Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автобиография и биография как исторический феномен
В автобиографии и биографии явлено то, что представляет фундаментальный интерес в науках о духе. Это индивидуальность, понятая как жизненное единство («изображение отдельного психофизического жизненного единства есть биография» [10, с. 134]). Это также самое адекватное выражение жизни/переживания, как их понимал Дильтей. («…автобиографии – непосредственное выражение осмысления жизни» [17, с. 138]). Кроме того, в феномене автобиографии/биографии предельно представлена взаимосвязь индивидуального и исторического, автобиография и биография является перекрестком, точкой, где напряженно стягивается жизнь человека с судьбой истории и культуры. Дильтей задается вопросом об укорененности биографии в культуре: как возможна биография? «Жизнь исторической личности – система действия, в рамках которой индивид воспринимает воздействия исторического мира, формируется им и вновь воздействует на исторический мир… Именно в этом коренится сама возможность биографии: индивид не противостоит безграничной игре сил в историческом мире; наоборот, сфера его жизни – государство, религия, наука,…собственная система или взаимосвязь его жизни. Внутренняя структура этой системы такова, какой ее делает сам индивид…» [15, с. 141]. Как нам представляется, это объяснение оставляет вопрос об условиях возможности биографии в культуре без ответа, философ приводит лишь общие исторические основания такой возможности, которые не могут в такой абстрактной форме быть ориентиром для конкретного гуманитарного исследования. Видимо, сам вопрос о том «как возможна биография» по-настоящему еще не был поставлен, для самого Дильтея он скорее был риторическим. В перспективе современной гуманитаристики можно говорить о комплексе социокультурных, исторических, антропологических, онтологических (онтогерменевтических) условий возможности существования биографии в культуре. Вместе с тем, не отвечая прямо на поставленный вопрос, косвенно В.Дильтей такие условия обозначает, что частично мы попытались показать выше. Один из векторов рассмотрения самой возможности биографии в культуре – представление данного феномена в аспекте связи исторических событий. Автобиография и биография как феномены социокультурного бытия человека, как важнейшая манифестация его «внутренней историчности» будут нами проанализированы в аспекте важнейших дильтеевских «категорий жизни»: понимание (в его элементарных и высших формах), значение, значительность (отсюда связь с «объективациями жизни»). В этом контексте, как нам представляется, приоритет и первичность автобиографии по отношению к биографии в концепции Дильтея становится еще очевидней.
Дильтей видит в понимании основной способ человеческого жизнеосуществления. Развивая эту идею, он выделяет «элементарное понимание» и «высшие формы понимания». Между тем, эта онтологизация понимания уже у Дильтея многими осталась незамеченной. Так, Хайдеггер, который именно себе ставил в заслугу определение понимания как изначального модуса человеческого существования, повторял расхожий упрек Дильтею в том, что он занимается пониманием лишь как специфическим методом наук о духе. Не было учтено «элементарное понимание» - структурирование различных жизнепроявлений и установления общностей. Этому в определенной мере дал повод и сам ученый, который гораздо большее внимание уделил развитым формам понимания – рациональной деятельности, составляющей содержание наук о духе. Различение между элементарными и высшими формами понимания у Дильтея соотносится с введенным им разделением прагматического и исторического истолкования (См.: [17, с. 144]). Элементарное понимание, вырастающее из интересов практической жизни, подобно буквам, объединение которых делает возможным высшие формы. Истолкование отдельного проявления жизни - важнейшая из таких элементарных форм. Здесь существенно еще одно ключевое положение Дильтея о том, что понимание всегда имеет своим предметом единичное - индивидуальную жизнь (в этом смысле ей подобно отдельное произведение искусства), а также «переживание и понимание себя самих». Высшие формы понимания основываются на индуктивном заключении, которое переходит от того, что существует в произведении или жизни слитно, к раскрытию некоего жизненного отношения (См.: [17, с. 144-145]). Итак, понимание, по Дильтею, начинается с индивидуальной жизни, понятой как целостность, как жизненное единство. Как подчеркивает В.Бибихин, дильтеевская школа учит отвыкать от такого обращения с материалом, когда сначала мы видим множество вещей, а затем, «тоскуя от беспорядка», вносим в него закон. На упорядочивании извне Дильтей ставит запрет. «Обнаруживая в своем начале связь – в принципе ту же, которая ведет наблюдателя, - жизнь дарит подарок, и, проясняя себя, и освобождая нас от необходимости прибавлять связь извне» [4, с. 513]. Жизнь «одаривает» гуманитария, имманентно самопроясняя себя, именно потому, что она внутренне автобиографична.
