Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старт и финиш: дильтеевские биографии Шлейермахера и ГегеляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько «спрямляя» творческий путь самого Дильтея, но не греша против логики этого пути, можно отметить, что взлет научной карьеры и последний ее «звездный», неожиданный для многих поворот связан у философа именно с биографическими штудиями. Стартовая точка, с которой началась широкая известность Дильтея, – биография Шлейермахера, написанная в 1870 году [53]. А в 1905 году зрелый мастер завершает биографическое исследование о молодом Гегеле, обнаруживая «молодость» собственной мысли, ее способность к новым и неожиданным поворотам [52]. «Жизнь Шлейермахера» стала результатом работы над архивом ученого. Дильтей приводил его в порядок сначала вместе с хранителем архива Людвигом Йонасом, зятем Шлейермахера, а затем самостоятельно. Шлейермахеру было посвящено конкурсное сочинение «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличие от предшествующей протестантской герменевтики» [14], за которое 27-летний исследователь получил двойную награду, были отмечены обширность материала и глубина анализа. На примере анализа творчества Шлейрмахера и предшествующей ему традиции Дильтей еще в 1860 году формулирует центральную для гуманитарных наук проблему конституирования их предмета. Одним из ведущих в исследовании становится понятие «внутренней формы» («внутренней мысленной формы»), призванное объяснить единство произведения и замысла автора. Можно предположить, что размышления над «внутренней формой» во многом спровоцировали пристальный интерес Дильтея к биографической составляющей авторского замысла и далее к биографии творческой личности в целом. После выхода биографии Шлейермахера Дильтей писал в письме к В.Шереру: «Ее замысел – в том, чтобы объяснить одного мыслителя исходя из существенного направления данного культурного периода посредством точного исследования генетических рядов. Другой же стороной этого замысла будет – подвергнуть проверке ценность его взгляда на мир и на жизнь, во-первых, научным путем, а во-вторых, посредством определения места, которое занимает волевое и душевное устремление этой культуры в целом европейской эволюции» (См.: [40, с. 50]). Уже в этой ранней работе появляются понятия, которые Дильтей будет продумывать и обосновывать всю свою жизнь: «внутренний опыт», «переживание», «внутреннее существо». Как подчеркивает Н.С.Плотников в первом дильтеевском опыте биографического исследования «внутренний опыт», «переживание» - не проникновение в «душу» автора, а синоним стянутости комплекса жизненных и мыслительных взаимосвязей в точку индивидуальной жизни автора, доступную рефлексии исследователя. (См.: [40, с. 51]. Здесь уже представлена попытка построения комплекса идейных взаимосвязей из полноты исторического контекста индивидуального творчества - это ключевая проблема программного «Введения в науки о духе». Получает историческую и биографическую экспликацию философский тезис о природе гуманитарного познания, исходящего из полноты человеческой жизни. Шлейермахер у Дильтея – не машина по производству идей, а творящая личность, находящаяся на перекрестке духовных движений его эпохи. И задача биографической реконструкции при таком подходе - выявление сопряженности индивидуума с той констелляцией идей, текстов, личностей, событий, что образует его собственный мир. Кстати, самым первым откликом на работы Дильтея за пределами Германии стала рецензия М.М.Стасюлевича в «Вестнике Европы» на «Жизнь Шлейермахера» [46]. Так с рефлексии над биографическим произведением Дильтея начинается история дильтееведения в России. Углубленные биографические штудии, превращение биографии в научный жанр, выявили недостаточность только историко-биографического анализа. Разраставшийся объем материала требовал уточнения категориальных взаимосвязей, выхода на теоретико-методологический уровень. Отвечая на эту потребность, Дильтей пишет свои фундаментальные труды о специфике «наук о духе». Представленные в них философские обобщения приводили к необозримому расширению исторической и историко-биографической базы. Так и работал Дильтей, «бросаясь» от биографии Шлейермахера к теории гуманитарных наук и обратно, вновь углубляясь в конкретные исследования. В этом смысле собственное творчество ученого можно вслед за Н.