Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как вычислить площадь фигуры с помощью определенного интегралаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Переходим к рассмотрению приложений интегрального исчисления. На этом уроке мы разберем типовую и наиболее распространенную задачу вычисления площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла. Наконец-то все ищущие смысл в высшей математике – да найдут его. Мало ли. Придется вот в жизни приближать дачный участок элементарными функциями и находить его площадь с помощью определенного интеграла. Для успешного освоения материала, необходимо: 1) Разбираться в неопределенном интеграле хотя бы на среднем уровне. Таким образом, чайникам для начала следует ознакомиться с уроком Неопределенный интеграл. Примеры решений. 2) Уметь применять формулу Ньютона-Лейбница и вычислять определенный интеграл. Наладить теплые дружеские отношения с определенными интегралами можно на странице Определенный интеграл. Примеры решений. Задание «вычислить площадь с помощью определенного интеграла» всегда предполагает построение чертежа, поэтому актуальным вопросом будут также ваши знания и навыки построения чертежей. Как минимум, надо уметь строить прямую, параболу и гиперболу. Начнем с криволинейной трапеции. Криволинейной трапеция - это плоская фигура, ограниченная графиком некоторой функции y = f (x), осью OX и линиями x = a; x = b.
Площадь криволинейной трапеции численно равна определенному интегралу . У любого определенного интеграла (который существует) есть очень хороший геометрический смысл. На уроке Определенный интеграл. Примеры решений мы говорили, что определенный интеграл – это число. А сейчас пришла пора констатировать еще один полезный факт. С точки зрения геометрии определенный интеграл – это ПЛОЩАДЬ. То есть, определенному интегралу (если он существует) геометрически соответствует площадь некоторой фигуры. Рассмотрим определенный интеграл . Подынтегральная функция задает на плоскости кривую (её при желании можно начертить), а сам определенный интеграл численно равен площади соответствующей криволинейной трапеции.
Пример 1 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , , , . Это типовая формулировка задания. Важнейший момент решения – построение чертежа. Причем, чертеж необходимо построить ПРАВИЛЬНО. При построении чертежа я рекомендую следующий порядок: сначала лучше построить все прямые (если они есть) и только потом – параболы, гиперболы, графики других функций. С техникой поточечного построения можно ознакомиться в справочном материале Графики и свойства элементарных функций. Там же можно найти очень полезный применительно к нашему уроку материал – как быстро построить параболу. В данной задаче решение может выглядеть так. Выполним чертеж (обратите внимание, что уравнение y = 0 задает ось OX): Штриховать криволинейную трапецию не будем, здесь очевидно, о какой площади идет речь. Решение продолжается так: На отрезке [-2; 1] график функции y = x 2 + 2 расположен над осью OX, поэтому: . Ответ: . У кого возникли трудности с вычислением определенного интеграла и применением формулы Ньютона-Лейбница , обратитесь к лекции Определенный интеграл. Примеры решений. После того, как задание выполнено, всегда полезно взглянуть на чертеж и прикинуть, реальный ли получился ответ. В данном случае «на глазок» подсчитываем количество клеточек в чертеже – ну, примерно 9 наберётся, похоже на правду. Совершенно понятно, что если бы у нас получился, скажем, ответ: 20 квадратных единиц, то, очевидно, что где-то допущена ошибка – в рассматриваемую фигуру 20 клеточек явно не вмещается, от силы десяток. Если ответ получился отрицательным, то задание тоже решено некорректно. Пример 2 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями xy = 4, x = 2, x = 4 и осью OX. Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Что делать, если криволинейная трапеция расположена под осью OX? Пример 3 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями y = e-x, x = 1 и координатными осями. Решение: Выполним чертеж:
Если криволинейная трапеция полностью расположена под осью OX, то её площадь можно найти по формуле: . В данном случае: . Ответ: .
Внимание! Не следует путать два типа задач: 1) Если Вам предложено решить просто определенный интеграл без всякого геометрического смысла, то он может быть отрицательным. 2) Если Вам предложено найти площадь фигуры с помощью определенного интеграла, то площадь всегда положительна! Именно поэтому в только что рассмотренной формуле фигурирует минус.
На практике чаще всего фигура расположена и в верхней и в нижней полуплоскости, а поэтому, от простейших школьных задачек переходим к более содержательным примерам.
Пример 4 Найти площадь плоской фигуры, ограниченной линиями y = 2 x – x 2, y = - x. Решение: Сначала нужно выполнить чертеж. При построении чертежа в задачах на площадь нас больше всего интересуют точки пересечения линий. Найдем точки пересечения параболы y = 2 x – x 2 и прямой y = - x. Это можно сделать двумя способами. Первый способ – аналитический. Решаем уравнение: . Значит, нижний предел интегрирования a = 0, верхний предел интегрирования b = 3. Часто выгоднее и быстрее построить линии поточечно, при этом пределы интегрирования выясняются как бы «сами собой». Тем не менее, аналитический способ нахождения пределов все-таки приходится иногда применять, если, например, график достаточно большой, или поточенное построение не выявило пределов интегрирования (они могут быть дробными или иррациональными). Возвращаемся к нашей задаче: рациональнее сначала построить прямую и только потом параболу. Выполним чертеж:
Повторимся, что при поточечном построении пределы интегрирования чаще всего выясняются «автоматоматически».