Автобиография и биография состоят из «отдельных проявлений жизни», представленных в определенной ретроспективе и подвергнутых реконструкции. Наше утверждение о том, что на вопрос «как возможна биография» Дильтей дал лишь риторический ответ не должно быть понято слишком категорично, оно касается лишь контекста, в котором было приведено выше. В целом же можно говорить о том, что Дильтей определяет в общих чертах условия возможности автобиографии/биографии, а также автобиографического/биографического сознания (если подразумевать под сознанием в данном случае триадическую связность: переживания-понимания-выражения). Так уже «элементарные формы понимания», которые делают доступными «элементы реконструкции», задают условия такой возможности, однако еще не гарантируют ее реализации. Ведь ретроспективный взгляд на все связи жизни, как подчеркивает Дильтей, в элементарных формах еще не достигается. Самая общая характеристика «высших форм понимания»: они, исходя из данных проявлений жизни, с помощью индуктивного вывода приводят к постижению связи всего целого (См.: [17, с. 145]). Однако приводят ли высшие формы понимания к «постижению связи целого» или к «реконструкции» такой связи? У Дильтея однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных контекстах он делает выбор либо в пользу «постижения» (приближаясь в конце жизни к гегельянству и формируя собственное представление об «объективном духе»), либо в пользу «реконструкции» (говоря о трудностях и внутренних противоречиях процесса понимания, его субъективном характере, возвращаясь к тезису Ф.Шлейермахера о том что для развитого понимания первична ситуация непонимания). Второй аспект нам кажется более актуальным с позиций современного гуманитарного знания. На нем мы остановимся более подробно. Дильтей указывает на «внутреннюю дистанцию» между данным проявлением жизни и понимающим субъектом и вытекающую из этого ненадежность понимания, на необходимость постоянной переоценки. Это справедливо и в том случае, когда понимающий субъект хочет связать проявления собственной жизни единством автобиографии. Возможность автобиографии, как мы ранее отмечали, заложена уже в элементарных формах понимания, но как возможность «наивная» и самоочевидная. Реализация этой возможности обеспечивается высшими «связующими» формами. Однако на этом более сложном этапе понимания обнаруживается проблематичность автобиографической связи. Она из до-рефлективной «само собой разумеющейся» превращается в почти невозможную. И лишь, преодолевая эту проблематичность, решая вопрос о том, какая связь (кроме того, что это просто «моя» жизнь) объединяет ее отдельные проявления, автобиография становится «выражением жизни», историей, рассказом, «-графией».
Поиск связи, скрепляющей отдельные фрагменты собственной жизни, - это одновременно и определение смысла жизни индивида. «Автобиография – понимание самого себя. Именно здесь предметом оказывается жизнь как течение жизни одного индивида. Здесь переживание становится той постоянной, непосредственной основой понимания, которое связано с определением смысла жизни индивида» [15, с. 142]. Связь прошлых звеньев жизни постигается, по Дильтею, с помощью категории значимости воспоминания. Воспоминание – одно из важнейших свойств жизни: «…жизни присуще «всматривание» в прошлое и свободное стремление к будущему». Даже в переживание настоящего уже «встроено» воспоминание: «настоящее всегда заключает в себе воспоминание о том, что только что было в настоящем». (См.: [17, с. 136]). Такая трактовка «всегда-присутствия» воспоминания позволяет примирить кажущее противоречие дильтеевского подхода: с одной стороны он настаивает на первичности и тотальности переживания, а с другой - пишет о том, что поток жизни пережить нельзя. Переживается лишь воспоминание, но существует оно в особом модусе сущностного присутствия в настоящем. Воспоминание расчленяет непрерывный поток, только благодаря его активности можно говорить о дискретных единицах жизни – ее «мгновениях». Эту активность воспоминания Дильтей называет «законом самой жизни»: любое мгновение жизни, ставшее предметом наблюдения, сколь бы мы не интенсифицировали в себе сознание потока, оказывается вспоминаемым мгновением, а не потоком. (См.: [17, с.136]). Мгновение не только членит и «сужает» жизненный поток. Парадоксальным образом оно обладает и «расширяющим» действием. «Мгновение, ставшее прошлым, появляется в качестве воспоминания, которое обладает свободой расширения своей сферы» ( курсив мой – И.Г.) [17, с. 137]. У Дильтея еще нет подробного анализа «свободы расширения сферы», данной воспоминанием. Однако вряд ли стоит сомневаться, что речь идет о смысловом расширении и о свободе интерпретации прошлого опыта. В дальнейшем эта проблематика станет очень важной для феноменологической и герменевтической традиции. В частности, Э.Гуссерль заговорит о «свободном варьирования в фантазии», а П.Рикер о смысловых рефигурациях в воспоминаниях. Сам же Дильтей, не конкретизируя детально, пишет еще и о «бессмысленном расширении сферы» в мечтаниях, фантазиях, не подкрепленных волей и поступками. Данная проблематика в контексте неизбежной «дискретизации» жизненного потока (потока времени жизни») будет рассмотрена нами далее через сопоставление моделей В.Дильтея и Ю.Лотмана (Дильтей переводит «поток» в режим мгновений-воспоминаний, Лотман – «осюжетивает» его, представляя через единицы сюжета – события).