Плотниковым [40, с.51] обозначить как «синтез истории и систематики». Этот синтез – некая творческая константа для Дильтея. Так после биографической «Истории молодого Гегеля» ученый осуществляет все более обширные проекты: «Исследования по истории немецкого духа» и «История развития гуманитарных наук в эпоху Ренессанса и Нового времени». Синтез подобного рода мы наблюдаем и в творческой биографии другого выдающегося гуманитария М.Ю.Лотмана (мы лишь уточним составляющие этого синтеза: «биографическое – структурно-семиотическое»). Он также совершал «челночное» движение – от конкретных биографических исследований («Сотворение Карамзина», например) к обобщающим теоретическим трудам по семиотике культуры. Одно из самых значительных воплощений «синтеза истории (биографии) и систематики» у Дильтея - переосмысление творчества Гегеля, своего рода «переоткрытие» Гегеля. В 1899-1900 года Дильтей становится инициатором конкурса на тему: «История эволюции гегелевской системы» с использованием рукописей философа, хранящихся в Королевской Библиотеке Берлина. В поле исследования должен был попасть весь комплекс жизненной работы мыслителя – черновики, письма, наброски, фрагменты произведений. Дильтея не удовлетворили итоги конкурса, и он сам пишет «Историю молодого Гегеля» (1905). Дильтей ставит перед собой задачу рассмотреть метафизику Гегеля и всю его систему в целом как один из исторических способов интерпретации жизни. В основе геглевского жизне- и мыслетворчества Дильтей усматривает «метафизическое переживание» - чувство единства и даже сродства всего человечества, человека и природы, человека и божественного начала, проявляющегося себя в мире через любовь. Рассмотренное биографически, оно находится в некоем порядке предшествующих переживаний, приводящих к философскому переживанию, благодаря которому в них постигается всеобщий факт. Таким образом, Дильтей вводит понятия «метафизическое переживание» и «философское переживание». В теоретической проработке этих понятий нуждается жанр «интеллектуальной биографии», позволяющий представить конкретное воплощение и даже создать своего рода типологию метфизических и философских переживаний. Энергия переживания, соединенная с особой способностью усматривать в переживании всеобщий факт составляет «гений метафизика», подчеркивает Дильтей. Гегель и был для него «гением метафизики» не только с рационально-логической, но и с жизненной (в дильтеевском понимании) точки зрения. Такое переживание всеединства сущего Дильтей назвал «мистическим пантеизмом». Эта формула произвела переворот в понимании Гегеля, которого считали чистым логицистом. Как подчеркивает Н.Плотников в работе «Молодой Гегель в зеркале исследований», биографический труд Дильтея открыл путь к возрождению гегельянства [41, с. 33]. Биографические штудии совершили концептуальный переворот – это еще один вариант синтеза истории и систематики. Мэтр гегельянства 20 века Герман Глокнер признавал, что оживление гегельянства берет свое начало не в расчетливо системной монографии Куно Фишера, а в гениально современном юношеском образе, который мастерски изобразил Дильтей (См.: [41, с. 35]). Обращение к биографии Гегеля было не просто стечением обстоятельств, оно также проявление указанного нами синтеза. На позднем этапе творчества Дильтей делает свой философский выбор в пользу гегелевского идеализма. Как мы уже указывали, он рассматривает объективный дух как самостоятельный предмет гуманитарных наук, почти отождествляя категории «жизнь» и «дух». Однако, очень важно, что «жизнь» для Дильтея остается – и не «духом», и не «материальным». Это одна из фундаментальных идей «философии жизни». Отказываясь в начале своего научного пути от спекулятивной метафизики, ученый вернулся к ней в обосновании методологии гуманитарных наук. Замкнулся круг идейный и проблемно-тематический – от биографии Шлейермахера к жизнеописанию молодого Гегеля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.008 с.) |