Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для монастырей и служилых людей вводили льготное налогообложение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Большая соха для черносошных свободных крестьян составляла 500 четвертей земли в одном поле. Плательщиком выступала община, которая внутри себя раскладывала сумму налога в зависимости от состояния и земельного надела каждого крестьянина-общинника. Монастыри платили большую соху с 600 четвертей земли, а служилые люди — с 800 четвертей. Церковный собор В 1551 г. были приняты меры к укреплению право- бор. Выступивший на нем Иван ^укорил священнослужителей в нарушениях монашеской жизни, затронул царь и вопрос церковного землевладения, но желание царя получить монастырские земли встретило резкий протест. Собор принял решения, записанные в книге из 100 глав, которые как бы отвечали на вопросы, поставленные Иваном IV. В целом «Стоглав» принял меры к обузданию безнравственных по- 1 Историки сомневаются, что это было сделано, т.к. под Москвой тогда уже не было нужного количества сободной земли.
ступков духовенства. Он запретил монахам пить «горячее зеленое вино»1, ругаться и драться в храмах. Все местночтимые культы снятых признавались общерусскими. За духовенством сохранилась привилегия судиться церковным, а не государевым судом. Создание приказов Одной из главных реформ Избранной Рады была реформа центрального государственного управления. Были созданы приказы, ведавшие государственными делами. Число приказов со временем росло. Во главе приказов стояли бояре, им помогали дьяки, которым подчинялись подьячие. — Одни приказы ведали какой-либо отраслью управления; (Например, Разбойный приказ преследовал уголовные преступления; Поместный — вел учет владений служилых людей; Посольский занимался внешней политикой; Разрядный — службой бояр, дворян и детей боярских; Большой приход собирал налоги; Новгородский — управлял новгородской землей; Ямской — организовывал почтовую службу, ведал почтовыми станциями — ямами, и перевозчиками почты — ямщиками, и т.д.) — другие властвовали территориями (Новгородский, «Тверской дворец»); — третьи, временные, создавались для выполнения отдельного приказа Особое место в 50-е гг. XVI и. занимал Челобитенный приказ, возглавляемый Алексеем Федоровичем Адашевым. Это был своеобразный высший контрольный орган. Люди подавали в Челобитенный приказ жалобы на самоуправство или мздоимство властей и могли найти управу на обидчиков. А.Ф.Адашев слыл человеком честным, справедливым, хотя и жестким и суровым. Именно такой боярин мог хоть в какой-то степени ограничить беспредел местных и столичных властей. Приказы XVI в. не сумели отделаться от многих недостатков предшествовавших органов центрального управления — казны и дворцов. Функции приказов часто переплетались, и, помимо главного дела, они занимались уймой иных проблем. Судебник 1550 г. В*] 550 г. был принят новый Судебник. В основном он повторил Судебник 1497 г., но имелись и новшества. 1. Судебник 1550 г. предусматривал наказания наместникам и волосте 2. Важнейшие судебные дела изымались из ведения наместников и пе 3. В суде должны были участвовать выбранные из местных посадских 4. Судебник запретил обращать в холопов детей боярских и дворян. 5. Была усилена власть вотчинников и помещиков над зависимыми кре
Губная реформа Преобразования Избранной Рады затронули и местное управление. В 1556 г. окончательно были отменены кормления и наместничества. После отмены наместничеств губные старосты становились во главе местной власти. Права наместников начала урезать еще Елена Глинская. Она изъяла из надзора кормленщиков борьбу с разбоями. Эти дела должны были вести выбранные местными служилыми людьми губные старосты. Там, где детей боярских не было, разбойными делами ведали земские старосты из черносошных крестьян. Губная реформа Елены Глинской продолжалась в боярское правление. Тогда рассылали по отдельным землям грамоты, передающие разбойные дела в руки местных выбранных старост. Не надо думать, что дети боярские обрадовались самоуправлению. Губные старосты не получали жалованья; борьба с лихими людьми (разбойниками) была делом опасным; судебные и административные обязанности отвлекали от хозяйственных дел. Поэтому дворяне отказывались от должностей. Дворяне уезда выбирали в губные старосты какого-нибудь старого и убогого служилого человека, да и того порой приходилось вести к власти под конвоем, ибо и он норовил сбежать и спрятаться. Но при всем этом губные старосты из местных знали обычаи и интересы своего края лучше пришлых людей и управляли эффективнее корыстных наместников. От губной реформы выигрывали все служилые люди уезда. Кормленчес-кий откуп теперь шел на подмогу бедным детям боярским и на вознаграждение тем, кто вывел в ополчение людей сверх нормы. Дворяне сами могли решать судьбу выморочных поместий1. Дополнительный материал. 1. Алексей Федорович Адашев2. Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и богатством. Не без сарказма царь Иван заметил, что взял Адашева во дворец «от гноища» и «учинил» наравне с вельможами, ожидая от него «прямой службы» (честной службы). Адашев и в самом деле являл собой образец «прямого слуги», но этих достоинств было недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру при дворе. Своим успехом Адашев был обязан удачной службой в приказах — новых органах центрального управления... Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Че-лобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, невзирая; на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту3 в приказах. Виновных ждала \ «кручина» от государя, тюрьма и ссылка. Младшие современники Адашева вспо-! минали годы его правления как время процветания, когда «Русская земля была в великой тишине и во благоденстве и в управе». Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика4... В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью превзойти монахов. Он беспрестанно молился, подолгу выдерживал пост, «по одной 1 Выморочные поместья (или вотчины) — владения, чьи хозяева умерли без наследников. 