Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные центры объединения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главными объединительными центрами выступили в XIV в. Тверь и Москва — уделы Владимирской Руси, и Великое княжество Литовское. Литва. Литва, собрав западнорусские земли и воюя на их южных границах с татарами, надеялась постепенно включить в себя Южную Русь. (Что и произошло после битвы с татарами у Синих Вод в 1362 г.) Хотела Литва также отвоевать у азиатов и Северо-Восточную Русь, где, в определенной мере, сочувствовали Литве тверские князья, надеясь на ее военную помощь. Существовала «партия» пролитовски настроенных бояр в Новгороде. Смоленское княжество металось между Северо-Восточной «монгольской» Русью и Литвой. Большинство населения литовского государства в XIII— XIV вв. составляли русские. В Литве судили по «Русской Правде». В хозяйственном и культурном плане русские земли обгоняли литовские. Все это давало Литовскому государству шанс стать центром единой Руси. (Претензия же на то была заложена даже в полном названии княжества — Великое княжество Литовское и Русское.) Но этого не случилось. Решающую роль, на наш взгляд, сыграли религиозные противоречия и постепенное сближение Литвы со своим естественным союзником по борьбе с крестоносцами на западе — Польшей. К концу XIV — XV вв. литовцы приняли католичество, постепенно появились и затем нарастали притеснения православных русских, польско-литовские феодалы (шляхта и магнаты) начали наступление на права православных феодалов и русского (т.е. формирующихся уже тогда белорусского и украинского) народа. Предпосылки возвышения Москвы и Твери Посмотрим теперь на северо-восточные центры. Их возвышению в XIV в. Способствовали некоторые обстоятельства. Хозяйство Руси наладилось, и во всех уделах был примерно одинаковый уровень его развития, хотя лучше дела шли у «молодых» княжеств. Спаленные дотла в Батыево нашествие и потом часто посещаемые баскаками и татарскими карательными ратями, «старые» области вокруг стольного Владимира теряли и без того поредевшее население. Люди уходили на новые места, под защиту лесов. Младшие города росли. Подле появлялись боярские вотчины. Правда, боярам-вотчинникам скоро становилось тесно в границах небольших княжеств, а покупать земли за пределами своего удела они не имели права. Это настраивало бояр в пользу объединения, ведь тогда границы расширялись. С успехами земледелия и возрождающегося ремесла оживилась торговля. Города, стоящие на выгодных речных путях, богатели. В Северо-Восточной Руси, оторванной от остальных русских земель, формировалось новое народное самосознание, восходившее к традициям Киевской Руси, но в тоже время имеющее особенности, которые сразу выделяли северо-восточного русского жителя от обитателя Белой Руси или Украины. Даже говорили они несколько по-разному, хотя пока еше прекрасно понимали друг друга. Москва и Тверь выделились как самостоятельные княжества в XIII в.: Тверь — в 1247 г., как удел брата Александра Невского — Ярослава, а Москва—в 1270-х гг., вскоре став уделом младшего сына Александра Невского Даниила. Соперничество Твери и Москвы. Когда эти княжества затеяли между собой соперничество, их князья стали именовать себя великими, вне зависимости от обладания ярлыком на великое княжение владимирское. В начале XIV в. золотой ярлык чаше «гостил» в Твери. Возвышение тверских князей, заставило ордынских правителей искать им «противовес», поэтому первые московские князья, лояльные к Орде, были обласканы татарскими ханами. Борьба Москвы и Твери вызывала внутри Руси междоусобные войны. С 1310 по 1390 гг. произошло 19 таких столкновений. Во- время 10 из них состоялись крупные сражения и взятие городов тверского и московского княжеств. Разница политики В отношении Орды тверские князья вели более неза- тверских и висимую политику, тяготели они к союзу с Литвой. московских князей Первые московские князья (Даниил, Юрий, Иван I Калита, Симеон Гордый и Иван II Красивый) выступали как «верные улусники» Орды, за свои услуги Орде они не раз пользовались благожелательностью и помощью татарских правителей и их окружения. 