Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее правило: всё, что в знаменателе можно разложить на множители – нужно разложить на множители.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Начинаем оформлять решение:
Шаг 3. Методом неопределенных коэффициентов раскладываем подынтегральную функцию в сумму простых (элементарных) дробей. Сейчас будет понятнее. Смотрим на нашу подынтегральную функцию:
И, знаете, как-то проскакивает интуитивная мысль, что неплохо бы нашу большую дробь превратить в несколько маленьких. Например, вот так:
Возникает вопрос, а можно ли вообще так сделать? Вздохнем с облегчением, соответствующая теорема математического анализа утверждает – МОЖНО. Такое разложение существует и единственно. Только есть одна загвоздочка, коэффициентов A, B, C мы пока не знаем, отсюда и название – метод неопределенных коэффициентов. Как вы догадались, последующие действия будут направлены на то, чтобы как раз их УЗНАТЬ, то есть выяснить, чему же равны A, B и C. Итак, начинаем плясать от представления:
В левой части приводим выражение к общему знаменателю:
Теперь благополучно избавляемся от знаменателей (т.к. они одинаковы) и составляем уравнение из числителей:
Заодно повторяем школьное правило умножения многочленов. Вот оно: «Для того, чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена». С точки зрения понятного объяснения коэффициенты A, B, C лучше внести в скобки (хотя это необязательно в целях экономии времени). Получим:
Составляем систему линейных уравнений для определения коэффициентов A, B и C, приравнивая коэффициенты при равных степенях x в левой и правой частях последнего уравнения. Сначала разыскиваем старшие степени:
И записываем соответствующие коэффициенты в первое уравнение системы:
Хорошо запомните следующий нюанс. Что было бы, если б в правой части вообще не было x 2? Скажем, красовалось бы просто -19 x +6 без всякого квадрата? В этом случае в уравнении системы нужно было бы поставить справа ноль: A + B + C =0. Почему ноль? А потому, что в правой части всегда можно приписать этот самый квадрат с нулём: 0∙ x 2 -19 x + 6. Если в правой части отсутствует какие-нибудь переменные или (и) свободный член, то в правых частях соответствующих уравнений системы для A, B и C ставим нули. Далее процесс идет по снижающейся траектории, отмечаем все «иксы»:
Записываем соответствующие коэффициенты во второе уравнение системы:
И, наконец, подбираем свободные члены.
Система трёх линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными готова:
Решаем систему:
(1) Из первого уравнения выражаем C и подставляем его во 2-ое и 3-е уравнения системы. На самом деле можно было выразить C (или другую букву) из другого уравнения, но в данном случае выгодно выразить именно из 1-го уравнения, поскольку там самые маленькие коэффициенты. (2) Приводим подобные слагаемые во 2-ом и 3-м уравнениях. (3) Почленно складываем 2-ое и 3-е уравнение, при этом, получая равенство 12 A = -12, из которого следует, что A = -1. (4) Подставляем A = -1 во второе (или третье) уравнение, откуда находим, что B = -16. (5) Подставляем A = -1 и B = -16 в первое уравнение, получаем C = 18. После решения системы всегда полезно сделать проверку – подставить найденные значения A, B и C в каждое уравнение системы, в результате всё должно «сойтись». Итак, коэффициенты A, B и C найдены, при этом:
Чистовое оформление задание должно выглядеть примерно так:
Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
Как видите, основная трудность задания состояла в том, чтобы составить (правильно!) и решить (правильно!) систему линейных уравнений. А на завершающем этапе всё не так сложно: используем свойства линейности неопределенного интеграла и интегрируем. Обращаю внимание, что под каждым из трёх интегралов у нас «простая» сложная функция, об особенностях ее интегрирования рассказано на уроке Метод замены переменной в неопределенном интеграле. Проверка: Дифференцируем ответ:
Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найдем правильно. В ходе проверки пришлось приводить выражение к общему знаменателю, и это не случайно. Метод неопределенных коэффициентов и приведение выражения к общему знаменателю – это взаимно обратные действия.
Пример 2 Найти неопределенный интеграл
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Вернемся к дроби из первого примера: Нетрудно заметить, что в знаменателе все множители РАЗНЫЕ. Возникает вопрос, а что делать, если дана, например, такая дробь:
Здесь в знаменателе у нас степени, или, математическим языком, кратные множители. Кроме того, есть неразложимый на множители квадратный трехчлен (легко убедиться, что дискриминант уравнения
Пример 3 Представить функцию
в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами. Шаг 1. Проверяем, правильная ли у нас дробь? Старшая степень числителя – 2; старшая степень знаменателя - 8. Так как 2<8, то дробь является правильной. Шаг 2. Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Очевидно, что нет, всё уже разложено. Квадратный трехчлен Шаг 3. Представим дробно-рациональную функцию в виде суммы элементарных дробей. В данном случае разложение имеет вид:
Смотрим на наш знаменатель: При разложении подобной дробно-рациональной функции в сумму элементарных дробей можно выделить три принципиальных момента: 1) Если в знаменателе находится «одинокий» множитель в первой степени, в нашем случае - (x +2), то вверху ставим неопределенный коэффициент (в нашем случае - D). Примеры №№ 1, 2 состояли только из таких «одиноких» множителей. 2) Если в знаменателе есть кратный множитель xn, то раскладывать нужно так:
– то есть последовательно перебрать все степени «икса» от первой до энной степени. В нашем примере присутствуют два кратных множителя: x 3 и (x +3)2. Еще раз взгляните на приведенное разложение и убедитесь, что они разложены именно по этому правилу. 3) Если в знаменателе находится неразложимый многочлен второй степени (в нашем случае: x 2+2 x +13), то при разложении в числителе нужно записать линейную функцию с неопределенными коэффициентами (в нашем случае: Gx + H, с неопределенными коэффициентами: G и H). На самом деле, есть еще 4-ый случай, но о нём умолчим, поскольку на практике он встречается крайне редко.
Пример 4 Представить функцию
в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами. Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Строго следуйте алгоритму!
Если Вы разобрались, по каким принципам нужно раскладывать дробно-рациональную функцию в сумму, то сможете разгрызть практически любой интеграл рассматриваемого типа.
Пример 5 Найти неопределенный интеграл
Шаг 1. Очевидно, что дробь является правильной, так как 2<3. Шаг 2. Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Можно. Здесь сумма кубов Раскладываем знаменатель на множители, используя формулу сокращенного умножения
Шаг 3. Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
Обратите внимание, что многочлен
Приравниваем числители: Составим и решим систему:
(1) Из первого уравнения выражаем B и подставляем во второе уравнение системы (это наиболее рациональный способ). (2) Приводим подобные слагаемые во втором уравнении. (3) Почленно складываем второе и третье уравнения системы. Все дальнейшие расчеты, в принципе, устные, так как система несложная.
(1) Записываем сумму дробей в соответствии с найденными коэффициентами A, B, C. (2) Используем свойства линейности неопределенного интеграла. Что произошло во втором интеграле? С этим методом Вы можете ознакомиться в последнем параграфе урока Интегрирование некоторых дробей. (3) Еще раз используем свойства линейности. (4) Берём второй интеграл, в третьем – выделяем полный квадрат. (5) Берём третий интеграл. Готово.
А вот вам еще пара примеров для самостоятельного решения, один похожий, другой – труднее.
Пример 6 Найти неопределенный интеграл
Пример 7 Найти неопределенный интеграл
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |