Восстание под предводительством степана разина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание под предводительством степана разина.



Вскоре большинство молодцов Уса оказались в ватаге Стеньки Разина, старого казака, атамана, к 1667 г. уже знаменитого лихими набегами.

Поход на Волгу и на Яик 1667—1668 гг. Весной 1667 г. Стенька с казаками двинулся с Дона на Волгу искать добычи. Тем временем караван судов с хлебом и другим товаром, принадлежавшим москов­скому купцу В.Шорину и патриарху, спускался к Астрахани. Разинцы на­пали на корабли, перебили часть охраны, освободили колодников, кото­рых обнаружили в трюме, добычу поделили по-братски. Иностранец Я.Стрейс — свидетель событий — позже рассказывал, как Стенька Разин обратился к оставшимся в живых стрельцам и солдатам стражи: «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною — будет вольный казак! Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми го­тов, как брат, всем поделиться!»

Часть стрельцов отправилась с атаманом. На 35 больших судах казаки миновали Астрахань, прошли Каспийским морем и объявились в устье Яика (р. Урал). Казаки овладели укрепленным Яицким городком, где про­вели зиму, торгуя захваченным добром с местным населением и готовясь к новым набегам.

В столицу же поступала ложная информация: будто «воровские казаки» сидят в Яицком городке, осажденные степняками. Поэтому против Рази­на послали небольшой отряд стрельцов в 3 тыс. человек. К Разину же тем временем стекались казаки и беглые люди со всех сторон, куда дошла сла­ва о его удаче и подвигах. Царский отряд был разгромлен, часть его вли­лась в ряды восставших.

Поход Разина на Азербайджан и Персию 1668—1669 гг. Россия в те времена имела неплохие отношения с Персией, но в конце XVII в. положение изменилось, чему в немалой степени способствовал набег Разина на азербайджанские княжества и Персию.

Весной 1668 г. Степан Разин с несколькими сотнями казаков погрузили на струги порох, свинец, ядра и легкие пушки. Тяжелые орудия Яицкого городка были затоплены.

Казачьи лодки вышли в Каспийское море. У устья Терека к Разину при­стал отряд голутвенных казаков во главе с Сергеем Хромым (Кривым). После этого под рукой Степана оказалось 2 тыс. (по некоторым источни­кам — 6 тыс.) человек.

Как дальше разворачивался поход? В Москве со слов астраханца, при­ехавшего из Шемахи, знали: «воровские казаки Стеньки Разина были в шаховой области, в Низовой, и в Баку, и в Гиляне. Ясыря (пленных) и жи­вота (добычи) поймали много. А живут де казаки на Куре-реке и по морю разъезжают врозь для добычи, а сказывают, что, де, их, казаков, многие струги».

Вскоре атаман Разин объявился у южного побережья Каспия. Персид­ский шах выслал против разбойников флот в 70 кораблей, но казаки раз­били его. Шах жаловался на казачьи грабежи в Москву, но там отвечали, что казаки Разина — «воровские», и царь Московский на Персию их не посылал.

Поход Разина запечатлели не только персидские хроники, но и иран­ский фольклор. Атаман в иранских сказках выглядит не лучше «поганого змея Тугариновича» в наших.

Осенью 1669 г. Разин вновь появился под Астраханью. Зная о «великой силе» атамана, астраханский воевода не решился дать бой. Договорились, что казаки сдадут оружие, а воевода пропустит их через Астрахань. Разин-цы вошли в город, отдали несколько пушек, но с мушкетами, карабинами, пищалями, саблями и пиками, конечно, не расстались.

Иностранный наблюдатель писал потом, с каким восторгом простой люд встречал героя, побившего персов. Атамана называли «отцом». Разин же «сулил вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». «Чернь охотно то слушала», обещала прийти на помощь, «только бы он начал».

С добычей вернулся Стенька на Дон, где большинство домовитых и голутвенных казаков готовы были признать его верховным атаманом. Мол­ва о лихом атамане распространилась далеко за пределы вольного Дона.

Новый поход Разина на Волгу Весной 1670 г. Степан Разин появился на Волге. Со всех сторон к атаману побежал народ: крестьяне, казаки, «работные люди» с волжских рыбных промыслов, разного рода гулящие люди. На сей раз атаман действовал именем «Великого Государя» Алексея Алексеевича. Сын царя Алексей неожидан­но умер. В народе о нем ходили разные слухи. Степан Разин заявил, что царевич не умер, а бежал от «боярских неправд» и приказал ему, донскому атаману, вести войну с «изменниками боярами» и волю всем дать. По стра­не летали прелестные письма Стеньки, которые звали («прельщали») чернь к восстанию.

