Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понижение степени подынтегральной функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный приём работает, когда подынтегральные функции нафаршированы синусами и косинусами в чётных степенях. Для понижения степени используют тригонометрические формулы , и , причем последняя формула чаще используется в обратном направлении, как: .
Пример 7 Найти неопределенный интеграл. Решение: В принципе, ничего нового здесь нет, за исключением того, что мы применили формулу , понизив степень подынтегральной функции. Обратите внимание, что мы сократили решение. По мере накопления опыта интеграл от cos2 x можно находить устно, это экономит время и вполне допустимо при чистовом оформлении заданий. В данном случае целесообразно не расписывать и правило , сначала устно берем интеграл от 1, затем – от cos2 x.
Пример 8 Найти неопределенный интеграл . Это пример для самостоятельного решения, полное решение и ответ – в конце урока.
Далее – пример с повышением степени:
Пример 9 Найти неопределенный интеграл . Сначала решение, потом комментарии: (1) Готовим подынтегральную функцию для применения формулы . (2) Собственно применяем формулу. (3) Возводим знаменатель в квадрат и выносим константу за знак интеграла. Можно было поступить несколько иначе, но так удобнее. (4) Используем формулу . (5) В третьем слагаемом снова понижаем степень, но уже с помощью формулы . (6) Приводим подобные слагаемые (здесь мы почленно разделили и выполнили сложение ). (7) Собственно берём интеграл, правило линейности и метод подведения функции под знак дифференциала выполняем устно. (8) Причесываем ответ. В неопределенном интеграле нередко ответ можно записать несколькими способами. В только что рассмотренном примере окончательный ответ можно было записать иначе – раскрыть скобки и даже сделать это до интегрирования выражения. То есть вполне допустима следующая концовка примера: Пример 10 Найти неопределенный интеграл . Это пример решается двумя способами, и у Вас могут получиться д ва разных ответа (точнее, они будут выглядеть совершенно по-разному, но с математической точки зрения являться эквивалентными). Скорее всего, Вы не увидите наиболее рациональный способ и помучаетесь с раскрытием скобок, использованием других тригонометрических формул. Наиболее эффективное решение приведено в конце урока.
Подытоживая параграф, сделаем вывод: любой интеграл вида , где n и m – чётные числа, решается методом понижения степени подынтегральной функции. На практике мне встречались интегралы с 8 и 10 степенями, решать их приходилось
Метод замены переменной
Как уже упоминалось в статье Метод замены переменной в неопределенном интеграле, основной предпосылкой для использования метода замены является тот факт, что в подынтегральном выражении есть некоторая функция и её производная : (функции , не обязательно находятся под знаком интеграла в виде произведения).
Пример 11 Найти неопределенный интеграл . Смотрим в таблицу производных и замечаем формулы , , то есть, в нашем подынтегральном выражении есть функция и её производная. Однако мы видим, что при дифференцировании косинус и синус взаимно превращаются друг в друга, и возникает вопрос: как выполнить замену переменной и что же обозначать за t – синус или косинус?! Вопрос можно решить методом научного тыка: если мы неправильно выполним замену, то ничего хорошего не получится. Общий ориентир: в похожих случаях за t нужно обозначить функцию, которая находится в знаменателе. Итак, запомнили: . Прерываем решение и проводим замену ; . В знаменателе у нас всё хорошо, всё зависит только от, теперь осталось выяснить, во что превратится . Для этого находим дифференциал dt: Или, если короче: Из полученного равенства по правилу пропорции получаем нужное нам выражение: . Итак: Теперь всё подынтегральное выражение у нас зависит только от t и можно продолжать решение Готово. Напоминаем, что цель замены – упростить подынтегральное выражение. В данном случае всё свелось к интегрированию степенной функции по таблице.
А сейчас два примера для самостоятельного решения: Пример 12 Найти неопределенный интеграл .
Пример 13 Найти неопределенный интеграл . Полные решения и ответы в конце урока.
Пример 14 Найти неопределенный интеграл . Здесь опять в подынтегральном выражении находятся синус с косинусом (функция с производной), но уже в произведении, и возникает дилемма – что обозначать за t, синус или косинус? Можно попытаться провести замену методом научного тыка, и, если ничего не получится, то обозначить за t другую функцию, но есть общий ориентир. Общий научный ориентир: за t нужно обозначить ту функцию, которая, образно говоря, находится в «неудобном положении». Мы видим, что в данном примере, что Поэтому проведем замену: .
Пример 15 Найти неопределенный интеграл . Анализируем подынтегральную функцию. Что нужно обозначить за t? Вспоминаем наши ориентиры: 1) Функция, скорее всего, находится в знаменателе; 2) Функция находится в «неудобном положении». Кстати, эти ориентиры справедливы не только для тригонометрических функций. Под оба критерия (особенно под второй) подходит синус, поэтому напрашивается замена . В принципе, замену можно уже проводить, но сначала неплохо было бы разобраться, а что делать с ? Во-первых, «отщипываем» один косинус: . Произведение мы резервируем под наш «будущий» дифференциал dt. А выражаем через синус с помощью основного тригонометрического тождества: . Проводим преобразования: Вот теперь замена: Готово.
Общее правило: Если в подынтегральной функции одна из тригонометрических функций (синус или косинус) находится в нечетной степени, то нужно от нечетной степени «откусить» одну функцию, а за t – обозначить другую функцию. Речь идет только об интегралах, где есть косинусы и синусы. В рассмотренном примере в нечетной степени у нас находился косинус, поэтому мы отщипнули от степени один косинус, а за t обозначили синус.
Пример 16 Найти неопределенный интеграл . Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.012 с.) |