ТОП 10:

Градостроение, живопись, театр.



Градостроение .Петр называл строящийся Петербург не иначе как
«парадизом» (раем) и очень заботился, чтобы возво-
димые дома не уступали европейским в красоте и прочности. Улицы но-
вой столицы имели иную, нежели у Москвы и прочих российских горо-
дов, планировку. Старые города росли постепенно: вокруг крепости стро-
ился посад, его обносили стеной, когда за ней становилось тесно, стихий-
но появлялись слободы за чертой укреплений, а со временем их ради бе- зопасности окружали новой стеной. Так, в Москве у Кремля возник Ки-тай-город, Белый город, Земляной город. Планировка старинных горо-дов, не только наших, но и зарубежных, была кольцевой. Застраивались обычно города без определенного плана.

По-иному рождался Санкт-Петербург. Город строился сразу по разрабо-танному плану. Петербургские проспекты были широкими и прямыми. Улицы пересекали их под прямым углом. Главной артерией города стал Невский проспект. Дома, обращенные фасадами на проезжую часть про-спектов, строились преимущественно каменные в два и более этажей. Вто-рую столицу украшали монументальные здания Гостиного двора, Биржи, Двенадцати коллегий, Кунсткамеры1, Петропавловской крепости. Ото-всюду была видна колокольня Петропавловского собора. Ее возвел зодчий Доменико Трезини. Вместе с золоченым шпилем Петропавловская коло-кольня была выше московского Ивана Великого. Должно быть, это радо-вало Петра, не любившего Москву и утверждавшего приоритет своей но-вой столицы над старой.

В Петербурге сооружались порт и набережные Невы. Через протоки пе-рекидывались мосты. Камнем покрывались дороги. На мощение их шел, в основном, камень, который обязаны были иметь приезжающие в город: суда — 10-30 камней, телеги — 3 камня. Вечером на столичных улицах за-жигались масляные фонари. Под Петербургом возникали загородные дворцы знати. Например, Александр Меншиков построил себе резиден-цию в Ораниенбауме.

Строительство в других городах, особенно каменное строительство, по-шло с 1710-х гг. на убыль. Все силы были брошены на Петербург, кроме того указом 1714г. запретили использовать кирпич в строительстве где-либо кроме Петербурга.

Правда, до основания новой столицы успели возвести несколько боль-ших зданий в Москве. Это Арсенал в Кремле, здание Суконной мануфак-туры и церковь архангела Гавриила (Меншикова башня). Меншикова башня явилась новшеством в области церковной архитектуры. Проект принадлежал отечественному зодчему И.П.Зарудному. Внутренняя отдел-ка этой церкви была пышной, использовалась лепнина, изготовленная итальянскими мастерами. Башня имела английские часы, 50 колоколов которых отбивали время каждые 15 минут. К сожалению, в 1723 г. колоко-ла погибли при пожаре, возникшем, когда в башню ударила молния.

Живопись.В XVII в. Россия еще не знала картин. Писали портреты —
парсуны, где использовали приемы, идущие от иконопи-
си. В XVIII в. появляется русская, в полном смысле, светская живопись.
При Петре получили известность отечественные портретисты Андрей
Матвеев и Иван Никитин. Мастера гравюры — братья Зубовы, А.Адоль-
ский, А.Ростовцев, запечатлели батальные сцены, морские сражения,
строительство и облик Петербурга. Они же работали над различными
книжными иллюстрациями, заставками к географическим картам.

Кунсткамера — первый русский музей, куда по указу царя свозили старинные докумен-ты, диковинные вещи, метеориты, уродцев и прочее.

Большинство художников, работавших в петровское время в России, были иноземцами, приглашенными на российскую службу Они внесли немалый вклад в развитие русской культуры, в обучение природных рус-скихживописцев.

