Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биографическая ценность» и «биографическое ценностное сознание»
М.Бахтин ставит проблему «биографической ценности» - силы, организующей рассказ о жизни Другого, а также переживание и рассказ о жизни собственной. Эта сила, которая извне - со стороны жизни и ее ценностей - оформляет биографию и автобиографию. Биографические ценности – общие для жизни и искусства, они принадлежат эстетике жизни [13, с. 133]. Это понятие позволяет анализировать социокультурную обусловленность и значимость биографических актов, своеобразный «социальный заказ» на биографический и автобиографический дискурс. При этом оно позволяет удерживать в поле зрения и эстетическую составляющую. По Бахтину, память прошлого – всегда эстетизирована, а память будущего - нравственна. В этом смысле «биографические ценности» - это ценности литературы, исповеди, назидания современникам и потомкам. Двойственный характер «биографической ценности» определяется двойственным видением самой жизни, которая одновременно является рассказом. «Жизнь воспринимается и строится как возможный рассказ о ней другого другим…» [13, с. 134], сквозь призму сознания «возможного рассказчика», моего Другого, внутреннего Автора. Его позиция и роль также двойственна – он не только автор-рассказчик, его ценностный контекст организует мою жизнь в целом – поступок, мысль, чувство и, в конце концов, судьбу. Ценности, организующие и жизнь, и воспоминание, и рассказ, в этом случае одни и те же. Моя жизнь в этом смысле – только предвосхищение, ожидание («антиципация», как пишет Бахтин) воспоминания об этой жизни других, потомков, просто родных, близких … М.Бахтин различает два основных типа «биографического ценностного сознания»: авантюрно-героический и социально-бытовой. В наши задачи не входит литературоведческий анализ этих типов, мы рассмотрим лишь их мировоззренческие и социокультурные основания на уровне уже указанной нами связности жизни/рассказа. Данная типология, как нам представляется, имеет большие эвристические возможности, выходящие далеко за рамки собственной бахтинской концепции и архитектоники. Она может быть успешно применена для анализа разнообразных форм биографического дискурса в культуре. В основе авантюрно-героического типа – воля быть героем, иметь значение в мире других, воля изживать фабулизм жизни. Жизнь героя такой биографии организует стремление к славе, а рассказ о жизни – прославление. М.Бахтин глубоко продумывает культурные основания модуса «славы/прославления». В дальнейшем феномен самопрославления в контексте развития биографического жанра был исследован С.Аверинцевым в работе «Плутарх и античная биография» [4]. И Бахтин, и позднее Аверинцев, подчеркивают, что на определенных этапах развития европейской культуры, в частности, в античности, самопрославление было социально приемлемым. Стремление к славе – это осознание себя частью культурного человечества, стремление «расти не в себе и для себя, а в других и для других, занять место в ближайшем мире современников и потомков», «органическое ощущение себя в героизованном человечестве истории, своей причастности ему…» [13, с. 136]. В такой транскрипции нескромное, с точки зрения современного человека, самопрославление получает культурно-историческое оправдание и обретает глубокий смысл как особая форма социальной практики, создающая культурно значимый для данной эпохи историко-героический контекст.
Второй мотив авантюрно-героического типа биографического ценностного сознания, неотделимый от жажды славы, - жажда быть любимым, необходимость в чужом любящем сознании, организующем жизнь героя, его деяния. Любовь также помещена в историко-героическую сферу жизни героя. Как образно пишет Бахтин, обращаясь к поэтической автобиографии Петрарки: «…имя Лауры сплетается с лавром (Laura- lauro), предвосхищение образа в потомстве – с образом в душе возлюбленной, ценностно формирующая сила потомков сплетается с ценностной силой возлюбленной, они взаимно усиливают друг друга в жизни и сливаются в один мотив в биографии…» [13, с. 138]. Это глубокое замечание Бахтина может быть также отнесено к проблематике «любящего созерцания», о которой ранее шла речь. Еще одна характеристика авантюрно-героического типа - «жажда изживать фабулизм жизни»положительно, переживать смену и разнообразие жизненных положений, своеобразная «фабулическая радость жизни». Здесь М.Бахтин, не случайно, не упоминает слово «событие», придавая этому понятию совершенно иной смысл, на что мы уже указывали выше. Разнообразие жизненных свершений с точки зрения авантюрно-героического сознания – это «игра чистой жизнью как фабулической ценностью», игра, предполагающая авторитетный мир других и одержимость героя «ценностной атмосферой другости». Здесь поступок-приключение героя явлен лишь в своей фактичности, но не в «ответственности в едином и единственном событии бытия». «Событие» в данном контексте все-таки употребляется исследователем, но только для противопоставления «наивному фабулизму жизни». Этот ценностный фабулизм организует и жизнь, и рассказ о ней - в «бесконечную и безмысленную фабулу чисто авантюрной формы» [13, с. 139].
