Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты внутренней жизни Руси второй половины XI — начала XII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Окняжение земель Во второй половине XI в. началось окняжение земель: почти в каждом большом городе Руси сидел князь. Подражая киевскому правителю, он строил оборонительные укрепления и храмы, привлекал в подвластный ему край переселенцев, бежавших от половецких набегов с юга Руси, селил захваченных в войнах пленников. Переселенцы и пленники часто знакомили местных жителей с более совершенными приемами ведения хозяйства — например, пашенным земледелием, с двупольем или трехпольем вместо подсечного земледелия. Князья заводили свои села, где княжеское хозяйство вели холопы и иные зависимые люди под присмотром огнищанина (управляющего). В городах подле князей и их дружины селились ремесленники, которые на заказ изготовляли оружие, украшения, одежду и иные нужные вещи. Купцы везли сюда заморские, редкие товары. Князья поддерживали внутренний порядок, собирали налоги, творили суд, обеспечивали оборону от внешних врагов. Малонаселенные, порой дикие, окраины, подобные Ростово-Суздальской земле, постепенно стали превращаться в цветущие и сильные уделы. В этих уделах утвердились отдельные ветви рода Рюриковичей. Так в дальнейшем Черниговская земля и Рязань остались за потомками Святослава Ярославича, Переяславская и Владимиро-Суздальская — за Моно-машичами (отпрысками Владимира Всеволодовича Мономаха), Полоцк — за Рогволожьими внуками. Эти уделы выпали из общей очереди, часто переходили от отца к сыну и получили название отчин. Общерусские и князья и бояре середины XI—XII вв. были более занятыместными делами, они не рвались, как Олег и Святослав и их воины, в дальние походы. Часто они с неохотой участвовали в общерусских делах: зачем, думал иной удельный правитель, мне идти по призыву великого князя киевского в поход против половцев, ведь степняки разоряют южные земли, а мое владение не затрагивают. В том его поддерживали бояре. Местное Князь приходил в удел со своей дружиной и боярами. Но, боярство живя подолгу на одном месте, он сближался с местными нарочитыми людьми. Они становились его советниками, пополняли дружину. Пришлые княжеские мужи проникались интересами своей новой малой родины, сближались и роднились со здешней знатью. Постепенно из местной знати и княжеских мужей стал складываться слой местного боярства. Вотчины. Первые русские князья награждали дружину частью военной добычи, подарками, давали воеводам и наместникам право собирать в свою пользу дань на определенной территории (вспомните Свенельда). Централизованный порядок сбора и распределения дани, — когда верховная княжеская власть выступала распорядителем всех благ, — заставлял дружину первых Рюриковичей держаться в городах подле княжеского двора. В конце XI — XII вв. князья стали жаловать землю монастырям и боярам. На этой земле боярин организовывал хозяйство, подобное княжескому в княжеских селах. Села и деревни, принадлежащие боярам, переходили по наследству, безо всяких условий, от отца к детям, — оттого и назывались вотчинами. Вотчинник использовал труд полностью несвободных людей — холопов. Холопами становились рожденные в рабстве, пленники, проданные в рабство за долги (обычно это были не сами должники, а члены их семей — дети, жена). Кроме холопов, в вотчинном хозяйстве работали рядовичи и закупы. Первые заключали с господином договор (ряд) на определенных условиях. Будучи зависимыми людьми, они, взамен утраченной свободы, получали покровительство, которое могло спасти от мести или иных несчастий. Рядовичи обычно являлись старостами или надсмотрщиками за выполнением работ. Закупы утрачивали свободу, потому что брали в долг (купу). По выплате долга и процентов по нему закуп мог получить независимость, но многие были не в состоянии уплатить. Холопы и закупы трудились на барщине, т.е. обрабатывали запашку боярина, пасли его скот и выполняли другие работы непосредственно в его хозяйстве. Часто боярин «сажал» своих людей на землю, выделяя им в пользование надел. За это полагалось платить оброк натурой: отдавать часть урожая, приплода скота, продуктов, добытых промыслами, — меда, воска, мехов, рыбы. Среди категорий древнерусского населения ученые знают еще и смердов. Ряд историков полагают, что смерды — это зависимые крестьяне, которые, в силу каких-то обстоятельств, вынуждены были жить на земле господина. За пользование наделом и угодьями смерды платили собствен- пику земли оброк. Однако смерды не везде были зависимыми людьми. В Новгороде, например, смердами называли свободных крестьян обшинни-ков, а зависимых от вотчинников крестьян именовали сиротами. Русская Правда Князья Ярославичи, должно быть, ощущали недостаток законов, которые отвечали запросам их времени. Древнее обычное право («Закон Русский») устарело, оно возникло еще в первобытном обществе и, например, не говорило, как наказывать воров — татей, посягавших на имущество, хранящееся в княжеской или боярской вотчине, что делать со сбежавшим закупом. Ярослав Мудрый «Уставом» 1016 г. начал кодификацию (запись) нового права, его сыновья в 1072 г. составили «Правду Ярославичей», которая потом дополнилась законами Владимира Мономаха и других поздних князей. Все эти законы вместе и составили древнерусский кодекс «Русскую Правду». «Русская Правда» дошла до нас в трех редакциях: Краткой (самой древней). Пространной (составленной во II половине XII в.) и Сокращенной (которая содержит в себе материал Пространной редакции и более ранние статьи). «Русская Правда» защищала имущество жителей Руси, особенно собственность князей. За кражу пойманный преступник должен был уплатить судебный штраф и возвратить украденное. За убийство «Правда Ярослава» назначала кровную месть, но ограничивала круг родичей, имеющих право мстить (отец, сын, брат, племянник). Если столь близких родных не было, то убийца платил денежный штраф — виру. «Правда Ярославичей» запретила месть вообще и признавала только виру. Жизнь свободного человека оценивалась в 40 гривен, жизнь боярина (княжеского мужа) — в 80 гривен, за убийство чужого холопа платили 5 гривен (убийство своего не наказывалось), жизнь закупа оценивалась тоже в 5 гривен. Большая часть населения Руси были свободные общинники — люди. Люди
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.007 с.) |