Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биографический подход и «биографическое» самого Дильтея
Для более полного понимания сути дильтеевского варианта биографического подхода в гуманитаристике значимы моменты собственной биографии ученого и его автобиографической рефлексии. Обращение к жизни самого Дильтея также дает повод для осмысления специфики научного жанра «интеллектуальной биографии». Круг тем и проблем собственных исследований очерчивался под воздействием глубочайших внутренних предпочтений, которые достаточно сложно вычленить вне обращения к биографическому контексту. Тут поможет знание не столько внешних жизненных обстоятельств, сколько ключевых моментов «внутренней» духовной биографии. Так, отход Дильтея от первоначальных тем - философии и богословия Александрийской школы, отцов церкви, ранней схоластики к теоретическим проблемам гуманитаристики и обоснованию «наук о духе» - часто объясняется внешними причинами: чрезвычайное переутомление при работе с латинскими и древнегреческими источниками, грозившее подорвать здоровье. Однако есть и внутренний духовный импульс для такой переориентации. О нем пишет Г.Миш в своем биографическом исследовании о молодом Дильтее, ссылаясь на его дневники. В.Дильтей признается: «Я тщетно пытаюсь пробудить жизнь в этом совершенно чуждом материале и не знаю, удастся ли мне когда-либо вновь оживить дух той эпохи – это всегда меня удивлявшее неверие в человеческую природу в ее здоровой уравновешенности, это ненавистное мне до глубины души (курсив мой – И.Г.) влечение к потустороннему и сверхчувственному знанию, эта совершенно непонятная (курсив мой – И.Г.) мне сектантская жизнь» (См.: [56, с. 153; 40, с. 33]). сЭто признание внутреннего интеллектуального и духовного отторжения от религиозного трансцендентализма на страницы объемных трудов Дильтея не попало, его можно вычитать между строк, но документальное подтверждение мы получаем, лишь обращаясь к автобиографическому материалу. Еще одно значимое автобиографическое признание сделано Дильтеем в юбилейной речи по поводу своего 70-летия, символично названной «Сон». «Окидывая взором мою жизнь, я с благодарностью должен признать счастье, пережитое мною. Прежде всего, мне было дано пережить исполнение стремления моей юности – единение нашего горячо любимого немецкого народа и свободное преобразование его жизненных порядков. Затем – самое близкое мне, возможность следовать внутреннему стремлению к созерцанию и наблюдению мировой жизни» [20, с. 112]. В этой краткой самохарактеристике обнаруживается и методологическая установка: индивидуальная жизнь во взаимосвязи с жизнью исторической, но через смыслы сознательно избранные и сформированные самим индивидом.
У интеллектуала есть еще одна обязанность перед жизнью – выразить ее. Интеллектуальный автобиографизм – способ манифестации этой выразимости. Н.Плотников приводит запись из дневника молодого В.Дильтея, только что закончившего университет в Берлине: «Моя жизнь простиралась передо мной как ряд вводных предложений, смутных и ясных, смысл которых был в том, что мое призвание – постичь внутреннее существо религиозной жизни в истории и дать его убедительное изложение в нашу определяемую государством эпоху» (Цит по: [40, с. 32]). Осознанно или неосознанно Дильтей в акте автобиографической рефлексии формулирует важнейшую для своего последующего творчества идею «выразимости жизни» и возможности ее «текстуального» представления: моя жизнь как ряд вводных предложений, конституирующих смысл жизни. А смутный и неясный характер многих «артикуляций» жизни – это своеобразный вызов жизни, вызов, заставляющий интеллектуала постоянно искать, формулировать и реконструировать (через текст!) смысл, цель и значение жизни. Имеет автобиографическую глубину и очень важная для Дильтея мысль о том, что любая философская система – это лишь вершина айсберга, а его «подводная часть» - личное общение с единомышленниками и оппонентами. Известно, какую огромную роль сыграла в жизни самого ученого многолетняя дружба, «родство душ» и интенсивнейшее интеллектуальное общение с графом Паулем Йорком фон Вартенбургом, именно ему посвящено «Введение в науки о духе». После смерти графа Йорка Дильтей признавался, что никакое философствование уже не вызовет в нем прежнего интереса, ибо он теперь не сможет поделиться мыслями и идеями со своим другом и alter ego (См. [40, с. 47]). Частично результаты этого общения нашли выражение в переписке обоих мыслителей. Благодаря Хайдеггеру она стала манифестом нового понимания философии и истории (См.: [47]). Высказывалось и крайнее мнение, что Дильтей – лишь бледная «академическая тень» блестящего дилетанта графа Йорка. В целом же плодотворное творческое общение оказалось «подводной» частью интеллектуального айсберга, однако без биографической реконструкции этой скрытой части сама философская система Дильтея и питающие ее импульсы не будут поняты.
Еще одна проблема «интеллектуальной биографии» встает в связи с творчеством Дильтея и его осмыслением ближайшими последователями и потомками. О ней пишет автор самой подробной русскоязычной биографии ученого Н.Плотников. По его мнению, в случае с Дильтеем очень ярко проявилось часто встречающееся искажение творческой эволюции мыслителя (не обязательно мыслителя – любой творческой личности, внесшей значительный вклад в развитие науки и культуры). Ближайшие ученики и последователи Дильтея Г.Миш и Б.Гротгейзен представили его творческую эволюцию как путь от психологии к герменевтике, от проекта дескриптивной психологии к учению о пониманию форм объективного духа. Н.Плотников выступил против этой схемы, которая была канонизирована вопреки ее явному несоответствию текстам Дильтея: (о психологии ученый говорит в поздние годы, а о герменевтике писал и в ранние). [40, с. 57]. Эта же искаженная схема затем представлена у Гадамера. Российский исследователь объясняет изменение «оптики восприятия» следующими причинами. Ученики Дильтея, присоединившись к нему в поздний период его творчества, склонны были видеть весь комплекс его исследований в свете поздних работ, с которым знакомились еще в процессе их возникновения. Ранние работы воспринимались ими как предварительные ступеньки окончательной концепции. Этим, по-видимому, можно объяснить то, что издатели сочинений Дильтея Г.Миш, Г.Ноль и Б.Гротгейзен особое внимание уделили публикациям позднего периода («Фрагменты поэтики», дополнения к «Возникновению герменевтики», фрагменты продолжения «Построение исторического мира в науках о духе»), а тексты из неопубликованного второго тома «Введения в науки о духе», почти готовые к печати, использовались лишь для цитат. Следующее поколение исследователей начинает читать Дильтея с «начала», с «Введения…» и восстанавливает линию преемственного развития от первых биографических штудий, работ по методологии гуманитарного знания к поздним сочинениям «герменевтического» периода. (См.: [40, с. 191]). Такое изменение оптики восприятия при смене поколений – не исключение. В немецком идеализме импульс к развитию философских позиций учеников и современников Канта дали его поздние работы. Фихте Шеллинг, Шиллер и Гегель первым делом знакомились с сочинениями «Религия в пределах только разума, «Критика способности суждения» и «Метафизика нравов», проявляя второстепенный интерес к «Критике чистого разума». Напротив, неокантианцы, приступившие к интерпретации Канта, когда непосредственные связи с кантовскими современниками уже оборвались, в центр поставили «Критику чистого разума» и теоретико-познавательные работы. Такого рода искажения и аберрации в восприятии творческой биографии могут стать предметом гуманитарного исследования с точки зрения конкретной исторической обусловленности, причин и смысла подобных смещений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.005 с.) |