На стремление к ценностному оформлению собственной жизни в «авантюрно-героической» перспективе указывает в своей автобиографической повести «Слова» Ж.-П.Сартр [64]. Однако здесь «авантюрно-героический тип» транскрипции-проживания собственной жизни предстает в модусе воображения и вымысла. Маленький мальчик Жан-Поль ощущает, что живет подлинной жизнью только в своих мечтах, где он – главный герой придуманных им странствий и приключений, совершает невероятные подвиги, сражается с врагами, подвергается немыслимым опасностям. Жизнь в «авантюрно-героическом» вымысле одновременно ощущается как единственно подлинное самоисполнение и как бегство от себя подлинного через «фабулизм» - бесконечно повторяющуюся череду придуманных и разыгранных свершений: «мои подвиги, нанизанные один на другой, были цепью случайностей», «…я оставался в плену одних и тех же подвигов, один и тех же диктовок, я бился о стенку своей тюрьмы – повторения» [64, с. 150-151]. Об опасности полного растворения «биографического сознания» в авантюрно-героической стихии пишет также один из создателей феноменологической социологии А.Щюц в работе «Дон Кихот и проблема социальной реальности» [78]. (См. также статьи об этом автора настоящего исследования [31, 33]). Биография второго типа – социально-бытовая. Здесь в центре – социальные, приватные и семейные ценности, не человечество умерших героев, а человечество ныне живущих. Модус славы для этой формы также необходим - но уже не как историческая слава в потомстве, а как «добрая слава» у современников. Важнейшую роль играют обыденные, каждодневные детали – это мир повседневности (данный термин сам Бахтин не употреблял, в его время он еще не вошел в научный оборот, но речь в данном случае идет именно о повседневности). Бахтин вновь лишь для контраста употребляет понятие «событие», подчеркивая, что биографическая ценность этого типа – «не события, а быт» [13, с. 140]. В социально-бытовой биографии трансформируется не только слава, но и любовь. Любовь в структуре биографического ценностного сознания Бахтин рассматривает и в том, и в другом случае как функцию упорядочения, оформления деталей и внесмысловых подробностей жизни (Опять просматривается методологический аспект, который мы специально выделяли, описывая бахтинский принцип «любовного созерцания»). Во втором типе она превращается в любовь к обычным предметам и обычным лицам, к длительному пребыванию любимых лиц, предметов, отношений. Такой тип характеризуется стремлением к положительному ценностному однообразию жизни (вместо авантюрного фабулизма). «Быть с миром, наблюдать и снова и снова переживать его» [13, с. 141], - таков ценностный императив социальной биографии. Не герой, а свидетель и очевидец. Происходит реабилитация рядового участника исторического действа. Во втором типе иная манера рассказа о жизни - более индивидуализированная, сам рассказчик почти не действует, не фабуличен, он наблюдает и переживает, он видит и любит, его активность уходит не в деяние, но в рассказ. В данном случае Бахтин говорит о «рассказчике-герое», изображенным изнутри, сдвинутым во внутренний план, слабо ассимилированным с окружающими другими. «Он лежит как бы на границерассказа, то, входя в него, как биографический герой, то, начиная стремится к совпадению с автором – носителем формы, то приближаясь к субъекту самоотчета-исповеди…» [13, с. 141]. Здесь также значимо важное для Бахтина понятие границы и формы-как-границы. Однако в данном случае особую роль играет сама подвижность границы, позволяющей свободно переходить от действия („герой”) к повествованию („рассказчик”), не фиксируя жестко сам переход.
В биографии нет принципиального противопоставления эстетической точки зрения точке зрения жизненной. Напомним, бахтинское определение «формы-границы»: «форма есть граница, обработанная эстетически». В связи с этим указанная нами подвижность границы «автор-герой», «биографической жизни» и «биографического высказывания» связана с размытостью границ «эстетическое-жизненное». Рассказчик в биографии - не чистый художник, а герой – не чистый этический субъект. Сама же биография - не произведение, а эстетизированный, органический и наивный поступок. Подвижность, неопределенность границы в биографическом описании, наиболее близко стоящим к жизни, объясняется, по Бахтину тем, что жизнь «боится границ, стремится их разложить». Между тем, эстетическая культура – это именно «культура границ» [13, с. 177]. Вненаходимость автора при художественном оформлении позволяет осуществить «ценностно длительное, творческое промедление на границах человека и жизни». Однако есть «жизнеописания», облачающиеся в строгие формы, где о подвижности границы речи не идет. Это – жития. Традиционность формы и жесткая закрепленность границы диктуется сознательным, смиренным (и любовным, как пишет Бахтин) отказом автора жития от индивидуальной инициативы при изображении «в Боге значительной жизни» [13, с. 161] святого. Житие святого как бы с самого начала протекает в вечности. И форма, освященная каноном, - гарант этого трангредиентного света.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.007 с.) |