Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифологизация в автобиографии и биографии.
Более подробно следует остановиться на мифологизации – одном из самых значимых механизмов культуры, находящим в биографическом/ автобиографическом яркое воплощение. «Миф всегда говорит обо мне» [55, с. 278], - подчеркивает Ю.Лотман, обозначая возможность сближения мифа и биографии. Он также вписывает мифологическое в контекст «собственных имен». «Система собственных имен образует не только категориальную сферу естественного языка, но и его мифологический слой» [69, с. 20]. Мифологизацию собственной или чужой жизни можно рассматривать наряду с уже отмеченными нами «романизацией» и «театрализацией» жизни. Однако здесь речь идет о б о льшем. Через «отождествление жизненных ситуаций с мифологическими, а реальных людей с персонажами мифа или ритуала» осуществляется «первичное кодирование», а оно, в свою очередь, лежит в основе «семиотического моделирования культуры» как такового, считает Ю.М.Лотман [55, с. 199]. Он говорит о необходимости «посредующего кода» между жизненным объектом (биография как жизнь) и ее отображением (биография/автобиография как текст). Именно наличие «посредующего кода» обуславливает многообразие и часто кардинальное несовпадение «изображений», «полотен» жизни, их тесную «привязку» к конкретной культурно-исторической ситуации. На разных этапах развития культуры в различных ее национальных вариантах таким посредующим кодом может быть ритуал, этикет, историческое повествование, театр и т.д. Таким образом, театрализация в данном случае существует не наряду с мифологизацией, а как специфический вид культурного кодирования, благодаря которому миф репрезентирует себя. «Такое кодирование оказывает обратное воздействие на реальное поведение людей в жизненных ситуациях», «осуществляется постоянный обмен кодами между театром и реальным поведением людей [55, с. 199, 200]. Это важное положение своей концепции Ю.М.Лотман не единожды подтвердит конкретными исследованиями (См.: [66, 68]). К мифологизации собственной жизни-автобиографии обратился М.Лейрис, классик европейского автобиографического письма и глубокий исследователь биографического дискурса в культуре. Ф.Лежен – еще один крупнейший исследователь биографического жанра, убежденно говорил о том, что 21-й век будет для биографистики, автобиографистики, а возможно, и для литературы в целом «веком Лейриса» [106]. Мишель Лейрис в упомянутом уже «Возрасте мужчины» [49] неразрывно связывает свою жизнь с мифом, рассматривая ее в самой глубокой основе как воплощение библейского мифа о Юдифи и Олоферне. Он никогда не переставал чувствовать себя Олоферном, вернее, головой Олоферна, лишенной тела, но не лишенной способности говорить. Фатальные и спасительные следствия такого рода автобиографической мифологизации - основной мотив и смысловой инвариант «Возраста мужчины».
Опыт жизни-автобиографии Мишеля Лейриса может быть осознан в свете еще одного положения концепции Лотмана: символ – это ген сюжета [55, с. 220]. «Первым звеном порождения текста можно считать возникновение исходного символа, емкость которого пропорциональна обширности потенциально скрытых в нем сюжетов» [55, с. 214]. Напомню, мы сопоставляли лотмановское и дильтеевское понимание неизбежности смысловой дискретизации потока жизни (через «воспоминание», представляющее жизнь в дискретных «мгновениях» у Дильтея и через «осюжетивание» у Лотмана). Теперь через символ как «ген сюжета» Лотман указывает не на сужение-дискретизацию, а на возможность «расширения» - через обширность потенциально скрытых в символе сюжетов. О «расширяющем» действии мгновения в своей модели говорит и Дильтей: «мгновение, ставшее прошлым, появляется в качестве воспоминания, которое обладает свободой расширения своей сферы» (курсив мой – И.Г.) [33, с. 137]. Такое совпадение исследовательских мотивов у Дильтея и Лотмана делает возможности сопоставления еще более продуктивными, а полем таких сопоставлений может стать биографический и автобиографический дискурс. Тем более, оба автора уделили самое пристальное внимание феноменам биографии/автобиографии и биографического/автобиографического письма. Идея «исходного символа» и потенциально скрытых в нем сюжетов относится не только к тексту, но и к жизни, основания для такого соотнесения мы с опорой на подходы Ю.Лотмана, выше уже обозначили. Здесь мы сделаем лишь одно существенное уточнение. С точки зрения ученого, структура символа той или иной культуры образует систему, изоморфную и изофункциональную генетической памяти индивида [55, с. 249].