Таким образом, воспоминание разбивает на части-мгновения жизненный поток, который только в такой трансформации становится переживаемым. Понимание единства индивидуальной жизни достигается через «значимость воспоминания», когда содержание воспоминания пропускается через категории ценности, цели, значения. «Значение воспоминаний определяется отношением к смыслу целого» [17, с. 139]. Если для жизни связность дана изначально («связность прежде жизни»), то автобиографической рефлексии (как «воспоминаемости») предзадана дробность, расчлененность. Автобиографическое единство задается извне через смыслополагание. Если для жизни – «жизнь прежде смысла», то для жизнеописания - смысл прежде автобиографии. То, что жизни дано изначально, автобиография напряженно выстравивает через отнесение к категориям ценности, цели и значения. «Значение» - всеохватывающая категория, первая из реальных «категорий жизни», она делает жизнь доступной уразумению. Она же является схемой конкретно-исторического жизнеосуществления и структурой отношений, в которых конституируется феномен человеческой жизни как самостоятельная реальность и как предмет познания. Так резюмирует смысл категории «значение» в дильтеевском «Построении …» Н.Плотников (См. об этом: [40, с. 202]). «Значение» структурирует жизнь как автобиографию, выстраивая взаимосвязь на основе определенного принципа отбора отдельных мгновений-переживаний. При этом структура отношения к целостности жизни в каждый момент ее осуществления является открытой, незавершенной и, как мы показали выше, обладает потенциалом расширения через возможность переосмысления и переинтерпретации. Принципиальная «незавершенность» автобиографии задается перспективой «смертного часа»: «придется дождаться конца жизненного течения, чтобы в смертный час иметь возможность полностью обозреть целое, исходя из которого было бы фиксируемо отношение его частей» ([19, с. 233]). В подобном же смысле открытости перед лицом смерти рассматривал специфику автобиографии как «предпонимания» собственной жизни и М. Бахтин. Н.Плотников подчеркивает, что в перспективе, заданной Дильтеем, будет плодотворно исследование автобиографической рефлексии исторических личностей, так называемой «постфактумной» самостилизации героев, выстраивающих задним числом взаимосвязи значения отдельных событий жизни, часто в полной противоположности их прежнему весу в биографии (См.: [40, с. 203]). При этом не стоит объявлять «стилизирующую корректировку» ложной. Если она достаточно искренна и речь не идет о чистой фальсификации (вновь отсылаем к Лакану), такое ретуширование – элемент пути (истории) самопонимания личности.