В России началась крестьянская война1. Клич атамана: «Я пришел дать вам волю!», находил отклик в сердцах закрепощенных людей. Разин заяв­лял, что жизнь страны будет устроена по примеру казачьего Дона с его ка­зачьим кругом и выбором атамана.

Царицын сдался Разину без боя. Восставшие двинулись к Астрахани.

Жерла 400 орудий смотрели на повстанцев с каменных стен города. Во­евода и дворяне готовились биться, а черные люди кричали казакам: «Взбирайтесь, братцы. Давно вас ждем».

Штурм начался в ночь на 20 июля 1670 г., и к утру Астрахань пала. Вое­вода князь С.Львов был сброшен с колокольни, ненавистные бояре, куп­цы, приказные перебиты.

' Признаки крестьянской войны:

1) широкий охват территорий;

2) реальная угроза государственной власти;

3) наличие у восставших идеологии и программы действий;

4) элементы организации в войске и действиях восставших.

 

 

Управлять городом Разин оставил Василия Уса и Федора Шелудяка, а сам отправился вверх по Волге.

Без боя атаману предались хорошо укрепленные Саратов и Самара. Вез­де ликовали простолюдины. «Многие лета нашему батьке! Пусть он побе­дит всех бояр, князей!» — кричал народ. «За дело, братцы, — отвечал ата­ман, — ныне отомстим тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам всем волю и избавле­ние, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне. Будьте только мужественны и оставайтесь верны!»

4 сентября 1670 г. Стенька Разин осадил Симбирск.

Поражение Разина под Симбирском Алексей Михайлович, напуганный размахом мятежа. призвал всех столичных и провинциальных дворян и детей боярских «служить за великого государя и за свои домы». 60 тыс. конников выстроились на смотру под Москвой. К ним прибавили стрель­цов и полки нового строя. Воевода Ю.Долгорукий «со товарищи» К.Щер­батовым, Ю.Барятинским и другими поджидал эти войска под Арзама­сом, чтобы обрушиться на «мятежников и воров».

Ю.Барятинский с авангардом царских войск двинулся к Казани, потом к Свияжску. Попытки разинцев остановить его здесь не увенчались успехом.

Первого октября 1670 г. под симбирскими стенами закипел решающий бой. Барятинский снял осаду с симбирского кремля и выпустил оттуда ратников симбирского воеводы Милославского.

Стенька Разин сражался в самых жарких местах. Голова атамана была рассечена, нога прострелена, но «батька» все бился, пока не побежало его воинство. Атаман с казаками заперся в одной из башен старого острога.

Очнувшись от ран, он бросился с казаками в новую атаку, но стал жерт­вой хитрости воеводы Юрия. Барятинский переправил на Свиягу один от­ряд и велел громко кричать. Заслышав «окрики», Стенька подумал, что идет новое царское войско. Атаман погрузил на струги донских казаков и отплыл с ними к Царицыну, а потом ушел на Дон собирать новое войско.

Казни на Среднем Поволжье Без пощады громили царские воеводы «осиротевших» повстанцев Поволжья, Тамбовщины, Слободской Ук­раины. «Страшно смотреть на Арзамас, — писал современник, — его предместья казались совершенным адом: всюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и по 50 трупов; там валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью; здесь торчали колья, на которых мучились пре­ступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страда­ния. В продолжение трех месяцев казнили 11 тысяч человек». Мучили и убивали не в одном Арзамасе. В Козьмодемьянске Барятинский казнил 60 человек, сотне велел отсечь руки, 400 человек бил кнутом.

Пленение и казнь С. Разина Собор русского духовенства проклял Разина и его приверженцев. А Стенька пытался поднять Дон. Но

домовитые казаки с Корнилом Яковлевым1 во главе враждебно встретили

Атаман войска донского Корнила Яковлев был крестным отцом Степана Разина. Одно время он поддерживал лихого крестника. Действия Яковлева, связанные с пленением С.Ра­зина, объясняются желанием домовитых казаков и их атаманов не допустить появления на Д»ну карательной экспедиции царских войск.

казаков Разина. 14 апреля 1671 г. они напали на Кагальник, где стоял ата­ман. Городок запылал с четырех сторон, его защитники были изрублены, отчаянно дравшийся Разин пленен. Вскоре поймали и брата Стеньки — Фрола.

