Для монастырей и служилых людей вводили льготное налогообложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для монастырей и служилых людей вводили льготное налогообложение.



Большая соха для черносошных свободных крестьян составляла 500 чет­вертей земли в одном поле. Плательщиком выступала община, которая внутри себя раскладывала сумму налога в зависимости от состояния и зе­мельного надела каждого крестьянина-общинника. Монастыри платили большую соху с 600 четвертей земли, а служилые люди — с 800 четвертей.

Церковный собор В 1551 г. были приняты меры к укреплению право-
1551 г. славной церкви. В Москве собрался Церковный со-

бор. Выступивший на нем Иван ^укорил священно­служителей в нарушениях монашеской жизни, затронул царь и вопрос церковного землевладения, но желание царя получить монастырские зем­ли встретило резкий протест. Собор принял решения, записанные в книге из 100 глав, которые как бы отвечали на вопросы, поставленные Ива­ном IV. В целом «Стоглав» принял меры к обузданию безнравственных по-

1 Историки сомневаются, что это было сделано, т.к. под Москвой тогда уже не было нужного количества сободной земли.

 

ступков духовенства. Он запретил монахам пить «горячее зеленое вино»1, ругаться и драться в храмах. Все местночтимые культы снятых признава­лись общерусскими. За духовенством сохранилась привилегия судиться церковным, а не государевым судом.

Создание приказов Одной из главных реформ Избранной Рады была ре­форма центрального государственного управления. Были созданы приказы, ведавшие государственными делами.

Число приказов со временем росло. Во главе приказов стояли бояре, им помогали дьяки, которым подчинялись подьячие.

— Одни приказы ведали какой-либо отраслью управления;

(Например, Разбойный приказ преследовал уголовные преступления; Помест­ный — вел учет владений служилых людей; Посольский занимался внешней поли­тикой; Разрядный — службой бояр, дворян и детей боярских; Большой приход со­бирал налоги; Новгородский — управлял новгородской землей; Ямской — органи­зовывал почтовую службу, ведал почтовыми станциями — ямами, и перевозчика­ми почты — ямщиками, и т.д.)

— другие властвовали территориями (Новгородский, «Тверской дворец»);

— третьи, временные, создавались для выполнения отдельного приказа
царя и позже распускались.

Особое место в 50-е гг. XVI и. занимал Челобитенный приказ, возглавляемый Алексеем Федоровичем Адашевым. Это был своеобразный высший контрольный орган. Люди подавали в Челобитенный приказ жалобы на самоуправство или мздоимство властей и могли найти управу на обидчиков. А.Ф.Адашев слыл чело­веком честным, справедливым, хотя и жестким и суровым. Именно такой боярин мог хоть в какой-то степени ограничить беспредел местных и столичных властей.

Приказы XVI в. не сумели отделаться от многих недостатков предшество­вавших органов центрального управления — казны и дворцов. Функции при­казов часто переплетались, и, помимо главного дела, они занимались уймой иных проблем.

Судебник 1550 г. В*] 550 г. был принят новый Судебник. В основном он повторил Судебник 1497 г., но имелись и новшества.

1. Судебник 1550 г. предусматривал наказания наместникам и волосте­
лям, берущим взятки.

2. Важнейшие судебные дела изымались из ведения наместников и пе­
редавались в Москву.

3. В суде должны были участвовать выбранные из местных посадских
людей или черносошных крестьян старосты и целовальники.

4. Судебник запретил обращать в холопов детей боярских и дворян.

5. Была усилена власть вотчинников и помещиков над зависимыми кре­
стьянами: крестьянин обязан был, как холоп, именовать своего господина
государем, обращаться к нему за судом, за преступления крестьян владе­
лец земли нес ответственность, был увеличен размер пожилого, выплачи­
ваемого крестьянами при уходе к другому владельцу. Все это заставляет
рассматривать Судебник 1550 года, как шаг к установлению в будущем кре­
постного права в России.

 

 

Губная реформа Преобразования Избранной Рады затронули и мест­ное управление. В 1556 г. окончательно были отмене­ны кормления и наместничества. После отмены наместничеств губные ста­росты становились во главе местной власти.

Права наместников начала урезать еще Елена Глинская. Она изъяла из надзора кормленщиков борьбу с разбоями. Эти дела должны были вести выбранные мест­ными служилыми людьми губные старосты. Там, где детей боярских не было, раз­бойными делами ведали земские старосты из черносошных крестьян. Губная ре­форма Елены Глинской продолжалась в боярское правление. Тогда рассылали по отдельным землям грамоты, передающие разбойные дела в руки местных выбран­ных старост.

Не надо думать, что дети боярские обрадовались самоуправлению. Губные ста­росты не получали жалованья; борьба с лихими людьми (разбойниками) была де­лом опасным; судебные и административные обязанности отвлекали от хозяйст­венных дел. Поэтому дворяне отказывались от должностей. Дворяне уезда выби­рали в губные старосты какого-нибудь старого и убогого служилого человека, да и того порой приходилось вести к власти под конвоем, ибо и он норовил сбежать и спрятаться.

Но при всем этом губные старосты из местных знали обычаи и интересы своего края лучше пришлых людей и управляли эффективнее корыстных наместников.

От губной реформы выигрывали все служилые люди уезда. Кормленчес-кий откуп теперь шел на подмогу бедным детям боярским и на вознаграж­дение тем, кто вывел в ополчение людей сверх нормы. Дворяне сами мог­ли решать судьбу выморочных поместий1.

Дополнительный материал. 1. Алексей Федорович Адашев2.

Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и бо­гатством. Не без сарказма царь Иван заметил, что взял Адашева во дворец «от гно­ища» и «учинил» наравне с вельможами, ожидая от него «прямой службы» (чест­ной службы). Адашев и в самом деле являл собой образец «прямого слуги», но этих достоинств было недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру при дворе. Сво­им успехом Адашев был обязан удачной службой в приказах — новых органах цен­трального управления...

Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Че-лобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, невзирая; на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту3 в приказах. Виновных ждала \ «кручина» от государя, тюрьма и ссылка. Младшие современники Адашева вспо-! минали годы его правления как время процветания, когда «Русская земля была в великой тишине и во благоденстве и в управе».

Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика4... В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью пре­взойти монахов. Он беспрестанно молился, подолгу выдерживал пост, «по одной

1 Выморочные поместья (или вотчины) — владения, чьи хозяева умерли без наследников.

2 Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975, текст взят из «Хрестоматии по истории Рос­
сии», м., 1994, с. 214-215; текст разбит па абзацы нами.

3 Волокита — длительное разбирательство. Еше волокитой называли грамоты, которые ве­
ли по судебным делам. Каждая новая грамота нриклеичалась к предыдущей, получались
длинные, иногда по нескольку метров, свитки. Известно еше одно значение слова «волоки­
та». Так мастера называли длинную, вытягиваемую из куска металла проволоку.

4 Временщик — обычно любимец монарха, имеющий в течение какого-то времени боль­
шую власть.

просвире ел за день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими (бродящими нищими) и юродивыми1. Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богадельню, в которой содержал много десятков «прокаженных» (больных), «тайне питающи, обмывающе их, многажеды же сам руками своими гнои их отирающа».

Сильвестр.

Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет неизвестна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связы­вал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку по­мощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшим в жестокое-тях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься го­сударственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но, видимо, очень действен для XVI в.: новгоро­дец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась, и он превратился в доброго правителя.

Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произ­вела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541 г. Сильвестр был одним из свя­щенников домовой церкви московских правителей — Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Изве­стно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр также был близок к митрополиту Ма-карию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью ка­федру в 1542-1563 гг.

Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил се­бя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись видения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благове­щенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно, юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах.

После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп-невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священни­ков, Сильвестр был образованным человеком, возможно, он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы мило­сти к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвест­ра связано появление очень интересного сочинения XVI в. — «Домостроя», кото­рый представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных сове­тов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг.

В отличие от Адашева, каких-либо постоянных обязанностей в правительствен­ном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные кон­кретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, по­учая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже

1 Юродивые — как правило, убогие нищие богомольцы с признаками душевной болезни. На Руси их почитали и жалели, ибо были уверены, что их устами говорит Ьог, который на­правляет и их поступки, ибо своею ума у таких людей нет.


 

 

случались приступы экзальтации: так, после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это знаме­нием победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского — Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Силь­вестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя. Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церков­ных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Ча­сто гишут, что Сильвестр был духовником царя. Это отчасти верно. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был.

3. Губная грамота 1539 г. каргопольцам и белозерцам1.

«Князьям и детям боярским, отчинникам и помещикам, и всем служилым лю­дям, и старостам, и соцким, и десяцким, и всем крестьянам моим, великого кня­зя, митрополичьим, владысным, княжим, помешиковым, монастырским, чер­ным, псарям..., бортникам, рыболовам, бобровникам, оброчникам и всем без ис­ключения. Били вы нам челом, что у вас в волостях многие села и деревни разбой­ники разбивают, имения ваши грабят, села и деревни жгут, на дорогах много лю­дей грабят и разбивают и убивают многих людей до смерти. А иные многие люди разбойников у себя держат, а к иным людям разбойники с разбоем приезжают и разбойную рухлядь (вещи) к ним привозят.

Мы к вам посылали обыщиков своих, но вы жалуетесь, что от наших обыщи-ков... большие вам убытки, и вы с нашими обыщиками лихих людей разбойников не ловите, потому что вам волокита большая, а сами разбойников обыскивать и ловить без нашего ведома не смеете.

Так вы бы, между собой свестясь (т.е. обсудив), все вместе поставили себе в го­ловах детей боярских, в волости человека три или четыре, которые бы грамоте уме­ли и которые годятся, да с ними старост, да десяцких и лучших людей крестьян че­ловек пять или шесть и между собою, в станах и волостях, лихих людей разбойни­ков сами обыскивали...

Где сыщете разбойников или тех, кто их у себя держит и разбойную рухлядь при­нимает, то вы таких людей пытайте накрепко, а допытавшись и бивши кнутом, казните смертию... Если разбойник с пытки объявит о своих товарищах в других городах, то вы об них пишите грамоты в те города к детям боярским, которые там поставлены в головах...»

4. Губная грамота селам Кирилло-Белозерского монастыря 1549 г.2

«Я, царь и великий князь, по их (крестьян) челобитью пожаловал, велел у них быть в разбойных делах в губных старостах, в выбранных головах, детям бояр­ским..., да с ними целовальникам, тех сел крестьянам...

Поймают татя (вора) в первой татьбе, то доправить на нем исцовы (пострадав­шего) иски... велите бить кнутом и потом выбить из земли вон. За второе воровст­во бить кнутом, отсекать руку и выбивать вон из земли; за третье воровство ве­шать...

В суды наместничьи губные старосты не должны вступаться, а наместники — в суды губных старост. Посулов и поминков (подарок, взяток) старостам губным и целовальникам не брать ни под каким видом и друг за другом смотреть, чтоб не брали».

1 Соловьев СМ. Сочинения. М., 1989, с. 437-438.

2 Там же, с.439.


§ 22. Внешняя политика Ивана IV и Избранной Рады в 1550-е гг.

Реформы 50-х гг. XVI в. улучшили обстановку в стране, что в немалой степени помогло Руси при решении внешнеполитических дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.02 с.)