3. Первые московские князья и их политика. Даниил к концу своего княжения удвоил территорию княжества, отвоевав в 1301 г. у рязанцев Коломну и получив в обход более старшего наследника Переяславское княжество. Князь Юрий Сын Даниила Юрий (1303-1324) захватил у смолян Можайск. Но самым блестящим его успехом был иной. Юрий часто бывал в Орде. Он сумел понравиться жестокому хану Узбеку, и тот оказал ему невиданную честь — выдал за Юрия свою любимую сестру Кончаку (в крещении Агафью). Юрий запросил и золотого ярлыка, обещая поставлять дань большую, чем собирали при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском (был великим князем Владимирским с 1304 г.). Узбек и тут пошел навстречу и отправил Юрия домой с ярлыком и войском. Михаил Тверской готов был уступить владимирский престол. Юрий же жаждал разгрома соперника, но случилось невероятное: татарско-московское войско потерпело поражение в бою с тверичами. Княгиня Агафья попала в плен к тверичам и умерла. Юрий заявил Узбеку, что его жену специально уморили. Михаил был казнен в Орде в 1318 г., золотой ярлык до 1320 г. оставался у Юрия Московского, но в 1320 г. его передали сыну казненного тверского князя Дмитрию Грозные Очи, который доказал, что Юрий присваивает себе часть «ордынского выхода». Дмитрий Грозные Очи вскоре отомстил за отца: встретив в Орде Юрия Данииловича, он убил его «без ханского приказа», за что сам поплатился головой. Однако великого владимирского княжения тверские князья не потеряли. Брат Дмитрия Александр стал новым великим князем. Успехи Москвы при Иване Калите и его сыновьях. Его противником стал коварный и расчетливый московский правитель Иван Данилович (1325—1340). Князь Иван не забывал посещать ханскую ставку. Он одаривал хана, царевичей, ханских жен и вельмож, они платили московскому правителю благосклонностью. Превращение Москвы в общерусский религиозныи центр. После разгрома Киева в 1240 г. православные митрополиты всея Руси лишились надежного пристанища. Митрополит Кирилл II (1250-1280) находился в постоянных разъездах. Вначале он был близок великому князю Галицко-Волынскому Даниилу, но обещание последнего распространить на Руси католичество, если папа римский организует крестовый поход западноевропейских рыцарей в защиту Руси против монголо-татар, сделало союз православного митрополита с галицким князем невозможным. Кирилл II стал ориентироваться на северо-восточных князей, а его преемник Максим (1281-1305) перенес митрополию из Киева во Владимир. Следующий митрополит Петр (1308—1326) заботился прежде всего о самостоятельности церкви. Обстоятельства сделали его личным врагом тверского князя Михаила Ярославича1, и в этой ситуации соперники Твери — московские князья Юрий, а потом Иван Калита, стали его союзниками. Петр подолгу гостил в Москве, здесь и умер. Иван I похоронил митрополита в новом московском Успенском соборе, построенном с благословения Петра, и добился канонизации усопшего митрополита. Так столица получила «своего» святого. Новый митрополит грек Феогност (1328-1353) приехал на Русь с наставлением константинопольского патриарха держать нейтральную линию церкви в княжеских распрях, но Иван Калита сумел расположить к себе Феогноста. Тот стал еще более надежным союзником Москвы и перенес сюда из Владимира резиденцию митрополита Всея Руси. Москва стала не только значимым политическим центром Северо-Востока Руси, но и его главным религиозным центром. Восстание в Твери. Разгром Твери москвичами и татарами. В Твери в 1327 г. вспыхнуло восстание против баскака Чол-хана, родственника Узбека, собиравшего дань. Горожане в схватке перебили всех ордынцев во главе с Чол-ханом (Щелканом), засевшим в княжеском дворце. Лишь коноводы татар, которые пасли лошадей за городом, спаслись и бежали в Москву. Великий князь тверской и владимирский Александр фактически встал на сторону восставших, по крайней мере он не пытался их усмирить. Тем временем Иван I Калита поспешил в Орду. Он вернулся с войском, которое опустошило Тверское княжество. После погрома 1327 г. Тверь так и не оправилась. Судьба тверского князя Александра сложилась трагически. Он скрылся в Пскове, но митрополит Московский и Владимирский Феогност подверг псковичей проклятию за предоставление защиты тверскому мятежнику. Пришлось Александру бежать в Литву. Позже Феогност, желая восстановить политическое равновесие и поднять авторитет церкви, содействовал возвращению князя Александра на Русь. Но по приезде Александр был вызван в Орду и там казнен (1339). Как мы ви днм, многие тверские князья сложили головы в Орде, но и то же время там по воле хана не погиб ни один московский.
