Общественный строй и хозяйство восточных славян. Хозяйство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный строй и хозяйство восточных славян. Хозяйство



Хозяйство славян было натуральным1. Скотоводство и промыслы играли подсобную роль. Славяне разводи­ли скот и птицу, ловили рыбу, собирали мед, охотились на пушного зверя, изготавливали одежду, утварь, орудия труда, оружие, украшения.

Главным занятием являлось земледелие. На севере восточнославянского мира было распространено подсечно-огневое земледелие2, на юге в лесосте­пи Среднего Поднепровья появилось пашенное земледелие с перелогом3.

По мере распространения плужного земледелия, улучшения инвентаря (применение железных сошников к плугу, появление изогнутой косы «горбуши» и т.д.) урожаи становились богаче, и люди получали не только необходимый для жизни и поддержания хозяйства продукт, но и излишки. Перераспределение излишков провоцировало войны, грабежи, обраще­ние пленников в рабство. Добыча войны — скорая, обильная, стала це­ниться выше плодов мирного труда, несмотря на то, что за нее часто пла­тили жизнью.

Родовая община В VI—IX вв. славяне жили первобытно-общинным строем. Несколько поколений: деды, отцы, дети, вну­ки, а иногда и правнуки, составляли большую семью, которую «Повесть временных лет» называла родом, а историки — родовой общиной. Род имел………….

' Натуральное хозяйство — хозяйство, при котором все необходимое для жизни произво­дится и потребляется на месте.

2 Зимой подсекали деревья, летом выжигали засохший лес, корчевали пни. Вспахивали
поле бревном с сучками (бороной-суковаткой), которое волокли мужчины. Использовали
участок, пока почва не истощалась. Потом его забрасывали и расчищали новый. Такое под­
сечное земледелие требовало совместной работы родичей и приносило урожаи, достаточные
лишь для воспроизводства хозяйства.

3 Роды, поселившиеся на границе леса и степи, чувствовали себя привольней. Они не кор­
чевали лес, а находили свободные черноземные опушки. Их обрабатывали с помощью плу­
га, который тянули волы. По мере сокращения урожайности пашню переносили на новое
место. С восстановлением плодородия возвращались па старое поле. Эту систему называли
перелогом.

.

Соседская община С VII в. по мере развития хозяйства первобытное ра­венство стало уходить в прошлое. Родовая община у восточных славян стала постепенно сменяться соседской, территориаль­ной, которая в старинных документах называется вервью. Несколько об­щин, живших рядом и часто считавших, что происходят они от одного предка, объединялись в племя. Родственные племена составляли племен­ные союзы.

Всоседской общине жили и родственники, и просто соседи. Земля и угодья по-прежнему принадлежали всей общине, но семьи вели индиви­дуальное хозяйство на выделяемых общиной пахотных наделах. Во имя справедливости община время от времени проводила переделы земли.

Имущественное и Уславян постепенно возникло имущественное нера- общественное венство и частная собственность, формировалось об- неравенство щественное неравенство. В племенах выделялась знать. У славян она называлась нарочитая чадь. К знати относились князья1, их родичи, воины -дружинники из княжеского окружения, старейшины родов и вервей.

Знать постепенно возвысилась над соплеменниками. Князь и дружина совершали рискованные набеги в дальние страны, например к рубежам Византии, в случае удачи возвращались с рабами, дорогими тканями, зо­лотом, серебром, драгоценными камнями. Ходили за данью к покорен­ным и искали новых данников. Князья и нарочитая чадь судили, поддер­живали внутренний порядок, первыми отражали натиск иноплеменников.

Как мы видим, аристократия играла важную роль, поэтому племена со­держали ее, давая князю и мужам дары (по крайней мере, в IX в. летопись говорит о сборе дани князьями с соплеменников, как о чем-то привыч­ном), при разделе земли и добычи знать получала лучшую часть. Знатные люди уже не занимались хозяйством сами.

Управление в племенах

Главным органом власти в племенах по-прежнему явля­лись вече (народные собрания). Но авторитет князей, подкрепленный силой их дружины и личными достоинствами предводи­телей, соперничал с вече.

Славяне не имели писанных законов. Князья и старейшины разбирали споры соплеменников, вершили суд, опирались на традиции, которые по­степенно складывались в обычное право, неписаный закон. Этот закон действовал и в первые века существования древнерусского государства. Летописи называли его Закон Русский.

Верования В верованиях славян господствовал политеизм (много-
и обычаи божие). Наиболее древними были культы почитания предков (чуров), пращура (прародителя рода), а также бога Огня небесно­го — Сварога. Славяне верили и в существование различных духов — лес­ных, болотных, речных. Духи делились на злых — упырей, и добрых — бе­регинь. С появлением земледелия на первые места стали выдвигаться бо­ги, олицетворяющие силы природы, от которых зависел успех хлебопаш­ца. Обожествлялась мать Сыра-земля, солнце (боги Сварог, Дажбог, Хорс. Ярило), ветер — Стрибог. Покровителем домашних животных считался «скотий бог» Велес. Многих богов славяне «заимствовали» у соседей, тоже язычников (например, женское божество плодородия Мокошь — у угро-финнов, Хорс и подземный бог Симаргл — у ираноязычных племен).

Многие языческие представления и обряды были жестоки. Убийца чув­ствовал себя чаще всего героем, победителем. С умершими знатными людьми порой хоронили их жен (правда, все старинные документы свиде­тельствуют, что жены сопровождали супругов в последний путь добро­вольно). Перуну приносили в жертву не только животных, но и людей. Различные дары (хлеб, животных, цветы, мед и т.д.) оставляли славяне у деревянных идолов, изображавших их богов и духов. Молились славяне еще у рек и в священных рощах.

В честь богов справлялись различные праздники, на которых первую скрипку играли языческие жрецы — волхвы. Одним из языческих празд­ников, доживших до нашего времени, является Масленица, которую уст­раивают в конце зимы на пороге весны.

В семейных отношениях у славян господствовало многоженство, от ко­торого отказались только в X в. после принятия христианства.

Свято почитали древние славяне обычай кровной мести. За убитого ро­дича мстил весь род. Кровная месть часто была причиной столкновения общин и племен, но она же сдерживала жестокости, т.к. обидчик и его ро­дичи никогда не оставались не наказанными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.008 с.)