Театр. В1702 г. в Москве был открыт театр. Играли в нем инозем-
ные актеры и ставились иностранные пьесы. Для театра на
Красной площади соорудили «хоромину» (здание), которая вмещала бо-
лее сотни зрителей. Но успехом спектакли театра не пользовались. Потом
и сам Петр охладел к театральным зрелищам, его мало притягивали дейст-
ва, где он был пассивным зрителем. У москвичей же большей популярно-
стью стали пользоваться любительские спектакли, которые разыгрывали
учащиеся Славяно-Греко-Латинской академии и Хирургической школы.

Дополнителъный материал. Новшества в быту.

БрадобритиеНикого не предупредив о своем приезде, Петр появился в Москве 25 августа 1698. Весть о прибытии царя разнеслась лишь на следу-ющий день, и бояре поспешили в Преображенское, чтобы приветствовать его с благополучным возвращением. Царь обошелся с поздравителями самым непред-виденным образом: велел подать ножницы и стал отрезать бороды у бояр. Первый лишился бороды боярин Шеин, разгромивший стрельцов под Новым Иерусалимом. Вторым лишился бороды «князь-кесарь» Ромодановский. За ним следовали прочие бояре, которыхлишали бороды либо сам царь, либо по его повелению. От бритья бород освобождались лишь церковные иерархи. Так было положено нача-ло брадобритию — новшеству, которое в наши дни можно считать ничтожным, но тогда оно произвело на современников огромное впечатление, так как борода счи-талась признаком солидности и добропорядочности. Не случайно борода станет символом старины, знаменем протеста против новшеств.

С бородой пришлось расстаться не только боярам. Петр возвел преследование бороды в ранг правительственной политики, и брадобритие было объявлено обя-занностью всего городского населения. Право на ношение бороды разрешалось купить, но налог установили столь высокий, что даже богатые купцы предпочитали расстаться с бородой, чем платить за нее ежегодно по 100 рублей. Дворянская борода оценивалась дешевле — 60 рублей в год. Крестьяне могли не брить бород, но всякий раз при въезде в город и выезде из него должны были платить по копейке. Была выбита специальная металлическая бляха — бородовой знак, которую б-родачи носили на шее. На лицевой ее стороне изображались усы и борода, а на обратной была надпись: «Деньги взяты».

Европейское платье.В феврале 1699 г. состоялось шуточное освящение только что построенного дворца для фаворита царя Лефорта. Гости прибыли на
пир бритыми, но в традиционной русской одежде — долгополом и
широкорукавном платье. Царь к этой одежде питал неприязнь, считая, что она
стесняла движения и мешала в работе. На пиру царь действовал уже испытанным
способом: он взял ножницы и стал укорачивать платье и рукава.

Несколько месяцев спустя москвичи читали листы, прибитые у ворот Кремля, в Китай-городе, у Чудова монастыря и вдругих местах. У листов стража, чтобы их не сорвали, а на листах царский указ: отныне в Москве и прочих городах надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.

Новое летосчисление.Еще одно новшество было осуществлено под занавес уходящего 1699 г. Указом 19 и 20 декабря было велено счисление лет произ-
водить не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а ново-
летие начинать не с 1 сентября, а с 1 января. По старому летосчислению шел
7208 г., а по новому, принятому во всех европейских государствах, наступил 1700 г Царь велел новый год встречать как праздник. 1 января на Красную площадь были выведены солдатские полки и в Кремле расставили свыше 200 пушек.

Шесть дней палили из пушек. Петр хлопотал над устройством фейерверка, своей красотой поразившего столичных жителей. Горожане тоже должны были участ-вовать в торжествах: ворота каждого двора надлежало украсить сосновыми, еловы-ми и можжевеловыми ветками, а те, у кого дома имелись пушечки и огнестрельное оружие, тоже должны были салютовать наступающему Новому году.

Ассамблеи.«В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении
ассамблей. Петр сам составил правила организации ассамблей,
стремился не пропустить ни одной ассамблеи.

Ассамблея, разъяснял царь в указе, — слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассужде-ния и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с женами тудадолжны были являться высшие офицеры, вельможи, чинов-ники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до 10 вечера... Чаше всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже — летом. В 1719г., например, первая ассамблея была про-ведена у генерала Вейде 18 января, следующая 22 января у князя Дмитрия Михай-ловича Голицына, затем в воскресенье 25 января у князя Долгорукого, через день у князя Черкасского. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь...

Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить помещение, а также легкое угощение: сладости, табак (при Петре стали поощрять, а не запрещать, как прежде, его курение, нюхание и жевание) и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно. Страстным шахматистом слыл и Меншиков.

Ассамблея — место непринужденных встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания... Такой ассамблея представлялась царю, такой он хо-тел ее видеть»1.

Указ Петра Великого об «ассамблеях»... произвел коренной перелом и в домаш-ней и в обшественной жизни наших предков и послужил первым шагом к тому, чтобы и у нас женщины заняли в обществе то положение, какое они занимали в Западной Европе. Прежнее их затворничество и отчужденность были уничтожены царской безграничной властью, и нарушение в этом отношении старинных обы-чаев вызвало среди русских сдержанный ропот, так как никто не смел ослушаться государева повеления...

На ассамблеях хозяин, или хозяйка, или кто-нибудь из домашних открывал тан-цы... Принявшиоь распоряжаться танцами, Петр начинал с того, что становил в ряды танцующих самых дряхлых стариков и сам становился в первой паре... Все танцующие кавалеры обязаны были в точности выделывать ногами то же самое, что выделывал государь, который в танцах оказывался большим затейником и ма-стером своего дела. Но набранные им старые танцоры насилу двигали ноги и кое-как дрыгали ими. Царь, со свойственной ему настойчивостью, принялся обучать сановных танцоров и объявил им, что выучит их очень скоро. Как ни бился, одна-ко, государь, дело не шло на лад: ученики его с подобранными к ним молоденькими дамочками чуть держались на ногах, а неутомимый Петр прискакивал и вертелся перед ними без устали. Старики путались, задыхались, сопели и кряхтели; у од-них из нихделалась отдышка, другие чувствовали колику, потлил с них градом, го-ловы кружились, а царь все-таки продолжал танцевальный урок. Наконец некото-рые из них не выдержали и повалились на пол, а другие, опустившись, присели на корточки. Царь, видя это, отступился от неспособных своих учеников и приказал каждому из них выпить в наказание по болыиому штрафному бокалу Отпустив стариков, государь принялся танцевать с молодыми...

Являвшиеся на первые ассамблеи наши боярыни и барышни были смешны и неуклюжи. Затянутые в крепкие корсеты... в башмаках на высоких каблуках... они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но и не знали, как им стать и сесть. Кавалеры были также под стать дамам, и их, при чрезвычайной не-ловкости, крайне стесняла одежда: шитые кафтаны с твердыми фалдами, узкие панталоны, плотно натянугые чулки с подвязками, тяжелые башмаки, висевшие на боку шпаги..., парики с длинными завитыми в букли волосами. Но мало-пома-лу все привыкли к новым костюмам...

Одной из главных целей Петра Великого при учреждении ассамблей было — со-единить все русское общество в один кружок, сблизить русских с иностранцамп и уничтожить ту московскую разрозненность, одной из причин которой была бояр-ская спесь. Последнее, однако, особенно не удалось Петру Великому, так как с са-мого своего возникновения русское общество разделилось на кружки, члены кото-рых примыкали один к другому — сообразно их знатности и богатству. Точно так же не мог одолеть Петр и отчужденности русских от иностранцев, которая на ассамб-леях выражалась, между прочим, тем, что русские дамы выбирали себе кавалеров только из русских, обходя иностранцев, чем эти последние очень обижались1.

БракосочетаниеУказ 1702 г. установил новый порядок бракосочетаний.
Смотрины заменялись обручением, которому должна была

обязательно предшествовать встреча жениха и невесты. В былые времена в Мос-ковской Руси часто молодые видели друг друга впервые на свадьбе. Все решали за их спиной родители или опекуны.

Указ 1724 г. вообще запретил заключение браков по принуждению, но, конечно, в действительности это мало действовало.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.201.14 (0.006 с.)