1 Михаил поддерживал другую кандидатуру, когда решался вопрос: кто будет митрополитом Руси после смерти Максима. Тверские князья рассчитывали на перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Тверь. Это бы укрепило позиции Твери как общерусскою центра. Тверичи даже выстроили достойный митрополита собор. Был князь Михаил Тверской и противником продажи церковных должностей (симонии), а Петр считал, что это приносит церкви доход и что вообще решать церковные дела может только духовенство. Попытки великого князя владимирского и тверского ставить вопрос о соответствии симонии христианскому учению Петр рассматривал как вмешательство светской власти и церковные дела. Переход золотого ярлыка и права сбора дани в Москву. Усердие московского князя Ивана I было вознаграждено. В 1328 г. хан передал золотой ярлык Москву. Ивану же отдали право сбора «ордынского выхода» (дани). Попытки передачи сбора дани великому князю владимирскому делались и ранее, но закрепился такой порядок только с княжения Калиты. Бунт тверичей подвел под деятельностью баскаков на Руси черту. Сбор дани русским князем не сопровождался такими насилиями, какие творили ордынцы. Население вздохнуло спокойнее. Хан, получая регулярно ордынский выход, тоже был доволен и не посылал на Русь карательных отрядов. Итоги деятельности При Иване I и его сыновьях наступила долгождан- заметил летописец, «престаша татарове воевати землю Русскую». За это время появилось и выросло поколение новых русских людей: они не видели ужаса ордынского погрома и не боялись татар. Эти люди уже могли взяться за меч, чтобы отстаивать свое право на свободу. Собирая дань, возя ханам, как прежде, подарки, Иван Московский не забывал и о своей казне. Часть ордынского выхода утаивалась и накапливалась в московской казне. За скопидомство и богатство Ивана прозвали Калитой. (Калитой на Руси называли кошель для денег.) Столица Ивана Калиты укрепилась новым дубовым кремлем, были поставлены новые соборы. Расширились границы московского княжества. Возможно, при помощи Орды под власть Ивана Калиты попали Углич, Галич, Белоозеро. Иван I как великий князь был князем в Господине Великом Новгороде. Хоть закон того времени и запрещал покупать земли людям из одного княжества в другом, Калита заводил вотчины в чужих владениях и давал их своим боярам. Оценка историками Все историки сходятся на мнении, что в итоге правления Но вот в оценке личности Ивана Калиты, мотивов и методов его деятельности, единого мнения не существует. Последователи великого ученого XIX в. С.М.Соловьева, так называемая школа государственников, усматривала в действиях Калиты далеко идущий политический план возвышения Москвы с учетом глобальных общерусских интересов (восстановление хозяйства Руси, объединение ее политических, военных и духовных сил с перспективой на борьбу за освобождение страны). Его же недостойные методы, типа разгрома Твери в 1327 г., трактовались как общепринятые, обычные в ту эпоху, полную жестокостей и коварства. Заслуженный не менее, чем С.М.Соловьев, корифей русской исторической науки В.О.Ключевский и его последователи полагают, что никакого «политического плана» у Калиты не было, а руководствовался он узкими сиюминутными личными претензиями и интересами своего удела. Он хотел разбогатеть и возвыситься над прочими князьями — ради этого и пресмыкался перед Ордой, которая в тот момент искала противовеса не всегда послушной Твери и враждебной Литве (вспомним, Литва контролировала Западную Белую Русь, смоленское княжество, вела борьбу за Южную Русь, Украину, которую освободила от ига и присоединила к себе в 1362 г.). «Верные улусники» — московские князья, враги Твери и Литвы, пришлись весьма кстати. Ключевский нашел самое слабое место в аргументации своих противников по спору об оценке личности