Через Курск и Серпухов 200 казаков повезли в Москву Степана и Фрола Разиных. «Из-за тебя вся беда!» — рыдал Фрол. «Никакой беды нет, — от­вечал его брат, — нас примут почестно; самые большие господа выйдут на­встречу посмотреть на нас».

За поимку Разиных домовитые казаки Дона получили особое «государе­во жалованье»: 3 тыс. серебряных рублей денег, 4 тыс. четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха и свинца.

После пыток знаменитый атаман был казнен 6 июня 1671 г. на Красной площади.

Угасание восстания 1671 г. Ко времени казни Степана Разина его атаманы еще продолжали борьбу. В их руках находилось все Нижнее Поволжье. Но царские войска наступали. Отказ домовитых казаков поддерживать повстанцев лишал их возможности черпать силы на Дону. Восставшие крестьяне и казаки вели разрозненные действия.

В июле 1671 г. атаман Василий Ус попытался подняться вверх по Волге и даже дошел до Симбирска. Здесь он был разбит и вернулся в Астрахань. Началась осада Астрахани, и в конце ноября город был взят. Опять после­довали казни и расправы.

Спасаясь, повстанцы бежали в Сибирь, на Урал, некоторые пробрались на север к староверческому Соловецкому монастырю.

Разинцы на Соловках Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех: беглых стрельцов, казаков, гулящих людей, хо­лопов, покинувших своих господ. Под знаменем старой веры стали сра­жаться и последние разинцы.

Пали Соловки 22 января 1676 г. от предательства. Чернец Феоктист пе­ребежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Когда темнота опустилась на Соловецкий остров, стрельцы проникли в монас­тырь и после ожесточенного боя заняли его. Староверов перебили, а 60 че­ловек «пущих к воровству зачинщиков» подвергли жестоким казням. Од­них вешали вниз головой, других, раздетых догола на лютом морозе, под­цепляли крюком под ребра. Несчастные умирали в страшных мучениях.

§ 33. Внешняя политика России во второй половине XVII в.

Справочный материал.

План.

I. Общая характеристика внешней политики России.

II. Освободительная и религиозная борьба украинского и белорусского народа
против Речи Посполитой.

1. Нарастание национального, религиозного и социального гнета в
белорусских украинских землях.

2. Запорожские казаки и Запорожская Сечь.

3. Освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого.

III. Борьба России за украинские и белорусские земли.

1. Решения Земского собора в Москве (1653) и Переяславской рады (1554).
Провозглашение воссоединения Украины и России.

2. Война с Речью Посполитой за Украину (1654—1667). Андрусонское переми­
рие.

3. Война России и Швеции (1656—1661). Кардисский мир.

4. Война России с Турцией (1677—1681). Чигиринские походы. Бахчисарай­
ский мир.

IV. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Россия и антитурецкая лига.

1. «Вечный мир» (1686).

2. Антитурецкая лига. Походы В.В.Голицына на Крым.

Основные понятия и термины.

«Народ русский», Украина, Белоруссия, запорожские казаки, Запорожскаячь, реестровые казаки, католицизм, православие, национально-освободитель­ная война, воссоединение, Земский собор октября 1653, Переяславская Рада, Ан-друсовское перемирие России и Речи Посполитой, Кардисский мир между Росси­ей и Швецией, Бахчисарайский мир, «Вечный мир» России и Речи Посполитой, Чигиринские походы, антитурецкая лига.

Исторические имена.

Царь Алексей Михайлович; его сын царь Федор Алексеевич; государственные деятели 2-й половины XVII в. — А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын; гетман Укра­ины Богдан Хмельницкий.

январь 1649 Июнь 1651 Сентябрь 1651 1552-1553 октябрь 1553 январь 1554 1554-1567 1554 лето 1655 Октябрь 1656 1656-1661 30 января 1667 1677-1681 1667, 1668 1681 1686 1687, 1689

- национально-освободительная война украинского народа
против Речи Посполитой.

- победы войска Богдана Хмельницкого у Желтых Вод, Корсуни; неудача под Пилявцами вследствие измены союзника
Хмельницкого — крымского хана.

- Зборовский мир.

- битва под Берестечком.

- Белоцерковский мир.

- продолжение борьбы Хмельницкого, нарастание неудач укра­
инской армии.

-решение Земского собора о присоединении Украины к Рос­сии.

- решение Переяславской Рады о присоединении Украины к
России.

- война России с Речью Посполитой за Украину.

