ТОП 10:

Публицистика петровского времени.



Петровские указыВ начале XVIII в. развивалась публицистика. Сам им-ператор и государство здесь задавали тон. Многие Петровские указы носили публицистический характер, они убеждали и воспитывали подданных в нужном для абсолютистского государства духе: например, пропагандировалась идея превосходства государственных и царских интересов над всеми остальными, постоянно внушалась мысль о все-могуществе государства и его полиции, о их полезности для всего общества, для «общего блага».

Надо отдать должное Петру, который, говоря о себе как о самодержце, отвечающем только перед Богом, все же заявлял, что у царя тоже есть обя-занности. Править Россией во имя ее блага, не жалеть для отечества «жи-вота своего» первый русский император считал своим долгом.

Ф.Прокопович и Ф.СалтыковСамым знаменитым публицистом и оратором слыл Феофан Прокопович. Он был автором «Слова по-
хвального о флоте российском», «Правды воли монаршей» и многих дру-
гих публицистических сочинений, направленных на прославление пет-
ровских преобразований.

Другой петровский публицист Федор Салтыков ратовал за усиление са-модержавной власти российского монарха и расширение дворянских при-вилегий при незыблемости крепостного права. Салтыков, побывавший в числе волонтеров за границей, приветствовал европеизацию России, счи-тая, что таким путем она превратится в могущественную державу и пре-одолеет свое отставание от Европы.

И.Т.Посошков. Самым оригинальным сочинителем петровской эпо-
хи являлся самоучка — торговый человек из крестьян
Иван Тихонович Посошков. Он был автором нескольких сочинений. Всю
жизнь И.Т.Посошков искал правду. В 1724 г. он закончил «Книгу о скудо-
сти и богатстве», где хвалил одни реформы Петра и осмеливался критиче-
ски высказываться о других — о введении подушной подати, в частности.
Посошков впервые в России четко высказал мысль, что богатство страны
определяется не столько набитой государственной казной, сколько нали-
чием зажиточных и процветающих подданных, особенно крестьян и тор-
говых людей. Говоря о необходимости иноземных заимствований, он не
одобряет излишнего увлечения этим, что дает повод зашитникам стари-
ны, говорить, что проводимые реформы не согласны с духом русского на-
рода. В крепостном праве Посошков видит большой вред. Он с сочувстви-
ем описывает несчастных крестьян, разоренных налогами, поборами, по-
винностями и произволом властей и помещиков. Требует публицист и
справедливого суда, равного для всех: «каков земледельцу, таков и купече-
скому человеку, убогому и богатому...»

«Книга о скудости и богатстве» предназначалась для Петра, но неизве-стно, читал ли ее император. Если читал, то, возможно, с этим и связан неожиданный арест Ивана Посошкова в 1725 г. К тому времени Посошков был обеспеченным человеком. Он владел винокуренным заводом, город-скими домами и лавками, имел даже приобретенное в обход законам, за-прещавшим недворянам владеть землей с крепостными, поместье и

80 душ крестьян. Как только Посошкова взяли под караул, его имущество было опечатано. В стенах Тайной канцелярии 1 февраля 1726 г. семидеся-тилетний старик Иван Тихонович Посошков умер.

Подметные тетрадкиСуществовала и оппозиционная (враждебная) Петру публицистика. Еще в 1697 г. монах московского Анд-
реевского монастыря Авраамий подал Петру тетрадку, в которой критико-
вал непорядки в управлении и лихоимства приказных людей, а также при-
зывал царя отказаться от «непотребного поведения», увлечения флотом и
иноземными новшествами и вести «приличное сану житие».

Основная масса враждебных правительству произведений была ано-нимной. Естественно, эти сочинения не печатались, а гуляли по стране в виде рукописных подметных писем и тетрадок. Их подкидывали обычно на людных местах — у церквей или рынков. Большинство тетрадок вышло из старообрядческой среды.

Петр выступал в них как царь-антихрист, петровское время определялось как время, предшествующее концу света, «добрым людям» давался совет уклоняться от участия в «бесовских делах» царя, бежать в окраинные пустынные места, где и ждать второго пришествия Христа и Страшного суда.

Традиционная для Руси вера в доброго царя в народных подметных листах, как и в устных слухах, нашла отражение в легендах о подмене царя, «злой царь — не настоящий царь», и в идеализации образа царевича Алексея. Кстати, в первой половине XVIII в. появилось кесколько самозванцев, выдававших себя за Алексея. Но органы сыска: Сыскной приказ, Преображенский приказ, Тайная канцелярия — выловили самозванцев и их сподвижников, поэтому деятельность «царевичей» не вылилась в народный бунт.

Дворянская оппозиционная мысль.В высших слоях общества также имелись люди, которые осуждали многое, особенно слепое копирование
западноевропейских обычаев, манер, забвение старомосковских обычаев. Например, сподвижник Петра I, брат знаменитого
полководца М.М.Голицына — Дмитрий Михайлович Голицын, полагал,
что из Европы следовало брать науки и умения, но лучшее — из русской
жизни, а также русскую одежду, привычки, воззрение не нужно было из-
гонять или подвергать осмеянию. Действительно, распространившееся
при Петре в части общества презрение ко всему российскому, преклоне-
ние перед всем, что шло с Запада, не было полезным ни тогда, ни впослед-
ствии. Созвучно Д.М.Голицыну были настроены некоторые знатные вель-
можи из старой аристократии. Однако сочинения подобного толка появи-
лись позже, во время царствований наследников Петра I.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.003 с.)