Ивана Калиты. Эти ученые видели в Иване I дальновидного политика потому, что знали дальнейшую судьбу Москвы и Руси, зато из анализа современных Калите документов, например, летописей, межкняжеских договоров или его завещания, такую характеристику Калите дать невозможно. В завещании Иван Калита оставляет в наследство детям перечень земель, городов, сел и богатств (причем «казна» описана с такой подробностью, что упомянуты даже золотые булавки, пуговицы и обрывок цепи в столько-то звеньев). А последнее напутствие Калиты сыновьям содержит приказ: верно служить ордынскому царю. Сыновья Ивана Калиты правили друг за другом: Си меон Гордый1 в 1340-1353 гг., Иван II Красный2 в 1353-1359
Симеон Гордый1 в 1340-1353 гг., Иван II в 1353-1359 гг. Они получили от отца хорошее наследство,действовали в русле отцовской политики. В годы их княжения пришло на Русь страшное бедствие — чума3. Болезнь возникла на Востоке, потом купцами была завезена в Западную Европу, а оттуда вошла в наши края. Волны эпидемии накатывались несколько раз. Люди умирали тысячами. Случалось, из целого города выживало один-два человека. Жертвами болезни стали многие в роду московских князей, втом числе Симеон Гордый и его дети. Не намного пережил Симеона брат. Иван II умер через 6 лет после Симеона в возрасте 33 лет. В княжеской семье мужчин осталось лишь двое — 9-летний сын Ивана Красивого — Дмитрий да его младший двоюродный брат Владимир Андреевич. Инок Пафнутий Боровский являлся своеобразным сочинителем середины XV в. Он любил рассказывать ученикам истории, которые те позже записали. В рассказах Пафнутия Иван Калита идеализирован в духе народной фантазии. В его повествовании прослеживается сочувствие Ивану духовенства Руси. В.О.Ключевскиий так излагал московскую версию прозвища «Калита». «Между прочим, преп. Пафнутий рассказывал, как в 1427 г. был мор великий на Руси... Обмирала тогда одна инокиня и, очнувшись, рассказала, кого видела в раю и кого в аду, и, о ком рассказывала, рассудив по их жизни, находили, что это правда. Видела она в раю великого князя Ивана Даниловича Калиту: так он прозван был, добавлял повествователь, за свое нищелюбие, потому что всегда носил за поясом мешок с деньгами (калиту), из которого подавал нищим, сколько рука захватит... Подходит раз ко князю нищий и получает милостыню; подходит в другой раз, и князь дает ему другую милостыню; нищий не унялся и подошел в третий раз; тогда князь не стерпел и, подавая ему третью милостыню, с сердцем сказал: «На, возьми, несытые зенки!» «Сам ты несытые зенки, — возразил нищий, — и здесь царствуешь, и на том свете царствовать хочешь». Это тонкая хвала в грубой форме: нищий хотел сказать, что князь милостыней, нищелюбием старается заработать себе царство небесное... Видела еще инокиня в аду литовского короля Витовта в образе большого человека, которому страшный черный мурин (бес) клал в рот клещами раскаленные червонцы, приговаривая: «Наедайся же окаянный!» Добродушный юмор, кото- рым проникнуты эти рассказы, не позволяет сомневаться в их народном происхождении. Не смущайтесь хронологией рассказа, не останавливайтесь на том, что в 1 427 г. инокиня даже в аду не могла повстречать Витовта, который умер в 1430 г. У народной памяти своя хронология и прагматика, своя концепция исторических явлений__________________________________________________ 1 Симеон Гордый свое прозвание получил за резкий нрав, который он не раз демонстрировал прочим русским князьям. 2 Иван Красный. Этот, очевидно, недурной лицом правитель имел еще второе прозвание — Милостивый (Милосердный). В отличие от брата имел «тихий нрав» и все дела старался решать мирным путем. 3 В разных странах Западной Европы от великой «черной смерти» погибло от трети до по
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.013 с.) |