Мифологический символ в большей степени, чем какой-либо другой, может быть «исходным», потенциально неисчерпаемым в своей сюжетной развертке. Однако, с точки зрения Лотмана, наличие мифа-символа, в свете которого осуществляется проживание и осмысление жизни – еще не повод для фатализма. Символ лишь определяет «пучок возможных сюжетных ходов, но не предопределяет, какой из них будет выбран» [55, с. 215]. Источник свободы «жизни-в-мифе» - неисчерпаемость потенциальных смыслов символа, своеобразный «смыслопорождающий резерв», с помощью которого символ может вступить в неожиданные связи. Исходный символ, встроенный в жизнь-биографию выполняет еще одну задачу – он «вписывает» индивидуальную жизнь в культурно-исторический континуум, служит механизмом культурой преемственности. Лотман отмечает, что символ – «посланец» других культурных эпох, напоминание о вечных основах культуры, он не дает культуре распасться на изолированные хронологические пласты. Одна из важнейших задач исследования социокультурных оснований феномена биографии - выявление индивидуально-личностной вариативности, в которой реализуют себя инварианты и универсалии культуры, ее исходные мифы и символы. В этом смысле мифологизация собственной биографии выглядит вполне объяснимой и почти неизбежной. Ю.Лотман отмечает, что миф персонален, номинационен, тесно привязан к набору типичных сюжетных ситуаций. А мир, увиденный через призму мифологического сознания должен казаться составленным из объектов однократных, поскольку представление о многократности вещей подразумевает включение их в некоторое общее множество, т.е. наличие уровня метаописания, который отсутствует в мифе. [69, с. 61]. Расставляя акценты таким образом, Ю.Лотман приближает миф к индивидуальному полюсу культуры, это дает возможность осмысливать автобиографию в терминах создания собственного мифа. О том, что миф фиксирует не принцип, а случай-ситуацию пишет и М.Элиаде в своей работе «Космос и история» [103, с. 62-64]. Он стремится показать, что инварианты культуры (культурные архетипы) являются в конечном итоге устоявшимися, отложившимися в культуре, в мифе, в истории итогами, результатами образцовых ситуаций действия личностей (героев). Это еще один дуализм культуры, явленный в мифе: инварианты-архетипы - случай-ситуация. Мифологическая составляющая имеет важнейшее значение и в работе биографа. На это Лотман вместе с Успенским указывает, осмысливая биографию Н.Карамзина [70]. Трактовка роли великого деятеля в общественном сознании двояка; можно выделить исторический и мифологический подходы. Исторический подход ориентирован на установление «корней» и «истоков». Мифологический – исходит из представления, что новатор, зачинатель традиции не имеет предшественников, а все его деяния – результат индивидуальных усилий и личной энергии. Допускаются лишь «предтечи», «ранние пророки, провозглашающие пришествие. Каждый из этих подходов склонен отрицать предыдущий. Лотман и Успенский настаивают на важности учета двух трактовок – и исторической, и мифологической, считая, что историко-культурная реальность раскрывается лишь в свете двойной перспективы исторической и мифологической интерпретаций. Так, к примеру, Петр Первый и Н.Карамзин могут быть в равной мере представлены как новаторы-демиурги, и как новаторы-практики. Мифологический аспект не может игнорироваться уже потому, что сами возникающие в ту или иную эпоху мифы являются определенной историко-культурной и историко-психологической реальностью. Роль мифологических элементов возрастает в тех случаях, когда установка на «биографическую легенду» входит в код эпохи (См.: [70, с. 525]). Используя эту двуединую схему оценки роли выдающегося деятеля общественным сознанием, не стоит абсолютизировать связку «мифологическое-новаторство» - «историческое-преемственность». Таким образом, Лотман рассматривает механизмы мифологизации в биографии на двух уровнях – на уровне индивидуально-личностном и с позиций культурных кодов, массового сознания эпохи, поколения и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.) |