Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура «я» как имени собственного в контексте биографии и автобиографии
Структура «Я» как имени собственного - один из основных показателей культуры, без «местоимения первого лица» невозможно самоописание семиосферы, неоднократно подчеркивает Ю.М.Лотман. Такое «Я», не имеющее множественного числа и неотчуждаемое от одной единственной и незаменимой человеческой личности, полнее всего явлено в биографии и автобиографии. С этим также связан устойчивый интерес ученого-гуманитария к биографическому жанру. В работах последних лет, написанных под влиянием синергетической модели И.Пригожина, Ю.Лотман обращается к проблеме исторических бифуркаций, актуализирующих роль личности, роль «я» как имени собственного (См. в частности: [62]). В точках бифуркации, в моменты исторических флуктуаций вступает в действие не только механизм случайности, но и сознательного выбора, который становится важнейшим объективным элементом исторического процесса. Лотман пишет в этой связи о необходимости нового видения предмета «исторической семиотики», которая как раз и должна подвергать анализу то, как «представляет себе мир та человеческая единица, которой предстоит сделать выбор» [55, с. 350]. Биографический анализ может занять одно из ведущих мест в структуре исторической семиотики. Мир «Я» как имени собственного нуждается в особого рода текстах. Для обозначения их специфики Лотман проводит различение между текстами, обращенными «ко всем», к любому адресату, и теми, которые обращены к конкретному лицу и тяготеют к формированию «домашней», «интимной» лексики. Тексты второго рода определенным образом «запакованы», они содержат отсылки к памяти адресата, намеки, которые полностью не разворачиваются в тексте, а лишь подразумеваются. «Интимность» описания сознательно культивируется во многих образцах биографического жанра, в том числе, у классика жанра - Плутарха. С.Аверинцев, обращаясь к анализу его творчества, говорит о своеобразной плутарховской атмосфере, где соединяется морализаторство и уют, почтение к «великим» и «родственная интимность накоротке» [1, с. 644]. Он указывает на наличие традиции «плутарховской интимности» в европейской литературе, например, у Руссо и Толстого в их автобиографической прозе. Вместе с тем, автобиография, особенно ориентированная на публичное обнародование, занимает промежуточное положение – описывая «интимный» мир, который себя утаивает и обозначает лишь намеками, одновременно открывая дверь в этот мир, желая сделать уникальный жизненный опыт достоянием многих. Литературное произведение, которое сознательно строится как автобиографическое, намеренно имитирует свою принадлежность миру «собственных имен». Характеризуя многослойность «Писем русского путешественника» Н.Карамзина, в которых, безусловно, такая имитация присутствует, Ю.Лотман совместно с Б.Успенским отмечает, что этот текст написан по закону «эзотерической семантики»: его могут читать и близкие, и далекие, но чем дальше читатель от мира автора («мира собственных имен»), тем более поверсхностный, плоско-информационный смысл извлекается из такого текста (См.: [70, с. 567]).
Ю.М.Лотман указывает на различные формы практики, в которых человек получает опыт «мерцания» между первым и третьим лицом[57, с. 39]. Автобиографическая практика, безусловно, одна из них. И здесь важно добавление к привычным терминам – саморефлексия, трансцендирование, перенос и т.д.- характеристики «мерцание». Таким образом, подчеркивается неустойчивость, подвижность границ различения себя в первом лице и своего автобиографического образа. «Мерцание» отсылает нас к комплексу значений, связанных со «светом». Кто в данном случае является источником, творящим и бросающим «свет» на свое подобие? Метафора «мерцания» делает ответ на, казалось бы, однозначный вопрос, небезусловным. В подобном опыте самоописания источником оказывается то создатель автобиографического образа, то сам образ. В первом случае все очевидно. А во втором – обнаруживается существенная для такой практики черта, когда созданный ранее образ «перехватывает» инициативу и «подчиняет» себе своего автора, который теперь живет, понимает и истолковывает сам себя уже в свете сотворенного образа-имиджа, оказывается в когнитивном и экзистенциальном плену у него. Как пишет Лотман, текст может прикидываться имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира» [55, с. 69]. «Прикидывается» и образ автора, явленный в автобиографическом тексте, будучи фикцией, в бодрийяровской терминологии «симулякром». В этом случае «мерцание» вновь через коннотации с «подвижностью» указывает на возможность автора освободиться от плена своего образа, а, следовательно, на присущую каждому меру человеческой свободы.
Как нам представляется, «мерцание» вскользь брошенное в «Культуре и взрыве», ранее развернуло свой познавательный потенциал в «Сотворении Карамзина», где данный термин даже не был упомянут. Не был упомянут, но зато стал принципом осмысления судьбы и характера главного героя, всю жизнь находившегося в «мерцающих» отношениях со своим образом и умевшего освобождаться от него, творя новый. (Далее мы специально обратимся к «Совторению Карамзина» как опыту биографической реконструкции). Российский философ В.А.Подорога, один из тех, кто специально разрабатывает проблемы биографии и автобиографии на стыке философии и психологии (психоанализа)(См., в частности,: [78, 79]) также обращается к «мерцанию», делая его, как и Ю.М.Лотман, когнитивной метафорой, провоцирующей новые смыслы и значения. В работе «К вопросу о мерцании мира» [80] он ставит проблему в онтологической плоскости, говоря об исходном «мерцании мира» (мерцание множества - “точек времени”, «непостижимая быстрота мира», «мгновение мерцания — мгновение новизны», почти гераклитовский порождающий огонь). На этом онтологическом допущении основана и сама возможность «мерцания» как антропологической характеристики – «я» мерцает в такт миру: «мерцание в качестве нашей основополагающей возможности быть, существовать, в конце концов, просто жить. Но быть как бы до себя, до собственного “я” и “я” других» [80, с. 140]. И далее в этой онтологически-антропологической перспективе возможно говорить о других модификациях «мерцания», в том числе, между «первым и третьим лицом». «Мерцание» переходит также в область миропонимания и смыслополагания – уже как «мерцающий» смысл. В целом данную проблематику В.Подорога рассматривает на примере творчества обэриутов, увидевших мир в «мерцании» между смыслом и абсурдом. Философ начинает с очень странной, почти абсурдной и «бредовой» фразы: «мир мерцает как мышь», мышь, «бегающая по камню». Как и зачем сравнивать бесплотное, эфирное мерцание и телесную до омерзения мышь? Намек на возможное понимание автору данного исследования дает понятие «живая смертная плоть смысла» М.Бахтина и уже упомянутый в разделе о нем пассаж Ж.Деррида: «между слишком живой плотью буквального события и холодной кожей понятия пробегает смысл» [33]. Смысл в точке индивидуальной жизни одновременно «плотен» и «бесплотен» и именно потому «мерцает как мышь». Отметим, что В.Подорога фокусирует подобного рода онто-антропо-гносеологические конструкции вокруг феномена биографии и автобиографии. Именно в этой установке, названной им также «аналитической антропологией» он разрабатывает проект «авто-био-графии», предлагая более «онтологичный» язык анализа автобиографического дискурса, описания индивидуальной «истории жизни» как становления экзистенциального опыта во времени» [78, с. 7-8]. При разработке такого понятийно-категориального языка должны быть учтены и положения концепции Лотмана, коль скоро уже состоялось случайное и одновременно имеющее основания совпадение в применении такого «эксклюзивного» понятия-метафоры как «мерцание» по отношению к «Я» в автобиографической перспективе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.) |