А теперь рабочая формула: Если на отрезке [ a; b ] некоторая непрерывная функция f (x) больше либо равна некоторой непрерывной функции g (x), то площадь соответствующей фигуры можно найти по формуле: Здесь уже не надо думать, где расположена фигура – над осью или под осью, а важно, какой график ВЫШЕ (относительно другого графика), а какой – НИЖЕ. В рассматриваемом примере очевидно, что на отрезке [0; 3] парабола располагается выше прямой, а поэтому из 2 x – x 2 необходимо вычесть – x. Завершение решения может выглядеть так:
Искомая фигура ограничена параболой y = 2 x – x 2 сверху и прямой y = - x снизу. На отрезке [0; 3] 2 x – x 2 ≥ - x. По соответствующей формуле: . Ответ: . На самом деле, школьная формула для площади криволинейной трапеции в нижней полуплоскости (см. пример №3) – частный случай формулы . Поскольку ось OX задается уравнением y = 0, а график функции g (x) расположен ниже оси OX, то . А сейчас пара примеров для самостоятельного решения
Пример 5 Найти площадь фигуры, ограниченной линиями , .
Пример 6 Найти площадь фигуры, ограниченной линиями , .
В ходе решения задач на вычисление площади с помощью определенного интеграла иногда случается забавный казус. Чертеж выполнен правильно, расчеты – правильно, но, по невнимательности,… найдена площадь не той фигуры. Далее, реальный случай:
Пример 7 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , , , . Сначала выполним чертеж: Фигура, площадь которой нам нужно найти, заштрихована синим цветом (внимательно смотрите на условие – чем ограничена фигура!). Но на практике, по невнимательности, нередко решают, что нужно найти площадь фигуры, которая заштрихована зеленым цветом! Этот пример еще и полезен тем, что в нём площадь фигуры считается с помощью двух определенных интегралов. Действительно: 1) На отрезке [-1; 1] над осью OX расположен график прямой y = x +1; 2) На отрезке [1; 3] над осью OX расположен график гиперболы y = (2/ x). Совершенно очевидно, что площади можно (и нужно) приплюсовать, поэтому: Ответ:
Пример 8 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , . Представим уравнения в «школьном» виде , . и выполним поточечный чертеж:
Из чертежа видно, что верхний предел у нас «хороший»: b = 1. Но чему равен нижний предел?! Понятно, что это не целое число, но какое? Может быть, a =(-1/3)? Но где гарантия, что чертеж выполнен с идеальной точностью, вполне может оказаться что a =(-1/4). А если мы вообще неправильно построили график? В таких случаях приходиться тратить дополнительное время и уточнять пределы интегрирования аналитически. Найдем точки пересечения графиков и . Для этого решаем уравнение: . , . Следовательно, a =(-1/3). Дальнейшее решение тривиально. Главное, не запутаться в подстановках и знаках. Вычисления здесь не самые простые. На отрезке , , по соответствующей формуле: Ответ: В заключение урока, рассмотрим два задания сложнее.
Пример 9 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , , . Решение: Изобразим данную фигуру на чертеже. Для поточечного построения чертежа необходимо знать внешний вид синусоиды. Вообще, полезно знать графики всех элементарных функций, а также некоторые значения синуса. Их можно найти в таблице значений тригонометрических функций. В ряде случаев (например, в этом) допускается построение схематического чертежа, на котором принципиально правильно должны быть отображены графики и пределы интегрирования. С пределами интегрирования здесь проблем нет, они следуют прямо из условия: – «икс» изменяется от нуля до «пи». Оформляем дальнейшее решение: На отрезке [0; π] график функции y = sin3 x расположен над осью OX, поэтому: (1) Как интегрируются синусы и косинусы в нечетных степенях, можно посмотреть на уроке Интегралы от тригонометрических функций. Отщипываем один синус. (2) Используем основное тригонометрическое тождество в виде (3) Проведем замену переменной t = cos x, тогда: Новые переделы интегрирования: У кого совсем плохи дела с заменами, прошу пройти на урок Метод замены в неопределенном интеграле. Кому не очень понятен алгоритм замены в определенном интеграле, посетите страницу Определенный интеграл. Примеры решений. . (4) Здесь мы использовали свойство определенного интеграла , расположив пределы интегрирования в «привычном» порядке Ответ: .
Пример 10 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , , . Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ ниже.
Рассмотрим интересный пример с арккотангенсом:
Пример 11 Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями ; и координатными осями. Полного решения не будет. Правильный ответ: .
Решения и ответы: Пример 2: Решение: Выполним чертеж:
На отрезке [2; 4] график функции y = 4/x расположен над осью OX, поэтому: . Ответ: Примечание: В задачах на нахождение площадей преподаватели часто требуют записывать ответ не только точно, но и, в том числе, приближенно.
Пример 5: Решение: Выполним чертеж:
На отрезке [-1; 3], , по соответствующей формуле: . Ответ: Пример 6: Решение: Выполним чертеж.
На отрезке [1; 3], (4- x)≥(3/ x), по соответствующей формуле: . Ответ:
Пример 10: Решение: Изобразим данную фигуру на чертеже:
На отрезке график функции расположен над осью , поэтому: . Ответ: . Примечание: обратите внимание, как берется интеграл от тангенса в кубе, здесь использовано следствие основного тригонометрического тождества . Далее в интегралах использован метод подведения функций под знак дифференциала (можно использовать замену в определенном интеграле, но решение будет длиннее).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.008 с.) |