- русские победы: занятие русскими войсками Смоленска, По­
лоцка и 33 белорусских городов.

- разгром Речи Посполитой Швецией.

- перемирие России и Речи Посполитой.

- война России и Швеции.

- временное перемирие России и Швеции.

- Кардисский мир России и Швеции.

- Андрусовское перемирие России и Речи Посполитой, присое­
динение Левобережной Украины к России.

- война России и Турции за Украину.

- походы Турции на Чигирин.

- Бахчисарайский договор России и Турции.

- Вечный мир России и Речи Посполитой.

- неудачные походы В.В.Голицына на Крым.

1. Общая характеристика внешней политики
Московского царства.

По мере того как в России было восстановлено хозяйство, укреплены государственные учреждения на местах и в центре, страна начала перехо­дить от пассивной оборонительной внешней политики к активным дейст­виям за пределами своих границ. И действия эти были в основном успеш­ными.

Во внешней политике второй половины XVII в. можно выделить три на­правления: это спор с Речью Посполитой за смоленские, украинские и бе­лорусские земли; война со Швецией, которая предполагала возврат выхо­да России к Балтике; отношения с Крымским ханством и его покрови­тельницей Османской империей.

2. Освободительная и религиозная борьба украинского
и белорусского народов.

Как известно, со времен Ивана III Московская Русь стала высказывать претензии на обладание православными землями, входившими некогда в Киевскую Русь. Жители этих западных и южных древнерусских земель в XVII в. еще именовали себя русскими, но с XIV в. шел процесс складыва­ния самостоятельных белорусской и украинской народностей, формиро­вались самостоятельные языки, культура, обычаи, национальный харак­тер. С XIII—XIV вв. белорусские и украинские земли входили в состав Ве­ликого княжества Литовского, а с образованием по Люблинской унии 1569 г. Речи Посполитой («Республики» с выбираемым аристократичес­ким сеймом королем) бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство.

Нарастание гнета К XVII в. украинское и белорусское население стало чувствовать на себе возрастающее тройное давление: национальное, социальное и религиозное. Вся совокупность прав и при­вилегий была у католического польского и литовского шляхетства (дво­рянства), и особенно у крупных землевладельцев аристократов — магна­тов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на укра­инские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов. Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов. Католичество в Речи Посполитой было основной религией, православ­ный «русский народ», как и протестанты, подвергались гонениям и при­нуждению к переходу в католицизм.

Естественно, что в таких условиях зародилась национально-религиоз­ная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству. Рос­сийские претензии и помощь Москвы постоянно подпитывали силы не­довольных.

Запорожцы Сами же они обладали значительной вооруженной силой. Это было запорожское казачество, живущее на южных,

опасных близостью к татарам, окраинах. Столица запорожского войска —

Запорожская Сечь, служила постоянным центром, где находилась казац­кая вольница, готовая к набегам на татар, турок и на самих поляков. Хотя казаки, записанные в королевский список — реестр, считались на службе у короля Речи Посполитой, получая за то жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием, они часто восставали, когда считали, что их права ущемлены. Тем более с ростом крепостничества на Украине к Днепру, за пороги, бежали крестьяне и холопы. Нереестровое казачество за счет них росло. Эти новые запорожцы жили, нанимаясь к зажиточным казакам, промышляя ловлей рыбы и охотой, но чаще набегами во все стороны за добычей. Ими-то и полнилась Запорожская Сечь.

Речь Посполитая в 1630 г. вдруг увидела, что от этой вольной погранич­ной стражи слишком много опасности, и пыталась держать казаков в узде. На границе с казачьими землями построили даже крепость Кодак, поместили туда немецкий наемный гарнизон, целью которого было препятство­вать проникновению беглых на юг и сдерживать активность самих запо­рожцев, стремящихся на север.

Крепость мало помогла. Ее вскоре уничтожили вместе с гарнизоном восставшие нереестровые казаки во главе с атаманом Иваном Сулимой. А за 5 лет до этого отгремело восстание казаков Тараса Федоровича. Бунто­вали казаки под предводительством Павлюка и Острянина в 1637-1638 гг. Все эти выступления были подавлены, но подавлены с трудом.

Власти Речи Посполитой уничтожили выборность верховного запорож­ского атамана — гетмана, а также выборность прочих высоких казачьих должностей. Теперь король назначал запорожских вождей. Десять лет сто­яла тишина. Но это была обманчивая тишина — та, что обычно наступает перед бурей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.05 с.)