2 Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975, текст взят из «Хрестоматии по истории Рос 3 Волокита — длительное разбирательство. Еше волокитой называли грамоты, которые ве 4 Временщик — обычно любимец монарха, имеющий в течение какого-то времени боль просвире ел за день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими (бродящими нищими) и юродивыми1. Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богадельню, в которой содержал много десятков «прокаженных» (больных), «тайне питающи, обмывающе их, многажеды же сам руками своими гнои их отирающа». Сильвестр. Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет неизвестна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связывал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку помощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшим в жестокое-тях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься государственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но, видимо, очень действен для XVI в.: новгородец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась, и он превратился в доброго правителя. Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произвела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541 г. Сильвестр был одним из священников домовой церкви московских правителей — Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Известно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр также был близок к митрополиту Ма-карию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью кафедру в 1542-1563 гг. Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись видения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благовещенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно, юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах. После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп-невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священников, Сильвестр был образованным человеком, возможно, он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы милости к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвестра связано появление очень интересного сочинения XVI в. — «Домостроя», который представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных советов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг. В отличие от Адашева, каких-либо постоянных обязанностей в правительственном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные конкретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, поучая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже 1 Юродивые — как правило, убогие нищие богомольцы с признаками душевной болезни. На Руси их почитали и жалели, ибо были уверены, что их устами говорит Ьог, который направляет и их поступки, ибо своею ума у таких людей нет.
случались приступы экзальтации: так, после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это знамением победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского — Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Сильвестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя. Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Часто гишут, что Сильвестр был духовником царя. Это отчасти верно. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был. 3. Губная грамота 1539 г. каргопольцам и белозерцам1. «Князьям и детям боярским, отчинникам и помещикам, и всем служилым людям, и старостам, и соцким, и десяцким, и всем крестьянам моим, великого князя, митрополичьим, владысным, княжим, помешиковым, монастырским, черным, псарям..., бортникам, рыболовам, бобровникам, оброчникам и всем без исключения. Били вы нам челом, что у вас в волостях многие села и деревни разбойники разбивают, имения ваши грабят, села и деревни жгут, на дорогах много людей грабят и разбивают и убивают многих людей до смерти. А иные многие люди разбойников у себя держат, а к иным людям разбойники с разбоем приезжают и разбойную рухлядь (вещи) к ним привозят. Мы к вам посылали обыщиков своих, но вы жалуетесь, что от наших обыщи-ков... большие вам убытки, и вы с нашими обыщиками лихих людей разбойников не ловите, потому что вам волокита большая, а сами разбойников обыскивать и ловить без нашего ведома не смеете. Так вы бы, между собой свестясь (т.е. обсудив), все вместе поставили себе в головах детей боярских, в волости человека три или четыре, которые бы грамоте умели и которые годятся, да с ними старост, да десяцких и лучших людей крестьян человек пять или шесть и между собою, в станах и волостях, лихих людей разбойников сами обыскивали... Где сыщете разбойников или тех, кто их у себя держит и разбойную рухлядь принимает, то вы таких людей пытайте накрепко, а допытавшись и бивши кнутом, казните смертию... Если разбойник с пытки объявит о своих товарищах в других городах, то вы об них пишите грамоты в те города к детям боярским, которые там поставлены в головах...» 4. Губная грамота селам Кирилло-Белозерского монастыря 1549 г.2 «Я, царь и великий князь, по их (крестьян) челобитью пожаловал, велел у них быть в разбойных делах в губных старостах, в выбранных головах, детям боярским..., да с ними целовальникам, тех сел крестьянам... Поймают татя (вора) в первой татьбе, то доправить на нем исцовы (пострадавшего) иски... велите бить кнутом и потом выбить из земли вон. За второе воровство бить кнутом, отсекать руку и выбивать вон из земли; за третье воровство вешать... В суды наместничьи губные старосты не должны вступаться, а наместники — в суды губных старост. Посулов и поминков (подарок, взяток) старостам губным и целовальникам не брать ни под каким видом и друг за другом смотреть, чтоб не брали». 1 Соловьев СМ. Сочинения. М., 1989, с. 437-438. 2 Там же, с.439. § 22. Внешняя политика Ивана IV и Избранной Рады в 1550-е гг. Реформы 50-х гг. XVI в. улучшили обстановку в стране, что в немалой степени помогло Руси при решении внешнеполитических дел.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.009 с.) |