Жизнь как автобиография и биография обладает не только «значением», но и «значительностью» (Bedeutsamkeit). Дильтеевская категория значительности соотносит отдельные проявления жизни и саму жизнь с целым эпохи. Выстраивается, реконструируется историческая связь, связь в системе уже указанных нами «объективаций жизни». Последнее понятие Дильтей вводит в поздних работах, преодолевая психологизм и «возращаясь» к Гегелю. Для него «объективации жизни» - это совокупность «организованных порядков» разнообразных типов общности: язык, искусство, наука и т.д. Дильтей заимствует гегелевский термин «объективный дух», изменяя его содержание и подразумевая под ним разнообразные формы, в которых объективировалась в чувственном мире существующая между индивидами общность (См.: [17, с. 143]). Конкретизируя свой «объективный дух» философ вводит понятие «комплекс воздействий» - комплекс связей в истории, что обладает для самих участников «замкнутым горизонтом» и имеет характер «центрированности» на определенных целях. Как подчеркивает Н.Плотников, «комплекс воздействий» фиксирует структурные элементы всякого рефлексивного отношения к истории – от автобиографического повествования до постижения универсальных исторических взаимосвязей (См.: [40, с. 213]). Дильтей показывает, как человеческое сознание (понятое как единство «переживания-понимания-выражение») создает возможность автобиографии/биографии и отсюда самой истории. Однако связь здесь двусторонняя. Одна из самых знаменитых фраз Дильтея, повторенная им неоднократно в различных работах: что есть человек, говорит ему лишь его история (См. например: [20, с. 116]). Невозможно установить никакую «сущность» или идентичность человека вне его истории. Идентичность – не идеальный, но исторический феномен. Как история нуждается в человеке, невозможна без «внутренней историчности», так и человек нуждается в истории - история говорит ему о том, кто он есть. Однако – какая история: индивидуальная жизненная история или «большая история»? Здесь есть альтернатива и возможность выбора той или иной мировоззренческой позиции и, соответственно, исследовательской стратегии. Дильтей говорит о «большой истории», для него, собственно, еще и нет представленной нами альтернативы. Она оформиться позже, уже после смерти Дильтея. А драматизм этой альтернативы воплотится в конце 20 века в проблематике микроистории (См. например: [2, 32, 37]). Как подчеркивает Плотников, в данном контексте у Дильтея история - не реальный поток событий, целенаправленно устремляющийся в одном направлении, а модус познания событий в качестве комплекса воздействий, включающий их функционирование и развертывание во времени (См.: [40, с. 214]). Дильтей пишет также о формировании в „сознании сообществ” их „собственной жизненной истории”, подчеркивая практическую, смыслообразующую роль такой жизненной истории, структурирующей идентичность сообщества. Данный ракурс анализа сообществ позволяет, по-видимому, говорить об их „биографии”. Сам В.Дильтей эту тему подробно не развивает. Детальнее она продумана в работах его старшего современника и соотечественника И.Г.Дройзена. Этот выдающийся историк прежде Дильтея обосновал важнейшую роль понимания в структуре гуманитарных наук. Говоря об исследовательском жанре биографии, Дройзен в своей работе „Энциклопедия и методология истории” подчеркивает, что объектом биографии может быть не только жизнь отдельного человека, но и определенных общностей, таких как город, нация, народ. Он считал возможным вслед за „Биографией Эллады” («Bios Hellados) Дикеарха написать биографию греческого народа, а на основе „Германии” Тацита – немецкого. (См.: [25, с. 417-419]). Далее мы еще обратимся к Дройзену и предложенным им критериям отнесения того или иного исторического феномена к предмету биографии. О «биографии наций» пишет и известный современный американский исследователь Бенедикт Андерсон в работе «Воображаемые общности» (1983) (См.: [1, с. 250-252]). Он видит общее проблемное поле в создании и исследовании «личных нарративов» и «нарративов нации». Это проблематика культурной (личной) памяти и амнезии, исторической (личной) самоидентичности, исторической (личной) генеалогии, индивидуальной смертности и исторической конечности существования любого этноса. По мнению Андерсона, «биографичность» вносит в осмысление истории нации элемент причастности, возможность сказать об этой истории, как и о своей жизни, «моя собственная». Здесь несомненна близость к дильтеевской идее о практической, смыслообразующей роли подобной биографической экспансии, структурирующей идентичность сообщества. Здесь выход на проблематику „просопографии” - достаточно нового направления биографического анализа, изучающего «историю жизни»/биографию различных сообшеств и групп. Выше мы сформулировали проблему соотношения автобиографии и биографии в дильтеевской концепции как проблему первичности автобиографии. Дильтей аргументирует свой выбор: «Биография ищет в материале (документах) сопряженность внешнего и внутреннего, внешних обстоятельств и смысла жизни. Автобиография же сама говорит об этой связности» [15, с. 142]. Таким образом, биография «ищет» то, о чем автобиография «говорит сама». В автобиографии «говорит» сам индивид, а в биографии необходимо «разговорить» материалы и документы чужой жизни. Определенная автобиографическая стратегия задает и стратегию биографической интерпретации: «Если граница истолкования индивида состоит в том, что он становится как бы средоточием себя, то и биографы превращают индивида в некое средоточие» [15, с. 143]. Дильтей считает автобиографию наиболее совершенной экспликацией в истолковании собственной жизни, дающей возможность интерпретировать саму историю. Именно в автобиографии обнаруживается «внутренняя историчность», бросающая свет на историчность «большой истории».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.018 с.) |