Детская семейная топография и ее наложение на взрослые жизненные пути и тропы – все равно остается тайной и загадкой, нам неподвластной. А опыт болезни и жара у Сережи другой, чем у его двойника: «Окна занавешены, сквозь шторы бьет солнце. Комната погружена в ярко-розовый свет. Жар ли это? Не только жар: подкладка у штор розовая. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь подкладку, розовеют. Таким розовым светом просвечивают руки между пальцами, когда держишь их против лампы, или закрытые веки, когда поворачиваешь голову к солнцу. Такой же теплый розовый свет чудится, когда думаешь о девятимесячном блаженстве пребывания в утробе…» (В подготовке материала использовано исследование В.Подороги «Материал к психобиографии С.М.Эйзенштейна»//Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. – М.,2001. – С.11-141.).
Литература 1. Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» Блаженного Августина// Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М., 2000. – С. 60-137. 2. Берто Д., Виам-Берто И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений //Вопросы социологии. – М.,1992. - Т.1. – С.106-123. 3. Богачев А. Філософія мистецтва Р.Дж. Колінгвуда: герменевтична філософія може бути натуралістичною// Феноменологія і мистецтво. Щорічник Українського феноменологічного товариства 2002-2003. – К., 2005. – С.3-22. 4. Бурдье П. Поле литературы// Новое литературное обозрение. – 2000. - №5(45). – С. 22-87. 5. Вальденфельс Б. Мотив Чужого: Сб.пер. с нем./Научн.ред. А.В.Михайлов. – Минск: Пропилеи, 1991. – 176 с. 6. Вальденфельс Б. Топографія Чужого: Студії до феноменології Чужого/ Пер. з нім. В.Кебуладзе. – К.:ППС-2002, 2004. – 206 с. 7. Веселова Н.В. «Событие жизни – событие текста» //http://www.ruthenia.ru/folklore - проект «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика». 8. Горелик Л. Антресоли памяти: Воспоминания о костюме 1990 года// НЛО. – 2007. - № 84. – С.581-620. 9. Голубович И.В. Биографический акт: на острие жизни и письма (соотношение нарративного и экзистенциального измерений)// Філософські пошуки. – Вип.XVII-XVIII.- Львів-Одеса, 2004. – С.588-597. 10. Голубович И.В. Детская комната//ДНК:информационно-аналитический журнал. – Одесса. – 2007. - №2 (23)- С. 58-61. 11. Голубович И.В. Детская комната//ДНК:информационно-аналитический журнал. – Одесса. – 2007. - № 4(25) – С. 47-49. 12. Голубович И.В. Детская комната//ДНК:информационно-аналитический журнал. –Одесса. – 2007. - № 5(26) – С. 60-62. 13.Голубович И.В. „Нос” Н.В.Гоголя в пространстве субуниверсумов реальности (опыт интерпретации в свете феноменологической социологии А.Щюца)//Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 10. Стратегії інтерпретації тексту: методи і межі їх застосування. – Одеса, 2006. – С.88-98. 14.Голубович И.В. Родом из 25-й образцовой. Воспоминания „одесской” москвички// ДНК:информационно-аналитический журнал. – Одеса. – 2006. - № 19. – С.66-69. 15.Голубович И.В. Экзистенциальное и нарративное измерение биографического акта//Исповедальные тексты культуры. Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург 18-19 ноября 2006 г./Под ред. М.С.Уварова – СПб., 2006. – С.90-98. 16.Гуссерль Э. Картезианские размышления/Пер. с нем. Д.В.Скляднева. – СПб: Наука;Ювента, 2004. – 316 с. 17. Довгополова О.А. Другое, Чужое, Отторгаемое как элементы социального пространства. – Одесса: СПД Фридмана, 2007. – 300 с. 18.Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 10. Стратегії інтерпретації тексту: методи і межі їх застосування. – Одеса, ОНУ ім. І.І.Мечникова, 2006. – 404 с. 19.Иванова-Георгиевская Н.А. Феноменологические идеи Э.Гуссерля как предпосылка онтологической экспликации игры О.Финком и Г.Х.Гадамером//Феноменологія і мистецтво. Щорічник Українського феноменологічного товариства 2002-2003. – К., 2005. – С. 33-50. 20.Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. – М.: Изд. «Европа», 2005. – 544 с. 21.Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.Автобиография/ Пер. с англ. Ю.А.Асеева. -М.:Наука, 1980. – 486 с. 22.Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. – М.:Языки русской культуры, 1999. – 325 с. 23.Лакан Ж. Функции и поле речи и языка в психоанализе: Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года/ Пер. с франц. А. Черноглазова. - М.: Изд. «Гнозис», 1995. – 192 с. 24.Лейрис М. Возраст мужчины/ Пер с франц. О.Е.Волчек, С.Л.Фокин. – СПб: «Наука», 2002. – 256 с. 25.Лотман Ю.М. Биография – живое лицо// Новый мир. – 1985. - № 2. – С.228-236. 26.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров// Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 150-390. 27.Лотман Ю.М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах// Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 427-430. 28. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. - Таллин, 1992. – Т.1. - С. 58-76. 29.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия/ Пер. с франц. под ред. И.С.Вдовиной и С.Л.Фокина.– СПб: «Ювента»; «Наука», 1999. – 608 с. 30.Набоков В. Другие берега: Автобиография, рассказы, стихотворения. – СПб: «Азбука-классика», 2004. – 416 с. 31.Новикова М. Іншологія: Досвід С.Аверінцева// Дух і літера. - № 9-12. – К.:Дух і літера, 2002. – С. 13-21. 32.Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: Изд. УРАО, 2000.- 313 с. 33.Павловский Г. Жизнь в СССР и «советская проблема»// Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. – М., 2005 – С. 3-5. 34.Пелевин В.О. Онтология детства//http://pelevin.nov.ru/rass/pe-det/1.html 35.Петровская Е. Претворенное время// Новое литературное обозрение. – 2000. - №6 (46). – С. 365-372. 36.Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинэу: Центр. типогр., 1997. – 352 с. 37.Рикер П. Время и рассказ. Т.1/Пер. с франц. Т.В.Славко. – М.; СПб.:Университетская книга, 2000. – 314 с. 38.Рикер П. Память, история, забвение/ Пер. с франц. И.И.Блауберг, И.С.Вдовина и др. – М.: Изд. Гуманитарной литературы, 2004. – 728 с. 39.Рындин С.Б. О книге Мишеля Лейриса//Лейрис М. Возраст мужчины. – СПб, 2002. – С. 223-250. 40.Судьбы людей России – ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования/ Отв. ред. В.Семенова, В. Фотиева.- М: Институт социологии РАН, 1996.- 640 с. 41.Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. – М.:ООО Издательство «АСТ», 2004. – 379 с. 42.Філософські пошуки, XIV-XV. Львів – Одеса – Хмельницький: Cogito. – Центр Європи, 2003. – 397 с. 43.Філософські пошуки. – Вип. XVII-XVIII.- Львів-Одеса, 2004. – 740 с. 44.Щюц А. Дон Кихот и проблема реальности/ Пер. с англ. В.Степаненко //Философская и социологическая мысль. – 1995. - №. 11-12. – С. 144-169. 45.Caputo J.D. Radical Hermeneutics. Repetition, Deconstruction and the Hermeneutic Project. – Indiana University Press, 1987. – 320 р.
СОДЕРЖАНИЕ Введение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.012 с.) |