ТОП 10:

Центры зарождения государственности у восточных славян.



Борьба с кочевыми народами Славяне, мирно соседствовавшие с угро-финнамииварягами,однако вынуждены были бороться с иными народа­ми, и иногда терпели поражение. Южная часть восточных славян — древ­ляне, поляне, северяне, вятичи — платили дань хазарам(по белке и сере­бряной монете с «дыма», дома).

Кроме того, славяне пострадали от воинственных угров — мадьяр (вен­гров), когда в IX в. те переселялись с востока в Центральную Европу. С пе­ременным успехом воевали восточные славяне с тюрками и волжскими болгарами.

На севере восточнославянского мира появились варяги.Так славяне на­зывали воинственных жителей древней Скандинавии. В Западной Европе их именовали норманнами — северными людьми или викингами. В 859 г. варяги заставили кривичей, ильменских словен и северных угро-финнов (чудь, мерю) платить им дань.

 

Князья — военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях всеми свободными мужчинами соплеменниками.

Центры зарожденияНатиск врагов ускорял процесс слияния восточно-государственностиславянских племен в союзы. Именно союзы племен имеет в виду «Повесть временных лет», говоря о полянах, древлянах и иных племенах. Западноевропейские и византийские авторы IX в. наибо­лее значимыми считали объединения с центрами в Киеве и в Новгороде. Киеву и Новгороду суждено было сыграть решающую роль в объединении всех восточных славян.

На севере...На севере утвердилась варяжская династия.

у Новгорода...Славянские и угро-финские племена прогнали в 862 г. нор­маннов, собиравших с них дань, но, чтобы прекратить начавшиеся междо­усобицы, пригласили к себе править братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рассказ о призвании варягов содержится в «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862)' изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали са­ми собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, ко­торый бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны... Ска­зали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а поряд­ка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Нов­городе, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского ро­да, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — то­му Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах находники (пришельцы) а корен­ное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.»

Историки полагают, что Рюрик был историческим лицом, а вот его бра­тья, по мнению исследователей, персонажи вымышленные2. Территория, где правил Рюрик, постепенно расширялась.

На юге... На юге у полян сначала властвовали коренные князья —

у Киева...потомки легендарных основателей Киева — Кия, Хорива и Щека. Вот что можно прочитать в «Повести временных лет» об основа­нии Киева.

Когда (апостол) Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что не­далеко от Корсуни — устье Днепра... и проплыл в устье... и оттуда направился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий...» И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...

Поляне же жили особо и владели своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривецей. И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев...

Иные же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком, был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Одна­ко, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду (Константинопо­лю). А Кий тот княжил в роде своем, и ходил он к царю (византийскому импера­тору) ... великие почести воздал ему тот царь... Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал местом, и срубил небольшой город, и хотел обосно­ваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие. Так и доныне называ­ют придунайские жители городище то — Киевец*. Кий же, вернувшись в свой го­род Киев, тут и умер, и братья его... и сестра их... тут же скончались.

' Древнерусские летописи вели счет времени от сотворения мира. Чтобы перевести дату в наше летоисчисление (от рождества Христова, н.э.) необходимо отнять 5508 лет.

2 Имена «братьев» переводятся с древнешведского языка как «верные воины» (Трувар) и «род его» (Синеус).

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян... По­сле... были поляне обижаемы древлянами и иными окольными.

«Держава» полян первой половины IX в. была известна и восточным ав­торам: один документ, написанный на персидском языке, сообщает:

«Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинст­венны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходи­мо. Одна часть их — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они еже­годно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Го­род Куяба (Киев)... — место пребывания царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...»

В 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир, по летописи — бывшие дру­жинники Рюрика1. Аскольд и Дир победили древлян, обижавших киев­лян. При Аскольде и Дире поляне прекратили платить дань хазарам, ус­пешно воевали с кочевниками и даже совершили набег к рубежам Визан­тии. Правда, этот поход оказался неудачным.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя все восточнославянские земли. Исход борьбы между ними во многом за­висел от случая.

Образование древнерусского государства. Справочный материал.

План.

I.Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега.

1. Поход новгородского правителя на юг вдоль торгового пути «из варяг в гре­
ки».

2. Покорение Киева. Начало государства Русь.

П. Начало объединения восточных славян в государство с центром в Киеве.

1. Дань и полюдье.

2. Центральное и местное управление на Руси в IX—X вв.

3. Торговые экспедиции.

Аскольду и Диру Рюрик не дал городов в наместничество, и они отправились па юг, па-меРеваясь поступить на византийскую службу. Но, взяв власть в Киеве, остались в земле у полян. Знаменитый историк Б.А. Рыбаков допускает, однако, что это домысел летописца, и считает Аскольда — потомком Кия, а Дира придуманным героем.

 

III. Отношения Руси с Византией в княжение Олега.

1. Поход на Царьград.

2. Торговый договор с Византией.

IV. Княжение Игоря.

1. Походы на Византию. Новый торговый договор.

2. Восстание древлян.

V. Правление (регентство) княгини Ольги.

1. Регламентация дани (налогов) — уроки, погосты, повоз.

2. Отношения Руси с Византией. Крещение Ольги.

VI. Княжение Святослава.

1. Характеристика Святослава.

2. Походы Святослава на Волгу. Разгром Хазарии.

3. Дунайские походы Святослава — причины, ход, итоги.

4. Внутреннее управление Русью в конце княжения Святослава.

Основные понятия и исторические термины.

Дань, полюдье, повоз, урок, погост, закон Русский, обычное право.

Князь, дружина (старшая и младшая), отрок, боярин, воевода.

Христианство, крещение.

Торговый путь «из варяг в греки», Царьград, Византия.

Греки, хазары, печенеги, волжские болгары.

Основные даты.

— призвание варягов. — правление Рюрика — объединение Новгорода и Киева под властью Олега. — правление Олега в Киеве. — поход на Царьград. — торговый договор Руси с Византией. — княжение Игоря. — походы Игоря на греков. — новый торговый договор с Византией. — восстание древлян. — регентство Ольги. — крещение Ольги. — княжение Святослава. — походы на Волгу, разгром Хазарии. — Дунайские походы Святослава. — гибель Святослава у порогов.

862-879

882-912

912-945

941,944

945-962

962-972

965-967

967-968,970-971







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.008 с.)